ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-712/20 от 28.05.2020 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

Дело № 2-712/2020

Уникальный идентификатор дела

73RS0013-01-2020-000732-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 мая 2020 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Инкина В.А.,

при секретаре Давыдовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» к ФИО1 о возмещении материального ущерба,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее по тексту ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области) обратилось в суд с иском к ФИО1 возмещении материального ущерба, указав в обоснование своих требований следующее. На основании предписания директора Управления Федеральной службы исполнения наказаний России (далее ФСИН России) от 11.04 2019 исх.№ -01-26532 была проведена ревизия хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области за период с 01.06.2017 по 01.05.2019, в ходе которой была проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области за период с 20.05.2019 по 22.05.2019. В результате проверки расчетов потребности топливно-энергетических ресурсов в период с 2017 по 2019 г.г. выявлено превышение потребления водоснабжения за 2018 год. Так; согласно Рекомендациям по удельному водопотреблению и водоотведению для объектов учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденных заместителем директора ФСИН России от 17.10.2018 расчетный лимит бюджетной сферы потребления холодной воды с учетом фактической среднесписочной численности спецконтингента и прочих нужд за 2018 год составил 94197,4 куб. м., фактический объем потребленной воды составил 96443 куб.м. Проведенной проверкой установлено следующее. Средний тариф по ТЭР и воде в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области за 2018 г. составляет: питьевая вода- 19,52 руб./ куб.м., очистка сточных вод- 7,90 руб./куб.м., сброс загрязняющих веществ- 1,71 руб./куб.м. Согласно справки проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области от 22.05.2019 г. расчетный лимит бюджетной сферы потребления холодной воды с учетом фактической среднесписочной численности спецконтингента и прочих нужд за 2018 год составил 94197,4 куб.м., а фактический объем потребленной воды составил 96443 куб.м.

Таким образом, в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области допущено превышение фактического потребления воды, очистки сточных вод и сброса загрязняющих веществ от установленных расчетных нормативов в объеме 2245,6 куб.м. на сумму 65 414 рублей 33 коп. Расчет: (19,52+7,90+1,71) х 2245,6 = 65414,328 руб. Таким образом, сумма ущерба за превышение ТЭР в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области составляет 65 414 руб. 33 коп. Проверкой установлено, что лицом, ответственным за экономное расходование топливно-энергетических ресурсов в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области является главный инженер ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области майор внутренней службы ФИО1

С ФИО1 заключен договор о полной материальной ответственности № 18 от 10.06.2011. Просили суд взыскать с ФИО1 сумму 65 414 руб. 33 коп. в пользу ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области.

В судебном заседании представитель ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России ФИО2, действующая на основании доверенностей исковые требования поддержала в полном объеме, дала суду пояснения, аналогичные изложенным в иске. Дополнительно суду пояснила, что после проведенной ревизии в феврале 2020 года по распоряжению начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области была проведена внутренняя проверка по факту превышения в 2018 году фактического потребления воды, очистки сточных вод и сброса загрязняющих веществ от установленных расчетных нормативов, которая также выявила допущение в 2018 году превышения фактического потребления воды, очистки сточных вод и сброса загрязняющих веществ от установленных расчетных нормативов в объеме 2245,6 куб.м. на сумму 65 414 рублей 33 коп. Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанное превышение было допущено по вине ответчика. К дисциплинарной ответственности ответчик за выявленные превышения в 2018 году фактического потребления воды, очистки сточных вод и сброса загрязняющих веществ от установленных расчетных нормативов не привлекался.

