№ 2-710/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2016г г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи С.
с участием помощника прокурора города Свободного Г.
при секретаре Н.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску
Заместителя прокурора города Свободного к Администрации города Свободного об обязании совершить действия направленные на постановку на учет объектов как бесхозных, оформлению их в муниципальную собственность,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора года Свободного Л. предъявила иск к Администрации города Свободного об обязании совершить действия направленные на постановку на учет объектов электроснабжения как бесхозных оформлению в муниципальную собственность.
После уточнения заявленных требований просила суд обязать администрацию города Свободного в срок до 31.05.2017 совершить действия направленные на постановку на учет объектов как бесхозяйных и оформлению в муниципальную собственность, а именно:
- изготовить техническую документацию на сети электроснабжения 0,4 кВ к жилым домам по --, --, --, --, ----, --, --,
- обратится с заявлением в управление Росреестра по Амурской области о постановке на учет сетей электроснабжения 0,4 кВ к жилым домам по --, --, ---- как бесхозяйной недвижимой вещи.
В обоснование заявленным требованиям указала на то, что прокуратурой города Свободного была проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории -- расположены электрические сети 0,4 кВ, которые предназначены для обеспечения электроснабжения граждан, проживающих городе Свободном по --, --
Жилые дома города Свободного обеспечиваются электроснабжением ресурсоснабжающей организацией – Свободненским отделением Амурского филиала ОАО «ДРСК» АЭС СП Западные электрические сети. Гарантирующим поставщиков является ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт». Другие источники электроснабжения к жилым домам отсутствуют.
Как установлено при проверке, 23.12.2010 между МУП «Энергоресурс» и ОАО ДЭК заключен договор купли продажи недвижимого имущества №ДЭК-20-13/1851, в соответствии с которым ПАО «ДЭК» продано электросетевое хозяйство г. Свободного.
Из акта приема-передачи имущества по договору от 23.12.2010 следует, что ОАО «ДЭК» передан перечень электросетевого хозяйства, в которое не включены кабельные линии 0,4 кВ, проходящие по территории г. Свободного Города Свободного.
В дальнейшем, -- между ОАО «ДЭК» и ОАО «ДРСК» заключен договор купли продажи, согласно которому все электросетевое хозяйство передано ОАО «ДРСК».
Сети электроснабжения 0,4 кВ к жилым домам по ---- Свободного не входият в состав имущества, переданного по договору купли-продажи от --.
Аналогично, кабельная линия 0,4 кВ от ТП-85 до -- также не входит в состав переданного имущества.
Кабель небронированный, протяженностью 160 м, проложен по воздуху до деревянной опоры, затем спускается по тыльной стене блока личных гаражей до уровня земли, переходит на перекрытие гаражей и с перекрытия гаражей на нестандартные опоры из сгораемых материалов (деревянный шест, растущее дерево).
Согласно письму директора Свободненского отделения Амурского филиала ОАО «ДРСК» АЭС СП Западные электрические сети. В настоящее время многоквартирный жилой дом по -- подключен по временной схеме кабельной перемычкой 0,4 кВ от ВРУ-0,4 кВ жилого дома по переулку ----, получающий электроснабжение от ТП --.
Для обеспечения надлежащего качества электроснабжения необходимо восстановить постоянную схему электроснабжения жилого дома по -- от ТП --.
На поврежденной кабельной линии 0,4 кВ от ТП -- граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности АО «ДРСК» установлена в точке присоединения КЛ 0,4 кВ в РУ 0,4 кВ ТП 49, питающей многоквартирный жилой дом, --.
В настоящее время многоквартирные жилые дома -- подключены по временной схеме, а именно запитаны ВЛ-0,4 кВ от ТП --.
Для обеспечения надлежащего качества электроснабжения необходимо восстановить ранее поврежденный кабель 0,4 кВ от ТП -- до жилого дома, расположенного по адресу: --.
На поврежденной кабельной линии 0,4 кВ от ТП -- граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности АО «ДРСК» установлена на кабельных наконечниках в РУ-0.4 кВ ТП -- в месте присоединения питающего кабеля.
Дома по -- - подключены от BРУ-0.4 кВ Ф-4 ТП-168, -- - подключен от ВЛ-0.4 кВ Ф-3 ТП-168; -- - имеет последовательное подключение от ВРУ-0.4 кВ жилого дома --. --; --, -- - имеет последовательное подключение от ВРУ-0,4 кВ жилого дома по --; --, -- - имеет последовательное подключение от ВРУ-0,4 кВ жилого дома по --.
Кроме данных жилых домов подключен частный сектор (магазин, коттедж), с высоким уровнем нагрузки на распределительную сеть.
