ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-711/2014 от 17.09.2014 Кош-агачского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 2-711/2014    РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 17 сентября 2014 года      с. Кош-Агач

 Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

 председательствующего судьи Долматовой Н.И.,

 при секретаре Ахметовой О.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Имамагизамова Ж.Т.  к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании незаконным решения № 2 жилищной комиссии администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» от 6 марта 2014 года и возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район» о постановке на учет как гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» с момента первоначальной постановки,

 установил:

 Имамагизамов Ж.Т. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании незаконным решения № 2 жилищной комиссии администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» от 6 марта 2014 года и возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район» о постановке на учет как гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» с момента первоначальной постановки, мотивируя свои требования тем, что он состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданами Российской Федерации, проживающими в сельской местности по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Истцом было подано заявление в Тобелерское сельское поселение о постановке на учет по данной программе и приложены все необходимые документы, в том числе заявление на постановку. Согласно справке жилищной комиссии от 22 апреля 2014 года, истец действительно до 2014 года состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по ФЦП «Социальное развитие села». Решением жилищной комиссии № 2 от 6 марта 2014 года документы и учетные дела граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий возвращены. Основанием для снятия истца с учета послужило то, что при проверке достоверности представленных сведений выявлено, что в первоначально представленных документах отсутствует заявление истца о постановке на учет, а также, что истец не представил справку об уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд России. Истец полагает, что отсутствие его заявления является виной должностных лиц. Решение, принятое жилищной комиссией 6 марта 2014 года, незаконное.

 В судебное заседание истец, представитель ответчика, представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства Республики Алтай, представитель муниципального образования «Тобелерское сельское поселение» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, не известили суд об уважительности причин неявки в судебное заседание, не просили об отложении судебного заседания или рассмотрении дела в их отсутствие, Суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся, надлежащим образом извещенных лиц.

 До начала судебного заседания от представителя ответчика Махметовой Д.А., действующей на основании доверенности от 20 мая 2014 года, поступил отзыв на исковое заявление Имамагизамова Ж.Т., согласно которому представитель ответчика полагает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению. Представитель ответчика мотивировала возражение тем, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является государственным заказчиком - координатором программы. В настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года». Указанными программами предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджеты и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Гражданин имеет право на получении социальной выплаты в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянное проживание в сельской местности, наличие собственных и (или) заемных средств, признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме с приложением документов. Орган местного самоуправления проверяет правильность оформления документов и достоверность содержащихся в них сведений, при выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, орган местного самоуправления возвращает их заявителю с указанием причин возврата. При проверки документов истца установлено, что истец действительно проживает в сельской местности, не имеет жилья, сведений о работе истца не имеется, МУП «Чаган Бургузы» ликвидирован 27 апреля 2007 года, согласно справке сельского поселения, истец нигде не работал и не работает, документы, подтверждающие трудоустройство истца отсутствуют. В связи с изложенным решением комиссии истец был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

 В соответствии с п. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».\

 В силу раздела II федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» программа является инструментом реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, направления которой определены Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года № 2136-р. В соответствии с Концепцией целями государственной политики в области развития сельских территорий являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития.

 Раздел IV федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» предусматривает, что программа реализуется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

 Государственным заказчиком - координатором и разработчиком Программы является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (раздел IV федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»).

 Приложение № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» содержит «Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», которое устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

 В соответствии с п. 4 «Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» первоочередное предоставление социальных выплат осуществляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858, при соблюдении условий, установленных настоящим Типовым положением.

 Пункт 5 «Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» предусматривает, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности (основное место работы) в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), определяется субъектом Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»; в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

 Согласно п. 7 «Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» в каждой из указанных в пункте 6 настоящего Типового положения групп граждан очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи ими заявления в соответствии с пунктом 17 настоящего Типового положения с учетом первоочередного предоставления социальных выплат гражданам, имеющим трех и более детей.

 Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению № 6 к Программе с указанными приложениями (пункт 17 «Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам»).

 Из справки администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» № 698 от 22 апреля 2014 года усматривается, что Имамагизамов Ж.Т. действительно до 2014 года состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по ФЦП «Социальное развитие села.