Ответчик ФИО1 в ходе судебного заседания исковые требования не признал. Суду пояснил, что его вины в якобы допущенном превышении в 2018 году фактического потребления воды, очистки сточных вод и сброса загрязняющих веществ от установленных расчетных нормативов нет, как и не было вышеуказанного превышения. В ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области на основании приказа от 12.02.2018 № 58 «Об утверждении состава и перечня обязанностей членов комиссии по экономии топливно-энергетических ресурсов, воды и непроизводительным расходам» создана соответствующая комиссия. Председателем данной комиссии был назначен заместитель ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области ФИО3, в обязанности которого входило общее руководство работой комиссии по экономии топливно-энергетических ресурсов и непроизводственным расходам, проведение ежемесячных заседаний комиссии. Внутриплощадочные сети хозяйственного и производственного водопровода ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области эксплуатируются более 30 лет без капитального ремонта и находятся в ветхом состоянии. За период с 01.01.2015 по 21.06.2019 ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области направляло неоднократно бюджетные заявки в УФСИН России по Ульяновской области для выделения денежных средств на проведение капитального ремонта внутриплощадочной сети хозяйственного и производственного водопровода, но средства на эти цели не выделялись. Бюджетные заявки готовил он, а подписывали их руководители ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области. Из-за ветхости внутриплощадочной сети хозяйственного и производственного водопровода в течение 2018 года на трубопроводе холодно-питьевой воды произошло четыре крупных аварии, которые были устранены с привлечением подрядных организаций и специальной техники на основании государственных контрактов № 16 от 26.02.2018, № 89 от 05.06.2018, № 160 от 21.09.2018, акта оказанных услуг от 12.11.2018 № 113. Так 18.01.2018 произошла авария на трубопроводе холодно-питьевой воды возле просмотрового коридора общежития отрядов № 10,11 в результате чего существенно снизилось давление в питающем трубопроводе и произошел разлив воды на почву. 21.03.2018 произошла авария на трубопроводе холодно-питьевой воды на просмотровом участке сектора № 3, в результате чего существенно снизилось давление в питающем трубопроводе и происходил разлив воды на почву. 18.09.2018 произошла авария на трубопроводе холодно-питьевой воды на территории жилой зоны учреждения около общежития № 8, отрядов № 10,11, в результате чего существенно снизилось давление в питающем трубопроводе и произошел разлив воды на почву. 12.11.2018 произошла авария на трубопроводе холодно-питьевой воды на территории жилой зоны учреждения возле здания общежития № 8, в результате чего существенно снизилось давление в питающем трубопроводе и произошел разлив воды на почву. Им подготовлен расчет, согласно которого в результате вышеуказанных аварий произошла утечка холодной воды, путем ее попадания в почву в объеме 3256 куб.м. Предпринимались меры по запросу лимитов бюджетных обязательств в УФСИН России по Ульяновской области для замены участка внутриплощадочных сетей хозяйственного и производственного водопровода, в частности им был подготовлен соответствующий запрос от 22.11.2018 исх. № -75/ТО/56/1-7799, который направлялся УФСИН России по Ульяновской области, однако денежные средства на эти цели не поступали. Кроме того согласно указанию УФСИН России по Ульяновской области от 26.01.2018 исх. № 75/ТО/23-1311, согласно которого до ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области были доведены лимиты потребления воды на 2018 год в объеме 98,30 тыс. куб. м., которые были соблюдены, т.к фактический расход, как показали проверки составил с 94197,4 куб.м. О фактическом количестве осужденных в 2018 году, отбывающих наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области ему стало известно в начале 2019 года из годового отчета за 2019 год. Согласно Указанию УФСИН России по Ульяновской области от 03.08.2017 № исх -75/ТЩ/23-12015 размер доведенных лимитов потребления воды до ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области на 2017 год составляет 98,8 тысяч куб. с учетом введения норм двухразовой помывки осужденных в 7 дней, согласно Приказа Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях».Согласно указанию УФСИН Росси по Ульяновской области от 26.01.2018 исх. № 75/ТО/23-1311 размер доведенных лимитов потребления воды на 2018 год составляет 98,30 тысяч куб. м. В УФСИН России по Ульяновской области за 2018 год был направлен отчет ФСИГ 10(ТЭР-1) «Об использовании топливно-энергетических ресурсов, воды и состояния энергетических объектов», где был указан общий объем водопотребления 98,30 тысяч куб.м, перерасхода не допущено, с чем УФСИН России по Ульяновской области согласилось и приняло этот отчет и отчиталось в ФСИН России. Согласно п.4 протокола №1 от 01.02.2019 УФСИН России по Ульяновской области «Заседания группы контроля за расходованием топливно-энергетических ресурсов по итогам потребления ТЭР и воды за 2018 год» исх.№ -75/ТО/28/1-1791 от 05.02.2019 указано, что экономия водопотребления ФКУ ИК-10 (главный инженер ФИО4»)-13,5 %.Полагал, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд. Просил в иске истцу отказать.

Определением суда от 25.02.2020 по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора было привлечено УФСИН России по Ульяновской области, представитель которого извещался судом о времени и месте рассмотрения дела, однако в судебное заседание не явился.

