ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-712/2013 от 01.07.2013 Рузаевского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>                  ДД.ММ.ГГГГ

Рузаевский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Казанцевой И.В.

при секретаре Филипповой И.В.

с участием истца ФИО1

представителя ответчика – администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия по доверенности ФИО2

представителей ответчика – администрации городского поселения Рузаевка по доверенности ФИО3, ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, администрации городского поселения Рузаевка об обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

    ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, администрации городского поселения Рузаевка об обязании устранить допущенные нарушения по тем основаниям, что на заявление о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием, поданное в администрацию Рузаевского муниципального района, им получен отказ от ДД.ММ.ГГГГ №, который не соответствует пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 49 Правил землепользования и застройки городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района. Администрацией Рузаевского муниципального района и администрацией городского поселения Рузаевка в нарушение пунктов 3, 4, 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации ему отказано в предоставлении земельного участка для размещения объекта торговли по адресу: <адрес>. Отказы в предоставлении земельных участков нарушают его права. Просит обязать администрацию Рузаевского муниципального района восстановить допущенное нарушение его права путем выставления на торги права заключения аренды на испрашиваемый участок по адресу: <адрес>; обязать администрацию Рузаевского муниципального района восстановить допущенное нарушение его права на получение земельного участка по адресу: <адрес>.

В дополнительном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 просит признать незаконными действия администрации городского поселения Рузаевка, выразившиеся в отказе от ДД.ММ.ГГГГ №, признать незаконными действия администрации Рузаевского муниципального района, выразившиеся в отказе от ДД.ММ.ГГГГ №, содержащим указание на то, что поступление заявлений о предоставлении земельного участка для строительства объекта торговли по адресу: <адрес>, не является основанием для выставления такого участка на торги, признать незаконными действия администрации Рузаевского муниципального района, выразившиеся в отказе от ДД.ММ.ГГГГ №, содержащим указание на то, что формирование земельного участка для строительства магазина по испрашиваемому адресу: <адрес>, невозможно, в связи с отнесением данного участка к жилым зонам (Ж1) (т.1 л.д.200).

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям поддержал, уточнил требования в части обязания администрации Рузаевского муниципального района восстановить допущенное нарушение его права на получение земельного участка по адресу: <адрес> по направлению на юг, просил обязать администрацию Рузаевского муниципального района восстановить допущенное нарушение права на получение в собственность земельного участка по адресу: <адрес> по направлению на юг, путем проведения работ по выбору земельного участка и выставления его на торги.

Представитель ответчика – администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия по доверенности (т.1 л.д.13) ФИО2 заявленные требования не признала и объяснила, что заявление о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, ФИО1 подал в администрацию Рузаевского муниципального района после принятия решения о согласовании места размещения объекта ООО «Континент-Сервис», в связи с чем ему был дан письменный ответ об отсутствии оснований для проведения торгов. Испрашиваемый ФИО1 земельный участок по адресу: <адрес> по направлению на юг, расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами. С учетом предусмотренного правилами землепользования и застройки вида разрешенного использования земельного участка в границах указанной территориальной зоны испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен для размещения объекта торговли. Считает, что права и законные интересы ФИО1 администрацией Рузаевского муниципального района не нарушены.

Представитель ответчика – администрации городского поселения Рузаевка по доверенности (т.1л.д.198) ФИО4 заявленные требования не признала и объяснила, что письмо от ДД.ММ.ГГГГ № на заявление ФИО1 носит информационный характер, его права и законные интересы не нарушает.

Представитель ответчика – администрации городского поселения Рузаевка по доверенности (т.1л.д.199) ФИО3 заявленные требования не признал и объяснил, что в письме от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на его заявление о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, поданное в администрацию городского поселения Рузаевка, даны разъяснения, которые не нарушают его права. Испрашиваемый ФИО1 земельный участок по адресу: <адрес> по направлению на юг, находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами и предназначен для постоянного проживания граждан в качестве основной функции. Предполагаемая цель использования земельного участка – для размещения объекта торговли не соответствует виду разрешенного использования для данной территориальной зоны. Предоставление испрашиваемого земельного участка без соблюдения градостроительного и земельного законодательства не допустимо.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «Континент-Сервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом, в письменном заявлении представитель третьего лица просит рассмотреть дело в его отсутствие (т.1 л.д.213).

