ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7119/2013 от 16.10.2013 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 октября 2013 года                                 г.Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в составе:

председательствующего судьи Хуруджи В.Н.,

при секретаре Носковой И.А.,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Сургутского городского суда гражданское дело № 2-7119/2013 по иску ФИО1 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказ в присвоении статуса «Ветеран труда», обязании присвоения звания «Ветеран труда»,

установил:

Истец – ФИО1 обратилась с иском к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказ в присвоении статуса «Ветеран труда», обязании присвоения звания «Ветеран труда».

Свои требования истец мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда".

Уведомлением Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ № исх- 8526, ФИО1 было отказано в присвоении звания «Ветерана труда» (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ г.).

В качестве оснований для отказа было указанно, что бронзовая медаль ВДНХ СССР, рационализаторские предложения ОАО «Сургутнефтегаз» не являются ведомственными знаками отличия в труде и не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающей право на присвоение звания «Ветеранов труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года № 103-п.

Считает данный отказ незаконным и подлежащим отмене, по следующим основаниям.

Истец, являясь работником Производственного объединения «Сургутнефтегеофизика» в 1987 году участвовала на выставке достижений народного хозяйства (далее ВДНХ), где на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № была награждена бронзовой медалью за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР и ей было выдано удостоверение к медали, утвержденное главным комитетом ВДНХ СССР.

Считает, что бронзовая медаль за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР и выданное удостоверение к медали, утвержденное главным комитетом ВДНХ СССР, является ведомственным знаком отличия в труде, о котором указывается в ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", и который является одним из условий присвоения звания "Ветеран труда".

Трудовой стаж истца согласно записей в трудовой книжки № от ДД.ММ.ГГГГ с 1978 года по 2013 год составляет 35 лет трудового стажа, из которых 28 лет работы в районе, приравненном к району крайнего Севера.

Более того, Истец в перечне документов на присвоение статуса «Ветеран труда» передавал Ответчику справку ОАО «Сургутнефтегаз», а также иные доказательства того, что она является автором 6 рационализаторских предложений.

Судами ранее при рассмотрении дел подобной категории принималась следующая позиция, авторские свидетельства об отдельном изобретении или открытии не учитывались как ведомственные знаки отличия в труде, дающие основание для присвоения звания "Ветеран труда". Однако если граждане имеют несколько авторских свидетельств (два и более) на изобретение, на основании которых усматривается постоянный новаторский подход к совершенствованию технологических процессов, то они определяются как ведомственные знаки отличия в труде, дающие право на присвоение этого звания.

Согласно п. 3 ст. 11 ГПК РФ, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Просит признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении статуса «Ветерана труда» и обязать ответчика присвоить звание «Ветеран труда».

Истец и ее представитель в судебном заседании на заявленных требованиях настояли в полном объеме, согласно доводов, изложенных в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по мотивам указанным в отзыве, согласно которого указывает, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. Бронзовая медаль за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР и выданное удостоверение к медали, утвержденное главным комитетом ВДНХ СССР, а также рационализаторские предложения не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 № 103-п.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что в исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно представленной истцом трудовой книжки №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ года, истец была награждена бронзовой медалью за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР (удостоверение №, Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно представленного удостоверения к медали «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР», бронзовой медалью награждена ФИО1.

Стороны не оспаривают, что истец обратился к ответчику с заявлением о присвоении истцу знания «Ветеран труда» на основании того, что имеет вышеуказанную награду и определенный трудовой стаж.

ДД.ММ.ГГГГ истцу было направлено письмо с отказом в присвоении звания "Ветеран труда", со ссылкой на то, что имеющаяся у истца Бронзовая медаль ВДНХ СССР, рационализаторское предложение ОАО «Сургутнефтегаз» не является ведомственным знаком отличия в труде и не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, СССР дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года № 103-п.

Общественные отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе.

В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1 п. 1); награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2 п. 1). При этом в Законе о ветеранах закреплено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7).

Приведённая норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) и Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Федеральный закон РФ "О ветеранах" N5-ФЗ от 12 января 1995 года, устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с пунктом 4 статьи 7 этого Закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.

В силу ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования.

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом "О ветеранах" установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, финансирование мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7, статья 10).

Условия присвоения звания «Ветеран труда» установленные пп.2 п.4 ст.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006 № 115-03 и Постановлением Правительства Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры от 06 июня 2005 года №103 с изменениями и дополнениями, не противоречат положениям, определенным в подпункте 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ "О ветеранах".

