ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-71-2020 от 17.02.2020 Калининского районного суда (Краснодарский край)

К делу №2-71-2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Краснодарский край 17 февраля 2020 года

Калининский районный суд в составе председательствующего Чахова Г.Н., при секретаре Булгаковой М.Б., с участием представителя стороны истца Администрации МО <адрес> по доверенности Рябухина Ю.С., представителя ответчика Кожевникову М.С. по доверенности Кожевников С.Г., представителя Управления градостроительства и благоустройства администрации МО <адрес> по доверенности Игнатенко Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации МО <адрес> к Кожевникову М.С. об устранении нарушений земельного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО <адрес> обратилось в Калининский районный суд с исковым заявлением к Кожевникову М.С. об устранении нарушений земельного законодательства, в котором указано, что в соответствии со ст.72 ЗК РФ и ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена функция проведения муниципального земельного контроля.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, с учетом положения ст.72 ЗК РФ.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта РФ данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

По результатам выезда рабочей группы по анализу и соблюдению правового режима использования земель и расположенных на них объектов на предмет соответствия их фактического использования установленному соответствующими документами, ДД.ММ.ГГГГ выявлено нарушение несоответствия вида разрешенного использования земельного участка по адресу <адрес>-А, так как на земельном участке расположена гостиница, на здании имеется вывеска «HOTEL».

Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:10:0104001:61, площадью 900 кв.м., вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу <адрес>-А принадлежит Кожевникову М.С. на праве собственности.

ДД.ММ.ГГГГ управлением градостроительства и благоустройства администрации МО <адрес> в адрес ответчицы направлено письмо о несоответствии вида разрешенного использования земельного участка и необходимости его изменения. Согласно данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте ФГУП «Почта России» pochta.ru (...) письмо ответчицей было получено ДД.ММ.ГГГГ.

В рамках исполнения функции по муниципальному земельному контролю уполномоченным органом-отделом муниципального земельного контроля управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования <адрес> на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении планового (рейдового) задания на проведение планового рейдового осмотра, обследований земельных участков» проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование земельного участка по адресу <адрес>-А, с КН 23:10:0104001:61, площадью 900 кв.м, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства.

При проведении осмотра было выявлено, что на указанном земельном участке расположено здание с вывеской «HOTEL». Таким образом, установлено, что объекты, расположенные на земельном участке продолжают функционировать, вывеска не снята. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки соблюдения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, фото-таблицей. Данные обстоятельства являются нарушением норм действующего законодательства РФ.

Несмотря на полученное письмо о необходимости приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие, до настоящего времени ответчица в уполномоченный орган не обращалась и нарушения не устранила.

В соответствии со ст.7 ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

«Разрешенное использование земельного участка» - важнейшее правовое понятие, предопределяющее отнесение земель к той или иной категории и их правовой режим в целом, что является одним из принципов земельного законодательства, предусмотренных подп.8 ст.1 ЗК РФ.

Таким образом, в нарушение установленного законодательством порядка использования земельного участка, земельный участок используется не по целевому назначению и разрешенному использованию.

Как установлено ч.1 ст.65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В силу положений п.8 ч.1 ст.1 ЗК РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно ст.42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

В соответствии со ст.85 ЗК РФ, правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

В силу ст.36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Из указанного следует, что собственник земельного участка обязан использовать принадлежащий ему земельный участок по своему усмотрению в соответствии с целевым назначением данного земельного участка либо принять меры к изменению вида разрешенного использования земельного участка.

Согласно ч.1 ст.387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Советом Калининского сельского поселения <адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении земельного налога в Калининском сельском поселении <адрес>», в котором налоговая ставка градируется в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка, и в отношении земельных участков занятых жилищным фондом установлена налоговая ставка в размере 0,15% от кадастровой стоимости участка, а в отношении прочих, в том числе земельных участков с видом разрешенного использования - для ведения предпринимательской деятельности, 1,5% кадастровой стоимости участка.

Таким образом, неисполнение Кожевникову М.С. требований земельного законодательства влечет за собой недополучение бюджетом Гривенского сельского поселения денежных средств от взимания земельного налога, что нарушает права и законные интересы муниципального образования <адрес> и неопределенного круга лиц.

Незаконное использование земельных участков на территории муниципального образования <адрес> нарушает права и интересы муниципального образования <адрес>.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлено, что одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу для его нарушения.

На основании изложенного, сторона истца просит суд обязать Кожевникову М.С. принять меры к устранению допущенных нарушений земельного законодательства РФ, выразившиеся в использовании не по целевому назначению земельного участка с КН 23:10:0104001:61, площадью 900 кв.м, расположенного по адресу <адрес>-А путем оформления в установленном законом порядке изменения вида разрешенного использования данного земельного участка с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «Гостиничное обслуживание», в трех месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

Ответчица, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. Представитель ответчицы просил рассмотреть дело в отсутствие ответчицы с его участием. Суд, при указанных обстоятельствах, в порядке ст.167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении дела без участия ответчицы, с участием ее представителя.

В судебном заседании представитель стороны истца Администрации МО <адрес> по доверенности Рябухина Ю.С. поддержала доводы и требования иска в полном объеме, настаивала на удовлетворении иска. Представитель Управления градостроительства и благоустройства администрации МО <адрес> по доверенности Игнатенко Н.И. поддержала иск стороны истца.

В судебном заседании представитель ответчика Кожевникову М.С. по доверенности Кожевников С.Г. возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в иске отказать.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено в судебном заседании, ответчик является собственником земельного участка, расположенного по адресу <адрес>-А.

Земельный участок имеет площадь 900 кв.м, КН 23:10:0104001:61. В соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации было произведено межевание земельного участка и установлены его границы. Видом разрешенного использования земельного участка является «для личного подсобного хозяйства.

На указанном земельном участке находится объект капитального строительства - жилой дом, площадью 499,6 к в.м. В настоящее время данный жилой дом ответчик для постоянного проживания не использует, поскольку имеет место жительство по иному адресу.

Надлежащих сведений о расположении на земельном участке гостиницы и нарушения вида разрешенного использования - материалы дела не содержат, в свою очередь надпись на стене дома «HOTEL», указанная в акте планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ, фактически не может указывать на то, что земельный участок используется не по назначению. Кроме того, из представленного стороной истца акта осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается сведений о том, на каком основании рабочей группой был сделан вывод о расположении на земельном участке гостиницы.

Согласно ответам заместителя начальника межмуниципального отдела по Калининскому, Красноармейскому и <адрес>м Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, было отказано в проведении внеплановой проверки и в привлечении Кожевникову М.С. к административной ответственности. Также в указанных ответах Росреестра указано на нарушения, допущенные должностными лицами администрации МО <адрес> при проведении осмотров земельного участка и составлении документов по результатам таких осмотров, а также на нарушение правил взаимодействия органов, осуществляющих земельный надзор и контроль.

Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) «...при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления».

При указанных обстоятельствах, сведений о нарушении ответчиком вида разрешенного использования земельного участка не имеется, в связи с чем в удовлетворении требований стороны истца необходимо отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Администрации МО <адрес> к Кожевникову М.С. об устранении нарушений земельного законодательства – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.