Определением суда от 20.03.2020 по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора было привлечено ФСИН России, представитель которого извещался судом о времени и месте рассмотрения дела, однако в судебное заседание не явился.

Выслушав пояснения участников судебного процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 332 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В силу ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Согласно ст. 239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

В силу 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Согласно ст.243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) умышленного причинения ущерба;

4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

6) причинения ущерба в результате административного правонарушения, если таковое установлено соответствующим государственным органом;

7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами;

8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

В силу ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер.

В соответствии со ст. 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.

Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

В ходе судебного заседания судом установлено следующее.

Согласно Устава ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области оно является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Функции и полномочия учредителя данного учреждения осуществляет ФСИН России. Учреждение является по своей форме федеральным казенным учреждением, является некоммерческой организацией, юридическим лицом, получателем бюджетных средств. Источниками финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.

На основании предписания директора ФСИН России от 11.04 2019 исх.№ -01-26532 была проведена ревизия хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области за период с 01.06.2017 по 01.05.2019, в ходе которой была проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственой деятельности ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области за период с 20.05.2019 по 22.05.2019.

Согласно Рекомендациям по удельному водопотреблению и водоотведению для объектов учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденных заместителем директора ФСИН России от 17.10.2018 расчетный лимит бюджетной сферы потребления холодной воды с учетом фактической среднесписочной численности спецконтингента и прочих нужд за 2018 год составил 94197,4 куб. м., фактический объем потребленной воды составил 96443 куб.м.

В результате проверки расчетов потребности топливно-энергетических ресурсов в период с 2017 по 2019 г.г. выявлено превышение ФКУ ИК-10 УФСИН Р. по У.<адрес> в 2018 году фактического потребления воды, очистки сточных вод и сброса загрязняющих веществ от установленных расчетных нормативов в объеме 2245;6 куб.м. на сумму 65414 руб. 33 коп.

Лицом, ответственным за экономное расходование топливно-энергетических ресурсов в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области является главный инженер ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области майор внутренней службы ФИО1

ФИО1, главный инженер ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области майор внутренней службы назначен на должность с 13.07.2011 г. приказом Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области от 13.07.2011 № 375 лс.

Согласно п.п. 15 п. 16 должностной инструкции, утвержденной врио начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области ФИО5 05.11.2015 главный инженер ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области ФИО1 обязан организовать технически правильную эксплуатацию и своевременный ремонт энергетического оборудования и энергосистем, бесперебойное обеспечение производства электроэнергией, паром, газом, водой и другими видами энергии, осуществлять контроль над рациональным расходованием энергетических ресурсов, последовательное соблюдение режима экономии.

Согласно п.п. 16 п. 16 этой же должностной инструкции ФИО1 обязан руководить организацией и планированием работы энергетических хозяйств, разработкой графиков ремонта энергетического оборудования и энергосетей, планов производства и потребления учреждением электроэнергии, технологического топлива, пара, газа, воды, сжатого воздуха, норм расхода и режимов потребления всех видов энергии.

Согласно пп. 18 п. 16 этой же должностной инструкции ФИО1 обязан организовать разработку мероприятий по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, надежности и экономичности работы энергоустановок, предотвращение аварий, созданию безопасных и благоприятных условий труда при их эксплуатации.

Согласно п.п. 15 п. 14 должностной инструкции, утвержденной начальником ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области 08.10.2018 г. главный инженер ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области ФИО1 обязан организовать технически правильную эксплуатацию и своевременный ремонт энергетического оборудования и энергосистем, бесперебойное обеспечение производства электроэнергией, паром, газом, водой и другими видами энергии, осуществлять контроль над рациональным расходованием энергетических ресурсов, последовательное соблюдение режима экономии.

Согласно п.п. 16 п. 14 этой же должностной инструкции ФИО1 обязан руководить организацией и планированием работы энергетических хозяйств, разработкой графиков ремонта энергетического оборудования и энергосетей, планов производства и потребления учреждением электроэнергии, технологического топлива, пара, газа, воды, сжатого воздуха, норм расхода и режимов потребления всех видов энергии.

Согласно пп. 18 п. 14 этой же должностной инструкции ФИО1 обязан организовать разработку мероприятий по повышению эффективности использовании топливно-энергетических ресурсов, надежности и экономичности работы энергоустановок, предотвращение аварий, созданию безопасных и благоприятных условий труда при их эксплуатации.

