Дело № 2-7106/2021
(59RS0007-01-2021-007192-37)
РЕШЕНИЕ
(заочное)
Именем Российской Федерации
21 декабря 2021 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Кочегаровой Д.Ф.,
при секретаре Наркевич Я.А.,
с участием истца – помощника Пермского транспортного прокурора ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Пермского транспортного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Пермский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения.
В обосновании требований, указав, что в ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ с участием представителей АО «<данные изъяты>», Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, Управления Росреестра по Пермскому краю проведено натурное обследование указанных в обращении земельных участков.
Установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> имеются несанкционированные свалки строительных, твердых бытовых и коммунальных отходов.
Согласно выписке из ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым номером № является ФИО7.
Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для размещения промышленных объектов (промышленные и складские предприятия V класса опасности).
Земельный участок имеет ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации и установленные постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении правил использования воздушного пространства Российской Федерации».
Более 50% площади земельного участка заняты навалами строительного и бытового мусора, мусора от разборки зданий и сооружений, твердых бытовых и коммунальных отходов в виде пластика (коробки от сока, пакеты от молока, корма для животных, бутылки, использованные одноразовые тарелки, ложки, вилки и др.), пластмассовые ящики, шины автомобильные отработанные и т.д.
Все указанные отходы размещены непосредственно на почве (почвогрунте) без специально оборудованных твердым покрытием площадок. Аншлаги, запрещающие сброс отходов на почву, контейнеры для сбора твердых бытовых и коммунальных отходов на обследуемом земельном участке отсутствуют.
Согласно информации доцента кафедры биологии и гигиены животных ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова» ФИО5 захламленность территории бытовым мусором, среди которого встречаются и пищевые остатки, может являться привлекающим для птиц фактором.
До настоящего времени решение об установлении приаэродромной территории аэродрома Пермь (Большое Савино) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не принято.
<данные изъяты> является аэродромом государственной авиации и находится в введении Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ на официальном сайте Министерства обороны РФ https://mil.ru размещена информация о границах полос воздушных подходов аэродрома Пермь (Большое Савино). Согласно размещенной на указанном сайте информации в перечень муниципальных образований и населенных пунктов на территории которых расположены границы полос воздушных подходов и санитарно – защитные зоны аэродрома Пермь (Большое Савино) включен Пермский муниципальный район, Савинское сельское поселение, д. Ванюки.
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> находится в границах полос воздушных подходов аэродрома <данные изъяты> и исходя из требований подп. 1 ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ должен содержаться с соблюдением ограничений, действующих с 27.04.2015 и установленных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» согласно выписке из ЕГРН.
Согласно п. 59 Правил, запрещается размещать в полосах воздушных отходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов – до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Таким образом, размещение на земельном участке с кадастровым номером № строительных, твердых бытовых и коммунальных отходов в виде пластика (коробки от сока, пакеты от молока, корма для животных, бутылки, использованные одноразовые тарелки, ложки, вилки и др.), пластмассовые ящики, шины автомобильные отработанные и т.д., способствует увеличению числа грызунов, которые в свою очередь, привлекают и хищных птиц. Скопление на данном участке птиц угрожает безопасности полетов воздушных судов.
Кроме этого, размещение на данном земельном участке вышеуказанных отходов нарушает требования природоохранного законодательства.
ФИО7 как собственник земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, обязан принять меры, направленные на ликвидацию находящейся на земельном участке свалки строительных, твердых бытовых и коммунальных отходов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, а также оказывать негативное воздействие на окружающую среду и качественное состояние земель.
Бездействием ответчика нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасное пользование услугами воздушного транспорта, а также на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
В случае непринятие мер по устранению нарушения могут привести к серьезным последствиям, связанным, в том числе с возможным попаданием птиц в двигатели самолетов, а также негативным воздействием твердых бытовых и коммунальных отходов на состояние земельного участка.
В связи с изложенным, устранение нарушенных прав неопределенного круга лиц может быть обеспеченно возложением на ФИО1 обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов на принадлежащем ему земельном участке, расположенном в границах полос воздушных подходов.
На основании изложенного, просит суд обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения организовать ликвидацию несанкционированной свалки строительных, твердых бытовых и коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Представитель истца в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, просила удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Положениями ст.233 ГПК РФ суду предоставлено право рассмотреть дело в порядке заочного производства, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствии.
Суд считает возможным вынести по делу заочное решение.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 ст. 1065 ГК РФ, предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно части 1 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, т.е. от противоправных действий (бездействие), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.
В соответствии со статьей 46 Воздушного кодекса Российской Федерации (ред. от 06.07.2016) было предусмотрено, что проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах аэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Как следует из пункта 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (ред. от 06.07.2016 г.) размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с оператором аэродрома гражданской авиации или организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации либо уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года N 138 (далее Правила) (ред. от 06.07.2016 г.), было предусмотрено, что для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.
В пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома.
Согласно п. 59 Правил (ред. от 06.07.2016 г.) запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.Целью установления названного законодательного запрета является обеспечение безопасного использования воздушного пространства (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 2 статьи 47 Федерального закона от 19.03.1997 N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - ВК РФ) приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий, которая, согласно пункту 1 статьи 47 ВК РФ, устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии ВК РФ, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с ВК РФ (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
На приаэродромной территории могут выделяться 7 подзон (пункт 3 статьи 47 ВК РФ), в том числе подпунктом 6 пункта 3 статьи 47 ВК РФ определяется шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса, к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 23 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 02.12.2020), на аэродроме устанавливается полоса воздушных подходов (воздушное пространство в установленных границах), примыкающая к взлетно-посадочной полосе, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижения при заходе на посадку. Границы полос воздушных подходов устанавливаются в порядке, определенном Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации соответственно для гражданской, государственной и экспериментальной авиации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.
Так, названными Правилами выделения на приаэродромной территории подзон установлено, что в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц (подпункт "е" пункта 2 Правил), выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома (подпункт "д" пункта 3 Правил).
Вместе с тем в силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 года N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать (негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродроме, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более, чем тридцать дней: 1) с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации; 2) с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - "для аэродрома государственной авиации; 3) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации.
Материалами дела установлено, ФИО7 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 81-91).
Аэродром Пермь (Большое Савино) является аэродромом государственной авиации и находится в введении Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ на официальном сайте Министерства обороны РФ https://mil.ru размещена информация о границах полос воздушных подходов аэродрома Пермь (Большое Савино). Согласно размещенной на указанном сайте информации в перечень муниципальных образований и населенных пунктов на территории которых расположены границы полос воздушных подходов и санитарно – защитные зоны аэродрома Пермь (Большое Савино) включен Пермский муниципальный район, Савинское сельское поселение, д. Ванюки.
До настоящего времени решение об установлении приаэродромной территории аэродрома Пермь (Большое Савино) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не принято.
Актом натурного обследования земельных участков от 29.06.2021 установлено, что в том числе, на земельном участке с кадастровым номером № более 50% площади земельного участка заняты навалами строительного и бытового мусора, мусора от разборки зданий и сооружений, твердых бытовых и коммунальных отходов в виде пластика (коробки от сока, пакеты от молока, корма для животных, бутылки, использованные одноразовые тарелки, ложки, вилки и др.), пластмассовые ящики, шины автомобильные отработанные и т.д. Все указанные отходы размещены непосредственно на почве (почвогрунте) без специально оборудованных твердым покрытием площадок. Аншлаги, запрещающие сброс отходов на почву, контейнеры для сбора твердых бытовых и коммунальных отходов на обследуемом земельном участке отсутствуют (л.д. 10-11).
Данное обстоятельство подтверждается, в том числе, фототаблицей (л.д. 12-18).
Согласно информации доцента кафедры биологии и гигиены животных ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика ФИО4» ФИО5 захламленность территории бытовым мусором, среди которого встречаются и пищевые остатки, может являться привлекающим для птиц фактором (л.д 60).
В ответ на требование прокурора, ФИО7 указал, что земельный участок с кадастровым номером № приобретен на основании соглашения об отступном как кредитором в процедуре банкротства. С момента приобретения указанный земельный участок не использовался, в настоящее время проводятся мероприятия по его продаже. О складировании на данном земельном участке строительных и бытовых отходов ничего не известно (л.д. 62).
Требования истца мотивированы тем, что основанием обращения в суд является нарушение прав, связанных с безопасностью жизни и здоровья граждан, поскольку размещение твердых коммунальных отходов влечет за собой массовое скопление птиц, возможность аварийных ситуаций в процессе деятельности воздушных судов в результате попадания птиц.
Таким образом, судом установлено, что по настоящее время нарушения правил использования воздушного пространства Российской Федерации, ФИО7 не устранены.
Доказательств устранения выявленных при проверке нарушений суду не представлено. Доказательств невозможности выполнить указанные мероприятия судом не установлено.
Поскольку на момент рассмотрения дела указанные прокурором нарушения правил использования воздушного пространства Российской Федерации, ответчиком не устранены в полном объеме, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что прокурором обоснованно заявлен срок устранения недостатков в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Каких-либо надлежащих доказательств в обоснование иного, более продолжительного срока устранения нарушений, чем заявленного прокурором, ответчиком в нарушение ст. ст. 56, 57 ГПК РФ суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчик ФИО7 в добровольном порядке нарушения правил использования воздушного пространства Российской Федерации не исполнил, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд разрешил дело на основе представленных в дело доказательств, в рамках заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, главой 22 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Пермского транспортного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обязанность организовать ликвидацию несанкционированной свалки строительных, твердых бытовых и коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Д.Ф. Кочегарова
Мотивированное решение изготовлено 07.01.2022 года.