Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры — Судебные акты
Дело №2-710/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2011 года г.Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Чебаткова А.В.
при секретаре Мельникове И.И.
с участием:
представителя истца Глушкова М.А.
представителя ответчика Александрова П.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ООО «РН-Юганскнефтегаз» об обязании ликвидации загрязнений и рекультивации земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Ханты-Мансийский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к ООО «РН-Юганскнефтегаз (далее ООО «РН-ЮНГ), в котором просит обязать ответчика осуществить восстановление участка водного объекта (болота) в районе кустовой площадки Приразломного месторождения, загрязнённого газоводонефтяной эмульсией в результате некатегорийного отказа нефтесборного трубопровода Приразломного месторождения нефти в Ханты-Мансийском районе. В обосновании своих требований прокурор указал на то, что при проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере охраны окружающей среды при добыче, транспортировке и переработке углеводородного сырья предприятием ООО «РН-ЮНГ» при эксплуатации трубопровода расположенного на территории Приразломного месторождения Ханты-Мансийского района были выявлены факты грубого нарушения требований природоохранного законодательства при осуществлении ликвидации последствий разлива нефти на указанном трубопроводе. Так, 11 июля 2011 года, на нефтесборном трубопроводе Приразломного месторождения нефти, по причине коррозии, произошёл порыв, с выходом нефтесодержащей жидкости в окружающую среду, при этом площадь загрязнения в результате разлива составила 0,61 га.
Ответчиком необходимые мероприятия по восстановлению природного объекта (болота), загрязнённого газоводонефтяной эмульсией не выполняются.
Загрязнение природного объекта оказывает вредное воздействие на окружающую среду и влечёт деградацию земель, водных объектов, резкое снижение общей численности микроорганизмов. Кроме того, невыполнение работ по рекультивации, восстановлению может привести к дальнейшему распространению загрязнения и увеличению площади нарушенных земель, водных объектов.
Непроведение ООО «РН-ЮНГ» своевременной рекультивации загрязнённого земельного участка, а также невыполнение работ по восстановлению природного объекта грубейшим образом нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и свидетельствует о непринятии ответчиком мер к снижению негативного воздействия на окружающую среду.
В судебном заседании представитель истца Глушков М.А. требования уточнил, просит обязать ООО «РН-ЮНГ» в срок до 31 декабря 2014 года произвести рекультивацию земельного участка лесного фонда площадью 858 кв.м., расположенного около кустовой площадки Приразломного месторождения Ханты-Мансийского района, нарушенного в результате некатегорийного отказа нефтесборного трубопровода Приразломного месторождения. В остальном заявленные требования поддержал в полном объёме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика Александров П.Ю. с требованиями не согласен в полном объёме, просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать, так как требования являются преждевременными.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:
В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе поверхностные воды, к которым на основании пп. 4 п. 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации относятся и болота, загрязнение которых нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами в силу требований ст.57 Водного кодекса Российской Федерации запрещено.
Статьями 34,39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года предусмотрено, что эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со ст.46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года, эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании нефтесборный трубопровод Приразломного месторождения эксплуатируется ООО «РН-ЮНГ» в целях транспортировки газоводонефтяной эмульсии.
11 июля 2011 года на данном трубопроводе вследствие коррозии произошёл порыв, при этом площадь загрязнения в результате разлива составила 0,61 га.
Допущенное ответчиком загрязнение окружающей среды в результате отказа нефтесборного трубопровода, где расположен водный объект - болото, а также не проведение своевременных мероприятий по ликвидации разлива водонефтяной эмульсии напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределённого круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в Ханты-Мансийском районе ХМАО - Югры, на благоприятную окружающую среду и создаёт реальную угрозу причинения существенного вреда окружающей среде, а также угрозу нарушения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации. Данное право является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
Согласно ст.77 Закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ч.2 ст.314 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.
Пунктом 8 «Правил организации мероприятий по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 года № 240 предусмотрено, что работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязнённых территорий и водных объектов осуществляется в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы. Указанные работы могут считаться завершёнными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в донных отложениях водных объектов, при котором исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории, а также обеспечивается возможность целевого использования водных объектов без введения ограничений.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым возложить на ответчика, за счёт собственных средств, обязанность по восстановлению водного объекта - болота, расположенного в районе вышеуказанного нефтесборного трубопровода.
В судебном заседании, ответчиком доказательств, подтверждающих восстановление в полном объёме естественного состояния водного объекта, загрязнённого водонефтяной эмульсией в результате порыва нефтесборного трубопровода, суду представлено не было.
Не представлен суду и имеющий положительное заключение государственной экологической экспертизы проект восстановления водного объекта, в соответствии с которым осуществляются работы по ликвидации последствий разлива нефти и нефтепродуктов.
Кроме того, в соответствии с п.п.14,18,21 «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (утверждённых совместным приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 года № 525/67), для организации приёмки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, решением органа местного самоуправления создаётся специальная постоянная комиссия по вопросам рекультивации земель. Приёмку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается председателем (заместителем) постоянной комиссии в 10-дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли.
Представителем ответчика суду не представлено документов, подтверждающих передачу уполномоченной комиссии восстановлённый участок водного объекта.
В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «РН-Юганскнефтегаз» в срок до 31 декабря 2014 года произвести рекультивацию земельного участка лесного фонда площадью 858 кв.м., расположенного около кустовой площадки Приразломного месторождения Ханты-Мансийского района, нарушенного в результате некатегорийного отказа нефтесборного трубопровода Приразломного месторождения.
Взыскать с ООО «РН-Юганскнефтегаз» госпошлину в бюджет города окружного значения Нефтеюганск 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей жалобы (представления) через Нефтеюганский районный суд.
Судья: подпись