ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-711/2021 от 20.09.2021 Иловлинского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-711/2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Иловля 20 сентября 2021 года

Иловлинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Елисеевой Т.Г.,

при секретаре Чуйкине Д.А.,

с участием помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Серединцева С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Трехостровское ЖКХ» о возложении обязанности установить контрольно-измерительную аппаратуру, фиксирующую объём добытой воды,

установил:

прокуратура Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц обратилась в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Трехостровское ЖКХ» (далее – МУП «Трехостровское ЖКХ») о возложении обязанности установить контрольно-измерительную аппаратуру, фиксирующую объём добытой воды.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере в деятельности МУП «Трехостровское ЖКХ», в ходе которой установлено, что одним из видов деятельности МУП «Трехостровское ЖКХ» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд. В соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 09.10.2017 за МУП «Трехостровское ЖКХ» закреплена артезианская скважина, расположенная по адресу: ул.Центральная, дом 2г, х.Зимовейский, Иловлинский район, Волгоградская область, предназначенная для снабжения водой жителей Трехостровского сельского поселения, которое используется МУП «Трехостровское ЖКХ» в своей деятельности.

Таким образом, МУП «Трехостровское ЖКХ» использует подземные водные объекты. При этом в деятельности предприятия отсутствует контрольно-измерительная аппаратура, фиксирующая объём добытой воды, что существенно препятствует установлению точного объёма добытой воды, а также установлению объёма её потерь.

Допущенные нарушения не обеспечивают повышения эффективности деятельности МУП «Трехостровское ЖКХ», создают условия при которых надлежащее содержание сетей водоснабжения невозможно, влекут необоснованное начисление платы за предоставленные услуги по водоснабжению, нарушают права жителей Трехостровского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области на качественное оказание услуг по холодному водоснабжению.

С учётом изложенного, прокурор просил суд возложить на МУП «Трехостровское ЖКХ» обязанность в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить контрольно-измерительную аппаратуру, фиксирующую объём добытой воды на каждой точке водозабора.

В судебном заседании помощник прокурора Иловлинского района Волгоградской области Серединцев С.Н. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, и просил их удовлетворить. Пояснил, что МУП «Трехостровское ЖКХ» не контролирует объём добытой воды, а значит не может вычислить разницу между добытой водой и утечкой. Это не позволяет выявить абонентов, неофициально подключившихся к сети водоснабжения. МУП «Трехостровское ЖКХ» является убыточным предприятием, имеет большие долги, не имеет средств для проведения мероприятий по улучшению качества воды, для соблюдения требований СанПиН, что нарушает права потребителей.

Представитель ответчика МУП «Трехостровское ЖКХ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, об уважительной причине неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

В соответствии с ч.1 ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 42 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии.

Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей:

охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;

снижение негативного воздействия на водные объекты путём повышения качества очистки сточных вод;

обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счёт повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (п. 1, 3, 4 ч.1 ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно ст.2.3 Закона РФ от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объём добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

В соответствии с п.2-4 Приказа Минприроды РФ от 09.11.2020 №903 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сбора сточных, в том числе дренажных, вод, их качества» обязанность ведения учета объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Собственники водных объектов осуществляют учёт объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества в случае использования таких водных объектов в указанных целях.

Учёт объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества включает измерение объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам 1.1 – 1.4, указанным в приложении к Порядку.

Измерение объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или объёма сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных, в том числе дренажных, вод средствами измерения расходов (уровней) воды, которые устанавливаются на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Согласно п.5 Порядка учёт объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных, в том числе дренажных, вод должен производиться аттестованными средствами измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом суточных, в том числе дренажных, вод.

При рассмотрении дела установлено, что одним из видов деятельности МУП «Трехостровское ЖКХ» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 18-24).

В соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 09.10.2017, заключенного между администрацией Трехостровского сельского поселения и МУП «Трехостровское ЖКХ», собственник закрепляет за предприятием следующее имущество: артезианская скважина, предназначенная для снабжения водой жителей Трехостровского сельского поселения, которая используется МУП «Трехостровское ЖКХ» в своей деятельности (л.д.10-17).

Таким образом, МУП «Трехостровское ЖКХ» использует подземные водные объекты.

При этом в деятельности предприятия отсутствует контрольно-измерительная аппаратура, фиксирующая объём добытой воды, что существенно препятствует установлению точного объёма добытой воды, а также установлению объёма её потерь.

Допущенные нарушения не обеспечивают повышения эффективности деятельности МУП «Трехостровское ЖКХ», создают условия, при которых надлежащее содержание сетей водоснабжения невозможно, влекут необоснованное начисление платы за предоставленные услуги по водоснабжению, нарушают права жителей Трехостровского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области на качественное оказание услуг по холодному водоснабжению.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ответчика обязанности по установке контрольно-измерительной аппаратуры, фиксирующей объём добытой воды, на каждой точке водозабора.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда 4 месяца с учётом конкретных обстоятельств дела. Указанный срок исполнения решения, с учётом характера допущенного ответчиком нарушения, социальной значимости исполнения решения суда и периода времени, прошедшего до вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для исполнения.

В силу положений п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ МУП «Трехостровское ЖКХ» освобождено от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь 194 – 199, 233-237 ГПК РФ,

решил:

иск прокуратуры Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Трехостровское ЖКХ» о возложении обязанности установить контрольно-измерительную аппаратуру, фиксирующую объём добытой воды, удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Трехостровское ЖКХ» в течение четырёх месяцев со дня вступления решения в законную силу установить контрольно-измерительную аппаратуру, фиксирующую объём добытой воды, на каждой точке водозабора.

Ответчик вправе подать в Иловлинский районный суд Волгоградской области заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Заочное решение принято в окончательной форме 24 сентября 2021 года.

Судья Т.Г.Елисеева