Линии электропередач относятся к недвижимому имуществу подлежат государственной регистрации.
Согласно информации представленной Свободненским отделением Управления Росреестра по Амурской области сведения в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Вместе с тем, в нарушение требований законодательства администрация города Свободного не принимает никаких действий по подаче заявления в управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области по признанию сетей электроснабжения к жилым домам по --, -- д. -- г. Свободного бесхозяйным недвижимым имуществом, что препятствует оформлению данного имущества в чью-либо, в том числе в муниципальную собственность.
В виду отсутствия собственника не осуществляется содержание, обслуживание сетей, ни кто не следит за его техническим состоянием, в результате чего имеет место угроза его повреждения, что противоречит интересам населения. Кроме этого, нарушаются права граждан, проживающих по --, ----, -- Свободного на получение коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Точное количество заинтересованных в исходе настоящего дела лиц, интересы которых будут затронуты определить невозможно в силу того, что круг собственников недвижимого имущества, жильцы (наниматели) меняется, поэтому прокурор использует право на обращение в суд в защиту неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона РФ от 17.02.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В судебном заседании помощник прокурора г.Свободного Г., поддержала заявленные требования по тем же основаниям и мотивам, что изложены в иске.
Представитель Администрации г.Свободного в судебное заседание не явился, о дате судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Согласно представленного отзыва заявленные исковые требования не признал и просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований. Согласно статье 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, не имеющим собственника, чей собственник не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к чьим электрическим сетям такие объекты присоединены.
В соответствии с п. 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, установлено, что если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций, такой потребитель заключает договор с сетевой организацией, к чьим сетям присоединены бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
Абзацем 2 пункта 4 статьи 28 Закона №35-Ф3 «Об электроэнергетике» не только установлена возможность включения в полном объеме в тарифы для организаций, осуществляющих эксплуатацию бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей и (или) иных объектов электроэнергетики, расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов, но и возложено бремя содержания таких объектов на указанные организации.
Как следует из пункта 5 Правил № 861 при опосредованном присоединении через бесхозяйные сети к сетям сетевой организации точка поставки также находится в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя электроэнергии к бесхозяйной сети. Договор об оказании услуг по передаче электроэнергии в отношении такого потребителя заключается с сетевой организацией, имеющей присоединение к бесхозяйным сетям, к которым непосредственно присоединено энергопринимающее устройство этого потребителя.
Законодательство обязывает сетевую организацию осуществить передачу электроэнергии конечному потребителю до точки поставки как самостоятельно, так и через третьих лиц (пункт 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункт 8 Правил № 861), следовательно, имеют экономический интерес в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости).
При этом действующим законодательством не только не запрещено использование кем-либо бесхозяйного имущества, но и предоставлена гарантия впоследствии приобрести право собственности на это имущество (статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из изложенного следует, что бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую оплату, и передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом.
Независимо от отсутствия фактического вещного или обязательственного права в отношении сетей, посредством которых осуществляется передача электрической энергии до конечных потребителей (в настоящем случае конечными потребителями являются физические лица, проживающие в МКД по --), в силу прямого указания закона (п.4 ст.28 Федерального закона «Об электроэнергетике») бремя содержания бесхозяйных сетей лежит на организации, осуществляющей их эксплуатацию, следовательно, фактическая передача электрической энергии по бесхозяйным сетям является законным основанием пользования этим имуществом, что, как следствие, свидетельствует о наличии корреспондирующей обязанности по оплате стоимости потерь.
При этом, как уже указано ранее, согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона об электроэнергетике, при установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов.
Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией указанных объектов.
Правовое регулирование, установленное ФЗ «Об электроэнергетике» и постановлениями Правительства Российской Федерации, при разумном и добросовестном поведении субъектов электроснабжения не должно влечь причинения для них убытков.
В соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальными образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (пункт 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Приведенными законоположениям корреспондируют предписания статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», в силу которых финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (часть 2); федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов (часть 3).
Администрация г. Свободного (ОГРН <***>, ИНН <***>), являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, выполняет свои обязанности и осуществляет свои полномочия только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены на эти цели в бюджете муниципального образования г. Свободного.
Бюджет муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования (городским Советом народных депутатов). В силу части 2 статьи 83 БК РФ, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Судебное решение, в свою очередь, принимаемое по заявленным истцом требованиям, в силу части 3 статьи 196 ГПК РФ является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, и должно отвечать, в том числе, общеправовому принципу исполнимости судебных актов (статья 6 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», статьи 13, 210 ГПК РФ).
В силу приведенных положений Бюджетного кодекса источники финансирования мероприятий заявленных прокурором в бюджете города отсутствуют и прокурором не указываются, в связи с чем, решение исполнено быть не может.
