ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-711/2021ПУБЛИКОВА от 11.02.2021 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

дело №2-711/21 публиковать

УИД: 18RS0002-01-2020-007389-41

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2021 года г. Ижевск

Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,

при секретаре Богдановой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству иностранных дел Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Удмуртской Республике о взыскании денежных средств социальной поддержки (помощи),

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился истец с иском к ответчику о взыскании денежных средств социальной поддержки (помощи). В обоснование исковых требований указано, что истец, вместе со своей супругой ФИО2, находился на территории государства Таиланд в г. Бангкоке без возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции с 28 ноября 2019 по 03 августа 2020 года. В связи с этим, 21 апреля 2020г. через единый портал государственных и муниципальных услуг истец направил электронное заявление об оказании ему и его супруге социальной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 433 от 03.04.2020г. “Об утверждении Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции». В данном заявлении были указаны все требуемые реквизиты для перечисления средств социальной поддержки. 29 мая 2020г. на корреспондентский счет банка АО «Датабанк» поступили денежные средства по заявлению истца в общей сумме 312 000 рублей, однако данные денежные средства социальной помощи были полностью возвращены банком АО «Датабанк» обратно плательщику в связи с тем, что в указанных платежных поручениях плательщиком не был указан ИНН получателя платежа, что явилось для банка АО «Датабанк» основанием не зачислять денежные средства на счет получателя платежа, а возвратить их отправителю платежа. Данные средства социальной помощи истцу необходимы, так как во время вынужденного пребывания в иностранном государстве он понес расходы на проживание, медикаменты, питание, на билеты для возвращения в Российскую Федерацию своей семьи. В связи с этим в настоящий момент истец находится в критическом финансовом положении. Кроме того, истцу до сих пор не поступили средства социальной помощи за 10 дней нахождения в иностранном государстве в июне на общую сумму 48 000 рублей. 25 августа 2020 года истец обратился в Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике и в Министерство иностранных дел Российской Федерации с требованием о выплате денежных средств социальной поддержки в связи с возвратом денежных средств плательщику, в ответ на данное требование, письмом от 14.09.2020г. Министерство иностранных дел РФ уведомило истца о том, что ему действительно была оказана социальная помощь за 95 календарных дней пребывания за границей, однако АО «Датабанк» вернул часть суммы с формулировкой «Уточните реквизиты получателя», было предложено обратиться в суд.

С учетом последующего уменьшения требований, истец просит суд взыскать с ответчиков в пользу истца сумму социальной поддержки за пребывание на территории иностранного государства без возможности вернуться в Российскую Федерацию в размере 312 000 рублей 00 коп. за 65 дней вынужденного пребывания в иностранном государстве за период с апреля по май,

Определением суда от 15.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено АО «ДатаБанк».

В судебном заседании представители истца ФИО3, ФИО4, действующие по доверенности, каждый в отдельности, исковые требования поддержали по доводам, указанным в иске. Дополнительно пояснили, что у Министерства иностранных дел РФ были сведения об ИНН истца, однако данные сведения не были указаны при перечислении денежных средств. Имеющийся ответ Министерства иностранных дел РФ подтверждает право истца на получение выплат.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, истец ФИО1, третье лицо ФИО2 представили заявление о рассмотрении дела без их участия.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО1, вместе со своей супругой ФИО2 находились на территории государства Таиланд в г. Бангкоке с 28 ноября 2019 по 03 августа 2020 года.

Согласно свидетельству о заключении брака от <дата>, выданном Администрацией г. Карлштейн Чешской Республики, между ФИО1 и ФИО2 заключен брак <дата>, фамилии не изменились.

Согласно маршрутным квитанциям электронных билетов на ФИО1, ФИО2 от 19.09.2019, были билеты приобретены на рейсы Москва-Бангкок 27.11.2019 с прилетом 28.11.2019, и рейс Бангкок-Москва 23.03.2020 с прилетом 24.03.2020.

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции, закрытием границ между странами, постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 433 утверждено «Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции”, согласно которому, в случае отсутствия возможности возвращения граждан Российской Федерации на территорию Российской Федерации в связи с реализацией Российской Федерацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, Министерство иностранных дел Российской Федерации оказывает социальную поддержку (помощь) (далее - помощь). Помощь оказывается гражданам Российской Федерации, которые имеют проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с 16 марта 2020 г. по 31 мая 2020 г. Помощь оказывается за период пребывания на территории иностранного государства с даты, указанной в проездных документах на возвращение в Российскую Федерацию, до возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации.

В связи с этим, 21 апреля 2020г. через единый портал государственных и муниципальных услуг истец ФИО1 направил электронное заявление об оказании ему и его супруге социальной поддержки.

29 мая 2020г. на корреспондентский счет банка АО «Датабанк», в котором у истца открыт счет, реквизиты которого были указаны для перечисления средств социальной поддержки, поступили денежные средства по заявлению истца за 65 дней пребывания в иностранном государстве в период с апреля по май, а именно:

- 4800 руб., согласно платежному поручению №126548 от 29.05.2020 от плательщика Московский банк Сбербанка России, назначение платежа: «Оказание мат. помощи рос.гражданам в соответствии с постановлением Правительства РФ 433 от 03.04.2020 на карту »;

- 307 200 руб. согласно платежному поручению №128419 от 29.05.2020 от плательщика Московский банк Сбербанка России, назначение платежа: «Оказание мат.помощи рос.гражданам, в соответствии с Постановлением Правительства РФ 433 от 03.04.2020 на карту ».

Согласно ответу АО «Датабанк» №10300-08221 от 08.08.2020, указанные денежные средства были полностью возвращены банком АО «Датабанк» обратно плательщику в связи с тем, что в указанных платежных поручениях плательщиком не был указан ИНН получателя платежа.

По запросу истца, 22 июня 2020г. отделением АО «Датабанк» было направлено обращение в Министерство иностранных дел РФ о возможности повторного перечисления денежных средств в сумме 312 000 руб. для зачисления на имя ФИО1, однако данное обращение было оставлено без ответа.

Банком АО «Датабанк» был направлен запрос в ПАО «Сбербанк России» о возможности обратного перечисления денежных средств получателю, на что Сбербанк ответил о необходимости повторного запроса в МИД о перечислении денежных средств.

25 августа 2020 года истец обратился в Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике и в Министерство иностранных дел Российской Федерации с требованием о выплате денежных средств социальной поддержки в связи с возвратом денежных средств плательщику (приложение №7).

Письмом от 14.09.2020 Министерство иностранных дел Российской Федерации уведомило истца о том, что ему действительно была оказана социальная помощь за 95 календарных дней пребывания за границей, однако АО «Датабанк» вернул часть суммы с формулировкой «Уточните реквизиты получателя». Истцу было предложено обратиться в суд.

Письмом от 03.09.2020 Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике также отказало в выплате.

Данные обстоятельства следуют из текста искового заявления, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, ответчиком фактически не оспорены, сомнений у суда не вызывают.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 и 39 Конституции РФ).

Согласно Положению об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 433, для получения помощи гражданин Российской Федерации заполняет на едином портале государственных и муниципальных услуг электронную форму заявления об оказании помощи согласно приложению (далее соответственно - заявитель, заявление) (п.4).

Помощь оказывается гражданам Российской Федерации, в отношении которых принято решение о ее оказании, из расчета 2400 рублей на одного человека в день. На ребенка в возрасте до 14 лет помощь оказывается в размере 1600 рублей в день (п.9).

Оказание помощи осуществляется не позднее чем через 24 часа с момента принятия специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации решения на основании платежных документов, направляемых Министерством иностранных дел Российской Федерации в Федеральное казначейство, для перечисления денежных средств в российских рублях на банковский счет заявителя, открытый в банке Российской Федерации (п.10).

Принимая во внимание, что истец ФИО1 с супругой ФИО2 вынужденно находился на территории иностранного государства без возможности вернуться в Российскую Федерацию в период пандемии коронавирусной инфекции, надлежащим образом заполнил и направил заявление о выплате помощи, комиссия МИД данное заявление одобрила, суд приходит к выводу, что право истца на получение средств социальной помощи, ответчиками не оспаривается.

Ответчиком МИД РФ в АО «ДатаБанк» были перечислены средства социальной выплаты, однако выплату истец не получил в связи с ошибкой плательщика при заполнении платежного поручения, то есть по независящим от истца обстоятельствам.

При таких обстоятельствах, учитывая, что судом установлены все юридически значимые обстоятельства, с которыми закон связывает право ФИО1 на выплату, предусмотренную Положением об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденным постановлением Правительства РФ № 433 от 03.04.2020, суд приходит к выводу о неправомерности отказа ответчика в повторном перечислении ФИО1 средств социальной выплаты и находит заявленные истцом требования о выплате средств социальной поддержки подлежащими удовлетворению.

Ссылка представителя ответчика МИД РФ на то обстоятельство, что в настоящее время вышеуказанное Положение об оказании социальной помощи (поддержки) утратило силу, по мнению суда правового значения для разрешения иска ФИО1 не имеет. ФИО1, будучи гражданином РФ, имеет право на получение средств социальной помощи, однако право свое фактически не реализовал по причинам, зависящим от ответчика, поэтому его право на получение указанных денежных средств должно быть восстановлено в судебном порядке.

Поскольку письмом от 14.09.2020 №9267/дску Министерство иностранных дел Российской Федерации, а также платежными поручениями№126548 от 29.05.2020 на сумму 4800 руб. и №128419 от 29.05.2020 на сумму 307 200 руб. подтверждено оказание социальной помощи за 95 календарных дней пребывания за границей, перечислении денежных средств в АО «Датабанк», однако АО «Датабанк» вернул часть суммы с необходимостью уточнения реквизитов получателя, спора о размере социальной поддержки не имеется.

Согласно п. 11 Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденным постановлением Правительства РФ № 433 от 03.04.2020, расходы на оказание помощи осуществляются за счет бюджетных ассигнований, выделенных Министерству иностранных дел Российской Федерации на указанные цели.

Таким образом, денежные средства социальной поддержки (помощи) в размере 312000 рублей подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства иностранных дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации. При этом, Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, в иске к которому необходимо отказать по этому основанию.

Поскольку судебное решение состоялось в пользу истца, а Российской Федерации в лице Министерства иностранных дел Российской Федерации, как государственный орган РФ освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, истцу подлежат возмещению из бюджета расходы по оплате госпошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Министерству иностранных дел Российской Федерации, о взыскании денежных средств социальной поддержки (помощи) – удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства иностранных дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 средства социальной поддержки (помощи) в размере 312000 рублей.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федерального казначейства по Удмуртской Республике о взыскании средств социальной поддержки (помощи) – отказать.

Выдать ФИО1 справку на возврат из бюджета государственной пошлины в размере 6800 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.

Мотивированное решение изготовлено 09 марта 2021 года.

Судья: Н.В. Дергачева