Дело № 2 -711/ 2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2013 г. п. Междуреченский
Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Поплавских С. Н.,
при секретаре Гребенщиковой М. А.,
с участием:
представителя истца ФИО1 представившего удостоверение № 199, действующего на основании ордера № 366 от 25 декабря 2013 г.,
представителя ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ФИО2 по доверенности № 299 от 04 декабря 2013 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, казенному учреждению «Центр социальных выплат Югры» о признании права на присвоение звания «Ветеран Труда», о признании незаконным и отмене решения об отказе в присвоении звания «Ветеран Труда», об обязании принятия решения о присвоении звания «Ветеран Труда»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к Департаменту социального развития ХМАО - Югры, казенному учреждению «Центр социальных выплат Югры» о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", о признании незаконным и отмене решения об отказе в присвоении звания «Ветеран Труда», об обязании принятия решения о присвоении звания «Ветеран Труда.
Требования мотивировал тем, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент социального развития ХМАО - Югры с заявлением о присвоении ему почетного звания "Ветеран труда". На заседании комиссии по присвоению звания "Ветеран труда", "Ветеран труда ХМАО - Югры" Департамента социального развития ХМАО - Югры ему оказано в присвоении звания "Ветеран труда" на том основании, что Почетная грамота Министерства энергетики РФ, которой он награжден за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса, не включена в перечень наград, ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Истец считает данный отказ незаконным и просит суд признать его право на присвоение звания "Ветеран труда", обязать ответчика присвоить звание "Ветеран труда".
Истец, представитель ответчика казенного учреждения «Центр социальных выплат Югры» в суд не явились несмотря на то, что надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, причин неявки не сообщили.
На основании положений ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Обратил внимание суда на то, что утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах». Между тем положения Постановления правительства ХМАО - Югры от 06.06.2005 г. N 103-П "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и перечня наград, почетных званий ХМАО - Югры» ограничивают по сравнению с Федеральным законом «О ветеранах» круг лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда», и противоречат федеральному закону, имеющему большую юридическую силу.
Представитель ответчика иск не признал, просит в его удовлетворении отказать полностью, так как Почетная грамота Министерства энергетики РФ не включена в перечень наград, ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».
От ответчика казенного учреждения «Центр социальных выплат Югры» поступили письменные возражения относительно исковых требований истца. В возражениях ответчиком указано, что в рамках представленных полномочий и в соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда". Постановлением правительства ХМАО - Югры от 06.06.2005 г. N 103-П "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и перечня наград, почетных званий ХМАО - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда ХМАО - Югры", утверждены ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, ордена и медали РФ, почетные звания, РФ, ведомственные медали, почетные звания, знаки отличия, значки, почетные звания автономного округа. Почетная грамота Министерства энергетики РФ в данный перечень не входит. Таким образом, правовые основания для присвоения истцу звания "Ветеран труда" отсутствуют. В удовлетворении иска просит отказать.
Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Письмом от 12 августа 2013 г. г. N 15-Исх-10765 истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" на основании того, что Почетная грамота Министерства энергетики РФ не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года N 103-П.
С позицией Департамента социального развития ХМАО - Югры согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации (далее Конституции РФ) в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Следовательно, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011 г.) « О ветеранах» (далее ФЗ «О ветеранах»), ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 г. N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии сост. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормы ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области.
Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.
То есть, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку это положение закреплено в п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ "О ветеранах".
Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса Ветерана труда, а равно и условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утв. Указом Президента РФ от 02.03.1994 года N 442.
Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учету и ведомственные знаки отличия.
Согласно п. 5.2 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 года N 400, Министерство энергетики РФ в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников, осуществляющих деятельность в установленной сфере.
В соответствии с п. 2 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 14.07.2008 г. N 11 (в ред. От 0212.2008 г.) «О ведомственных наградах Министерства энергетики РФ» утверждено Положение о Почетной грамоте Министерства энергетики РФ, в силу которого Почетная Грамота учреждена как ведомственный знак отличия в труде.
Правовой смысл подп. 2 п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действующего законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
В суде установлено, что ФИО3 - слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике базы производственного обслуживания Урайского управления магистральных нефтепроводов ОАО «Сибнефтепровод» за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса награжден Почетной грамотой на основании приказа министра энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 14).
Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах», является одним из условий присвоения звания «Ветеран труда», при этом в рамках предоставленных п. 4 ст. 7 ФЗ "О ветеранах" полномочий, законом субъекта РФ может быть самостоятельно расширен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ.
Перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", утвержден Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 6 июня 2005 г. N 103-п.
Указанный перечень не содержит в качестве основания присвоения звания «Ветеран труда» наличие Почетной грамоты Министерства энергетики РФ, в связи с чем, истцу отказано в удовлетворении его требований.
Таким образом, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта РФ незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 ФЗ "О ветеранах", в результате чего, лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания "Ветеран труда", гарантированного вышеуказанной нормой федерального закона, что недопустимо.
Реализация субъектами РФ полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов РФ.
Такие законы, в силу ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
С учетом установленных обстоятельств по делу суд находит отказ Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в присвоении ФИО3 звания «Ветеран труда» по тому основанию, что он не имеет ведомственного знака отличия в труде, учитываемого при присвоении звания "Ветеран труда", неправомерным.
Таким образом, исковые требования ФИО3 к ответчику Департаменту социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры обоснованы, доказаны и подлежат удовлетворению.
В удовлетворении требований ФИО3 к ответчику казенному учреждению «Центр социальных выплат Югры» надлежит отказать, поскольку в соответствии с Порядком присвоения звания «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО - Югры» и выдачи удостоверений, утвержденным Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 26 июня 2006 г. № 142-п, присвоение звания «Ветеран труда» гражданам осуществляет Департамент социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, а прием документов для присвоения указанных званий и выдачу в последующем оформленных удостоверений осуществляет казенное учреждение «Центр социальных выплат Югры» на основании принятого Департаментом социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры решения.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования Кондинский район необходимо взыскать государственную пошлину в размере ... руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования ФИО3 к Департаменту социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в присвоении ФИО3 звания «Ветеран труда».
Признать за ФИО3 право на присвоение звания «Ветеран Труда».
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить ФИО3 звание «Ветеран труда».
Взыскать с Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в доход бюджета муниципального образования Кондинский район государственную пошлину в размере ... руб..
В удовлетворении иска к казенному учреждению «Центр социальных выплат Югры» отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 31 декабря 2013 г.
.
.
Судья С. Н. Поплавских