Поэтому требовать обязать администрацию города в срок до 31.05.2016 совершить действия, направленные на постановку на учет объектов как бесхозяйных и оформлению в муниципальную собственность указанных в иске можно было бы в том случае, если бы имея выделенные на эти цели средства, указанные работы не выполнялись бы. (Указанная позиция согласуется с выводами сделанными Президиумом Амурского областного суда в Постановлении от 14.05.2012 по иску природоохранного прокурора).
Учитывая изложенное, администрация города Свободного просит Свободненский городской суд отказать в удовлетворении заявленных прокурором города Свободного требований в полном объеме.
Представитель третьего лица ООО «ФИО1» К. действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленное требование.
Представитель третьего лица АО «ДРСК» М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленное требование по следующим основаниям. В соответствие с имеющейся длительной перепиской между АО «ДРСК» и прокуратурой г. Свободного, которая имеется в материалах дела было выявлено, что собственник (владелец) электрических сетей 0,4кВ не установлен. Кроме того, неоднократно пояснялось, что АО «ДРСК» кабельные линии данных МКД не обслуживает, так как согласно приложению 1 «Перечень недвижимого имущества» к договору купли-продажи ценных бумаг №ДЭК -20-13/1000-466 от --, при приобретении в собственность АО «ДРСК» электросетевого комплекса города Свободного кабельные линии 0.4 кВ в нем отсутствуют. Кроме того имеются акты разграничения балансовой принадлежности электросети и ответственности за эксплуатацию электроустановок между сетевой организацией и потребителем.
Для того, чтобы бесхозяйный электросетевой комплекс, расположенный следующим адресам: --. ---- в г.Свободный поддерживался в надлежащем состоянии необходимо администрации -- провести работу по систематизации бесхозяйного электросетевого комплекса, а также поставить бесхозяйный электросетевой комплекс на учет. Считают, что дальнейшая эксплуатация бесхозяйной электрической сети 0,4 представляет угрозу, так как в результате аварийных ситуаций могут возникнуть серьезные нарушения жизнедеятельности МКД. расположенных по адресам: ---- г. Свободного и иных потребителей, имеющих технологическое присоединение к электрической сети к подключенной к бесхозяйной электрической сети 0,4 кВ, а так же в случае возникновения аварийной ситуации в границах бесхозяйного сетевого имущества причинения этим ущерба гражданам и иным потребителям электроэнергии причинителя вреда будет определить не возможно. Считает, что заявленные исковые требования законные и обоснованные, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Представитель УИМИЗ администрации г.Свободного в судебное заседание не явился. О дате судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» в судебное заседание не явился. О дате судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно представленного отзыва считает заявленными требования законными и обоснованными.
Заслушав доводы представителя истца, представителя ООО ФИО1», представителя АО «ДРСК», изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что прокуратурой г.Свободного проведена проверка, в ходе проверки установлено, что на территории города Свободного расположены электрические сети 0,4 кВ, которые предназначены для обеспечения электроснабжения граждан, проживающих в городе Свободном по --, ----
-- между МУП «Энергоресурс заключен договор купли продажи недвижимого имущества №ДЭК-20-13/1851, в соответствии с которым ПАО «ДЭК» продано электросетевое хозяйство г. Свободного.
Согласно акта приема-передачи имущества по договору от -- следует, что ОАО «ДЭК» передан перечень электросетевого хозяйства, в которое не включено кабельные линии 0,4 кВ, проходящие по территории г. Свободного.
-- ОАО «ДЭК» и ОАО «ДРСК» заключен договор купли продажи, согласно которому все электросетевое хозяйство передано ОАО «ДРСК».
Сеть электроснабжения 0,4 кВ к жилым домам по --. л--, --, -- г. Свободного не входит в состав имущества, переданного по договору купли---.
Из сообщения директора Свободненского отделения Амурского филиала ОАО «ДРСК» АЭС СП Западные электрические сети следует, что в настоящее время многоквартирный дом по -- подключен по временной схеме кабельной перемычкой 0,4 кВ от ВРУ -0,4 кВ жилого дома по переулку Зеленый, 25, получающий электроснабжение от ТП --. Для обеспечения надлежащего качества электроснабжения необходимо восстановить постоянную схему электроснабжения жилого дома по -- от ТП --.
На поврежденной кабельной линии 0,4 кВ от ТП -- граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности АО «ДРСК» установлена в точке присоединения КЛ 0,4 кВ в РУ 0,4 кВ ТП 49, питающей многоквартирный жилой дом, --.
В настоящее время многоквартирные жилые дома --, 93 подключены по временной схеме, а именно запитаны ВЛ-0,4 кВ от ТП --.
