Дело № 2-712/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Вельск 01 августа 2013 года
Вельский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Смоленской Ю.А.,
при секретаре Сусловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 августа 2013 года в городеВельске гражданское дело по исковому заявлению Р.Н.С. к Управлению культуры, спорта, туризма и по делам молодежи муниципального образования «<данные изъяты>» Архангельской области, администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о признании действий по удержанию социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «<данные изъяты>» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы незаконными и взыскании убытков,
установил:
С. Н.С. обратилась в суд с иском к Управлению культуры, спорта, туризма и по делам молодежи МО «<данные изъяты>» Архангельской области о признании действий по удержанию части суммы социальной выплаты по программе «<данные изъяты>» в отношении семьи С., незаконными, возложении обязанности по выплате денежных средств в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., уплаченных в счет погашения кредита средствами материнского капитала. Свои требования истец обосновала тем, что в ДД.ММ.ГГГГ году ее семья обратилась к ответчику с заявлением о включении в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат по программе «<данные изъяты>». Поскольку в собственности ее супруга имелась однокомнатная квартира, площадью <данные изъяты> кв.м., то их семью включили в очередь на улучшение жилищных условий. В ДД.ММ.ГГГГ года специалист Управления культуры, спорта, туризма и по делам молодежи МО «<данные изъяты>» Архангельской области К.Л.И. сообщила истцу, что её семья попала в список семей, которым предоставят субсидию в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с чем, указала на необходимость приобретения жилья, регистрации сделки и обращении за выплатой. ДД.ММ.ГГГГ году они оформили кредит в банке в размере <данные изъяты> руб. 00 коп. под <данные изъяты> годовых и приобрели квартиру по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года ее семья производила оплату кредитных платежей за свой счёт, ДД.ММ.ГГГГ часть займа в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. была погашена за счет средств материнского капитала. Однако, ни ДД.ММ.ГГГГ году, ни ДД.ММ.ГГГГ году социальная выплата на приобретение жилья им предоставлена не была. Фактически свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья № № в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. было выдано семье истца ДД.ММ.ГГГГ. Данная сумма составила остаток по кредитному договору, несмотря на то, что общий размер социальной выплаты предоставляемой молодой семье должен был составить <данные изъяты> руб. 00 коп. Истец считает, что действиями ответчика ее семье причинен ущерб в заявленном размере, поскольку более двух лет они выплачивали кредит, вынуждены были погасить часть долга средствами материнского капитала, который они могли использовать на иные цели, в связи с чем, ответчик лишил их возможности воспользоваться двумя выплатами.
Определениями Вельского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО «<данные изъяты>», в качестве третьих лиц - администрация МО «<данные изъяты>», Министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области, Министерство финансов Архангельской области.
В ходе рассмотрения дела истец С. Н.С. в соответствии со ст.ст. 35, 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменила заявленные исковые требования, а именно: просила суд признать действия Управления культуры, спорта, туризма и по делам молодежи МО «<данные изъяты>» Архангельской области по удержанию части суммы социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «<данные изъяты>» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в отношении семьи С., незаконными, взыскать с администрации МО «<данные изъяты>» денежные средства в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., уплаченные в счет погашения кредита средствами материнского капитала.
В судебном заседании истец С. Н.С. измененные исковые требования поддержала в полном объеме и по тем же основаниям, настаивая на том, что действиями ответчиков в связи с неверными разъяснениями и несвоевременным предоставлением социальной выплаты ее семье причинен ущерб в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., которую семья С. была вынуждена потратить на погашение кредита из средств материнского капитала в связи с трудным финансовым положением в период ожидания предоставления социальной выплаты. Кроме того, просила суд учесть, что согласно списку молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ году, размер социальной выплаты ее семье предусматривался в сумме <данные изъяты> руб. 00 коп., и был необоснованно снижен до <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., при этом предназначенные именно для ее семьи денежные средства им выплачены не были и на что они были в дальнейшем потрачены истцу неизвестно.
