ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-710/2016 от 22.06.2016 Среднеахтубинского районного суда (Волгоградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Стороженко В.И.

при секретаре Яковлевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области гражданское дело по иску прокурора Среднеахтубинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации <.....> о понуждении поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Среднеахтубинского района Волгоградской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, в котором указал, что прокуратурой Среднеахтубинского района Волгоградской области проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения. Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В прокуратуру Среднеахтубинского района поступило обращение ОМВД России по Среднеахтубинскому району, в котором указано, что на территории Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района расположен ЛК ФГУ «Детский оздоровительныйкомплекс «<.....>». К указанному оздоровительному комплексу ведет дорога общего пользования местного значения «Подъезд к ЛК ФГУ «ДОК «<.....>» от автомобильной дороги «<адрес> дорожное покрытие имеет дефект – неровность высотой до 4 см по всей ширине проезжей части. Данная дорога не значится на балансе администрации <.....> и Красного сельского поселения. К муниципальной собственности поселения указанная дорога не относится. В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. Соответственно, дорога общего пользования местного значения «Подъезд к ЛК ФГУ «ДОК «<.....>» от автомобильной дороги «<адрес>, является бесхозяйной. Так как данная дорога является дорогой общего пользования местного значения, то есть предназначена для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, и ведет к ЛК ФГУ «ДОК «<.....>», несоблюдение требований безопасности дорожного движения может повлечь нарушение прав несовершеннолетних детей, направляющихся в оздоровительный комплекс.

По изложенным основаниям прокурор просил суд обязать администрацию <.....> совершить действия по постановке на учет бесхозяйной дороги общего пользования местного значения «Подъезд к ЛК ФГУ «ДОК «<.....> от автомобильной дороги <адрес>, находящейся на территории <.....>.

В судебном заседании помощник прокурора Среднеахтубинского района ФИО4 поддержал заявленные требования.

В судебном заседании представитель ответчика администрации <.....> по доверенности ФИО5 просил отказать прокурору Среднеахтубинского района в удовлетворении исковых требований в полном объеме, пояснив, что квопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствий с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).При этом в соответствии со ст. 2 Закона Волгоградской области «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области» от 28 ноября 2014 года № 156-ОД за сельскими поселениями в Волгоградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 7.1, 7.2, 8,11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 24, 26, 31,31.1, 33.2 и 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».На основании п/п 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.В соответствии с п/п 3 п. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы населенных пунктов устанавливаются генеральным планом. Генеральный план Красного сельского поселения утвержден решением Думы <.....> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Автомобильная дорога «<адрес> в соответствии с Генеральным планом <.....> в границы населенного пункта не входит. Следовательно, обязательств по содержанию указанной автомобильной дороги у администрации Красного сельского поселения не возникает.Статьей п/п 5 п. 1 15Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.Следовательно, обязательство по содержанию автомобильной дороги «Подъезд от автомобильной дороги «Средняя Ахтуба (км. 2) - Куйбышев -Суходол до границы <.....>» к <.....> лежит на администрации Среднеахтубинского муниципального района.В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимыевещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.В соответствии с п.1 ст.2 ФЗ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.Среднеахтубинский муниципальный район является муниципальным образованием на территории которого находится автомобильная дорога <адрес>, а следовательно администрация Среднеахтубинского муниципального района является органом местного самоуправления по заявлению которого бесхозяйные вещи принимаются на учет в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ. Для постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта автомобильной дороги <адрес> необходимо изготовить технический план линейного объекта.Администрация Красного сельского поселения не имеет права расходовать денежные средства бюджета поселения на цели не связанные с исполнением полномочий сельского поселения, которые определены ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».Использование бюджетных средств Красного сельского поселения на изготовление технического плана линейного объекта автомобильной дороги <адрес> будут являться нецелевым использованием бюджетных средств.Также сообщаем, что дефицит бюджета Красного сельского поселения на данный момент составляет 780,50602 тыс. рублей.

В судебном заседании представитель третьего лица Отдела МВД Российской Федерации по <адрес> по доверенности ФИО6 не возражал против удовлетворения искового заявления, так как ЛК ФГУ «ДОК «Дубок» расположен на территории <.....>, поэтому все подъездные пути к данному комплексу принадлежат ответчику. В связи с выявленными недостатками в эксплуатационном состоянии спорной дороги,в целях обеспечения безопасности дорожного движения, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, необходимо совершить действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации для постановки автомобильной дороги на учет в качестве бесхозяйного.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <.....> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия их представителя, при вынесении решения полагался на усмотрение суда.

Выслушав объяснения прокурора ФИО4, представителя ответчика администрации <.....>ФИО5, представителя третьего лица Отдела МВД Российской Федерации по <.....>ФИО6, исследовав материалы дела, суд считает иск прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Согласно п.4 ст.6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

По смыслу указанных выше правовых норм орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации является вопросом местного значения поселений.

Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (статья 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Среднеахтубинского района проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории Красного сельского поселения, в ходе которой выявлено наличие бесхозяйных дорог и непринятие мер по их постановке на учет в соответствующем регистрирующем органе.

Согласно сообщения Отдела МВД России по <.....> от ДД.ММ.ГГГГ и акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ, сотрудниками Госавтоинспекции были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии подъездных путей к ЛК ФГУ «ДОК «<.....>», расположенного на территории <.....> (л.д.9,10)

В судебном заседании установлено, что участок дороги к ЛК ФГУ «Детский оздоровительный комплекс «<.....> в реестре имущества администрации <.....> не значится (л.д.12-14).

Письмом администрации <.....> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что подъездная дорога к ЛК ФГУ «Детский оздоровительный комплекс «<.....>к муниципальной собственности <.....> сельского поселения не относится (л.д.15).

Как следует из материалов дела, ЛК ФГУ «Детский оздоровительный комплекс «<.....> расположен на территории Красного сельского поселения в зоне транспортной инфраструктуры поселения.

Поскольку участок дороги к ЛК ФГУ «Детский оздоровительный комплекс «<.....>» не включен в перечень дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, то данная дорога признается дорогами местного значения. С учетом того, что данный участок дороги расположен в границах <.....> сельского поселения, обязанность по его учету в соответствии с действующим законодательством лежит на ответчике.

Согласно ответа администрации Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, подъездная дорога к ЛК ФГУ «Детский оздоровительный комплекс «<.....> в реестре объектов муниципальной собственности не значится и находится на территории Красного сельского поселения (л.д.11).

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765 (ред. от 26.03.2015) "Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2014 N 33054) (раздел XII), принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Как установлено судом, вышеуказанная автомобильная дорога находится на территории <.....> и непринятие ответчиком мер по её постановке на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, является нарушением предусмотренной законом обязанности органа местного самоуправления в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог.

Доводы ответчика, судом не принимаются, поскольку судом установлено, что вышеуказанная автомобильная дорога находится в границах <.....> сельского поселения <.....>

По приведенным основаниям суд считает требования прокурора основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию <.....> совершить действия по постановке на учет бесхозяйной дороги общего пользования местного значения «Подъезд к ЛК ФГУ «Детский оздоровительный комплекс «<.....>» от автомобильной дороги <адрес>, находящейся на территории <.....>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Среднеахтубинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись В.И. Стороженко

Решение изготовлено судьей на компьютере ДД.ММ.ГГГГ

Судья подпись В.И. Стороженко

Копия верна:

Судья В.И. Стороженко

Секретарь Л.Е. Турутина

Подлинник данного документа

подшит в деле ,

которое находится в

Среднеахтубинском районном суде