С ФИО1 заключен договор о полной материальной ответственности № 18 от 10.06.2011.

Из пояснений ответчика следует, что объяснительная по факту выше проведенной проверки у него не отбиралась.

Представителем истца в материалы дела представлен рапорт от 17.06.2019 за подписью ФИО1 на имя начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области в котором он докладывает, что в течение 2018 года на внутриплощадочных сетях хозяйственного и производственного водопровода произошли четыре крупных трубопровода, которые были устранены, количество очистки сточных вод и сброса загрязняющих веществ за 2018 год определялось исходя из потребления приборов учета холодной и горячей воды согласно раздела V Государственного контракта от 15.03.2018 № Ф -86/2018/30, предпринимались меры по запросу лимитов бюджетных обязательств в УФСИН России по Ульяновской области для замены участка внутриплощадных сетей хозяйственного и производственного водопровода от 22.11.2018 исх. № /ТЩ/56/1-7799.

Данный рапорт не содержит объяснений ФИО1 о его согласии или не согласии с выводами комиссии о превышении ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области в 2018 году фактического потребления воды, очистки сточных вод и сброса загрязняющих веществ от установленных расчетных нормативов в объеме 2245;6 куб.м. на сумму 65414 руб. 33 коп., а также причин по которым допущено вышеуказанное превышение, если оно имелось поэтому суд не может признать данный рапорт в качестве объяснительной ФИО1

Судом установлено, что в феврале 2018 года в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области была создана комиссия из числа сотрудников ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, которая провела проверку по перерасходу топливо-энергетических ресурсов. В ходе проверки установлено, что на бухгалтерском учете ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области числиться объект недвижимого имущества «Внутриплощадочные сети хозяйственного и производственного водопровода» инвентарный номер 01200043, балансовой стоимостью 4158570,82 руб. За период с 01.01.2015 по 21.06.2019 лимиты бюджетных обязательств на проведение капитального ремонта внутриплощадных сетей хозяйственного и производственного водопровода из федерального бюджета не выделялось.

Согласно Рекомендациям по удельному водопотреблению и водоотведению для объектов учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденных заместителем директора ФСИН России от 17.10.2018 расчетный лимит бюджетной сферы потребления холодной воды с учетом фактической среднесписочной численности спецконтингента и прочих нужд за 2018 год составил 94197,4 куб. м., фактический объем потребленной воды составил 96443 куб.м.

В результате проверки расчетов потребности топливно-энергетических ресурсов в период с 2017 по 2019 г.г. выявлено превышение ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области в 2018 году фактического потребления воды, очистки сточных вод и сброса загрязняющих веществ от установленных расчетных нормативов в объеме 2245;6 куб.м. на сумму 65414 руб. 33 коп.

Лицом, ответственным за экономное расходование топливно-энергетических ресурсов в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области является главный инженер ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области майор внутренней службы ФИО1.

10.02.2020 у ФИО6 были отобраны письменные объяснения по результатам проверки, в которых он свою вину не признал.

Из пояснений представителя истца следует, что к дисциплинарной ответственности ответчик за выявленные вышеуказанными комиссиями превышения в 2018 году фактического потребления воды, очистки сточных вод и сброса загрязняющих веществ от установленных расчетных нормативов не привлекался.

Согласно ответу на запрос суда УФСИН России по Ульяновской области от 18.03.20020 № 75/ТЩ/15 за период 2016 - 2019 УФСИН России Ульяновской области до ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области доводились лимиты бюджетных обязательств на проведение ремонта водопроводных сетей; в том числе: в 2016 году финансовые средства не выделялись; в 2017 году в сумме 348 834,26 руб.; в 2018 году в сумме 130 724,28 руб.; в 2019 году в сумме 723 448,44 руб. Указанные финансовые средства были освоены ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области своевременно и в полном объеме.

Лимиты потребления воды (ХВС и ГВС) на 2018 год были доведены до ФКУ ИК -10 УФСИН России по Ульяновской области в объеме 98,3 тыс. куб. м. (ХВС в объеме 48,5 тыс. куб. м, ГВС в объеме 49,8 тыс. куб. м), исходя из планируемой численности осужденных на 2018 год 1167 человек (письмо от 26.01.2018 №исх-75ГГО/23-1311).

