ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7118/2016 от 25.04.2017 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело №2-812/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2017 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Чашиной Е.В.,

при секретаре Федосееве Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о понуждении произвести выплату недополученной ежегодной компенсации на оздоровление и за дополнительный отпуск, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров,

третьи лица - Министерство социальной политики Калининградской области, Федеральное государственное казенное учреждение «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Калининградской области», Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о понуждении произвести выплату недополученной ежегодной компенсации на оздоровление и за дополнительный отпуск, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, указав в обоснование заявленных требований, что он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году. В соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, ежегодную компенсацию на оздоровление, а также дополнительный оплачиваемый отпуск. Приказом заместителя начальника ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Калининградской области», где он работает, ему как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС был предоставлен дополнительный отпуск в количестве 14 календарных дней с 01 по 14 августа 2016 года, указанный отпуск подлежит оплате в размере <данные изъяты> рублей, однако работодателем не оплачивался. 18 августа 2016 года он обратился в Гвардейский отдел ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о получении компенсации по оплате дополнительного отпуска, ежегодной денежной компенсации на оздоровление, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, но решением от 30 августа 2016 года в выплате данных компенсаций было отказано по причине того, что обязанность по их выплате возложена на работодателя. Указывая на данные обстоятельства и ссылаясь на то, что выплата компенсаций по нормам действующего законодательства должна производиться органом социальной защиты субъекта Российской Федерации, то есть ответчиком, просил обязать ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» произвести ему выплату компенсации за дополнительный оплачиваемый отпуск за 2016 год в размере <данные изъяты> рублей, ежегодную компенсацию на оздоровление за 2016 год в размере <данные изъяты> рублей и ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров за период с января по декабрь 2016 года в общей сумме <данные изъяты> рублей.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, были привлечены: Министерство социальной политики Калининградской области, Федеральное государственное казенное учреждение «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Калининградской области», Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем направления смс-извещения; ранее в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» ФИО2 не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, суду был представлен письменный отзыв на заявленные требования, согласно которому ответчик не согласен с иском, поскольку в соответствии с действующим законодательством требуемые истцом меры социальной поддержки должны выплачиваться работодателем.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерства социальной политики Калининградской области не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, суду был представлен письменный отзыв на заявленные требования, согласно которому министерство не согласно с заявленными требованиями, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года №542 «Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»» предусмотрено, что финансирование расходов по предоставлению таких мер социальной поддержки сотрудникам, в том числе гражданскому персоналу, в частности, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляется данным органом исполнительной власти в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

В судебное заседание представитель третьего лица ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Калининградской области» ФИО3 не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, что подтверждается его подписью в справочном листе дела, ранее в судебном заседании указал, что требования истца являются правомерными, поскольку льготы, которые он просит, являются обязательствами Российской Федерации и работодатель не обязан ему их выплачивать; Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2007 года №542 были утверждены Правила оплаты этих льгот, которые не предусматривают возможности их выплаты иначе, чем через орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО4 указал, что требования истца являются обоснованными, в соответствии с действующими Правилами такие меры социальной поддержки подлежат выплате ответчиком; Постановление Правительства от 30 августа 2005 года №542, на который ссылается ответчик, регулирует бюджетные правоотношения, в которых граждане не участвуют; дополнительно пояснил, что, действительно, статьей 5.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Российской Федерацией были переданы органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки такой категории граждан за исключением компенсаций и выплат, предоставляемых, в том числе, гражданскому персоналу ФПС ГПС; однако в системе МЧС России какие-либо ведомственные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок обращения личного состава к работодателю в целях реализации соответствующих прав, выплат компенсаций отсутствует; вместе с тем, сообщил, что МЧС России предоставляются средства из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на соответствующую статью расходов по коду бюджетной классификации 177 1003 0310130020 313 262.

Заслушав пояснения представителя третьего лица, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантированы установленные Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относятся, согласно ст. 13, граждане, (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

Одними из мер социальной поддержки такой категории граждан являются, в частности, предоставление им ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска с выплатой единовременной компенсации на оздоровление, а также ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, что подтверждается удостоверением серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Калининградской области, в соответствии с которым он имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При таком положении, с учетом приведенных выше норм материального права, истец имеет право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 14 календарных дней с выплатой единовременной компенсации на оздоровление, а также на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Судом также установлено, что ФИО1 работает водителем автомобиля (пожарного) Пожарно-спасательной части по охране Знаменского сельского поселения ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Калининградской области» МЧС России.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ему был предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск за 2016 года на 14 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

В соответствии с расчетом, истцу начислена сумма отпускных в размере <данные изъяты> рублей, которая работодателем выплачена не была; ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Калининградской области» были выданы справки о том, что данный отпуск оплачиваться не будет.