 В соответствии с протоколом жилищной комиссии администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» № 3 от 6 марта 2014 года в ходе заседания комиссии был рассмотрен вопрос о гражданах, стоящих в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в отношении истца. Жилищной комиссией Тобелерского сельского поселения по гражданам, стоящим в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, была проделана работа и было установлено, что при проверке достоверности представленных истцом сведений выявлено, что с момента постановки на учет не имеется заявление о постановке на учет, справку об уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации в Кош-Агачском районе не представил. В целях осуществления контроля за реализацией и соблюдением условий программы, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 предложено документы и учетные дела граждан, в том числе истца, возвратить.

 Решением жилищной комиссии администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» № 2 от 6 марта 2014 года согласно приложению № 1, № 2 документы и учетные дела граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возвращены. В приложении № 1 под номером 2 указан Имамагзамов Ж.Т.

 Представитель ответчика и представитель третьего лица не оспаривали, что Имамагзамов Ж.Т., указанный в приложении № 1 оспариваемого решения жилищной комиссии администрации муниципального образования «Кош-Агачский район», является истцом Имамагизамовым Ж.Т.

 Согласно п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

 Из анализа Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» следует, целью федеральной целевой программы является повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития. Федеральная целевая программа имеет свои требования к участникам программ, обусловленные целями программы, соблюдение которых является обязательным условием участия в программе. Вышеуказанная федеральная целевая программа имеет свой порядок реализации гражданами права на участие в данной целевой программе, закрепленный в программе. Гражданин может реализовать право на участие в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» только в порядке, предусмотренном данной целевой программой и с обязательным соблюдением требований, установленных программой, к участникам программы.

 Таким образом, в судебном заседании было установлено, что истец, может реализовать свое право на участие в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», в порядке и с соблюдением условий, установленных данной программой. При этом, при реализации своего права на участие в федеральной целевой программе, истец не должен нарушать права и свободы других граждан, которые уже принимают участие в данной программе.

 Как усматривается из приложения № 1 решению жилищной комиссии администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» № 2 от 6 марта 2014 года истец работает сторожем водообъездчиком МУП «Чаган-Бургузузы».

 В соответствии с сообщением Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Алтай № 02-31/1254 от 5 сентября 2014 года, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц № 1 от 5 сентября 2014 года МУП «Чаган-Бургузы» прекратил свою деятельность 27 апреля 2007 года, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридически лиц.

 Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Таким образом, в судебном заседании было установлено, что на момент принятия решения жилищной комиссией администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» № 2 от 6 марта 2014 года, истец не работал в МУП «Чаган-Бургузы», так как данное учреждение прекратило свою деятельность 27 апреля 2007 года. В материалах дела отсутствуют доказательства, истцом также не было представлено доказательств, подтверждающих, что на момент принятия оспариваемого решения жилищной комиссии им осуществлялась трудовая деятельность по основному месту работы в сельской местности. Так как постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности как основное место работы в сельской местности является одним из обязательных условий наличия право гражданина на получение социальной выплаты по вышеуказанной федеральной целевой программе, то при отсутствии основного места работы в сельской местности, гражданин не имеет право на социальные выплаты по целевой программе и не может быть участником данной федеральной целевой программы, так как отсутствует одно из обязательных условий, обуславливающих наличие у гражданина соответствующего права. Следовательно, решение жилищной комиссии о возврате документов и учетного дела истца является законным и обоснованным в виду отсутствия на момент принятия решения у истца права на участие в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598, что соответствует требованиям данной федеральной целевой программы. Ввиду отсутствия у истца права на участие в вышеуказанной программе на момент вынесения решения жилищной комиссией администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» № 2 от 6 марта 2014 года и на момент рассмотрения данного гражданского дела, суд не находит оснований возложить на ответчика обязанность о постановке на учет истца как гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, по Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» с момента первоначальной постановки. Вследствие вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Имамагизамова Ж.Т. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 В удовлетворении искового заявления Имамагизамова Ж.Т.  к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании незаконным решения № 2 жилищной комиссии администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» от 6 марта 2014 года и возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район» о постановке на учет как гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» с момента первоначальной постановки, отказать в полном объеме.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

 Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2014 года.

 Судья         Н.И. Долматова