Распределение лимитов по учреждениям УФСИН России по Ульяновской области на 2018 направлено 28.12.2017 в адрес ФСИН России исх. № 75/ТО/23-21408. Расчет в объеме 98,3 тыс. куб. м. был основан на среднесписочной численности осужденных, содержавшихся в учреждении в 2017 году-1167 человек.

Фактическая среднесписочная численность осужденных в 2018 составила 1106 человек, что согласно укрупненным показателям водопотребления на коммунально-бытовые нужды ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области на 2018 составило 94197,7 куб. м.

В расчетах применялись «Рекомендации по удельному водопотреблению и водоотведению для объектов бюджетной сферы учреждений уголовно-исполнительной системы», утвержденные ФСИН России и доведенные до УФСИН России по Ульяновской области 17.10.2018 исх. № 07-75855 для использования при определении потребности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в водопотреблении и водоотведении.

Ранее действовали Методические указания по расчету потребности в топливно-энергетических ресурсах объектов учреждений УИС, утвержденных ФСИН России и доведенных до УФСИН России по Ульяновской области 24.12.2012 исх. № 14/4-597.

Из пояснений представителя истца, ответчика материалов дела следует, что лимиты потребления воды (ХВС и ГВС) на 2018 год, доведенные до ФКУ ИК -10 УФСИН России по Ульяновской области в объеме 98,3 тыс. куб. м. УФСИН России по Ульяновской области были соблюдены и не были превышены ФКУ ИК -10 УФСИН России по Ульяновской области.

Из материалов дела следует, что в 2018 среднесписочная численность осужденных, содержавшихся в ФКУ ИК -10 УФСИН России по Ульяновской области в 2018 году составила 1106 человек.

Из пояснений ответчика следует, что внутриплощадочные сети хозяйственного и производственного водопровода ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области эксплуатируются более 30 лет без капитального ремонта и находятся в ветхом состоянии. За период с 01.01.2015 по 21.06.2019 ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области направляло неоднократно бюджетные заявки в УФСИН России по Ульяновской области для выделения денежных средств на проведение капитального ремонта внутриплощадочной сети хозяйственного и производственного водопровода, но средства на эти цели выделялись несвоевременно и не в полном объеме. Бюджетные заявки готовил ответчик, а подписывали их руководители ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области. Бюджетные заявки исполнялись по истечению длительного времени и не в полном объеме. Из-за ветхости внутриплощадочной сети хозяйственного и производственного водопровода в течение 2018 года на трубопроводе холодно-питьевой воды произошло четыре крупных аварии, которые были устранены с привлечением подрядных организаций и специальной техники на основании государственных контрактов. Согласно расчета ответчика в результате четырех аварий произошла утечка холодной воды, путем ее попадания в почву в объеме 3256 куб.м. Ответчиком предпринимались меры по запросу лимитов бюджетных обязательств в УФСИН России по Ульяновской области для замены участка внутриплощадочных сетей хозяйственного и производственного водопровода, в частности, ответчиком был подготовлен запрос от 22.11.2018 исх. №-75/ТО/56/1-7799, который направлялся УФСИН России по Ульяновской области, однако денежные средства на эти цели не поступали. О фактическом количестве осужденных в 2018 году, отбывающих наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области ответчику стало известно в начале 2019 года из годового отчета за 2019 год. Согласно Указанию УФСИН России по Ульяновской области от 03.08.2017 № исх -75/ТЩ/23-12015 размер доведенных лимитов потребления воды до ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области на 2017 год составляет 98,8 тысяч куб. с учетом введения норм двухразовой помывки осужденных в 7 дней, согласно Приказа Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях».Согласно указанию УФСИН Росси по Ульяновской области от 26.01.2018 исх. № 75/ТО/23-1311 размер доведенных лимитов потребления воды на 2018 год составляет 98,30 тысяч куб. м. В УФСИН России по Ульяновской области за 2018 год был направлен отчет ФСИГ 10(ТЭР-1) «Об использовании топливно-энергетических ресурсов, воды и состояния энергетических объектов», где был указан общий объем водопотребления 98,30 тысяч куб.м., перерасхода не допущено, с чем УФСИН России по Ульяновской области согласилось и приняло этот отчет, а затем отчиталось в ФСИН России. Согласно п.4 протокола №1 от 01.02.2019 УФСИН России по Ульяновской области «Заседания группы контроля за расходованием топливно-энергетических ресурсов по итогам потребления ТЭР и воды за 2018 год» исх.№ -75/ТО/28/1-1791 от 05.02.2019 указано, что экономия водопотребления ФКУ ИК-10 (главный инженер ФИО4»)-13,5 %.

