Дело № 2-710/2013 год В окончательной форме решение
принято 24.10.2013 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи А. И. Лебедева
при секретаре Алексеевой А. А.,
с участием заместителя прокурора города Осташкова Тверской области Кушнер Г. В.,
представителей ответчиков - Администрации МО «Осташковский район» ФИО1 и Комитета по управлению имуществом МО «Осташковский район» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 22 октября 2013 года гражданское дело по иску прокурора города Осташкова Тверской области в защиту жилищных прав неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Осташковский район» и Комитету по управлению имуществом Муниципального образования «Осташковский район» об обязании создать нормативный запас резервного топлива,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Осташкова в защиту жилищных прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Осташковский район» и Комитету по управлению имуществом МО «Осташковский район» об обязании обеспечить наличие нормативного запаса резервного топлива в каменном угле в объеме 1300 тонн в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией МО «Осташковский район» законодательства об общих принципах организации местного самоуправления.
В рамках данной проверки установлено, что в соответствии с действующим законодательством Администрация МО «Осташковский район» создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Главы МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «О районном резерве топлива» в целях обеспечения устойчивого прохождения отопительных периодов и предотвращения чрезвычайных ситуаций на предприятиях, осуществляющих теплоснабжение жилищного фонда и объектов соцкультбыта сельских поселений, входящих в состав МО «Осташковский район», создан районный резерв топлива (каменного угля) в объеме 1300 тонн.
Между тем, запас резервного топлива в каменном угле составляет 546,3 тонны, что не соответствует нормативному запасу из расчета на 45 суток.
Отсутствие установленного объема резервного топлива в районном резерве создает реальную угрозу возникновения на территории Осташковского района аварийной ситуации, что в осенне-зимний период может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью населения, угрозу причинения вреда частной, муниципальной собственности, может привести к массовым нарушениям прав потребителей, жилищных прав граждан на предоставление качественного, надежного и своевременного теплоснабжения.
Указанное нарушение свидетельствует о неисполнении ответчиками возложенных на них законодательными актами полномочий. Неисполнение последними требований законодательства в сфере теплоснабжения затрагивает жилищные права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Осташкова Кушнер Г. В. поддержала заявленные требования и изложенные в исковом заявлении обстоятельства.
Представители ответчиков на основании доверенностей - Администрации МО «Осташковский район» ФИО1 и Комитета по управлению имуществом МО «Осташковский район» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что в настоящее время запас топлива в Осташковском районе в виде каменного угля составляет 640 тонн, а дров 3000 куб. м. При этом решением Арбитражного суда Тверской области <ООО> обязано возвратить Администрации МО «Осташковский район» 1178 тонн каменного угля. Закупка каменного угля для создания нормативного запаса резервного топлива в настоящее время будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств при исполнении <ООО> обязанности по возврату угля.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 3 статьи 11 ЖК РФ предусмотрено, что защита жилищных прав осуществляется путем, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п.п.3,7,21 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.п.«а,д,ж» ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
Как следует из подп.«в» п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Из п.4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 года № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Из материалов дела следует, что п.п.3,8 ч.1 ст.9 Устава МО «Осташковский район» предусмотрено, что к вопросам местного значения Осташковского района относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Осташковского района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Осташковского района.
Согласно ч.1 ст.27 Устава Администрация Осташковского района - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области.
Как предусмотрено п.п.9,25 ч.1 ст.28 Устава Администрация Осташковского района в пределах полномочий, установленных настоящим Уставом, в том числе реализует полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности Осташковского района; участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Осташковского района (л.д.11-39).
В соответствии с постановлением Главы МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «О районном резерве топлива» в целях обеспечения устойчивого прохождения отопительных периодов и предотвращения чрезвычайных ситуаций на предприятиях, осуществляющих теплоснабжение жилищного фонда и объектов соцкультбыта сельских поселений, входящих в состав МО «Осташковский район», создан районный резерв топлива (каменного угля) в объеме 1300 тонн, определен орган по управлению и распоряжению районным резервом топлива – Комитет по управлению имуществом МО «Осташковский район» (л.д.6).
Согласно Положению о районном резерве топлива, утв. вышеуказанным постановлением, районный резерв топлива создается с целью оперативного обеспечения предприятий, осуществляющих теплоснабжение жилищного фонда и объектов соцкультбыта сельских поселений, входящих в состав МО «Осташковский район», топливом при возникновении кризисных ситуаций и для предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения и ликвидации их последствий. Управление и распоряжение районным резервом топлива осуществляется Администрацией МО «Осташковский район» и Комитетом по управлению имуществом МО «Осташковский район». Комитет по управлению имуществом МО «Осташковский район» является получателем и распорядителем средств районного бюджета на создание районного резерва топлива, а также на возмещение фактических расходов по хранению и отпуску топлива из указанного резерва (л.д.7-9).
Из сообщения Администрации МО «Осташковский район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нормативный эксплуатационный запас твердого топлива из расчета на 45 суток для МО «Осташковский район» в целом составляет 800 тонн. На ДД.ММ.ГГГГ запас топлива, в целом, для котельных города и района, работающих на твердом топливе (каменный уголь) – 546,3 тонны, что от нормативного эксплуатационного запаса по муниципальному образованию «Осташковский район» составляет 68 % (л.д.10).
Сообщением Администрации МО «Осташковский район» подтверждается, что на ДД.ММ.ГГГГ в Осташковском районе имеется запас топлива: уголь каменный 640 тонн, дрова 3000 куб. м. (л.д.45).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обязанность по созданию нормативного запаса резервного топлива в каменном угле в объеме 1300 тонн Администрацией МО «Осташковский район» и Комитетом по управлению имуществом МО «Осташковский район» в нарушение Устава МО «Осташковский район», постановления Главы МО «Осташковский район» «О районном резерве топлива», действующего федерального законодательства не исполняется, в связи с чем, создается реальная угроза возникновения на территории Осташковского района аварийной ситуации, что в осенне-зимний период может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью населения, угрозу причинения вреда частной, муниципальной собственности, может привести к массовым нарушениям прав потребителей, жилищных прав граждан на предоставление качественного, надежного и своевременного теплоснабжения в осенне-зимний период.
Данным бездействием Администрации МО «Осташковский район» и Комитета по управлению имуществом МО «Осташковский район» нарушаются жилищные права и законные интересы неопределенного круга лиц – жителей г. Осташкова и Осташковского района.
Учитывая, что Администрация МО «Осташковский район» и Комитет по управлению имуществом МО «Осташковский район» несут ответственность за обеспечение нормативного запаса резервного топлива в каменном угле, который на момент проведения проверки прокуратурой и на момент разрешения спора судом не обеспечен, требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности обеспечить наличие нормативного запаса резервного топлива являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Обеспечить наличие нормативного запаса резервного топлива в каменном угле Администрацией МО «Осташковский район» и Комитетом по управлению имуществом МО «Осташковский район» следует в срок до ДД.ММ.ГГГГ, как об этом просит прокурор, поскольку данный срок является разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Муниципального образования «Осташковский район», Комитет по управлению имуществом Муниципального образования «Осташковский район» обеспечить наличие нормативного запаса резервного топлива в каменном угле в объеме 1300 (одна тысяча триста) тонн в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Федеральный судья А. И. Лебедев