Суд в соответствии с частью второй статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия через МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Рузаевском муниципальном районе» с заявлением о предоставлении земельного участка размером ... метров с предварительным согласованием места размещения объекта торговли, участок расположен в .. метрах на юг от дома № по <адрес>, в ... метрах на запад от ограждения детского сада и примерно в ... метрах на восток от <адрес> (т.1 л.д.32).

Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия по заявлению ФИО1, поступившему ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в администрацию городского поселения Рузаевка с запросом о предоставлении письменной информации в срок до ДД.ММ.ГГГГ по вопросу выделения земельного участка для строительства торгового объекта (т.1 л.д.32, 33).

В ответ на запрос администрация городского поселения Рузаевка письмом от ДД.ММ.ГГГГ № представила в администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия информацию, согласно которой испрашиваемый ФИО1 земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия относится к жилым зонам (Ж1) и предназначен для постоянного проживания населения в качестве основной функции. Вспомогательным видом разрешенного использования участка, который является дворовой территорией многоквартирного жилого дома, может быть устройство спортивных площадок, зон отдыха, гостевой автостоянки, зеленых насаждений (т.1 л.д.34).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия сообщила ФИО1 о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для строительства магазина по основаниям, указанным в письме от ДД.ММ.ГГГГ № (т.1 л.д.4).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Континент-Сервис» обратилось в администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о выделении дополнительного земельного участка площадью ... кв.м для строительства торгового центра и благоустройства прилегающей территории, расположенного по адресу: <адрес>, между зданиями ФГУП «Почта России» и отделения Рузаевской железной дороги за информационным стендом (т.1 л.д.20).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения Рузаевка в газете «Рузаевская газета» опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, с предварительным согласованием места размещения объекта торговли по адресу: <адрес>. Ориентир – дом №. Участок находится примерно в ... м от ориентира по направлению на юго-восток (т.1л.д.45).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию городского поселения Рузаевка через МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Рузаевском муниципальном районе» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта торговли по адресу, указанному в информационном сообщении, размещенном в газете «Рузаевская газета» от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.25-26).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация городского поселения Рузаевка сообщила ФИО1 о том, что в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками из земель, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет администрация Рузаевского муниципального района. Земельный участок по указанному в заявлении адресу формируется с предварительным согласованием места размещения объекта торговли. В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации при формировании земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта объявление, размещенное в газете «Рузаевская газета» от ДД.ММ.ГГГГ, носит информационный характер и оповещает землевладельцев и арендаторов земельных участков, имеющих общие границы с запрашиваемым земельным участком, о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства (т.1л.д.5).

Постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ № на основании статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации утверждена схема расположения земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровом плане № площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Ориентир – дом №. Участок находится примерно в ... м от ориентира по направлению на юго-восток, для размещения объекта торговли (т.1 л.д.38-42).

Постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями, внесенными в него постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, предварительно согласовано место размещения объекта торговли ООО «Континент-Сервис» на земельном участке из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью ... кв.м. по адресу: <адрес>. Ориентир – дом № Участок находится примерно в ... м от ориентира по направлению на юго-восток, и утвержден акт выбора земельного участка по указанному адресу (т.1л.д.35-37).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия через МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Рузаевском муниципальном районе» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта торговли по адресу: <адрес>. Ориентир – дом №. Участок находится примерно в ... м от ориентира по направлению на юго-восток (т.1л.д.21-22).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия сообщила ФИО1 о том, что испрашиваемый земельный участок предварительно согласован лицу, которое первым обратилось с заявлением, поступление заявлений о предоставлении земельного участка после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта торговли на этом земельном участке другому лицу не является основанием для выставления такого участка на торги. В письме кроме этого имеется ссылка на положения статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и сообщение о том, что объявление, размещенное в газете «Рузаевская газета» от ДД.ММ.ГГГГ, носит информационный характер и не является объявлением для приема заявок граждан и (или) юридических лиц на предоставление земельного участка с торгов (т.1л.д.6).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) земельный участок площадью ... кв.м. по адресу: <адрес>. Ориентир – дом №. Участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на юго-запад, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, образованному участку присвоен кадастровый номер № (т.1 л.д.43-44).