Данные доводы и расчеты ответчика стороной истца не были опровергнуты в судебном заседании.

Согласно имеющейся в материалах дела справки, подписанной главным инженером ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области ФИО1 и главным бухгалтером ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области А. за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в УФСИН России по Ульяновской области от ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской <адрес> направлялись бюджетные заявки о выделении финансирования на проведение следующих работ и мероприятий: на капитальный ремонт внутриплощадочной производственно-бытовой и накопительной канализации, ремонт водопроводных сетей, прочистку канализации, приобретение сантехнического оборудования, устранение неисправностей канализационного коллектора внутриплощадочной производственно-бытовой и накопительной канализации, установку модульной станции пожаротушения, установку электромагнитного клапана на внутриплощадочные сети хозяйственного и производственного водопровода, установку электромагнитных клапанов камеры ДУ-100, столовой БПК на общую сумму 5257466 руб. 37 коп., однако лимиты бюджетных обязательств на проведение данных мероприятий средств ФКУ ИК-10 УФСИН России в указанный период не выделялись.

Согласно имеющейся в материалах дела справки, подписанной главным инженером ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области ФИО1 и главным бухгалтером ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области А. за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в УФСИН России по Ульяновской области ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области направлялись бюджетные заявки о выделении финансирования на проведение следующих работ и мероприятий: на капитальный ремонт внутриплощадочной производственно-бытовой и накопительной канализации, ремонт водопроводных сетей, прочистку канализации, аварийный ремонт внутриплощадочных сетей хозяйственного и производственного водопровода, приобретение клапанного обратного, приобретение дизельной мотопомпы для канализационно-насосной станции, всего на сумму 2016421 руб. 82 коп. 28.03.2017 был заключен государственный контракт № 36 с ИП ФИО7 на проведение работ по установке электромагнитного клапана на внутриплощадочные сети хозяйственного и производственного водопровода на сумму 60000 руб.18.08.2017 был заключен государственный контракт № 125 с ООО «НИКА» на проведение ремонта внеплощадочных магистральный коммуникаций и инженерных сетей на сумму 348979 руб.

Согласно имеющейся в материалах дела справки за подписью главного бухгалтера ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области А. и главным инженером ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области ФИО1 за период с 01.01.2018 г. по 31.01.2018 были выделены лимиты бюджетных обязательств на проведение ремонта внутриплощадочных сетей хозяйственного и производственного водопровода и аварийных работ участков канализационного трубопровода, сетей холодного водоснабжения в сумме 405 393,77 руб. За период с 01.01.2018 г. по 31.01.2018 УФСИН России по Ульяновской области от ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области направлялись бюджетные заявки о выделении финансирования на проведение следующих работ и мероприятий: на ремонт внутриплощадочной сетей хозяйственного водопровода, ремонт водопроводных линий наружного противопожарного водоснабжения, аварийный ремонт внутриплощадочных сетей хозяйственного водопровода, проведение аварийных работ по ремонту участков канализационного трубопровода, работы по устранению трубопровода, проведение работ по замене участка внутриплощадочных сетей хозяйственного и производственного водопровода, работы по промывке и прочистке внутренних и наружных канализационных трубопроводов, всего на сумму 1104686 руб. 14 коп. 26.02.2018 был заключен государственный контракт № 16 с ООО «НИКА» на проведение ремонта внутриплощадочных сетей хозяйственного и производственного водопровода на сумму 55 099,00 руб. Исполнен полностью. 05.06.2018 был заключен государственный контракт № 89 с ООО «НИКА» на проведение ремонта внутриплощадочных сетей хозяйственного и производственного водопровода на сумму 44 769,88 руб. Исполнен полностью.04.09.20 18 был заключен государственный контракт № 148 с ООО «НИКА» на проведение аварийных работ по ремонту участков канализационного трубопровода на сумму 229 669,49 руб. Исполнен полностью. 21.09.2018 был заключен государственный контракт № 160 с ООО «НИКА» на выполнение работ по устранению аварии на сетях холодного водоснабжения на сумму 30 855,40 руб. Исполнен полностью. 21.09.2018 был заключен государственный контракт № 161 с ООО «НИКА» на выполнение работ по промывке и прочистке внутренних и наружных канализационных трубопроводов на сумму 45 000,00 руб. Исполнен полностью.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснения ответчика, вышеуказанными справками, бюджетными заявками за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.

