Дело № 2-89/2019 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «18» января 2019 года г. Катав-Ивановск Катав-Ивановский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Шустовой Н.А., при секретаре Фатхинуровой Ю.А., с участием: старшего помощника Катав-Ивановского городского прокурора Ершовой Т.Ю., представителя ответчика Администрации Катав-Ивановского городского поселения Решетовой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Катав-Ивановского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Катав-Ивановского городского поселения о возложении обязанности обустроить пешеходные переходы, у с т а н о в и л: Катав-Ивановский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Катав-Ивановского городского поселения, в котором (с учетом уточненных требований) просит обязать ответчика обустроить пешеходные переходы: на участке от <адрес> до <адрес> и от автобусной остановки <адрес> до <адрес> в соответствии с п.1.1, 7.32-7.35, 7.49-7.50 СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* "Естественное и искусственное освещение"; 4.6.1.1-4.6.1.16 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», стационарным наружным освещением), в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение в утренние сумерки при естественной освещенности до 10лк.; на участке дороги по <адрес> возле <адрес> пешеходный переход в соответствии с требованиям стандартов: пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007; дорожные знак 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» в соответствии с требованиями пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004», стационарным наружным освещением), в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение в утренние сумерки при естественной освещенности до 10лк.; на участке дороги по <адрес> возле <адрес> пешеходный переход в соответствии требованиям стандартов: пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007; знаки 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» в соответствии с требованиями пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004»; границы пешеходного перехода в соответствии пунктом 5.6.24 и пунктом 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004, стационарным наружным освещением, в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение в утренние сумерки при естественной освещенности до 10лк. на участке дороги по <адрес> возле <адрес> пешеходный переход в соответствии требованиями стандартов: пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007; границы пешеходного перехода в соответствии пунктом 5.6.24 и пунктом 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 по направлению со стороны <адрес> в сторону <адрес> с правой стороны дороги установить дорожные знаки 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» обозначающие начало (конец) границы пешеходного перехода, стационарным наружным освещением, в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение в утренние сумерки при естественной освещенности до 10лк. на участке дороги по <адрес> возле <адрес> пешеходный переход в соответствии с требованиями стандартов: пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007; знаки 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» в соответствии с требованиями пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004»; границы пешеходного перехода в соответствии с пунктом 5.6.24 и пунктом 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 по направлению со стороны <адрес> в сторону <адрес> с правой стороны дороги дорожными знаками 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» обозначающие начало (конец) границы пешеходного перехода, стационарным наружным освещением, в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение в утренние сумерки при естественной освещенности до 10лк.; на участке дороги по <адрес> возле <адрес> пешеходный переход в соответствии с требованиями стандартов: пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007; знаками 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» в соответствии требованиями пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004»; в соответствии с пунктом 5.6.24 и пунктом 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004, стационарным наружным освещением, в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение в утренние сумерки при естественной освещенности до 10лк. ; на участке дороги по <адрес> возле <адрес> пешеходный в соответствии с требованиями стандартов: пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007; знаками 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» в соответствии с требованиями пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004; границы пешеходного перехода в соответствии с пунктом 5.6.24 и пунктом 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004, стационарным наружным освещением, в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение в утренние сумерки при естественной освещенности до 10лк. Просит исполнить указанные обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обосновании иска указано, что городской прокуратурой проведена проверка организации органами местного самоуправления освещения улиц и обеспечения безопасности дорожного движения на территории <адрес>. В ходе проверки установлено, что из 46 установленных светильников уличного освещения, расположенные по <адрес>, 9 являются неработающими, тем самым доля неработающих светильников составляет 19,6 % от общего числа светильников, кроме того допущено расположение неработающих светильников подряд один за другим (расположенные возле домов №, №, №<адрес>, возле <адрес> 2 шт.), что не соответствует требованиям пункта 6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в соответствии с которым, доля неработающих светильников не должна составлять более 5 % от их общего количества. При этом, не допускается расположение неработающих двух и более светильников один за другим. Кроме того, на участках дороги по <адрес> пешеходные переходы не соответствует требованиям стандартов. Отсутствие уличного освещения в темное время суток причиняет значительные неудобства гражданам, создает угрозу причинения вреда их здоровью и жизни, затрудняет работу специализированных служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, в том числе правоохранительных органов и медицинских служб, влечет реальную опасность возникновения аварийных ситуаций в сфере дорожного движения. В судебном заседании старший помощник Катав-Ивановский городского прокурора Ершова Т.