Разрешая заявленные требования о признании незаконными действий администрации Рузаевского муниципального района, выразившихся в отказе от ДД.ММ.ГГГГ №595, обязании администрации Рузаевского муниципального района восстановить допущенное нарушение права на получение в собственность земельного участка по адресу: <адрес> в ... метрах от дома № по направлению на юг, путем проведения работ по выбору земельного участка и выставления его на торги, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения регулируется статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт первый).

При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный срок (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.

ФИО1 обратился в администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о предоставлении земельного участка размером ... метров с предварительным согласованием места размещения объекта торговли, участок расположен в ... метрах на юг от дома № по <адрес> в ... метрах на запад от ограждения детского сада и примерно в ... метрах на восток от дома № по <адрес>.

В заявлении ФИО1 не указано обоснование примерного размера земельного участка и испрашиваемое право на земельный участок.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия сообщила ФИО1 о невозможности формирования земельного участка для строительства магазина по указанному адресу, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия испрашиваемый земельный участок относится к жилым зонам (Ж1) и предназначен для постоянного проживания населения в качестве основной функции, вспомогательным видом разрешенного использования участка, который является дворовой территорией многоквартирного жилого дома, может быть устройство спортивных площадок, зон отдыха, гостевой автостоянки, зеленых насаждений.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения поселения отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения.

Из пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что под градостроительной деятельностью понимается деятельность по развитию территорий, в том числе, городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки поселений (пункт 3 часть 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из положений приведенных норм следует, что органам местного самоуправления предоставлено право на осуществление в рамках предоставленных полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своих территорий, регулированию землепользования и застройки в соответствии с установленным градостроительным зонированием.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Таким образом, вид разрешенного использования является одной из его характеристик как объекта недвижимости, потому довод о допустимости установления вида разрешенного использования конкретного земельного участка без соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства является ошибочным.

В соответствии с картой градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ №, испрашиваемый земельный участок находится в зоне многоэтажной жилой застройки с кодовым обозначением Ж1 (т.1л.д.229-234).

В силу пункта 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 1, главы 10 Правил землепользования и застройки городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

Согласно статье 49 Правил застройки и землепользования городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия жилые зоны предназначены для постоянного проживания населения в качестве основной функции и с этой целью подлежат застройке жилыми домами многоэтажными, средней этажности (2-4 этажа включительно) и малоэтажной (до 3 этажей включительно), жилыми домами с приквартирными участками и без таковых, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками.

В жилых зонах допускается в качестве вспомогательной функции размещение отдельно стоящих, встроено-пристроенных объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, в основном данного жилого образования, культовых зданий, автостоянок, промышленных и коммунально-складских объектов, для которых не требуется организация санитарно-защитных зон. В пределах жилых зон предусматриваются территории общего пользования (центров обслуживания населения и другие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Правил зона многоэтажной застройки с кодовым обозначением Ж1 выделена для обеспечения правовых условий формирования микрорайонов (кварталов) многоквартирных жилых домов с высокой плотностью застройки и включает в себя участки территорий, определенных генеральным планом для размещения этого вида застройки. Зона предназначена для проживания населения с включением в состав жилого образования отдельно стоящих и встроено-пристроенных объектов всех уровней обслуживания.

