ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-70/2021 от 15.06.2021 Нюксенского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2 – 70 / 2021

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения оглашена 15 июня 2021 года.

Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2021 года.

15 июня 2021 года с. Нюксеница

Нюксенский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Согриной Е.В.,

При секретаре Коншиной И.Л.,

С участием заместителя прокурора Нюксенского района Вологодской области Ершова С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нюксенского района к администрации Нюксенского муниципального района об обязании получить разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (блочной модульной котельной) в д. Бор Нюксенского района,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нюксенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Нюксенского муниципального района об обязании получить разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (блочной модульной котельной) в д. Бор Нюксенского района.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Нюксенского муниципального района требований законодательства при подготовке к отопительному периоду 2020-2021 гг., в ходе которой выявлены нарушения закона. По состоянию на 31.03.2021 года паспорт готовности к отопительному сезону 2020-2021 г.г. администрацией Нюксенского муниципального района не получен. Причиной явилось бездействие администрации Нюксенского муниципального района, которая в нарушение требований ст. 743 Гражданского кодекса РФ, а также п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в рамках заключённого муниципального контракта в 2019 году приняла оборудование (котлы) от ООО «Актив Плюс», которое не соответствует технической документации к данному муниципальному контракту. Работа котлов, не отвечающих требованиям пунктов 4.1, 4.10, 4.14, 4.15, 4.17, 6.1, 6.2, 7.4 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2), опасна для жизни и здоровья лиц, обслуживающих котельную, а также ставит под угрозу поставку тепловой энергии в Городищенскую больницу БУЗ ВО «Нюксенская ЦРБ».

В судебном заседании заместитель прокурора Нюксенского района Ершов С.С. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, возложить на ответчика обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу получить разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (блочной модульной котельной) в д. Бор Нюксенского района, поскольку котельная до настоящего времени эксплуатируется без надлежащего разрешения, имеются нарушения при установке и эксплуатации котлов, что может повлечь негативные последствия.

Представитель третьего лица Северо-Западного управления Ростехнадзора и.о. заместителя руководителя Недикова Т.С. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть без её участия, исковые требования поддержала, пояснила, что осмотр блочно-модульной котельной проводился в ноябре 2019 года, в выдаче разрешения отказано.По состоянию на июнь 2021 года осмотр блочно-модульной котельной не проводился, так как заявления о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию блочно-модульной котельной не поступало.

Представитель ответчика администрации Нюксенского муниципального района по доверенности Антюфеева Е.С. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что получение разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки является основной задачей при подготовке к предстоящему отопительному сезону, принимали все возможные меры для получения соответствующего разрешения и ранее, в настоящее время выделены денежные средства для реконструкции, необходимо расширить котельную, чтобы соблюсти необходимые размеры для последующей эксплуатации котлов, произведено в устном порядке согласование с Ростехнадзором, заявленный месячный срок для выполнения работ и получения разрешения будет являться достаточным.

Представитель третьего лица ООО «Городищенское ЖКХ» директор Денисовский А.И. в судебном заседании против требований не возражал, пояснил, что при эксплуатации котельной возникают проблемы, когда необходимо чистить котлы, так как приходится снимать блок стены, что в зимний период, может привести к размораживанию системы.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с п. п. 4, 4.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении".

В силу ч. 3 ст. 14 ФЗ-131 пункты 4, 4.1 не отнесены к вопросам местного значения сельского поселения. Исходя из ч. 4 ст. 14 выше названного закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ) одним из полномочий органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях является выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Согласно п.п. 1, 1.1 ч. 2 ст. 6 Устава Нюксенского муниципального района к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района на территориях сельских поселений муниципального района решают следующие вопросы местного значения сельских поселений: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении".

Таким образом, организация в границах сельских поселений теплоснабжения, осуществление контроля за выполнением мероприятий по строительству, объектов теплоснабжения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, является вопросом местного значения Нюксенского муниципального района.

В соответствии с ч.1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверке готовности к отопительному периоду подлежат муниципальные образования, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

В силу ч.2 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления, а в ценовых зонах теплоснабжения органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22.1 федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» разрешение на допуск в эксплуатацию объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки удостоверяет соответствие объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки и условий их эксплуатации обязательным требованиям (далее - разрешение на допуск в эксплуатацию) и выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. (ч. 1) Порядок, случаи и условия выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию определяются Правительством Российской Федерации. (ч.6).

Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" установлено, что новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах (п. 1.3.1.).

Перед опробованием и приемкой должны быть подготовлены условия для надежной и безопасной эксплуатации энергообъекта: укомплектован, обучен (с проверкой знаний) электротехнический и электротехнологический персонал; разработаны и утверждены эксплуатационные инструкции, инструкции по охране труда и оперативные схемы, техническая документация по учету и отчетности; подготовлены и испытаны защитные средства, инструмент, запасные части и материалы; введены в действие средства связи, сигнализации и пожаротушения, аварийного освещения и вентиляции (п. 1.3.9.).

Перед допуском в эксплуатацию электроустановки должны быть приняты потребителем (заказчиком) в установленном порядке (п. 1.3.10.).

В силу положений Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, регламентирующих приемку и допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок, новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими Правилами (п. 2.4.1.).

Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов (п. 2.4.2.).

Если смонтированные тепловые энергоустановки передаются на техническое обслуживание энергоснабжающей организации, то техническая приемка их от монтажной и наладочной организаций проводится совместно с энергоснабжающей организацией (п. 2.4.10.).

Включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию. Для наладки, опробования и приемки в работу тепловой энергоустановки срок временного допуска устанавливается по заявке, но не более 6 месяцев (п. 2.4.11.).

Приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 № 212 утвержден Порядок организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок должностными лицами органов Ростехнадзора. Согласно п. 4 которого перед осмотром энергоустановки должностное лицо службы рассматривает представленную заявителем документацию на соответствие ее техническим регламентам, проекту, исполнительной документации и техническим условиям, требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов службы и других федеральных органов исполнительной власти, на полноту проведенных наладочных работ и испытаний энергоустановки и правильность оформления протоколов, на наличие эксплуатационной и организационно-распорядительной документации, наличие и достаточность квалификации персонала и его готовность к эксплуатации энергоустановки, на наличие сертификатов соответствия национальным стандартам (согласно утвержденному перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации).

На территории муниципального образования Городищенское функционирует находящаяся в муниципальной собственности Нюксенского муниципального района котельная блочная модульная, закрепленная на праве хозяйственного ведения за МП «Водоканал». По договору аренды от 9 августа 2020 года котельная передана в аренду (временное пользование) ООО «Городищенское ЖКХ».

Поставка блочной модульной котельной в д. Бор была осуществлена по заключённому муниципальному контракту от 19.04.2019 года между Комитетом по управлению имуществом администрации Нюксенского муниципального района и подрядчиком ООО «Актив плюс» в августе 2019 года, произведён запуск.

Согласно акту приёмки от 05.08.2019 блочная модульная котельная принята приёмочной комиссией, при этом в акте отражено, что котлы установлены большей мощностью (0,23 МВт), чем предусмотрено по техническому заданию (0,15 МВт). В котельную были установлены котлы не только большей теплопроизводительностью, чем указано в техническом задании, но и большими размерами (план: длина – не более 900 мм, ширина – не более 800 мм, высота – не более 1300 мм, факт: длина – 1550 мм, ширина – 950 мм, высота – 1590 мм). В связи с поставкой котлов, не соответствующих по размерам котлам, указанным в техническом задании, внутри котельной не соблюдены расстояния, обозначенные в требованиях ПУБЭК, СП89.13330.2016.

Актом осмотра тепловой энергоустановки от 21.11.2019 №52-98/АН, составленного представителем Ростехнадзора, блочно-модульная котельная д. Бор, Нюксенского района в эксплуатацию не допущена, составлен акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 30.10.2019 №52-219-479/Амо, согласно которому администрацией Нюксенского муниципального района не выполнен пункт 3 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 №103 (не получено разрешение от органов Ростехнадзора на эксплуатацию вновь построенной котельной, отапливающей здание Городищенской амбулатории по адресу: Вологодская область, Нюксенский район, д. Бор), таким образом администрация к работе в отопительный период 2019-2020 годов была не готова.

Распоряжением Северо-Западного Управления Ростехнадзора №33-305/Рмо от 06.10.2020 образована комиссия по проведению проверки по готовности к отопительному периоду 2020-2021 г.г. Нюксенского района. По результатам проверки, проведенной 22.10.2020, установлено, что администрация Нюксенского муниципального района не готова к отопительному периоду, в связи с тем, что не получено разрешение на эксплуатацию построенной блочной модульной котельной в д. Бор Нюксенского района, поскольку не выполнены требования ПУБЭК, СП89.13330.2016, в котельной д. Бор, а именно:

- расстояние от фронта котлов до противоположной стены составляет 2,2 метра (нарушение п. 6.21 СП89.13330.2016 - расстояние от фронта котлов или выступающих частей топок до противоположной стены котельного помещения должно составлять не менее 3 метров).

- перед фронтом котлов установлено насосное оборудование и электрощит на близком расстоянии около 0,4 м от котлов (нарушение п. 4.15 ПУБЭК, п. 6.23 СП 89.13330.2016 - при установке котельного вспомогательного оборудования и щитов управления перед фронтом котлов должна быть обеспечена ширина свободных проходов вдоль фронта не менее 1,5 м и установленное оборудование не должно мешать обслуживанию котлов).

- котлы вплотную примыкают к стене котельной (нарушение п. 4.16 ПУБЭК, п. 6.25 СП89.13330.2016 - при установке котлов требующих бокового обслуживания ширина проходов между котлами и стеной помещения должна быть не менее 1,5 м).

Таким образом, администрацией Нюксенского муниципального района не получено разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (блочной модульной котельной) в д. Бор Нюксенского района, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком полномочий по организации в границах поселения теплоснабжения, создает опасность для жизни и здоровья лиц, обслуживающих котельную, и ставит под угрозу поставку тепловой энергии в Городищенскую больницу БУЗ ВО «Нюксенская ЦРБ». При указанных обстоятельствах обращение прокурора с иском о возложении на ответчика обязанности получить разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (блочной модульной котельной в д. Бор Нюксенского района) соответствует требованиям закона.

Доказательств, опровергающих выводы суда, ответчиком в судебном заседании не представлено.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимо время, суд полагает целесообразным определить для исполнения решения суда срок в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Нюксенского района Вологодской области удовлетворить.

Возложить на администрацию Нюксенского муниципального района обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу получить разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (блочной модульной котельной в д. Бор Нюксенского района Вологодской области).

Составление мотивированного решения отложить до 18 июня 2021 года

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Нюксенский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.

Судья Е.В. Согрина