Согласно архивной выписки из постановления Главного комитета ВДНХ СССР № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, инженер-интерпретатор, награждена бронзовой медалью и денежным вознаграждением в сумме 50 рублей за внедрение в производство математического обеспечения по автоматизированному рабочему месту геофизика АРМГ. При этом сведений о том, что удостоверение к награде выдано органами государственной власти субъекта Российской Федерации или организацией, со ссылкой, что вручение производится от имени федерального органа, не имеется.

Согласно действующего законодательства, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, нормативных актов субъектов РФ, почетные звания, знаки, значки, грамоты, дипломы и другие награды, учрежденные и выданные предприятиями, учреждениями, организациями, общественными организациями, организационными комитетами Всесоюзных фестивалей народного творчества, а также медали ВДНХ (ВСХВ) не учитываются при присвоении звания "Ветеран труда". Однако если удостоверение к награде выдано органами государственной власти субъекта Российской Федерации или организацией, со ссылкой, что вручение производится от имени федерального органа, и при этом имеется ссылка на решение этого федерального органа, либо в удостоверении к знаку указаны дата и номер решения коллегии федерального министерства, в соответствии с которым производится награждение конкретного гражданина, то данная награда учитывается при присвоении звания "Ветеран труда".

Как следует из наградного документа, представленного истцом - удостоверение к награде выдано Главным комитетом ВДНХ СССР, при этом в удостоверении отсутствуют сведения о том, что постановление от 30/ХI-87 г. N 1180-Н вынесено органом государственной власти СССР или иным федеральным органом, что свидетельствует о том, что указанное постановление вынесено Главным комитетом ВДНХ. Бронзовая медаль, выданная Главным комитетом ВДНХ СССР, не является правительственной либо ведомственной наградой, выданной органом, входящим в утвержденный Перечень организаций, чьи поощрения учитываются при присвоении данного звания, следовательно, оснований для присвоения истцу звания "Ветеран труда" не имеется, в удовлетворении иска следует отказать

Кроме того, истцом представлены удостоверения на рационализаторское предложение № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданные истцу управляющим трестом «Сургутнефтегеофизика» ОАО «Сургутнефтегаз».

В соответствии с пунктом 2 Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 21.08.1973 N584, права на открытия, изобретения и рационализаторские предложения охраняются государством и удостоверяются: на открытия - дипломами, на изобретения - авторскими свидетельствами или патентами и на рационализаторские предложения - удостоверениями.

Согласно пункту 75 указанного положения после вынесения решения о признании предложения рационализаторским и о принятии его к использованию автору предложения должно быть выдано удостоверение на рационализаторское предложение, которое подтверждает признание предложения рационализаторским, дату его подачи и авторство на рационализаторское предложение. Удостоверение выдается предприятием, организацией, учреждением, министерством или ведомством, принявшим указанное решение.

В разделе VIII этого положения предусматривается выплата вознаграждения, в том числе и автору рационализаторского предложения, которому выдано удостоверение.

Вместе с тем, в Положении об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях утвержденного Постановлением Совмина СССР от 21.08.1973 N584, не определено, что наличие удостоверений на рационализаторские предложения расцениваются как ведомственные знаки отличия в труде, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда".

Такие удостоверения подтверждают лишь признание предложения рационализаторским и авторство, а не являются актом признания особых трудовых заслуг, регулирующих отношения по присвоению звания «Ветеран труда».

Таким образом, авторские свидетельства об отдельном изобретении или открытии не учитываются как ведомственные знаки отличия в труде, дающие право для присвоения звания "Ветеран труда".

Истец же имеет не авторские свидетельства, а удостоверение на рационализаторское предложение, поэтому доводы истца о том, что если граждане имеют несколько авторских свидетельств на изобретение, на основании которых усматривается постоянный новаторский подход к совершенствованию технологических процессов, то они определяются как ведомственные знаки отличия в труде, дающие право на присвоение этого звания не состоятелен.

Перечень ведомственных наград содержится в ОКИН, ОК 018-95, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N, и среди них удостоверение на рационализаторское предложение не указано, какие-либо нормативно-правовые акты, приравнивающие это удостоверение к ведомственным знакам отличия в труде, отсутствуют.

При указанных обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98-103, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказ в присвоении ФИО1 статуса «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда», отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ХМАО-Югры через Сургутский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья В.Н.Хуруджи

Согласовано:

«____»_________2013 года

Судья__________В.Н.Хуруджи