№
Решение
Именем Российской Федерации
25 июня 2021 года п. Нижняя Пойма
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Симаковой И. А., при секретаре Шаповаловой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Ефремова Владислава Владимировича к ООО «Биллинг24», ООО «Рециклинговая компания», о признании действий незаконными и восстановлении права на получение услуги, о признании недействительным договора на предоставление услуги обращения с твердыми коммунальными отходами, заключенного на имя истца без его участия, об обязании ответчиков заключить договор на предоставление услуги обращения с ТКО в рамках действующего законодательства, о признании незаконным бездействия в части доступа к информации, обязании направить договор и расчетную документацию,
установил:
истец требует о признании договора на предоставление услуги обращения с твердыми коммунальными отходами, заключенного на имя истца без его участия, недействительным, обязании ответчиков заключить договор на предоставление услуги обращения с ТКО, о признании незаконным бездействия в части доступа к информации, обязании направить договор на предоставление услуги обращения с ТКО и расчетную документацию.
Требования мотивированы тем, что с начала 2020 года истцу по месту жительства регулярно поступают платежные документы для внесения платы за услугу обращения с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО), сумма задолженности составляет 1572,54 рубля. Требования об уплате задолженности высылают ответчики. Из платежных документов видно, что ПАО Сбербанк без распоряжения истца открыл счет на имя Ефремова В.В. для осуществления платы за указанную услугу. В платежных документах указан счет банковского абонента вместо установленного законом специального счета 40821. Расчетный счет, открытый на имя истца, содержит в себе код валюты 810 вместо установленного кода валюты 643. Услуга обращения с ТКО по месту жительства истца оказывается с июля 2020 года. Договора с ответчиками на оказание данной услуги истец не заключал. Данной услугой истец не пользуется, так как считает заключенным без его участия договор незаконным. Оплата по услуге будет выражать согласие истца с договором и с долгом. По результатам переписки с ответчиками копия договора оферты на предоставление услуг обращения с ТКО для ознакомления и согласования истцу не представлена. Оспариваемый договор истец считает заключенным в одностороннем порядке и потому недействительным, а действия ответчиков считает незаконными. Искусственное создание долга и требование ответчиком его уплаты полагает уголовно наказуемыми действиями по ст. ст. 159, 163 УК РФ. Истец полагает, что ответчики уходят от уплаты налогов и выводят денежные средства через счет банковского абонента в офшорную зону, при этом во избежание ответственности оформляют и направляют платежные документы с нарушением установленных правил, имея мошеннический умысел. Истцу не понятно, откуда у ответчиков взялись его персональные данные и на каких основаниях они используются, так как согласия на обработку указанных данных Ефремов В.В. не давал. Действия ответчиков по использованию персональных данных истца полагает незаконными. Также 29.09.2020 года истец обращался к ответчикам с запросом о предоставлении на ознакомление оспариваемого договора с документами и расчетной документацией, данная просьба не удовлетворена л. д. 4-10, 59-60.
Определением суда от 27 апреля 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Служба строительного надзора и контроля по Красноярскому краю, ООО «Планета-Сервис».
Ответчиками поданы возражения, согласно которым заявленные требования считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению, не соответствующими фактическим обстоятельствам по делу л. д. 63-65, 77-80.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания уведомлены; стороны представили письменные заявления с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие.
На основании ч. ч. 3-5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с ч. ч. 1-2 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
На основании ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
По смыслу закона, к правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТКО), применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. п. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закона раскрыта в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в ранее действовавшей редакции ст. 154 ЖК РФ не были отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст. 157 ЖК РФ.
Как следует из Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года N 155 под потребителем понимается гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов. Под исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору. Под твердыми и жидкими бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт помещений и др.).
В силу п. п. 6, 17 указанных Правил исполнитель, являющийся коммерческой организация не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по вывозу бытовых отходов при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги. Исполнитель не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Если исполнитель уклоняется от заключения договора, потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Потребитель в случаях нарушения исполнителем условий договора вправе по своему выбору поручить оказание услуг третьим лицам или выполнить их своими силами, потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов, потребовать уменьшения цены за оказание услуг, расторгнуть договор об оказании услуг.
В соответствии с п. 7 Правил заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг. Форма документа устанавливается исполнителем.
В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 8 Закона в ранее действовавшей редакции, к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
В соответствии с п. п. 1, 4, 5, 6 ст. 24.6 Закона, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 года принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
Таким образом, в силу закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Материалами дела установлено следующее.
Истец Ефремов В.В. проживает в жилом помещении по адресу <адрес><адрес><адрес>. д. 39-44.
ООО «Биллинг24» предъявлены истцу платежные документы с размером платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами л. д. 14, 160-167.
29 сентября 2020 года и 08 ноября 2020 года истец обращался к ответчикам с заявлением о согласии заключить договор с июля 2020 года, просит направить копию договора–оферты л. д. 15-21, 45-47, 50-51.
