ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7103/13 от 23.10.2013 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-7103/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 октября 2013 года г. Волгоград

Центральный районный суд гор. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Любченко А.А.,

при секретаре Карватюк А.О.,

с участием помощника прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда Федяниной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда в защиту прав неопределенного круга лиц, интересов РФ к ООО «Информационный сервис» о прекращении обеспечения технической возможности доступа пользователей к вредоносным интернет-ресурсам,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тракторозаводского района г.Волгограда обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц, интересов РФ к ООО «Информационный сервис» о понуждении прекратить обеспечение технической возможности доступа пользователей к сайту: ... путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP адрес: №...

Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что проведенной проверкой выявлено, что в 2013 году в сети интернет на сайте: http://www.binvesto.com/p/g.html посредством размещения текстовой информации объявлено о запуске механизма, который совместил в себе игру в виде Интернет-Аукциона по обмену правом на покупку инвестиционной недвижимости, позволяющий удачливому и активному игроку практически без всяких вложений получить доступ к ресурсам других участников, а также инвестиции в виде возможности в дальнейшем использовать эти ресурсы для приобретения в долевую собственность реальной недвижимости, приносящей своему владельцу постоянный рентный доход. Из обращения также следовало, что создаваемая структура не планирует куда-либо инвестировать средства участников проекта. Прибыль участники будут получать за счет денег, ранее внесенных другими участниками. В соответствии с письмом Федеральной службы по финансовым рынкам России от ДД.ММ.ГГГГ № №... в отношении ООО «Берегиня Инвест» имеется информация, содержащая признаки осуществления ими деятельности по построению «финансовой пирамиды». Действия автора проекта ООО «Берегиня Инвест» направлены на создание системы, действующей по принципам уголовно-наказуемого мошенничества. Рассматриваемый сайт является проводником идей системы и средством привлечения новых участников, что свидетельствует о его вредоносности. Реализация объявленных указанной организацией планов неконтролируемого привлечения инвестиций граждан способно причинить вред интересам неопределенного круга лиц, а так же государству. Последствия деятельности «финансовых пирамид», по мнению Федеральной службы по финансовым рынкам России, представляют опасность для значительного числа граждан. Осуществление связи с помощью Интернета и других телекоммуникационных сетей подпадает под определение электросвязи, данное в Уставе Международного союза электросвязи, который также предусматривает, что государство вправе прервать любую «...частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государству или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия» (ст. 34 Устава). Обеспечение технической возможности доступа пользователей к интернет-сайту ..., IP адрес: №...,в Волгограде осуществляет интернет-провайдер ООО «Информационный сервис».

В судебном заседании помощник прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда Федянина О.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Информационный сервис» в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав истца, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Государство, в соответствии с ч.1 ст.34 Конституции РФ, гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, если таковая не запрещена законом.

Пунктами 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Как следует из материалов дела, в 2013 году в сети интернет, на сайте: ... посредством размещения текстовой информации объявлено о запуске механизма, который совместил в себе игру в виде Интернет-Аукциона по обмену правом на покупку инвестиционной недвижимости, позволяющий удачливому и активному игроку практически без всяких вложений получить доступ к ресурсам других участников, а также инвестиции в виде возможности в дальнейшем использовать эти ресурсы для приобретения в долевую собственность реальной недвижимости, приносящей своему владельцу постоянный рентный доход. Из обращения также следовало, что создаваемая структура не планирует куда-либо инвестировать средства участников проекта. Прибыль участники будут получать за счет денег, ранее внесенных другими участниками.

Предполагается, что проект будет работать по следующей схеме. Человек, заявляет о своем участии в Интернет-Аукционе посредством регистрации на официальном сайте компании «Берегиня Инвест» http://www.binvesto.com/p/g.html, для получения личного кабинет и последующей покупки определенного количества долей (опционов). Покупка опционов осуществляется только за условные единицы (У.Е.) платежных систем MeRa и Perfect Money. Стоимость 1 опциона = 1 У.Е. При этом ответственности по операциям компания не несет. При каждой покупке опционов независимо от количества приобретаемых опционов участник в качестве благодарности добровольно передает компании 10% от купленных им опционов.

Для приобретения размера долей и очередности приобретения недвижимости из Фонда участники проводят между собой аукцион, состоящий из нескольких расчетов (сессий). Количество сессий в рамках одного аукциона не ограничено. Сессия представляет собой распределение 50% У.Е., полученных в результате покупки опционов участниками, по всем участникам, пропорционально количеству опционов у этих участников. В период проведения сессии личный кабинет участников блокируется до полного завершения всех расчетов. После завершения сессии участники могут увидеть количество рассчитанных У.Е. и кнопку для вызова этих У.Е. на свой личный кошелек в одной из платежных систем. Решение о выводе У.Е. участник принимает самостоятельно в любое время после проведения сессии, при этом не выведенный остаток У.Е. переходит на следующую сессию и плюсуется к очередному расчету.