18 августа 2016 года ФИО1 обратился в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» Гвардейский отдел с заявлением об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска, ежегодной компенсации на оздоровление, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Однако решением от 30 августа 2016 года в выплате данных компенсаций истцу было отказано со ссылкой на то, что сотрудники и гражданский персонал органов Государственной противопожарной службы МЧС России реализуют свое право на получение мер социальной поддержки по месту прохождения службы (работы). ФИО1 было рекомендовано обратиться за получением указанных выплат к работодателю.

Не согласившись с таким решением, истец обратился в суд.

Между тем, суд находит вышеуказанное решение ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» обоснованным и соответствующим нормам действующего законодательства.

Так, согласно ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2005 года №542 «Об утверждении Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

В частности, пунктом 2 данных Правил предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Федеральной службе по труду и занятости, за исключением расходных обязательств Российской Федерации, указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Согласно пункту 6 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

В указанном порядке осуществляется финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 5.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Российская Федерация делегировала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат, но за исключением компенсаций и других выплат, предоставляемых военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных пунктами 4, 5 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска), 12 (в части ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка) и 13 части первой, частью четвертой (в части пособия на погребение) статьи 14, пунктами 3 и 4 части первой статьи 15, частью первой статьи 16, пунктами 3 (в части среднего заработка), 4 - 6 и 13 статьи 17, пунктами 1 - 3, абзацем четвертым пункта 4, пунктами 5 и 7 (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере, выплачиваемого гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в части, приходящейся на выплату данного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет), 8 - 10 части первой статьи 18, пунктами 1 и 2, абзацем вторым пункта 3, пунктами 4, 6 и 7 части второй статьи 19, пунктами 1 - 3 и абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20, пунктом 3 части первой статьи 25, частями первой, второй и четвертой статьи 39, статьями 40 и 41 настоящего Закона.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение приведенных норм закона Министерством социальной политики Калининградской области 22 декабря 2014 года был издан Приказ№521 "О порядке организации перечисления средств по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".

В пункте 1 данного Приказа также предусмотрено, что он распространяет свое действие на определенные компенсации и выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за исключением компенсаций и других выплат, осуществляемых, в частности, сотрудникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, в том числе гражданскому персоналу.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки всем гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации и др., в том числе гражданского персонала указанных федеральных органов исполнительной власти, указав, что меры социальной поддержки данным гражданам предоставляются самими федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в пределах средств, выделяемых этим органам и на эти цели из федерального бюджета на соответствующий год.

Таким образом, свои обязательства по возмещению вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Российская Федерация в данном случае реализует по двум направлениям: путем субвенций, направляемых субъектам Российской Федерации, и путем выделения средств из федерального бюджета, направляемых вышеуказанным федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Как выше уже указывалось, ФИО1 работает водителем Пожарно-спасательной части по охране Знаменского сельского поселения ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Калининградской области».

В соответствии с Положением о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 20 июня 2005 года №385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставляются средства из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на соответствующую статью расходов по коду бюджетной классификации 177 1003 0310130020 313 262.

При таких обстоятельствах, получение ФИО1 мер социальной поддержки в виде оплаты ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 14 календарных дней с выплатой единовременной компенсации на оздоровление, а также ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров должно осуществляться по месту работы, а не через ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения».

При этом отсутствие в системе МЧС России каких-либо ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих порядок обращения личного состава к работодателю в целях реализации прав, предоставленных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», само по себе не может служить основанием для возложения обязанности по осуществлению таких выплат на ОГКУ Калининградской области «Центр социальной защиты населения».

Действительно, Постановлениями Правительства РФ от 31 декабря 2004 года №907 и от 03 марта 2007 года №136 были утверждены Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно которым для получения компенсации гражданин обращается с заявлением по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, данными Постановлениями регулируется порядок получения мер социальной поддержки, предоставляемых, в частности в Калининградской области, ОГКУ «Центр социальной поддержки населения», однако они не распространяют свое действие на выплаты, предоставляемые федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год, в связи с чем к возникшим правоотношениям вышеприведенные Постановления Правительства РФ применению не подлежат.

С учетом изложенного правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о понуждении произвести выплату недополученной ежегодной компенсации на оздоровление и за дополнительный отпуск, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2017 года.

Судья: Е.В. Чашина