Таким образом, недофинансирование бюджетных заявок на вышеуказанные мероприятия составило в 2018 году на сумму 699292 руб.37 коп., в 2017 году на сумму 1607442 руб. 82 коп., в 2016 году на 5257466 руб.

Из пояснений представителя истца, следует, что в ходе проведенных проверок лимит потребления холодной воды в 2018 году рассчитывался с учетом фактической среднесписочной численности спецконтингента и прочих нужд, на основании Рекомендаций по удельному водопотреблению и водоотведению для объектов учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденных заместителем директора ФСИН России от 17.10.2018.

Из текста и названия данного документа следует, что он носит рекомендательный и не императивный характер и утвержден только 17.10.2018, следовательно данные рекомендации не могли быть известны ответчику ранее 17.10.2018 и руководствоваться ими он мог только после вышеуказанной даты.

Кроме того в 2018 году лимиты потребления воды, очистки сточных вод и сброса загрязняющих веществ, которые должны соблюдаться доводились ИК -10 УФСИН России по Ульяновской области доводились УФСИН России по Ульяновской области и не были превышены ИК -10 УФСИН России Ульяновской области, что представителем истца не оспаривалось в судебном заседании.

Судом установлено, что согласно приказу, изданному начальником ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области от 12.02.2018 № 58 в данном учреждении была создана и действовала комиссия по экономии топливно-энергетических ресурсов, воды и непроизводственным расходам ФКУ ИК-10 ФИО8 России по Ульяновской области. Председателем данной комиссии был назначен заместитель ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области ФИО3, в обязанности которого входило общее руководство работой комиссии по экономии топливно-энергетических ресурсов и непроизводственным расходам, проведение ежемесячных заседаний комиссии. Заместителем председателя комиссии был назначен ФИО1, в обязанности которого входило исполнение обязанностей председателя комиссии в период временного отсутствия.

Согласно приказа, изданного начальником ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области № 345 от 30.10.2018, изданного начальником ИК -10 УФСИН России по Ульяновской области в данном учреждении создана и действовала комиссия по экономии топливно-энергетических ресурсов, воды и непроизводственным расходам ФКУ ИК-10 ФИО8 России по Ульяновской области. Председателем комиссии был назначен Е. – заместителем начальника колонии ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, в обязанности которого входило общее руководство работой комиссии, организация и проведения ежемесячных заседаний комиссии. Заместителем председателя комиссии был назначен ФИО1, в обязанности которого входило исполнение обязанностей председателя комиссии в период временного отсутствия. Из представленных суду 12 протоколов заседания вышеуказанной комиссии за 2018 год следует, что комиссией ежемесячно на каждом заседании за период с (ДАТА) по (ДАТА) рассматривался вопрос об организации потребления и учета топливно-энергетических ресурсов и воды в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области. Комиссией установлено, что в 2018 году случаев перерасхода потребления воды допущено не было, за счет проведения организационно-технических мероприятий по экономии.

Согласно протоколу заседания комиссии по экономии топливно-энергетических ресурсов от 15.11.2018 комиссией были установлены следующие недостатки по экономии топливно-энергетических ресурсов: в отряде №1 (1 этаж) производился слив горячей воды с обратного трубопровода системы отопления в канализацию; в туалете отряда № 3 (1 этаж) в туалете 2 сливных бачка протекают в круглосуточном режиме, производился слив горячей воды с обратного трубопровода системы отопления в канализацию; в отряде № 5 (1 этаж) в туалете 1 сливной бачек протекает в круглосуточном режиме; в отряде № 7 (1 этаж) в умывальнике протекает 1 кран в круглосуточном режиме, в туалете 2 сливных бачка протекают в круглосуточном режиме; в отряде № 9 (1 этаж) в туалете 2 сливных бачка протекают в круглосуточном режиме; в отряде № 10 (1 этаж) в туалете 2 сливных бачка протекают в круглосуточном режиме, в умывальнике протекает 1 кран в круглосуточном режиме; в отряде № 12 (1 этаж) в туалете 2 сливных бачка протекают в круглосуточном режиме, в умывальнике протекает 1 кран в круглосуточном режиме; в клубе учреждения в туалете сливной бачек протекает в круглосуточном режиме. Комиссия пришла к выводу, что данные недостатки приводят к перерасходу топливно-энергетических ресурсов от установленного лимита потреблении УФСИН России по Ульяновской области. Ответственными за выявленные недостатки являются лица, назначенные за экономное использование воды согласно приказу ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области от 08.05.2018 № 159.