Представитель ответчика Управления культуры, спорта, туризма и по делам молодежи МО «<данные изъяты>» Архангельской области по доверенности З.Е.С. в судебном заседании измененные исковые требования С. Н.С. не признала в полном объеме, при этом, не оспаривая факта обращения истца ДД.ММ.ГГГГ с заявлением к главе МО «<данные изъяты>» о включении в состав участником подпрограммы «<данные изъяты>» и включения их в список участников подпрограммы под номером №, указала, что специалистами Управления культуры, спорта, туризма и по делам молодежи МО «<данные изъяты>» Архангельской области велась постоянная работа с участниками подпрограммы, С. Н.С. разъяснялись правила предоставления молодым семьям социальных выплат и на что она может быть использована. Список молодых семей – участников, изъявивших желание получить выплату в планируемом году ежегодно направлялся ответчиком в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области, которое с учетом запланированных финансовых средств, формировало заявки на выделение средств и утверждала список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году, ограничивающийся средствами федерального, областного и местного бюджетов. Семья С. была включена под вторым номером в список молодых семей – претендентов по получение социальной выплаты, утвержденный Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области в ДД.ММ.ГГГГ году по <адрес>. На момент включения в указанный список С. Д.Н. и С. Н.С. был заключен кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ в Акционерном коммерческом Сберегательном банке Российской Федерации (ОАО) по программе «Молодая семья», на приобретение квартиры. На основании договора № № и соглашения о реализации и финансировании подпрограммы «<данные изъяты>» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы за счет средств федерального и областного бюджета предусмотренных на эти цели в ДД.ММ.ГГГГ году, администрацией МО «<данные изъяты> С. была произведена социальная выплата в размере кратной остатку кредитной задолженности. Полагает, что ответчик в полном объеме и надлежащим образом исполнил свои обязательства в рамках предоставленных полномочий по реализации указанной подпрограммы, доводы истца в части удержания суммы социальной выплаты в отношении семьи С., а также введения в заблуждение и не разъяснении условий подпрограммы специалистами ответчика являются надуманными, при том, что участие в программе является добровольным, а правила подпрограммы являются общедоступными.
Представитель ответчика администрации МО «<данные изъяты>» по доверенности П.Т.Г. в судебном заседании с измененными исковыми требованиями С. Н.С. не согласилась, просила суд отказать в их удовлетворении в полном объеме, указав, что согласно условиям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы предоставление социальной выплаты молодой семье относится к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «<данные изъяты>» семье С. было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома № №, на основании которого в соответствии с абз. 2 п. 30 Постановления администрации Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, предоставлена социальная выплата в размере остатка долга по выплате кредита и процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. В администрацию МО «<данные изъяты>» согласно утвержденного списка на семью С. поступила социальная выплата в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., из них: <данные изъяты> руб. – из областного бюджета, <данные изъяты> руб. 00 коп. – из бюджета МО «<данные изъяты>», при этом из местного бюджета МО «<данные изъяты>» на подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» денежные средства не выделялись. Полученные денежные средства ответчик использовал в соответствии с их целевым назначением, перечислив их в полном объеме С. Д.Н. согласно уведомлению – заявки № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> отделения № С. России. Считает, что претензии истца о вынужденном использовании средств материнского капитала на погашение части долга по ипотечному кредиту несостоятельны, поскольку решение о погашении части долга средствами материнского капитала было принято семьей истца добровольно и без какого-либо принуждения, и это являлось правом истца и ее семьи.
Представитель третьего лица администрации МО «<данные изъяты>» по доверенности Р.Н.В. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения измененных исковых требований С. Н.С., указав, что обязательным условием для получения социальной выплаты молодым семьям на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома является оформление ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение или строительство индивидуального жилого дома. В ДД.ММ.ГГГГ году семьей С. был представлен кредитный договор с ОАО «С. России» № от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму займа <данные изъяты> руб. 00 коп. При оформлении свидетельства на предоставление социальной выплаты на ДД.ММ.ГГГГ семьей С. была предоставлена справка из ОАО «С. России» об остатке долга по кредитному договору в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Просила суд учесть, что социальная выплата предоставляется в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на банковский счет лица, открытый в банке на погашение займа, предоставленного при подаче заявления, при этом возмещение расходов молодой семье по оплаченному займу за счет его собственных средств не допускается. Сумма бюджетных ассигнований, определенная свидетельством на предоставление социальной выплаты была перечислена МО «<данные изъяты>» в ОАО «С. России» в полном объеме, в связи с чем, право молодой семьи С. на получение социальной выплаты для погашения займа на приобретение жилья исполнено, а поэтому иск С. Н.С. не подлежит удовлетворению.
Представитель третьего лица Министерства по делам молодежи и спорту Архангельской области на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно заявлению просили рассмотреть дело без участия их представителя, и отказать в удовлетворении исковых требований С. Н.С. по основаниям, изложенным в представленном суду письменном отзыве.
Представитель третьего лица Министерства финансов Архангельской области на судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не известили.
С учётом мнения лиц, участвующих в деле, суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие представителей третьих лиц Министерства по делам молодежи и спорту Архангельской области и Министерства финансов Архангельской области.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, дав анализ показаниям свидетеля С. Д.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд.
Статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Положениями статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы», в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям – участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Абзацем вторым раздела VI «Механизм реализации подпрограммы» Паспорта подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы установлено право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
Социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 (далее - Правилами).
Подпунктом «г» п. 15 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 года.
В рамках долгосрочной целевой программы Архангельской области «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009 - 2011 годы разработанной в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675, постановлением администрации Архангельской области от 09 декабря 2008 года № 266-па/46 утверждено Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья (далее Положения).