Основные виды разрешенного использования зоны многоэтажной застройки - размещение жилых домов квартирного типа от 5 этажей и выше; размещение вдоль красных линий прилегающих улиц и магистралей жилых зданий смешанного использования с размещением в нижних этажах объектов делового, культурно-просветительского, обслуживающего и коммерческого назначения с отдельными входами со стороны улиц (при наличии условий для парковки автотранспорта); детские общеобразовательные учреждения (ДОУ), школы общеобразовательные, лицеи, гимназии; рекреационные и спортивные площадки отдыха для детей и взрослых; хозяйственные площадки и площадки для мусоросборников.

Вспомогательные виды разрешенного использования зоны многоэтажной застройки - многоквартирные дома от 2-х до 4-х этажей без приквартирных участков; организации и учреждения сферы управления местного уровня; офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний; киоски периодической печатной продукции и мороженного; территории общего пользования, предназначенные для размещения центров и единичных объектов повседневного обслуживания населения жилых образований, включающие в себя объекты культуры и торгово-бытового обслуживания, объекты местного самоуправления, администрации и охраны порядка, физкультурно-оздоровительные здания и сооружения - как отдельно стоящие, так и встроенно-пристроенные, а также включают жилые улицы и площади, зеленые насаждения, гостевые автостоянки; аптеки, амбулаторно-поликлинические учреждения; раздаточные пункты детской молочной кухни; пункты охраны порядка, отделения банка и связи; жилищно-эксплуатационные и аварийно-диспетчерские службы; гаражи подземные, полузаглубленные, многоэтажные и боксового типа, гостевые автостоянки.

Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки, делятся на те, которые самостоятельно осуществляются (основные и условно разрешенные), и те, которые могут осуществляться только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования).

Выбор в качестве основного и единственного вспомогательного вида разрешенного использования из числа указанных в градостроительных регламентах Правил землепользования и застройки, не допустим.

Следовательно, ФИО1 необоснованно полагает, что возможно предоставление испрашиваемого земельного участка для размещения объекта торговли, поскольку данный вид разрешенного использования относится к вспомогательному, который допустим в качестве дополнительного по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляется совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Выбор вида разрешенного использования земельного участка с нарушением установленных органами местного самоуправления градостроительных регламентов влечет нарушение публичных прав поселения на развитие территории в соответствии с зонированием.

Поскольку предоставление испрашиваемого земельного участка для строительства объекта торговли не соответствует градостроительному и земельному законодательству, довод ФИО1 об обязанности администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в любом случае предоставить ему в собственность земельный участок по адресу: <адрес> в ... метрах от дома № по направлению на юг, путем проведения работ по выбору земельного участка и выставления его на торги, с ссылкой на пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 49 Правил застройки и землепользования городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не состоятелен. Согласно статье 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Таким образом, исходя из того, что предполагаемая цель использования испрашиваемого земельного участка (размещение объекта торговли) не соответствует основному виду разрешенного использования для указанной территориальной зоны и относится к сопутствующему основному виду разрешенного использования, суд приходит к выводу о том, что администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия правомерно отказала ФИО1 в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку имеются законные препятствия, изложенные в Правилах землепользования и застройки городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, согласно которым сопутствующий вид разрешенного использования без выбора основного не считается разрешенным.

При таких обстоятельствах, суд отказывает ФИО1 в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными и нарушающими его права действий администрации Рузаевского муниципального района, выразившихся в отказе от ДД.ММ.ГГГГ №, содержащим указание на то, что формирование земельного участка для строительства магазина по испрашиваемому адресу: <адрес> в ... метрах на юг от <адрес>, невозможно, в связи с отнесением данного участка к жилым зонам (Ж1), обязании администрации Рузаевского муниципального района восстановить допущенное нарушение права на получение в собственность земельного участка по адресу: <адрес> в ... метрах от дома № по направлению на юг, путем проведения работ по выбору земельного участка и выставления его на торги, поскольку установлено, что оспариваемое действие совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления и права ФИО1 не были нарушены.