Для обеспечения надлежащего качества электроснабжения необходимо восстановить ранее поврежденный кабель 0,4 кВ от ТП -- до жилого дома, расположенного по адресу: --.
На поврежденной кабельной линии 0,4 кВ от ТП -- граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности АО «ДРСК» установлена на кабельных наконечниках в РУ-0.4 кВ ТП -- в месте присоединения питающего кабеля. Дома по --, -- - подключены от ВРУ-0.4 кВ Ф-4 ТП-168, -- - подключен от ВЛ-0.4 кВ Ф-3 ТП-168; -- - имеет последовательное подключение от ВРУ-0.4 кВ жилого дома --. ----, -- - имеет последовательное подключение от ВРУ-0,4 кВ жилого дома по --; --, 75 - имеет последовательное подключение от ВРУ-0,4 кВ жилого дома по --.
Кроме данных жилых домов подключен частный сектор (магазин, коттедж), с высоким уровнем нагрузки на распределительную сеть.
Как следует из представленной информации администрации города Свободного и Управления по использованию муниципального имущества сети электроснабжения 0,4 кВ к жилым домам по --, ----, --, -- в собственности администрации и в реестре бесхозяйного имущества отсутствуют.
Согласно представленных уведомлений из ЕГРП сведения о правообладателях на указанные электросети отсутствуют.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет понятие бесхозяйной вещи, которой является вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу п. 3 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимой вещи устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав - Минэкономразвития России.
В соответствии с п. 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 г. N 701 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления установленной формы органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Судом установлено, что указанные объекты недвижимого имущества - электросетевого хозяйства, расположенные на территории муниципального образования г. Свободный Амурской области, фактически не имеют собственника, то есть являются бесхозяйными.
Буквальное толкование положений статьи 225 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения. В силу положений указанной статьи и п. 3 ч. 1 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию в целях организации электроснабжения населения.
Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного имущества, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйного имущества на администрацию города Свободный Амурской области, как орган местного самоуправления.
Рассматривая доводы ответчика о том, что ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены, а так же те доводы, что Законом гарантировано возмещение этим организациям затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией указанных объектов, что при разумном и добросовестном поведении субъектов электроснабжения это не должно влечь причинения для них убытков, суд приходит к следующему.
Основополагающим принципом правового регулирования в электроэнергетике выступает соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электроэнергии.
Данный принцип реализуется, в том числе путем возложения на поставщиков обязанности обеспечить потребителей необходимыми им объемами электроэнергии.
При этом ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (пункт 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике).
Сетевая организация может владеть объектами сетевого хозяйства на праве собственности и праве аренды электросетей.
Как законное владение на практике допускается пользование сетевой организацией теми бесхозяйными сетями, которые оформлены органами местного самоуправления по правилам части первой пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса и переданы сетевой организации в управление. В таких случаях органы государственного регулирования цен включают расходы сетевых организаций по эксплуатации бесхозяйных сетей и нормативные потери в них в тариф на услуги по передаче электроэнергии.
Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона об электроэнергетике, при установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов.
Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией указанных объектов.
Бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают возмездные услуги по передаче электроэнергии.
Согласно пункту 51 Правил N 861 сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства. Несмотря на то, что в пункте 52 указанных Правил помимо сетевых организаций названы потребители услуг по передаче электроэнергии, потребители в составе тарифа на услуги по передаче электроэнергии оплачивают только нормативные (технологические) потери, возникающие при передаче электроэнергии по электросетям, компенсируя тем самым сетевой организации только неизбежные издержки передачи.
Таким образом, без постановки спорных электрических сетей на учет как бесхозяйных, невозможна полноценная их эксплуатация и обеспечение надежности обеспечения электрической энергией и ее качества перед потребителями электрической энергии, поскольку при этом полное возмещение сетевой организации расходов по их эксплуатации, невозможно, что, в свою очередь, приводит к ненадлежащему их содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц с точки зрения как безопасности, так надлежащего электроснабжения.
При таких обстоятельствах заявленные прокурором города Свободного исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора города Свободного к Администрации города Свободного об обязании совершить действия направленные на постановку на учет объектов как бесхозных оформлению в муниципальную собственность, удовлетворить.
Обязать администрацию города Свободного в срок до 31.05.2017 совершить действия направленные на постановку на учет объектов как бесхозяйных и оформлению в муниципальную собственность, а именно:
- изготовить техническую документацию на сети электроснабжения 0,4 кВ к жилым домам по --, --, --,
- обратится с заявлением в управление Росреестра по -- о постановке на учет сетей электроснабжения 0,4 кВ к жилым домам по --, --, --, -- как бесхозяйных недвижимых вещей.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 июня 2016 года.
Председательствующий С.