Государственным заказчиком, основным разработчиком и исполнителем данной программы выступало Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области.
Пунктом 21 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. Также в указанные списки включаются молодые семьи – участники программы, претендующие на получение дополнительной социальной выплаты за счет средств областного и местного бюджетов для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства) в планируемом году.
При этом, в случае не включения данных семей в указанные списки предоставление дополнительной социальной выплаты в планируемом году не осуществляется и переносится на следующий год (п. 16 Положения).
Количество молодых семей в списке молодых семей – участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, направляемом государственному заказчику программы, ограничивается размером средств бюджета, предусмотренных на планируемый год в программе муниципального образования.
Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок и сводных списков, определяет для каждого субъекта Российской Федерации предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их до органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (п. 23 Правил).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Р.Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась к главе администрации МО «<данные изъяты>» с заявлением о включении её и членов ее семьи: супруга Р.Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери Р.Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 годы, приложила к заявлению следующие документы: копии свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака, паспортов, справок о доходах, справку из ГУ «БТИ Архангельской области», выписку и справки из АОЦРП, и что фактически ответчиками не оспаривается.
При этом, согласно заявлению с условиями участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 годы С. Н.С. была ознакомлена и обязалась их выполнять, что подтверждается подписью С. Н.С. в заявлении, выполненной ей собственноручно.
ДД.ММ.ГГГГ истец С. Н.С. и ее супруг С. Д.Н., выступающие как созаемщики, заключили кредитный договор № с <данные изъяты> (открытым акционерным обществом). В соответствии с указанным договором созаемщикам предоставлен «Ипотечный кредит» по программе «Молодая семья» в сумме <данные изъяты> руб. 00 коп. под <данные изъяты> процентов годовых на приобретение квартиры, находящейся по адресу: <адрес> на срок по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, С. Н.С. и С. Д.Н. приобрели в общую долевую собственность по 1/2 доли в праве общей долевой собственности каждый на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ в семье С. родился сын Р.И.Д., что подтверждается свидетельством о рождении.
С ДД.ММ.ГГГГ сособственниками указанной квартиры на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ являются: С. Н.С., С. Д.Н., С. Е.Д. и С. И.Д., каждому принадлежит по 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №
В судебном заседании установлено, что фактически представление социальной выплаты молодой семье относится к компетенции органов местного самоуправления.
На основании п. 13 Положения орган местного самоуправления формирует списки молодых семей – участников программы в соответствии с установленными правилами, при этом данный орган доводит до сведения молодой семьи решение о включении (или об отказе во включении) в список молодых семей – участников программы. При этом молодая семья имеет право на получение информации непосредственно затрагивающей ее права и законные интересы, а также на ознакомление со списком участников программы.
Судом установлено, что семья С. Н.С. была включена под вторым номером в состав участников подпрограммы на 2010 год комиссией по рассмотрению обращений молодых семей по включению в состав участников подпрограммы, что подтверждается протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, а также в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2010 году по <адрес>, утвержденный Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области, и который фактически поступил в орган местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, средства федерального, областного и местных бюджетов по МО «Вельский муниципальный район» для реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в 2010 году были распределены в следующем объеме: федеральный бюджет – <данные изъяты> тыс. руб., областной бюджет – <данные изъяты> тыс. руб., местный бюджет – <данные изъяты> тыс. руб.
Согласно п. 2.1.1 договора № о реализации и финансировании подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы за счет средств федерального бюджета и долгосрочной целевой программы Архангельской области «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели в 2010 году, заключенному между Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области и администрацией МО «<данные изъяты>», перечисление средств, предусмотренных на софинансирование предоставления социальных выплат из средств федерального и областного бюджетов в объеме согласно приложению № к договору в бюджет МО «<данные изъяты>», осуществляется государственным заказчиком, по мере их поступления в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов бюджета Архангельской области на 2010 год.
Судом установлено, что в администрацию МО «<данные изъяты>» согласно соглашению о реализации и финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище»на 2002-2010 годы за счет Федерального бюджета и долгосрочной целевой программы Архангельской области «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы за счет средств областного бюджета, подпрограммы «Дом для молодой семей» семьи ВЦП МО «<данные изъяты>» «Развитие жилищного строительства на 2009-2011 годы за счет средств бюджетов МО «<данные изъяты>», предусмотренных на эти цели в 2010 году, поступил список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2010 году по <адрес>, утвержденный Министерством по делам молодежи и туризму Архангельской области, согласно которому семье С. предусматривался размер социальной выплаты в сумме <данные изъяты> тыс. руб.