То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, по целевому назначению относятся к категории «земли населенных пунктов», границы земельных участков в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены (л.д.69-70), основанием для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность не является.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, выразившихся в отказе от ДД.ММ.ГГГГ №, обязании администрации Рузаевского муниципального района восстановить допущенное нарушение права путем выставления на торги права заключения договора аренды на испрашиваемый участок по адресу: <адрес>, ориентир - дом № в ... метрах по направлению на юго-восток, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт первый).

При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный срок (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских и сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.

При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которые не содержат запрета на их проведение при получении нескольких заявок на один земельный участок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Установлено, что ООО «Континент-Сервис» обратилось в администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о выделении дополнительного земельного участка площадью ... кв.м для строительства торгового центра и благоустройства прилегающей территории, расположенного по адресу: <адрес>, между зданиями ФГУП «Почта России» и отделения Рузаевской железной дороги за информационным стендом.

Администрация городского поселения Рузаевка в газете «Рузаевская газета» от ДД.ММ.ГГГГ проинформировала население о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду из земель, государственная собственность на которые не разграничена, с предварительным согласованием места размещения объекта торговли по адресу: <адрес>, ориентир – дом №. Участок находится примерно в ... м от ориентира по направлению на юго-восток.

Постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ № предварительно согласовано место размещения объекта торговли ... на земельном участке площадью ... кв.м по указанному адресу и утвержден акт выбора земельного участка.

Заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка по указанному в информационном сообщении адресу поступило в администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.48), то есть после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта ...

Поскольку заявление ФИО1 поступило в администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ № не отменено, недействительным не признано, срок действия постановления на момент обращения ФИО1 с заявлением не истек, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия администрации, выразившиеся в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, которым ФИО1 проинформирован о предварительном согласовании места размещения объекта другому лицу до поступления от него заявления и отсутствии в связи с этим у администрации обязанности проводить торги, совершены в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления и права ФИО1 не были нарушены.

Довод ФИО1 о том, что в любом случае при наличии заявок, поступивших от нескольких лиц, администрация обязана проводить торги на право аренды земельного участка, отклоняется, поскольку его заявление поступило после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта другому лицу, доказательств, подтверждающих, что на момент принятия постановления от ДД.ММ.ГГГГ № в администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия имелись нерассмотренные заявления ФИО1, соответствующие требованиям пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, не представлено.

Довод истца о том, что заявление о предоставлении земельного участка по указанному в информационном сообщении адресу он сначала подавал в администрацию городского поселения Рузаевка, не свидетельствует о том, что администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия при принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта ООО «Континент-Сервис» было известно о наличии такого заявления. Из объяснений представителя администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия следует, что заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не поступало. Доказательств обратного не представлено.

Доказательств признания незаконным бездействия администрации городского поселения Рузаевка, выразившегося в ненаправлении заявления ФИО1 в администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия для рассмотрения, суду не представлено, требований о признании незаконным бездействия администрации городского поселения Рузаевка по указанному основанию ФИО1 не заявлял.

Показания допрошенных в судебном заседании по ходатайству истца свидетелей ФИО5 и ФИО6 о том, что они обращались в администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о предоставлении им земельного участка для строительства объекта торговли по адресу: <адрес>, ориентир - дом № доказательствами нарушения прав и законных интересов ФИО1 администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не являются.

Довод ФИО1 о том, что администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия неоднократно отказывала ему в предоставлении испрашиваемых земельных участков по другим адресам, основанием для удовлетворения заявленных требований не является.

Решение Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений на территории Рузаевского муниципального района, утвердившее в соответствии со статьями 11, 33 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации Положение о регулировании земельных отношений на территории Рузаевского муниципального района и Порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на которое ссылается ФИО1, в данном случае применению не подлежит.

Кроме того, при наличии у заявителя права на самостоятельный выбор способов защиты гражданских прав, предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации либо иными предусмотренными законом способами, выбранный способ защиты должен соответствовать нарушенному праву.

Согласно пункту первому статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (заявителя).