Ю. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске. Представитель ответчика администрации Катав-Ивановского городского поселения Челябинской области Решетова В.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась. Выслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов граждан. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ, субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 6 марта 2006 года под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В силу п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории и др.). Согласно п. 20 ч. 1 ст. 5 Устава Катав-Ивановского городского поселения к вопросам местного значения поселения относятся организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм). В соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» в городах и поселках должно быть искусственное освещение в вечернее и ночное время. В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с п.4.6 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. №221) (далее по тексту ГОСТ Р 50597-93), включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение в утренние сумерки при естественной освещенности до 10лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях менее 50ед/ч. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения. Данный ГОСТ Р 50597-93 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные знания показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения и все требования данного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Согласно ст.ст. 6, 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета; расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Согласно п. 1.1.30 таблицы главы 2 «Свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации» приказа Министерства РФ от 07.09.2007 года № 76н «О порядке предоставления реестров расходных обязательств субъектов РФ и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации» в расходные обязательства, связанные с реализацией вопросов местного значения поселений и полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения входит организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов. Материалами дела установлено, что городской прокуратурой проведена проверка организации органами местного самоуправления освещения улиц и обеспечения безопасности дорожного движения на территории <адрес>. Из акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что из 46 установленных светильников уличного освещения (расположенные по <адрес>) 9 являются неработающими, отсутствует и не отвечают требованиям обязательных стандартов и правил в сфере безопасности дорожного движения наружное стационарным наружным освещением, а именно, расположенные возле домов: №, № (2 штуки), №, №, №, №, №<адрес>); также на участке от <адрес> до <адрес> и от <адрес> до <адрес> в соответствии с п.1.1, 7.32-7.35, 7.49-7.50 СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* "Естественное и искусственное освещение"; 4.6.1.1-4.6.1.16 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы». Кроме того, пешеходные переходы не соответствуют требованиям стандартов на участках дорог: - по <адрес> возле <адрес> пешеходный переход не соответствует требованиям стандартов: пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007; дорожные знак 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» в соответствии с требованиями пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004»; - по <адрес> возле <адрес> пешеходный переход в соответствии требованиям стандартов: пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007; знаки 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» в соответствии с требованиями пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004»; границы пешеходного перехода в соответствии пунктом 5.6.24 и пунктом 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004, - по <адрес> возле <адрес> пешеходный переход в соответствии требованиями стандартов: пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007; границы пешеходного перехода в соответствии пунктом 5.6.24 и пунктом 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 по направлению со стороны <адрес> в сторону <адрес> с правой стороны дороги установить дорожные знаки 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» обозначающие начало (конец) границы пешеходного перехода, - по <адрес> возле <адрес> пешеходный переход в соответствии с требованиями стандартов: пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007; знаки 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» в соответствии с требованиями пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004»; границы пешеходного перехода в соответствии с пунктом 5.6.24 и пунктом 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 по направлению со стороны <адрес> в сторону <адрес> с правой стороны дороги дорожными знаками 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» обозначающие начало (конец) границы пешеходного перехода; - по <адрес> возле <адрес> пешеходный переход в соответствии с требованиями стандартов: пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007; знаками 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» в соответствии требованиями пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004»; в соответствии с пунктом 5.6.24 и пунктом 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 ; - по <адрес> возле <адрес> пешеходный в соответствии с требованиями стандартов: пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007; знаками 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» в соответствии с требованиями пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004; границы пешеходного перехода в соответствии с пунктом 5.6.24 и пунктом 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004. Таким образом, проверка установила, что на территории указанного городского поселения уровень освещения и пешеходные переходы на вышеуказанных участках дороги по <адрес> не отвечают предъявленным законом требованиям. Администрацией Катав-Ивановского городского поселения на день рассмотрения дела часть нарушений, указанных в исковом заявлении, устранена. Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, акта осмотра светильников уличного освещения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, светильники возле домов №, №, №, №, №, №, №<адрес> в <адрес> работают в штатном режиме, признаков неисправности не имеют. Вместе с тем, поскольку в нарушение действующего законодательства в границах Катав-Ивановского городского поселения надлежащим образом не обустроены пешеходные переходы, суд приходит к выводу о возложении на администрацию Катав-Ивановского городского поселения обязанности по обустройству пешеходных переходов спорных автодорог в соответствии с требованиями ГОСТ. Указанные нарушения действующего законодательства не позволяют участникам дорожного движения полноценно выполнять требования Правил дорожного движения, вызывает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, что создает реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, число которых установить невозможно, учитывая то, что в соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, в силу чего круг лиц является неопределенным. Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, характер требований, направленных на обеспечение безопасности движения, учитывая положения ст. 206 ГПК РФ, а также, принимая во внимание доводы ответчика о механизме исполнения бюджетных обязательств, о действиях, которые следует совершить в целях устранения допущенных нарушений, учитывая нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При этом, суд учитывает, что при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ. В соответствии с п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Возложить на администрацию Катав-Ивановского городского поселения Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области обязанность обустроить в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу пешеходные переходы: - на участке от <адрес> до <адрес> и от <адрес> до <адрес> в соответствии с п.1.1, 7.32-7.35, 7.49-7.50 СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* "Естественное и искусственное освещение"; 4.6.1.1-4.6.1.16 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», стационарным наружным освещением), в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение в утренние сумерки при естественной освещенности до 10лк.; - на участке дороги по <адрес> возле <адрес> пешеходный переход в соответствии с требованиям стандартов: пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007; дорожные знак 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» в соответствии с требованиями пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004», стационарным наружным освещением), в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение в утренние сумерки при естественной освещенности до 10лк.; - на участке дороги по <адрес> возле <адрес> пешеходный переход в соответствии требованиям стандартов: пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007; знаки 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» в соответствии с требованиями пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004»; границы пешеходного перехода в соответствии пунктом 5.6.24 и пунктом 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004, стационарным наружным освещением, в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение в утренние сумерки при естественной освещенности до 10лк. - на участке дороги по <адрес> возле <адрес> пешеходный переход в соответствии требованиями стандартов: пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007; границы пешеходного перехода в соответствии пунктом 5.6.24 и пунктом 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 по направлению со стороны <адрес> в сторону <адрес> с правой стороны дороги установить дорожные знаки 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» обозначающие начало (конец) границы пешеходного перехода, стационарным наружным освещением, в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение в утренние сумерки при естественной освещенности до 10лк. - на участке дороги по <адрес> возле <адрес> пешеходный переход в соответствии с требованиями стандартов: пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007; знаки 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» в соответствии с требованиями пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004»; границы пешеходного перехода в соответствии с пунктом 5.6.24 и пунктом 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 по направлению со стороны <адрес> в сторону <адрес> с правой стороны дороги дорожными знаками 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» обозначающие начало (конец) границы пешеходного перехода, стационарным наружным освещением, в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение в утренние сумерки при естественной освещенности до 10лк.; - на участке дороги по <адрес> возле <адрес> пешеходный переход в соответствии с требованиями стандартов: пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007; знаками 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» в соответствии требованиями пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004»; в соответствии с пунктом 5.6.24 и пунктом 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004, стационарным наружным освещением, в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение в утренние сумерки при естественной освещенности до 10лк. ; - на участке дороги по <адрес> возле <адрес> пешеходный в соответствии с требованиями стандартов: пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007; знаками 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» в соответствии с требованиями пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004; границы пешеходного перехода в соответствии с пунктом 5.6.24 и пунктом 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004, стационарным наружным освещением, в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение в утренние сумерки при естественной освещенности до 10лк. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Катав-Ивановский городской суд Челябинской области в течение одного месяца со дня его вынесения. Председательствующий Н.А. Шустова |