Согласно приложению № 1 к вышеуказанному приказу ФИО1 не является ответственным лицом за экономное использование воды в вышеуказанных помещениях и зданиях.

В материалах дела имеется рапорт ФИО1 от 26.10.2018 направленный в адрес начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России, согласно которого он просит принять меры воздействия к виновным ответственным лицам за вышеуказанные объекты.

Согласно п.4 протокола №1 от 01.02.2019 УФСИН России по Ульяновской области «Заседания группы контроля за расходованием топливно-энергетических ресурсов по итогам потребления ТЭР и воды за 2018 год» исх.№ -75/ТО/28/1-1791 от 05.02.2019 указано, что экономия водопотребления ФКУ ИК-10 (главный инженер ФИО4»)-13,5 %.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 № 52 разъяснено, что при определении суммы, подлежащей взысканию, судам следует учитывать, что в силу статьи 238 ТК РФ работник обязан возместить лишь прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшениё состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Под ущербом, причиненным работником третьим лицам, следует понимать все суммы, которые выплачены работодателем третьим лицам в счет возмещения ущерба. При этом необходимо иметь в виду, что работник может нести ответственность лишь в пределах этих сумм и при условии наличия причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) работника и причинением ущерба третьим лицам.

Исследовав и оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что стороной истца не представлены доказательства причинения ответчиком истцу материального ущерба, наличие вины либо виновного противоправного поведения (действий или бездействия) ответчика перед истцом при исполнении им своих должностных обязанностей, а также доказательств того, что в результате виновного либо противоправного поведения (действия или бездействия) ответчика) были произведены затраты либо излишние выплаты третьим лицам.

Согласно ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работникам ущерба, причиненного работодателю, в течение года со дня обнаружения ущерба.

Разрешая ходатайство ответчика о применении срока исковой давности, суд исходит из следующего.

Истец обратился в суд с иском 21.02.2020.

Из пояснений представителя ФКУ ИК-10 ФСИН России следует, что о превышении фактического потребления воды, очистки сточных вод и сброса загрязняющих веществ от установленных расчетных нормативов в объеме 2245,6 куб.м. на сумму 65 414 рублей 33 коп. истцу стало известно 22.05.2019, после ознакомления со справкой проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области от 22.05.2019.

Однако в судебном заседании установлено, что между истцом и ООО «НИИАР-Генерация» в 2018 году были заключены государственные контракты на подачу холодной и питьевой, технической воды, прием и передачу на очистку сточных вод от канализационного выпуска в центральную систему водоотведения № ХВ-58/2018/ 28 от 14.03.2018 и № ХВ-93/2018/246 от 24.12.2018, а также государственный контракт на водоотведение с ООО «Ульяновский областной водоканал» № А-86/2018/30 от 15.03.2018.

По состоянию данных на 17.03.2020 кредиторской задолженности ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области перед данными ресурсоснабжающими организациями по вышеуказанным государственным контрактам не имеет, что подтверждается справкой, подписанной главным бухгалтером ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области А. 17.03.2020.

Согласно п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 года № 52 при определении суммы, подлежащей взысканию, судам следует учитывать, что в силу статьи 238 ТК РФ работник обязан возместить лишь прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Под ущербом, причиненным работником третьим лицам, следует понимать все суммы, которые выплачены работодателем третьим лицам в счет возмещения ущерба. При этом необходимо иметь в виду, что работник может нести ответственность лишь в пределах этих сумм и при условии наличия причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) работника и причинением ущерба третьим лицам.

В силу части второй статьи 392 ТК РФ работодатель вправе предъявить иск к работнику о взыскании сумм, выплаченных в счет возмещения ущерба третьим лицам, в течение одного года с момента выплаты работодателем данных сумм.

Доказательств того, что в 2018 году имелась кредиторская задолженности ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области на сумму 65 414 рублей 33 коп. перед данными ресурсоснабжающими организациями по вышеуказанным государственным контрактам истцом суду не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с иском к ответчику о возмещении ущерба.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении иска надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» к ФИО1 о возмещении материального ущерба отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 04 июня 2020 года.

Председательствующий судья В.А.Инкин