Из требований ФИО1 следует, что он желает восстановить нарушенное право на участие в торгах по продаже права аренды земельного участка по адресу: <адрес>. Ориентир – дом №. Участок находится примерно в ... м от ориентира по направлению на юго-восток, для размещения объекта торговли.

Вместе с тем установлено, что постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ № предварительно согласовано место размещения объекта ООО «Континент-Сервис». Заявление от ФИО1 о предоставлении земельного участка по указанному адресу поступило в администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия ДД.ММ.ГГГГ, то есть после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта другому лицу.

Обращаясь с требованиями о признании незаконными действий администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, выразившихся в отказе от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 требований о признании недействительным постановления администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ № не заявил.

Между тем, оспаривание действий администрации, выразившихся в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ №, которым ФИО1 проинформирован о предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка другому лицу, не влечет автоматически проведение торгов по продаже права аренды земельного участка.

В данном случае рассмотрение вопроса о правомерности действий администрации при принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта другому лицу возможно лишь при проверке соответствия требованиям закона принятого решения, а поскольку требований о признании недействительным ненормативного правового акта истцом не заявлено, законность постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ № не может оцениваться судом в рамках данного гражданского дела.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 избрал ненадлежащий способ защиты гражданских прав.

Разрешая требования о признании незаконными действий администрации городского поселения Рузаевка, выразившихся в отказе от ДД.ММ.ГГГГ №, суд исходит из следующего.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию городского поселения Рузаевка с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта торговли по адресу: <адрес>, ориентир – дом №, участок находится примерно в ... м от ориентира по направлению на юго-восток (л.д.25-26).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация городского поселения Рузаевка сообщила ФИО1 о том, что в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет администрация Рузаевского муниципального района. Земельный участок по указанному в заявлении адресу формируется с предварительным согласованием места размещения объекта торговли. В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации при формировании земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта объявление, размещенное в газете «Рузаевская газета» от ДД.ММ.ГГГГ, носит информационный характер и оповещает землевладельцев и арендаторов земельных участков, имеющих общие границы с запрашиваемым земельным участком, о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства (л.д.5).

В силу статьи 15.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Таким образом, уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.

Следовательно, администрация городского поселения Рузаевка полномочий на принятие решений и совершение действий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не имеет.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что письмо администрации городского поселения Рузаевка носит информационный характер и не является решением правомочного органа об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, такое решение администрацией городского поселения Рузаевка не принималось, данное письмо не нарушает прав и законных интересов ФИО1, не возлагает на него каких-либо обязанностей, и не создает препятствий к осуществлению им его прав.

При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий администрации городского поселения Рузаевка, выразившихся в отказе от ДД.ММ.ГГГГ №

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении требований о признании незаконными действий администрации городского поселения Рузаевка, выразившихся в отказе от ДД.ММ.ГГГГ №, признании незаконными действий администрации Рузаевского муниципального района, выразившихся в отказе от ДД.ММ.ГГГГ №, содержащим указание на то, что поступление заявлений о предоставлении земельного участка для строительства объекта торговли по адресу: <адрес>, ориентир - дом №, не является основанием для выставления такого участка на торги, обязании администрации Рузаевского муниципального района восстановить допущенное нарушение права путем выставления на торги права заключения договора аренды на испрашиваемый участок по адресу: <адрес>, ориентир - дом № в ... метрах по направлению на юго-восток; признании незаконными и нарушающими права действий администрации Рузаевского муниципального района, выразившихся в отказе от ДД.ММ.ГГГГ №, содержащим указание на то, что формирование земельного участка для строительства магазина по испрашиваемому адресу: <адрес> в ... метрах на юг от дома №, невозможно, в связи с отнесением данного участка к жилым зонам (Ж1), обязании администрации Рузаевского муниципального района восстановить допущенное нарушение права на получение в собственность земельного участка по адресу: <адрес> в ... метрах от дома № по направлению на юг, путем проведения работ по выбору земельного участка и выставления его на торги, ФИО1 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий