ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-711/19 от 05.09.2019 Верхнесалдинского городского суда (Свердловская область)

г/<адрес>

Решение составлено

05.09.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Верхняя Салда 03 сентября 2019 года

Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего Исаевой О.В.

при секретаре судебного заседания Бияновой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Верхнесалдинского городского округа о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,

у с т а н о в и л:

Администрация Верхнесалдинского городского округа обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества:

1) памятник, кадастровый № ...., назначение: сооружения культуры и отдыха, площадь 80 кв.м., адрес: <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости д.м.г., номер регистрации № ....

2) памятник, кадастровый № ...., назначение: сооружения культуры и отдыха, площадь 42 кв.м., адрес: <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости д.м.г., номер регистрации № ....;

3) памятник, кадастровый № ...., назначение: сооружения культуры и отдыха, площадь 16 кв.м., адрес: <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости д.м.г., номер регистрации № ....;

4) мемориальный комплекс, кадастровый № ...., назначение: сооружения культуры и отдыха, площадь 236 кв.м., адрес: <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости д.м.г., номер регистрации № ....;

5) памятник, кадастровый № ...., назначение: сооружения культуры и отдыха, площадь 18 кв.м., адрес: <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости д.м.г., номер регистрации № ....;

6) мемориальный комплекс, кадастровый № ...., назначение: сооружения культуры и отдыха, площадь 17 кв.м., адрес: <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 01.04.20015, номер регистрации № ....;

7) памятник, кадастровый № ...., назначение: сооружения культуры и отдыха, площадь 4 кв.м., адрес: <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости д.м.г., номер регистрации № .....

В обоснование заявленных требований указано, что на территории Верхнесалдинского городского округа расположены указанные объекты недвижимого имущества, которые в 2015 году в установленном порядке приняты на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости. Поскольку рассматриваемые объекты недвижимого имущества расположены в границах муниципального образования – Верхнесалдинского городского округа Свердловской области, собственники объектов неизвестны, установленный ч.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, а именно 1 год, со дня постановки данных объектов на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию, истек, заявитель просит признать право муниципальной собственности на указанные объекты недвижимого имущества, как на бесхозяйные объекты.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.67).

В письменном отзыве представитель министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области указал, что в Реестре государственного имущества Свердловской области отсутствуют сведения о спорных объектах недвижимого имущества (л.д.55-58).

Представитель территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области Минэкономразвития России в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела (л.д.36).

Судом в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято решение о рассмотрении в отсутствие лиц, участвующих в деле, принимая во внимание наличие сведений о надлежащем и своевременном извещении лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.2 ст.8, ст.132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ч.1, ч.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Основанием для признания права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное имущество, в силу ч.2 ст.293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является то обстоятельство, что недвижимая вещь не имеет собственника или он неизвестен, со времени постановки недвижимого имущества на учет в установленном порядке прошел год.

Материалами дела установлено, что на территории муниципального образования Верхнесалдинский городской округ Свердловской области находятся спорные объекты недвижимого имущества – сооружения культуры и отдыха, которым присвоены кадастровые номера.

Из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что указанные заявителем памятники, мемориальные комплексы отнесены к сооружениям сооружения культуры и отдыха (л.д.10-31).

Судом установлено, что притязания в бесспорном порядке заявлены в отношении имущества, физические характеристики которого свидетельствуют о применении к данному имуществу нормативных правил о недвижимости (ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Порядок принятия на учет объектов недвижимого имущества определен «Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003, согласно которому, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества (п.5 Положения).

Материалами дела установлено, что на все спорные объекты недвижимого имущества – сооружения культуры и отдыха, расположенные в <адрес>, присвоены кадастровый номера. Все вышеуказанные сооружения в качестве бесхозяйного имущества были приняты на учет Управлением федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по <адрес>д.м.г. и д.м.г..

Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2); каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3).

Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;

ансамбли;

достопримечательные места.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В соответствии с ч. 4 ст. 25 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 05.12.2017) "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.

Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения подлежат включению в реестр в порядке, установленном вышеуказанным Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ. Порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр определяется законом субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов (п. 1); государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (п. 2).

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.

В силу пп. 1, 4 п. 1 ст. 5 Закона Свердловской области от 21.06.2004 № 12-ОЗ "О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области" органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законом: согласовывают в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия; обеспечивают за счет средств местных бюджетов охрану и сохранение объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Судом установлено и подтверждается материалами настоящего гражданского дела, что на территории Верхнесалдинского городского округа по адресам: <адрес> расположены памятники; по адресам: <адрес> расположены мемориальные комплексы.

Указанные заявителем памятники и мемориальные комплексы в Едином государственном реестре недвижимости значатся как сооружения, назначение – сооружения культуры и отдыха.

Сведений о том, что данные объекты обладают признаками объекта культурного наследия регионального или местного значения (памятники истории), материалы дела не содержат. Правовые акты, в том числе устанавливающие особый правовой режим объектов, суду не представлены. Также из материалов дела следует, что спорные объекты в перечень объектов муниципальной собственности, перечень объектов культурного наследия, находящихся на территории Верхнесалдинского городского округа Свердловской области, перечень объектов культурного наследия Свердловской области не включены.

Материалами дела установлено, что правообладатели спорных сооружений культуры и отдыха отсутствуют, что следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости. Судом установлено, что спорные сооружения приняты уполномоченным органом на учет как бесхозяйные объекты в установленном порядке, со дня постановки до настоящего времени прошло более года, законных владельцев данных сооружений не выявлено. Другие физические и юридические лица прав на указанные объекты недвижимого имущества не заявили. Указанные объекты недвижимого имущества находятся в границах муниципального образования – Верхнесалдинского городского округа Свердловской области, до принятия на соответствующий учет Управлением федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области данных объектов недвижимости, указанные объекты не принадлежали кому-либо на праве собственности и не находились в чьем-либо владении. Вышеуказанное недвижимое имущество в реестрах государственного и федерального имущества не значится. Вещных прав на данное имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.

Оценив представленные в суд доказательства, суд приходит к выводу, что указанные недвижимые сооружения числятся на учете как бесхозяйные объекты, правовой статус данных объектов недвижимости на момент рассмотрения дела в суде не изменился. Со дня постановки данного объекта на учет как бесхозяйной недвижимой вещи прошло более года. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Заявление администрации Верхнесалдинского городского округа о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь – удовлетворить.

Признать за Верхнесалдинским городским округом Свердловской области право муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества:

1) памятник, кадастровый № ...., назначение: сооружения культуры и отдыха, площадь 80 кв.м., адрес: <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости д.м.г., номер регистрации № ....;

2) памятник, кадастровый № ...., назначение: сооружения культуры и отдыха, площадь 42 кв.м., адрес: <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости д.м.г., номер регистрации № ....;

3) памятник, кадастровый № ...., назначение: сооружения культуры и отдыха, площадь 16 кв.м., адрес: <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости д.м.г., номер регистрации № ....;

4) мемориальный комплекс, кадастровый № ...., назначение: сооружения культуры и отдыха, площадь 236 кв.м., адрес: <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости д.м.г., номер регистрации № ....;

5) памятник, кадастровый № ...., назначение: сооружения культуры и отдыха, площадь 18 кв.м., адрес: <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости д.м.г., номер регистрации № ....;

6) мемориальный комплекс, кадастровый № ...., назначение: сооружения культуры и отдыха, площадь 17 кв.м., адрес: <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 01.04.20015, номер регистрации № ....;

7) памятник, кадастровый № ...., назначение: сооружения культуры и отдыха, площадь 4 кв.м., адрес: <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости д.м.г., номер регистрации № .....

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья О.В.Исаева