Согласно ответам ООО «Биллинг24» от 24 декабря 2020 года, от 02.11.2020 года, данных истцу, разъяснено, что предложение регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Планета-Сервис», а затем ООО «Рециклинговая компания», о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей Канско-Абанской технологической зоны (публичная оферта) было опубликовано в газете «НАШ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ» № 34/1212 от 13.05.2020, а также на официальных сайтах регионального оператора. Поскольку Ефремов В.В. в установленные срок не обратился с заявкой на заключение договора ни в ООО «Планета-Сервис», ни в ООО «РК», договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным с 01.01.2019 с ООО «Планета-Сервис» (типовая форма, утвержденная постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156), с 01.05.2020 – с ООО «РК», и подлежит надлежащему исполнению. Также разъяснен порядок открытия счета и возможность использования рублей при оплате спорной услуги л. д. 25-28, 130-133.
Согласно приказу Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 21.05.2918 года № 1/974-од статус регионального операторам по обращению с ТКО присвоен ООО «Планета-Сервис» на территории Канской технологической зоны Красноярского края на 10 лет л. д. 66.
В соответствии с соглашениями от 20 августа 2019 года, от 24 декабря 2019 года, приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 24.12.2019 № 77-2074-од, по результатам конкурсного отбора, проводимого Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края, 29.03.2020 г., Обществу с ограниченной ответственностью Рециклинговая компания» (далее - ООО «РК»), ИНН 2461225916, присвоен статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Канско-Абанской технологической зоны Красноярского лая, сроком на 10 лет, в которую входит Нижнеингашский район л. д. 66 оборот-70, 81-115, 117-127.
Публичная оферта регионального оператора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей Канско-Абанской технологической зоны, информация о том, что с мая 2020 г. ООО «РК» приступило к исполнению обязанностей регионального оператора, опубликована в газете «НАШ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ» № 34/1212 от 13.05.2020 года. Информация о начале деятельности Регионального оператора Канско-Абанской технологической зоны Красноярского края и типовой договор по оказанию услуг ТКО, также были размещены в открытом доступе на сайте Министерства экологии и природопользования Красноярского края, Официальном сайте ООО «РК», официальном сайте администрации Нижнеингашского района в соответствующем разделе портала ГИС ЖКХ л. д. 67, 70, 116.
На основании агентского договора № 02/2020 от 24.08.2020 г. ООО «Биллинг24» осуществляет обязанности Платежного агента по сопровождению и ведению базы данных финансово-лицевых счетов потребителей проживающих в Лесосибирской Технологической зоне Красноярского края, организации начисления потребителям платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, формирование печати, и доставке платежных документов потребителям, приему платежей потребителей предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами л. д. 71-74.
По делу установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО для физических лиц между истцом и ответчиком в лице ООО «Рециклинговая компания» фактически является заключенным, вступил в силу на 16 рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора; учитывая обоснованность выставления в адрес истца квитанций об оплате вышеуказанных услуг, фактическое представление ответчиком указанных услуг, наличие у истца обязанности, предусмотренной действующим законом, по исполнению условий договора, предусматривающих предоставление услуг, связанных с обращением с ТКО и оплате таких услуг, оснований для удовлетворения исковых требований истца о возложении на ответчика обязанности заключить указанный договор не основаны на законе.
Довод истца о том, что он не давал согласия ответчикам на заключение договора об оказании услуг по обращению ТКО, в связи с чем договор не мог быть заключен основан на неверном толковании Ефремовым В.В. приведенных норм материального права, из которых следует, что на собственника ТКО возложена самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором; совершение потребителем каких-либо конклюдентных действий, свидетельствующих о согласии заключить такой договор, также не требуется.
Доказательств, свидетельствующих о самостоятельной утилизации истцом твердых бытовых отходов, в том числе данных о заключении им договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к ответчику о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, истцом суду не представлено.
Также не имеется правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании неправомерными действий ответчиков в части нарушения неимущественных прав истца, связанных с защитой персональных данных, так как в соответствии со ст. 3, п. 5 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ответчик в лице ООО «Рециклинговая компания». являясь стороной договорных отношений, имеет право на получение и обработку персональных данных истца; разглашение персональных данных истца (его фамилии, имени, отчества) иным лицам ответчиком не было допущено.
Также не имеется оснований для признания незаконными действий ответчиков в части непредоставления истцу на ознакомление спорного договора и расчетной информации, поскольку оспариваемый истцом договор заключен посредством направления публичной оферты (предложения заключить договор) ООО «РК», и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной согласно п. 2 ст. 432 ГК РФ; счета за оказанную услугу по вывозу ТКО истцу направлялись.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Ефремова В.В., заявленных к ответчикам, у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований Ефремову Владиславу Владимировичу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий