ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7127/19 от 17.02.2020 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-731/2020

(№ 2-7127/2019)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2020 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Стома Д.В.

при секретаре Мамедовой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО15 к УМВД России по Калининградской области о признании незаконным решения комиссии по выплатам участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников об отказе в выплате компенсации расходов на проезд, взыскании компенсации расходов на проезд,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что 01.02.2017 был зарегистрирован в управлении по вопросам миграции Управления МВД России по Калининградской области как участник Государственной программы по добровольному переселению соотечественников. Генеральным консульством России в < ИЗЪЯТО > 04.03.2016 ему выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (далее Программа) сроком действия до 03.03.2019. Является гражданином Российской Федерации и имеет паспорт гражданина Российской Федерации серии выданный 02.12.2017. Помимо ФИО2 в Программе переселения были зарегистрированы 4 члена семьи: жена - ФИО3 ФИО16; дочь - ФИО1 ФИО17< Дата > года рождения; мать - ФИО1 ФИО18; отец жены - ФИО3 ФИО19. 05.06.2017 приобрел авиабилеты для убытия в Калининград из Казахстана. Согласно выписке АО «Народный Банк Казахстана» на счет компании Аэрофлот переведены две суммы в размере 438,2 долларов США и 880,34 доллара США. На данные суммы были приобретены авиабилеты для перелёта по маршруту < ИЗЪЯТО > для истца и троих членов семьи, а именно жены, матери, дочери. Даты бронирования билетов подтверждаются копиями маршрутных квитанций электронного билета. К выбранному месту переселения первым выбыл ФИО2 в связи с необходимостью получения груза с личными вещами, который был направлен по железной дороге. Согласно электронному билету № рейсом компании Аэрофлот 15.06.2017 по маршруту < ИЗЪЯТО > истец прибыл к выбранному месту постоянного проживания. По сведениям оплаты за билет, оплата осуществлена картой VISA на имя ФИО20 ФИО1 в сумме 390 долларов США, что эквивалентно 22230 рублей, плюс сборы, итого за билет выплачено 24256 рублей. 29.06.2017 к выбранному месту постоянного проживания по маршруту < ИЗЪЯТО > выбыли ФИО3 ФИО21, ФИО1 ФИО22, ФИО1 ФИО23. По сведениям оплаты за билет № на ФИО3 ФИО24, оплата осуществлена картой VISA на имя ФИО25 ФИО1 в сумме 270 долларов США, что эквивалентно 15390 рублей, плюс сборы, итого за билет выплачено 17416 рублей. По сведениям оплаты за билет № на ФИО1 ФИО26, оплата осуществлена картой VISA на имя ФИО27 ФИО1 в сумме 270 долларов США -эквивалент 15390 рублей, плюс сборы, итого за билет выплачено 17416 рублей. По сведениям оплаты за билет № на ФИО7, оплата осуществлена картой VISA на имя ФИО28 ФИО1 в сумме 203 доллара США -эквивалент 11575 рублей, плюс сборы, итого за билет выплачено 13601 рублей. По прибытии в Калининград истец и трое членов семьи, 30.06.2017 встали на учет в управлении по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области о чем внесена запись в свидетельство . Общая сумма затраченная истцом для переезда к выбранному месту постоянного проживания как участника Государственной программы по добровольному переселению соотечественников в Калининград составила 72689 рублей. В феврале 2019 года подал заявление в УВМ УМВД России по Калининградской области с просьбой выплатить расходы, понесенные в связи с переездом к выбранному месту постоянного проживания как участника Государственной программы по добровольному переселению соотечественников. Письменного ответа на данное заявление получено не было, по телефону сообщили, что комиссией вынесено решение об отказе в выплате компенсации расходов на переезд. При повторном обращении 30.09.2019 представителя в Управление по данному вопросу был получен ответ от 28.10.2019 об отказе в предоставлении копии решения, принятого комиссией, сообщено о направлении уведомления по почте. Принятое комиссией управления по вопросам миграции Управления МВД России по Калининградской области решение является незаконным и ущемляет права истца гарантированные ему как участнику Государственной программы по добровольному переселению соотечественников. В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Разделом 4 указанной государственной программы определено, что решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания и работы на территории Российской Федерации. Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца. Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания. Порядок выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, компенсации расходов, которые несут участники Государственной программы и члены их семей в связи с проездом и провозом личного имущества от места их проживания на территории иностранного государства до населенного пункта, в котором они в установленном порядке зарегистрированы по месту жительства либо поставлены на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации определены Правилами выплаты компенсации транспортных расходов участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2007 года № 150. Данными Правилами установлено, что расходы, подлежащие компенсации, включают в себя, в том числе, оплату проезда и провоза личного имущества участника Государственной программы и членов его семьи воздушным транспортом. Выплата компенсации расходов на проезд осуществляется в размере, определяемом исходя из фактических, документально подтвержденных расходов. Пунктом 6 указанных Правил определено, что для получения компенсации расходов заявитель подает по месту жительства либо по месту пребывания участника Государственной программы в территориальный орган Федеральной миграционной службы заявление о выплате компенсации расходов по форме, утвержденной указанной Службой. К заявлению прилагаются следующие документы: а) подлинники проездных и перевозочных документов (билетов, багажных и грузобагажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы участника Государственной программы и членов его семьи, а также копии документов, подтверждающих уплату таможенных платежей и налогов, связанных с перемещением личного имущества участника Государственной программы и членов его семьи с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации, б) копия свидетельства участника Государственной программы (постранично); в) копии документов, удостоверяющих личность участника Государственной программы и членов его семьи; г) копии документов, подтверждающих регистрацию участника Государственной программы и членов его семьи в установленном порядке по месту жительства либо постановку на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации; д) реквизиты счета участника Государственной программы, открытого в кредитной организации. При этом данная программа не предоставляет государственному органу право требовать представления каких-либо иных документов, самостоятельно расширять перечень документов, необходимых для подтверждения понесенных расходов. Согласно п. 12 Правил выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания выплата компенсации расходов осуществляется территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации путем перечисления в установленном порядке соответствующей суммы на счета участников Государственной программы, открытые в кредитных организациях. При первоначальном обращении в управление по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области Истец приложил имеющиеся документы подтверждающие понесенные затраты для переезда к выбранному месту постоянного проживания как участника Государственной программы по добровольному переселению соотечественников. На основании вышеизложенного, просил истребовать решение комиссии УВМ УМВД России по Калининградской области от 14.02.2019 об отказе в выплате компенсации расходов на переезд к месту жительства; признать незаконным решение комиссии Управления по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области от 14.02.2019; взыскать расходы на переезд к месту жительства в размере 72689 рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере 30 000 рублей.

17.02.2020 ФИО2 подал уточненный иск, в котором просит признать незаконным решение комиссии Управления по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области от 14.02.2019 об отказе в выплате компенсации расходов на переезд к месту жительства; взыскать расходы на переезд к месту жительства в размере 60532 рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере 30 000 рублей

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности – ФИО4 в судебном заседании иск поддержал по изложенным в нем основаниям, просил уточненные требования удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности – ФИО5 в судебном заседании возражала против заявленных требований, представила письменные возражения.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав собранные по делу доказательства, и оценив их в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО2 согласно свидетельству СС № от 04.03.2016 является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Также в Программе зарегистрированы члены семьи участника: супруга ФИО6; дочь ФИО7, < Дата > года рождения; мать ФИО8; отец жены ФИО9

08.02.2019 ФИО2 обратился с заявлением о выплате компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания в Калининградской области в размере 60532 рублей, приложив к заявлению проездные документы (билеты) авиакомпании Аэрофлот, подтверждающие расходы на проезд по маршруту «< ИЗЪЯТО >», посадочные талоны, квитанции электронных билетов, фотокопия карты VISA и выписки по карте в АО «Народный банк Казахстана».

14.02.2019 комиссией по выплатам участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания в выплате компенсации расходов на проезд ФИО1 Ю.Г. отказано, в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт оплаты лицом стоимости проезда.

Такое решение УВМ УМВД России по Калининградской области нельзя признать обоснованным в силу следующего.

Статьей 13.1 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» установлено, органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.

В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Разделом 4 указанной программы определено, что решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания и работы на территории Российской Федерации.

Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.

Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания.

Порядок выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, компенсации расходов, которые несут участники Государственной программы и члены их семей в связи с проездом и провозом личного имущества от места их проживания на территории иностранного государства до населенного пункта, в котором они в установленном порядке зарегистрированы по месту жительства либо поставлены на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации определены Правилами выплаты компенсации транспортных расходов участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 № 150.

Данными Правилами установлено, что расходы, подлежащие компенсации, включают в себя: оплату проезда и провоза личного имущества участника Государственной программы и членов его семьи железнодорожным, воздушным, внутренним водным, морским, а также автомобильным транспортом при условии использования регулярных маршрутов пассажирских и грузовых перевозок; уплату таможенных платежей и налогов, связанных с перемещением личного имущества участника Государственной программы и членов его семьи с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации.

Пунктом 3(1) Правил определено, что компенсации подлежат фактические расходы на проезд участника Государственной программы и (или) членов его семьи, подтвержденные проездными документами, но не выше тарифов, предусмотренных при прямом беспересадочном сообщении, а при отсутствии такового - в пределах стоимости проезда по соответствующему маршруту. Расходы, понесенные участником Государственной программы и (или) членами его семьи в связи с уплатой страховых взносов и иных дополнительных услуг, в том числе связанных с оформлением проездных документов, не компенсируются.

При определении размера компенсации расходов учитываются также расходы участника Государственной программы и членов его семьи на перевозку личного имущества автомобильным транспортом от ближайшей к месту назначения на территории Российской Федерации узловой станции до места назначения.

Пунктом 6 названных выше Правил определено, что для получения компенсации расходов заявитель (участник Государственной программы либо уполномоченное им в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицо) подает в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту постановки на учет в качестве участника Государственной программы заявление о выплате компенсации расходов (далее - заявление).

К заявлению прилагаются следующие документы:

а) подлинники документов, подтверждающих оплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание, проездных и перевозочных документов (билетов, багажных и грузобагажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы участника Государственной программы и членов его семьи, а также копии документов, подтверждающих уплату таможенных платежей и налогов, связанных с перемещением личного имущества участника Государственной программы и членов его семьи с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;

При проезде участника Государственной программы и членов его семьи в условиях повышенной комфортности заявителем дополнительно представляется выданный перевозчиком документ о стоимости проезда на соответствующем виде транспорта на дату осуществления поездки в условиях комфортности, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил;

б) копия свидетельства участника Государственной программы (постранично);

в) копии документов, удостоверяющих личность участника Государственной программы и членов его семьи;

г) копии документов, подтверждающих регистрацию участника Государственной программы и членов его семьи в установленном порядке по месту жительства либо постановку на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации;

д) реквизиты счета участника Государственной программы, открытого в кредитной организации.

При этом данная программа не предоставляет государственному органу право требовать представления каких-либо иных документов, самостоятельно расширять перечень документов, необходимых для подтверждения понесенных расходов.

Согласно выписке АО «Народный Банк Казахстана» на счет компании Аэрофлот 05.06.2017 переведены две суммы в размере 438,2 долларов США и 880,34 доллара США. На данные суммы были приобретены авиабилеты для перелёта по маршруту «Алма-Ата - Москва – Калининград» для истца и троих членов семьи, а именно жены, матери, дочери. Даты бронирования и выдачи билетов в указанную дату подтверждаются копиями маршрутных квитанций электронного билета.

Так, согласно электронному билету № рейсом компании Аэрофлот 15.06.2017 по маршруту «< ИЗЪЯТО >» ФИО2 прибыл к выбранному месту постоянного проживания. По сведениям оплаты за билет, оплата осуществлена картой VISA на имя ФИО29 ФИО1 в сумме 390 долларов США, что эквивалентно 22230 рублей, всего, с учетом сборов, за билет уплачено 24256 рублей.

29.06.2017 к выбранному месту постоянного проживания по маршруту «< ИЗЪЯТО >» выбыли участники Программы ФИО6, ФИО8, ФИО7. По сведениям оплаты за билет № на ФИО3 ФИО30, оплата осуществлена картой VISA на имя ФИО31 ФИО1 в сумме 270 долларов США, что эквивалентно 15390 рублям, всего за билет с учетом сборов уплачено 17416 рублей. По сведениям оплаты за билет № на ФИО1 ФИО32, оплата осуществлена картой VISA на имя ФИО33 ФИО1 в сумме 270 долларов США, что эквивалентно 15390 рублям, всего за билет, включая сборы, уплачено 17416 рублей. По сведениям оплаты за билет № на ФИО1 ФИО34, оплата осуществлена картой VISA на имя ФИО2 в сумме 203 доллара США, что эквивалентно 11575 рублям, всего за билет с учетом сборов уплачено 13601 рублей.

По прибытии в Калининград истец и трое членов семьи, встали на учет в управлении по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области, о чем внесена запись в свидетельство

Общая сумма, затраченная истцом для переезда к выбранному месту постоянного проживания как участника Государственной программы по добровольному переселению соотечественников в Калининград, составила 60532 рубля (12099+17416+17416+13601).

Факт несения расходов на переезд к будущему месту проживания ФИО2, как участника Государственной программы и членов его семьи, подтверждается имеющимися в материалах дела квитанциями, выпиской по счету карты, где указан один и тот же номер кредитной карты и данные о ее держателе совпадают. В заявлении начальнику УМВД России по Калининградской области ФИО2 указал, что оплата билетов произведена с принадлежащей ему банковской карты № сроком действия до июля 2021 года, в подтверждение представил фото карты с двух сторон и выписку по карте, указав, что карта была утеряна в конце 2018 года, а выписка сформирована и распечатана в личном кабинете держателя карты, заверение ее в банке не представляется возможным, в связи с тем, что банк находится в Казахстане.

Справкой Аэрофлота от 13.07.2017 и посадочными талонами подтверждается факт использования пассажирами ФИО2, ФИО6; ФИО7, ФИО8 авиабилетов № по маршруту < ИЗЪЯТО >< ИЗЪЯТО >» и факт оплаты этих авиабилетов ФИО2 безналичными платежами по карте.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии достаточных доказательств, подтверждающих несение ФИО2 расходов на приобретение проездных документов на переезд к постоянному месту жительства, как участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, в связи с чем, считает решение ответчика формальным, вынесенным без учета фактических обстоятельств.

Принимая во внимание совокупность всех имеющихся в деле доказательств, оснований ставить под сомнение несение участником Программы расходов на приобретение билетов при состоявшемся переезде, не имеется, в связи с чем, нельзя признать законным решение комиссии УМВД России по Калининградской области по выплатам участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников от 14.02.2019 об отказе в выплате ФИО1 компенсации расходов на проезд.

Таким образом, иск ФИО2 суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению частично.

Как указано выше, в соответствии с пунктом 3(1) Правил расходы, понесенные участником Государственной программы и (или) членами его семьи в связи с уплатой страховых взносов и иных дополнительных услуг, в том числе связанных с оформлением проездных документов, не компенсируются, следовательно, возмещению подлежат расходы в сумме 59480 рублей, исходя из расчета: 60532 (общая стоимость билетов) – 526 (сбор за обслуживание пассажиров Казахстан по билету № ) – 526 (сбор за обслуживание пассажиров Казахстан по билету № ).

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

К судебным расходам, согласно ст. 94 ГПК РФ, относятся также расходы на оплату услуг представителей.

В обоснование заявления о взыскании судебных расходов, представлен договор № о 21.09.2019 об оказании юридических услуг, заключенный между ФИО2 и ООО «Калининградский центр правовой защиты», квитанция от 21.09.2019 на сумму 10000 рублей, квитанция от 28.09.2019 на сумму 20000 рублей, доверенность, уполномочивающая ООО «КЦПЗ» представлять интересы истца в суде, которое в свою очередь выдало доверенности ФИО10 и ФИО11

В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Принимая во внимание перечисленные выше процессуальные нормы права, с учетом разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1, исходя из характера возникшего спора, сложности дела, объема услуг, общий оказанных юристами (досудебная переписка с ответчиком, подготовка и подача иска в суд, участие в судебных заседаниях, уточнение иска), учитывая, что решение принято в пользу истца, суд считает разумным и справедливым возместить истцу издержки на оплату услуг представителя в размере 6500 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии УМВД России по Калининградской области по выплатам участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников от 14.02.2019 об отказе в выплате ФИО1 ФИО35 компенсации расходов на проезд.

Взыскать с УМВД России по Калининградской области в пользу ФИО1 ФИО36 компенсацию расходов на проезд в размере 59480 (пятьдесят девять тысяч четыреста восемьдесят) рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере 6500 (шесть тысяч пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 25.02.2020.

Судья Д.В. Стома