За приглашение новых участников к участию в аукционе участник получает подарки (реферальные бонусы) в размере 50% от количества опционов, которые приобрел его лично приглашенный (1-я линия), либо с трех линий 30%-10%-10%. Реферальные бонусы выплачиваются в виде У.Е. каждые 24 часа.

Участник аукциона должен осознавать, что участие в аукционе связано с высоким риском потери его У.Е. и обязуется в случае своего проигрыша не предъявлять никаких претензий ни администрации аукциона, ни другим участникам. Купив хотя бы 1 опцион, участник тем самым подтверждает, что с данными правилами ознакомился и он их безоговорочно принял.

В соответствии с письмом Федеральной службы по финансовым рынкам России от ДД.ММ.ГГГГ № №... в отношении ООО «Берегиня Инвест» имеется информация, содержащая признаки осуществления ими деятельности по построению «финансовой пирамиды».

Как следует из письма начальника Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Южном федеральном округе (г.Ростов-на-Дону) от ДД.ММ.ГГГГ, предложенная на сайте ООО «Берегиня Инвест» система неконтролируемого привлечения инвестиций граждан обладает всеми признаками «финансовой пирамиды», а именно: обещание высокой доходности; обещание гарантированных процентов; легкие заработки; наличие вступительного взноса (покупка опциона); отсутствие документов, которыми можно подтвердить обязательства компании перед участником. В связи с чем, существует реальная угроза причинения имущественного ущерба лицам, принимающим условия, указанные ООО «Берегиня Инвест».

Поскольку организация и деятельность «финансовой пирамиды» подпадает под признаки мошенничества, преследуемого в уголовном порядке и запрещенного ст.159 УК РФ, поэтому реализация объявленных указанной организацией планов неконтролируемого привлечения инвестиций граждан способно причинить вред интересам неопределенному кругу лиц, а так же государству.

Обеспечение технической возможности доступа пользователей к интернет-сайту ..., IP адрес: №..., в Волгограде осуществляет интернет-провайдер ООО «Информационный сервис».

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 37-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанную в Женеве ДД.ММ.ГГГГ Осуществление связи с помощью Интернета и других телекоммуникационных сетей подпадает под определение электросвязи, данное в Уставе Международного союза электросвязи. В его п. 1012 зафиксировано, что электросвязь - это «... любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио-, оптической или другим электромагнитным системам».

Устав Международного союза электросвязи предусматривает, что государство вправе прервать любую «... частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государству или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия» (ст. 34 Устава).

Согласно ответу временно исполняющего обязанности руководителя Управления Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора, оператором связи осуществляющим техническую возможность доступа к интернет-сайту ... является ООО «Информационный сервис».

В соответствии со ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ч. 5 указанной статьи ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к основаниям для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, среди прочего относится и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

По смыслу изложенных норм законодательства, при обстоятельствах включения сайтов в сети «интернет» в Реестр на основании соответствующего вступившего в законную силу решения суда, не исключается возможность возложения решением суда на оператора связи обязанности ограничить доступ к сайтам, содержащим запрещенную действующим законодательством информацию.

То есть, последующее включение спорных ресурсов, содержащих запрещенную к распространению информацию, не может влиять на обязанность ответчика-оператора связи ограничить к ним доступ на основании решения суда, содержащего вывод о запрещенном характере указанной информации.

Ответчиком не представлено доказательств опровергающих, что ООО «Информационный сервис», осуществляя деятельность по оказанию телематических услуг связи, не имеет техническую возможность ограничить доступ к указанным материалам.

Как установлено прокурорской проверкой, ограничение доступа возможно путем фильтрации трафика и полного блокирования доступа к IP-адресам спорных интернет-сайтов на пограничном маршрутизаторе.

В силу ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда от 10.05.2011 г. N 58-Впр11-2, предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, ответчик фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц и, имея техническую возможность, он должен в силу закона принять меры по ограничению доступа к интернет-сайту.

Таким образом, суд приходит к выводу, что возможностью ограничения доступа к информации, наличие права вводить ту или иную фильтрацию или блокировку адресного пространства и прекращать доступ абонента к тем или иным фрагментам, объектам, информационным ресурсам сети интернет, ООО «Информационный сервис» обладает.

В силу ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

При таких обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда в защиту прав неопределенного круга лиц, интересов РФ к ООО «Информационный сервис» о прекращении обеспечения технической возможности доступа пользователей к вредоносным интернет-ресурсам.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Так как в силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, освобожден от обязанности по уплате судебных расходов, поэтому, вследствие полного удовлетворения судом его исковых требований, государственная пошлина в размере ... руб., определенном в соответствие с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда в защиту прав неопределенного круга лиц, интересов РФ к ООО «Информационный сервис» о прекращении обеспечения технической возможности доступа пользователей к вредоносным интернет-ресурсам - удовлетворить.

Обязать ООО «Информационный сервис» прекратить обеспечение технической возможности доступа пользователей к сайту ..., путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP адресов: №...

Взыскать с ООО «Информационный сервис» в доход государства государственную пошлину в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд гор. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

...

Председательствующий: /подпись/ А.А. Любченко

...

...

...