Дело №2-711/2022
УИД 23RS0052-01-2022-001009-45
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Тихорецк 21 сентября 2022 года
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Сухорутченко В.А.,
секретаря судебного заседания Сафроновой М.А.,
с участием прокурора Веселовой Ж.Ю.,
представителя ответчика ФИО1 – адвоката Даниленко С.В., представившего удостоверение №1562 от 26.03.2003 и ордер №686504 от 05.07.2022,
представителя ответчика администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района – ФИО2, действующей на основании доверенности №443 от 30.12.2021,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – отдела надзорной деятельности и профилактической работы Тихорецкого района УНД и ПР Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю ФИО3, представившего служебное удостоверение ГПН №097548 от 16.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района, ФИО1 о признании незаконными действий по выдаче разрешения на строительство объекта и отмены разрешения на строительство объекта капитального строительства,
установил:
Тихорецкий межрайонный прокурор (далее – прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района, ФИО1 о признании незаконными действий администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района по выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ объекта капитального строительства «Строительство торговых зданий №, №», расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №; признании незаконными действий администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района по выдаче разрешения от ДД.ММ.ГГГГ№ на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства «Торговое здание №», расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №; отмене разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ объекта капитального строительства «Строительство торговых зданий №, №», расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, и разрешения от ДД.ММ.ГГГГ№ на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства «Торговое здание №», расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства, по результатам которой выявлены существенные нарушения законодательства в градостроительной сфере.
Проведенной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Тихорецкого городского поселения выдано разрешение на строительство торговых зданий №, № (Краснодарский край, <адрес>) №.
Указанное разрешение на строительство выдано в нарушение частей 11, 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку выдано на два самостоятельных объекта капитального строительства,- не являющихся частями единого, имущественного комплекса или отдельными этапами строительства, а также при несоответствии проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (объекты расположены на линиях электрических силовых кабелей 0,4 кВ, в охранной зоне существующего водопровода по <адрес>).
Так, согласно сводному плану инженерных сетей, силовые кабели, проходящие под проектируемыми зданиями, подлежат демонтажу. Прокладка проектируемого кабеля проектом предусмотрена по территории смежного земельного участка, на котором расположено здание детского сада. В Технических условиях для присоединения к электрическим сетям № (без даты) сетевой организации ОАО «Российские железные дороги» не содержится информация о мероприятиях по демонтажу или переносу электрических кабелей.
Также отсутствуют Технические условия или согласование от МУП Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Водоканал», подтверждающие возможность строительства торгового здания № в охранной зоне водопровода.
Кроме того, указанное разрешение на строительство выдано в нарушение пункта 4 части 2, части 2.2 статьи 49, пункта 4 части 7, пункта 1 части 11, части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10 апреля 2020 г. № 198/пр «О критериях отнесения объектов, указанных в пунктах 4 и 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам массового пребывания граждан», пункта 7.6.5 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19 марта 2020 г. № 194 «Об утверждении свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», а именно при отсутствии положительного заключения экспертизы проектной документации по критерию отнесения объектов капитального строительства к объектам с массовым пребыванием граждан.
Так, в торговом здании № общей площадью 604,17 кв.м, торговой площадью 421,54 кв.м (экспликация помещений - 21002-АР, лист 4) согласно вышеперечисленным нормативным правовым актам одновременно может находиться 140 человек, и в торговом здании № общей площадью 490,71 кв.м, торговой площадью 132,89 кв.м (экспликация помещений - 21002-АР, лист 5), может находиться 44 человека.
Материалы проектной документации (листы 6 и 7 раздела 1 «Общая пояснительная записка»), представленные к указанному разрешению на строительство торговых зданий № и № содержат неверные, в том числе арифметические, расчеты количества человек, одновременно находящихся в торговых зданиях № (31 чел) и № (4 чел). В расчетах: для здания № - не учтены площади двух помещений под «коммерцию» (№ 8 и № 10 по плану этажа - 21002-АР, лист 4); для здания № - не учтены торговые площади трех магазинов (№ 4, № 5 и № 6 по плану этажа - 21002-АР, лист 5). В пояснительной записке указано, что количество человек, одновременно находящихся в торговых зданиях № и № приведены из расчета 10 человек на 1 кв.м. (10 чел/кв.м.), фактически указаны показатели из расчета 1 человек на 10 кв.м. (10 кв.м./чел).
Таким образом, объект капитального строительства «Строительство торговых зданий №, №», на строительство которого выдано разрешение от ДД.ММ.ГГГГ, относится к объекту массового пребывания граждан, что влечет обязательную экспертизу проектной документации на осуществление строительства указанного объекта капитального строительства.
Вместе с тем, администрацией Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района выдано разрешение на строительство № при отсутствии положительного заключения экспертизы проектной документации по критерию отнесения объекта капитального строительства к объекту с массовым пребыванием граждан.
Также, в нарушение части 12.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в материалах проектной документации сведения об объекте капитального строительства указаны не в соответствии с Классификатором объектов.
Кроме того, на схеме планировочной организации земельного участка автомобильная парковка расположена частично за границей отведенного под строительство земельного участка, что противоречит части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку, согласно указанной номер, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
Помимо прочего, торговые здания № и № запроектированы в нарушение требований пункта 6.1.6 раздела 6 СП 252.1325800.2016 «Свод правил. Здания дошкольных образовательных организаций» к размещению и функциональному составу участков дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО), согласно которому расстояние от зданий отдельно стоящих ДОО до соседних зданий и сооружений должно составлять по нормам освещенности и инсоляции, но не менее 12 м.
Вместе с тем, согласно схеме планировочной организации земельного участка торговые здания №, № размещены на расстоянии менее нормативного от здания детского сада, расположенного на смежном земельном участке.
В нарушение формы разрешения на строительство, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», разрешение на строительство № содержит неверные показатели общей площади. В проектной документации технико-экономические показатели торговых зданий № и № (21002-ПЗ - лист 5, 21002-АР - лист 9) не содержат общей и торговой площадей, указаны показатели «площадь здания», что не соответствует показателям площадей в вышеуказанных экспликациях помещений.
Таким образом, администрацией Тихорецкого городского поселения разрешение на строительство торговых зданий №, № от ДД.ММ.ГГГГ№ выдано в нарушение вышеуказанных норм градостроительного законодательства.
Кроме того, проведенной проверкой установлено, что администрацией Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №, согласно которому разрешен ввод в эксплуатацию построенного торгового здания №, расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, в отношении которого выдано разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№.
Вместе с тем, разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ администрацией Тихорецкого городского поселения выдано на объект капитального строительства «Строительство торговых зданий №, №», который не является линейным объектом, без выделения этапов строительства. Проектная документация для строительства объекта «Строительство торговых зданий №, №», по адресу: Краснодарский край, <адрес>, также разработана без выделения этапов строительства.
Из изложенного следует, что действиями администрации Тихорецкого городского поселения при выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№ существенно нарушены положения действующего законодательства.
Ранее, по фактам выявленных нарушений межрайонной прокуратурой 25.01.2022 за исх. № Исорг-224-22 в адрес главы Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района вносилось представление с требованием об устранении выявленных нарушений, однако, до настоящего времени меры, направленные на фактическое устранение выявленных нарушений администрацией Тихорецкого городского поселения не приняты.
Уточнив исковые требования, Тихорецкий межрайонный прокурор просил признать незаконными действия администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого <адрес> по выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ объекта капитального строительства «Строительство торговых зданий №, №», расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №; признать незаконными действия администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района по выдаче разрешения от ДД.ММ.ГГГГ№ на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства «Торговое здание №», расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №; обязать администрацию Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района устранить нарушения градостроительного законодательства в разрешениях на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ и разрешении от ДД.ММ.ГГГГ№ на ввод в эксплуатацию путем внесения соответствующих изменений (уточнений) по объекту капитального строительства «Строительство торговых зданий №, №», расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №; обязать ФИО1 привести в соответствие с Градостроительным кодексом РФ проектную документацию объекта капитального строительства «Строительство торговых зданий №, №», расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, в части пожарной безопасности (как объекта с массовым пребыванием людей).
В судебном заседании прокурор Веселова Ж.Ю., указав, что ранее представителем ФИО1 были представлены документы, подтверждающие устранения нарушений требований пожарной безопасности, уточнила исковые требования, просила признать незаконными действия администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района по выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ объекта капитального строительства «Строительство торговых зданий №, №», расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №; обязать администрацию Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района устранить нарушения градостроительного законодательства в разрешениях на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ путем исключения из разрешения сведений об объекте капитального строительства «Строительство торгового здания №», расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №.
Представитель ответчика администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района ФИО2 в судебном заседании с учетом уточненных исковых требований просила вынести решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – отдела надзорной деятельности и профилактической работы Тихорецкого района УНД и ПР Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю ФИО3 в судебном заседании пояснил, что нарушения противопожарного состояния объекта капитального строительства «Строительство торговых зданий №, №», расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, выявленные в ходе проверки устранены в полном объеме.
Представитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен. В ранее представленном отзыве на исковое заявление указал, что читает требования Тихорецкого межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд принимает во внимание следующее.
Из статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечении сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществлении строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участии граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и иных принципах.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В судебном заседании установлено, что 26.07.2021 администрацией Тихорецкого городского поселения ФИО1 выдано разрешение № на строительство объекта капитального строительства - торговых зданий №, № на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: Краснодарский край, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района ФИО1 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №, согласно которому разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - торгового здания №, расположенного по адресу: Краснодарский край, муниципальный район Тихорецкий, городское поселение Тихорецкое, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, в отношении объекта капитального строительства выдано разрешение на строительство ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.
Частью 2.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, выдают указанные разрешения в отношении этапов строительства объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 51 и частью 3.3 статьи 52 настоящего Кодекса.
Уполномоченный орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, а также по решению застройщика или технического заказчика этапы строительства, реконструкции линейного объекта, иных объектов капитального строительства, входящих в состав линейного объекта, могут быть выделены после получения разрешения на строительство объекта путем внесения изменений в проектную документацию соответствующего объекта в порядке, установленном настоящим Кодексом (ч. 12 ст. 51 и ч. 3.3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
Вместе с тем, разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ администрацией Тихорецкого городского поселения выдано на объект капитального строительства «Строительство торговых зданий №, №», который не является линейным объектом, без выделения этапов строительства. Проектная документация для строительства объекта «Строительство торговых зданий №, №», по адресу: Краснодарский край, <адрес>, также разработана без выделения этапов строительства.
Таким образом, разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ торговых зданий №, №, по адресу: Краснодарский край, <адрес> выдано администрацией Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района в нарушение действующих норм градостроительного законодательства.
25.01.2022 заместителем Тихорецкого межрайонного прокурора в адрес главы Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района было направлено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства, а также разработке комплекса мер, направленных на неукоснительное соблюдение требований федерального законодательства.
10.02.2022 главой Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района в адрес Тихорецкого межрайонного прокурора направлено сообщение о рассмотрении представления, из которого следует, что на момент его рассмотрения, указанные в представлении нарушения градостроительного законодательства отсутствуют, поскольку разрешение от ДД.ММ.ГГГГ № 23-RU 23533113-20-2021 на строительство торговых зданий №, № по адресу: <адрес> выдано в отношении двух объектов, а согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. Поэтому, исходя из первого признака, объекты должны быть едины, неделимы и неразрывно связаны физически и технологически между собой, что не относится к данной ситуации. Такой объект (отдельно стоящий на одном земельном участке) может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке.
При этом главой администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района не принято во внимание, что разрешение на строительство выдано на объект капитального строительства без выделения этапов строительства.
Таким образом, до настоящего времени меры, направленные на фактическое устранение выявленных нарушений администрацией Тихорецкого городского поселения не приняты.
Установив, что разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ торговых зданий №, №, по адресу: Краснодарский край, <адрес> выдано администрацией Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района в нарушение действующих норм градостроительного законодательства, на момент рассмотрения дела судом выявленные нарушения не устранены, уточненные исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Удовлетворить уточненные исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора к администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района о признании незаконными действий администрации по выдаче разрешения на строительство объекта и возложении на ответчика обязанности устранить нарушения градостроительного законодательства.
Признать незаконными действия администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района по выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ объекта капитального строительства «Строительство торговых зданий №, №», расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №.
Обязать администрацию Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района устранить нарушения градостроительного законодательства в разрешении на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№ путем исключения из разрешения сведений по объекту капитального строительства «Строительство торгового здания №», расположенного по адресу: Краснодарский край, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения в окончательной форме.
Судья Тихорецкого
городского суда В.А. Сухорутченко