В администрацию МО «<данные изъяты>» фактически поступили денежные средства на указанные цели в 2010 году в следующем объеме: <данные изъяты> тыс. руб. – из федерального бюджета, <данные изъяты> тыс. руб. – из областного бюджета, <данные изъяты> тыс. руб. – из районного бюджета, что подтверждается платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, из них, на семью С. согласно приложению: <данные изъяты> руб. 00 коп. – из областного бюджета, <данные изъяты> руб. 00 коп. – из бюджета МО «<данные изъяты>».
Из материалов дела следует, и это не оспаривается истцом, что на момент включения в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2010 году по <адрес> на имя С. Н.С. и С. Д.Н. был заключен кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 30 Положения социальная выплата может быть использована распорядителем счета на уплату первоначального взноса в счет оплаты приобретаемого на основании договора купли-продажи жилого помещения при получении ипотечного кредита (займа) или кредита (займа) на приобретение жилого помещения, а также на создание объекта индивидуального жилищного строительства.
В случае использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам, полученным до ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в банк также представляется свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются документы на строительство), кредитный договор (договор займа), заключенный в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, договор банковского счета, а также справка кредитора (займодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом). При этом размер социальной выплаты, предоставляемой на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом, за исключением иных процентов штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам.
Согласно справке <данные изъяты> отделения № ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, на указанную дату ссудная задолженность по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ созаемщиков С. Д.Н. и С. Н.С. составила <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в том числе: срочные проценты – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., остаток ссудной задолженности по кредиту – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «<данные изъяты>» семье С. было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома № <данные изъяты>, на территории Архангельской области в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Свидетельство подлежало предъявлению в банк до ДД.ММ.ГГГГ года, являлось действительным до ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно уведомления-заявки № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> отделения № С. Д.Н. был открыт банковский счет для перечисления бюджетных средств на сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., указанные денежные средства в полном объеме были перечислены администрацией МО «<данные изъяты>» получателю, что подтверждается заявками на кассовый расход № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, и фактически не оспаривается истцом.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что семьей С. было реализовано право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, социальная выплата получена в установленном объеме, процедура предоставления ответчиками выплаты не нарушена и произведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, факты удержания социальной выплаты не нашли подтверждения в судебном заседании.
Также являются необоснованными и несостоятельными требования истца С. Н.С. о взыскании денежных средств с администрации МО «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в связи с вынужденным использованием средств материнского капитала на погашение части долга по ипотечному кредиту.
Факт погашения части ипотечного кредита семьей С. Д.Н. и С. Н.С. средствами материнского капитала ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. нашел подтверждение в судебном заседании и это подтверждается объяснениями лиц, участвующих в деле, карточкой <данные изъяты> ОСБ № <данные изъяты> РФ по ссудному счету № <данные изъяты>, и по существу ответчиками не оспаривается.
Между тем, суд считает, что произведение оплаты кредита и процентов по нему средствами материнского капитала является правом лица, получившего сертификат и вынудить или принудить выбрать направление, по которому будут направляться указанные средства, никто не может.
Так, в силу п. 41 Правил, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участникам подпрограммы. При этом возмещение расходов молодой семье по оплаченному займу за счет его собственных средств - не допускается.
Согласно пп. 1, 3, 4, 6.1 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям, в том числе: улучшение жилищных условий. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Федеральным законом. При этом заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией.
Исходя из положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способ защиты нарушенного права выбирает истец.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебное заседание истцом в соответствии со ст.ст. 55, 56, 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено достаточных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих наличие законных оснований для удовлетворения исковых требований. В судебном заседании истец настаивала на измененных исковых требованиях, при этом, иных требований, в рамках настоящего гражданского дела С. Н.С. непосредственно в ходе судебного заседания не заявляла, а поэтому спор рассмотрен судом исходя из заявленных истцом исковых требований к конкретным ответчикам, законных оснований для выхода за рамки данных требований, у суда не имеется.
Приведенные истцом С. Н.С. доводы в обоснование заявленных исковых требований суд находит несостоятельными в полном объеме, поскольку они не нашли подтверждения в судебном заседании, доказательств этому суду не представлено, и они фактически опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, и основаны на неверном толковании закона.
Таким образом, с учетом, установленных по делу обстоятельств и указанных выше норм материального права, суд приходит к выводу, что истцом выбран неверный способ защиты права, заявленные требования являются незаконными и необоснованными, а поэтому в их удовлетворении надлежит отказать полностью.
Учитывая, что истцу в иске отказано полностью, то по общим правилам ст.ст. 88, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная за подачу иска в суд, не подлежит взысканию с ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Р.Н.С. к Управлению культуры, спорта, туризма и по делам молодежи муниципального образования «<данные изъяты>» Архангельской области о признании действий по удержанию части суммы социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в отношении семьи С., незаконными, к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о взыскании денежных средств в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., уплаченных в счет погашения кредита средствами материнского капитала – отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий Ю.А. Смоленская