ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7103/2021 от 09.11.2021 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 2- 7103/2021

24RS0041-01-2020-005138-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2021 года г. Красноярск

Октябрьский районный суд г. Красноярска

в составе председательствующего Киселева Е.Ю.

при секретаре Горнакове А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А5 к ООО «Авиакомпания «Победа» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Требования мотивированы тем, что 10 марта 2020 года ею (А5) было приобретено четыре электронных билета: У на имя А5, У на имя А2, У на имя А3; билет У на имя А4 по маршруту Красноярск-Москва-Калининград-Москва-Красноярск, «Авиакомпания «Победа». 27.03.2020 г., то есть за три дня, обратилась к ответчику с заявлением об отказе от авиаперевозки и требованием о возврате полной стоимости авиабилетов в связи с болезнью всех членов семьи – сына А2, 00.00.0000 года года рождения, А5 и А4 Кроме того, 28.03.2020 ответчик известил ее об отмене обратного рейса из г. Калининграда. Вместе с тем, возврата денежных средств не последовало, в результате чего 25 мая 2020 года ей (А5) была подготовлена и направлена претензия о возврате денежных средств, которая получена ответчиком 01 июня 2020 года. Письмом от 11 июля 2020 года ответчик отказал в возврате денежных средств. С учетом изложенного, просит взыскать с ответчика в свою пользу стоимость авиабилетов в размере 43 442 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1345,62 рублей, неустойку в размере 115 121,30 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, штраф в размере 50 % от взысканных сумм.

В судебное заседание истец А5 не явилась, была извещена, ранее просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик ООО «Авиакомпания «Победа» в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Из представленного заявления следует, что ответчик не согласен с исковыми требования, указав, что представленные истцом медицинские справки не могут являться основанием для проведения финансовых операций, отказ истца от договора воздушной перевозки не относится к категории вынужденного отказа, предусмотренного пунктом 227 ФАП-82, в связи с чем, расценен авиакомпанией как добровольный. В случае удовлетворении исковых требований просили суд применить положения ст. 333 ГК РФ и снизить размер неустойки и штрафа, поскольку запрашиваемая истцом сумма явно несоразмерна.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем возмещения убытков.

Согласно ч.1 и ч. 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.

Согласно ч. 2 ст. 786 ГК РФ и п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ, договор воздушной перевозки удостоверяется билетом.

В судебном заседании установлено, что истец А5 10 марта 2020 года приобрела у «Авиакомпания «Победа» электронные билеты для авиаперелета из г. Красноярска в г. Калининград, с датой вылета 30 марта 2020г., обратно из г. Калининграда 10 апреля 2020 года для всех членов семьи, стоимостью 43 442 рублей, а именно: билет У на имя А5, 00.00.0000 года года рождения; билет У на имя А200.00.0000 года года рождения; билет У на имя А3, 00.00.0000 года года рождения; билет У на имя А400.00.0000 года года рождения, на сумму 43 422 руб. данный факт подтверждается имеющимися в материалах дела электронными билетами.

Таким образом, судом установлен факт заключения договора воздушной перевозки между истцом и «Авиакомпания «Победа», что не оспаривается сторонами.

В соответствии со ст. 779 ГК РФ договор перевозки является одним из видов договоров оказания услуг.

Поскольку договор перевозки пассажира заключался истцом исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на отношения между сторонами распространяются нормы Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии с условиями договора воздушной перевозки ответчик принял на себя обязательство осуществить авиаперевозку пассажиров из Красноярска в Калининград 30.03.2020 г., и обратно из Калининграда в Красноярск 10.04.2020г.

27.03.2020, а именно за 3 дня до начала исполнения договора воздушной перевозки, А4 уведомил ответчика о вынужденном отказе от полета и обратился к авиакомпании с заявлением на возврат денежных средств по причине болезни трех членов семьи, факт пребывания которых в болезненном состоянии в указанный период времени подтверждается соответствующими медицинскими справками.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ в случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным п. 2 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке: если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.

Из ч. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ следует, что в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

В целях п. 2 настоящей статьи под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры (ч. 3 ст. 108 ВК РФ).

В силу п. 227 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 г. N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", случаем вынужденного отказа пассажира от перевозки признается, в том числе, болезнь пассажира.

Согласно п. 116 Приказа Минтранса России от 25.09.2008 г. N 155 "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации", в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

23 марта 2020 года состояние здоровья несовершеннолетнего А2, ухудшилось, что выразилось в резком повышении температуры тела, сильным сухим кашлем, и общей вялостью ребенка, в результате чего, на дом был вызван детский терапевт, и назначено амбулаторное лечение.

На повторном приеме 27 марта 2020 года в КГБУЗ «Красноярской межрайонной детской поликлинике № 4» ребенок был осмотрен, выставлен диагноз: острый бронхит средней степени тяжести, и учитывая, что состояние его здоровья не улучшалось, был записан на повторный прием 03 апреля 2020.

27 марта 2020 за амбулаторной помощью в КГБУЗ «Красноярская поликлиника № 4» обратились А5 вместе с А4, данный факт подтверждается копиями медицинских справок, оригиналы справок, в соответствии с требованиями ответчика позднее были направлены, и получены им 01.06.2020 года.

Таким образом, отказ истца от договора перевозки являлся вынужденным, связанным с болезнью, а также болезнью супруга истца и ребенка, который должен был следовать совместно с ними на воздушном судне.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик в нарушение требований действующего законодательства не возвратил истцу стоимость билетов, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу истца, уплаченных им за несостоявшуюся по причине вынужденного отказа перевозку, денежные средства в размере 43 422,00 руб.

Согласно ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

В силу ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины; размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Учитывая требования действующего законодательства, а также то, что ООО «Авиакомпания «Победа», являясь перевозчиком, который не выполнил обязанность по возврату денежных средств за билеты в полном объеме, нарушило права А5 суд, учитывая характер причиненных истцу нравственных страданий, требования разумности и справедливости, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 1 000,00 руб.

В связи с пандемией «COVID-19» 28 марта 2020 года на электронную почту поступило сообщение от ответчика об отмене обратного рейса из г. Калининграда.

Вместе с тем, возврата денежных средств, о котором упоминалось в письме ответчика не последовало, в результате чего 25 мая 2020 года А5 была подготовлена и направлена претензия о возврате денежных средств, которая получена ответчиком 01 июня 2020 года.

Письмом от 11 июля 2020 года ответчик отказал в возврате денежных средств, в связи с тем, что истцом не был представлен листок нетрудоспособности по уходу за несовершеннолетним А2, кроме того, по мнению ответчика представленные истцом медицинские документы, содержащие информацию о заболевании, не содержат противопоказаний к перелету.

Исходя из пункта 5 статьи 28, пункта 3 статьи 31 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" в связи с неудовлетворением в добровольном порядке требований потребителя, предусмотрена неустойка.

Пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Неустойка и штраф являются мерами ответственности за несвоевременное исполнение требований потребителя.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", деятельность пассажирского воздушного транспорта включена в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Основным видом деятельности ответчика является перевозка воздушным пассажирским транспортом, ООО «Авиакомпания «Победа» в сложившейся ситуации является в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Из Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 раздела II вопрос 7, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля 2020 г. следует, что отсутствие у должника необходимых денежных средств по общему правилу не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. Однако если оно вызвано установленными ограничительными мерами, то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, освобождение от ответственности в данном случае допустимо, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог избежать неблагоприятных финансовых последствий из-за ограничительных мер.

На основании письма Минэкономразвития России от 23 марта 2020 года N 8952-РМ/Д18и "О перечне системообразующих организаций" ООО «Авиакомпания «Победа» включено в перечень системообразующих организаций российской экономики (пункт 99).

Таким образом, в отношении ответчика введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов с момента вступления вышеуказанного постановления, действующего в течение 6 месяцев.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2020 года N 1587, вступившим в силу 07 октября 2020 года и действующим в течение 3 месяцев, продлен срок действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении организаций, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".

При этом, исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацем десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона, в соответствии с которым не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Как следует из искового заявления, А8 заявлены требования о взыскании неустойки за период с 01.07.2020 года по 22.03.2021, в указанный временной промежуток, частично входит в период, в течение которого действовал мораторий в отношении ООО «Авиакомпания «Победа» на начисление неустоек (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу об освобождении ООО «Авиакомпания «Победа» от уплаты неустойки и штрафных санкций, заявленных истцом за период с 01.07.2020 г. по 06.01.2021 г., так как данный временной промежуток входит в период, на который был введен мораторий постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников". При этом запрет не ставился в зависимость ни от причин просрочки исполнения обязательств, ни от доказанности факта нахождения ответчика в предбанкротном состоянии. Предоставление государством таких мер поддержки наиболее пострадавшим отраслям экономики прежде всего было обусловлено серьезным экономическим ущербом, причиненным пандемией, и направлено на недопущение еще большего ухудшения их положения. ОКВЭД (51.10.1 деятельность пассажирского воздушного транспорта) ответчика обуславливает применение к нему указанных положений.

При изложенных обстоятельствах, в пользу истца с ответчика подлежит взысканию неустойка, за период с 12.01.2021 г. по 22.03.2021 г. в размере 30 395 руб., исходя из расчета 43 422,00*70*1%.

Учитывая, что неустойка является способом обеспечения исполнения обязательства должником, направлена на восстановление нарушенных прав, но не должна служить средством обогащения потребителя, с учетом явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств и необходимостью установления баланса имущественных интересов, суд полагает возможным размер подлежащей взысканию с ответчика неустойки снизить до 1 000 рублей.

Исходя из положений пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений содержащихся в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в пользу истца подлежит взысканию сумма процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания в размере 358,93 руб.

В силу ч. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, вне зависимости от заявления истцом такого требования.

При этом ответственность исполнителя, как следует из положений п.3 ст.13 и ст.15 Закона о защите прав потребителей, наступает в форме возмещения вреда, уплаты неустойки (пени), компенсации морального вреда.

Таким образом, сумму штрафа следует исчислять из всех присужденных потребителю сумм, включая убытки, неустойку и компенсацию морального вреда. Судебные расходы по делу (на проведение экспертизы, оплату услуг представителя по составлению искового заявления, участию в судебных заседаниях и пр.) при определении размера штрафа учитываться не должны.

При изложенных обстоятельствах, в пользу истцов с ответчика также подлежит взысканию штраф.

Размер штрафа составляет 22 890 руб., исходя из расчета 43 442 руб. (стоимость авиабилетов) + 1 000 (неустойка) + 358,93 (проценты) + 1 000 рублей (компенсация морального вреда) / 50 %.

Вместе с тем, принимая во внимание положения ст.333 ГК РФ, учитывая ходатайство ответчика о снижении штрафа как ответственности с целью чета баланса интересов сторон, исходя из обстоятельств дела, а также с учетом явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств размера штрафа, суд полагает достаточными приведенные основания для снижения суммы штрафа в порядке ст. 333 ГК РФ до 1 000 рублей.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса

В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 1843 рублей, (1543 рублей за требования имущественного характера, 300 рублей за требования неимущественного характера).

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198, гл. 22 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования А5 к ООО «Авиакомпания «Победа» о защите прав потребителей удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Авиакомпания «Победа» в пользу А5 денежные средства за возврат билетов в размере 43 442 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 358,93 рублей, неустойку в размере 1 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, штраф в размере 1 000 рублей, всего 46 801 руб.

Взыскать с ООО «Авиакомпания «Победа» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 843 рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме,

Копия верна.

Председательствующий: Е.Ю. Киселева

Решение в окончательной форме изготовлено 07.12.2021 