ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-712/2016 от 13.07.2016 Кош-агачского районного суда (Республика Алтай)

Дело №2-712/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Алеховикова В.А., при секретаре Савинакове А.В., с участием истицы Балабаевой Д.А., ее представителя Белоусовой Е.В., представителя ответчика Махметовой Д.А., представителя третьего лица Николаевой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балабаевой Д.О. к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконными действий жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» по исключению из списка граждан, состоящих на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по льготной категории «инвалиды», о возложении обязаности восстановить в очереди,

У С Т А Н О В И Л:

Балабаева Д.О. обратилась в суд с иском к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании незаконными действий жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» по исключению из списка граждан, состоящих на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по льготной категории «инвалиды», о возложении обязаности восстановить в очереди, указав, что 21.05.2001 ее супруг Балабаев А.К. на основании личного заявления был признан администрацией МО «Кош-Агачский район» гражданином, имеющим право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и поставлен в очередь №42 по категории «работающие граждане». Балабаева Д.О. была включена в очередь как член семьи Балабаева А.К. В целях снятия супруга с очереди по категории «работающие граждане» и включении ее в очередь по категории «инвалиды» Балабаев А.К. обратился с личным заявлением в администрацию МО «Кош-Агачский район». 31.05.2011 постановлением администрации №342 истец признана гражданином, имеющим право на получение социальных выплат и поставлена в очередь №124 по категории «инвалиды» с 21.05.2001.При этом очередность предоставления выплаты была определена с момента возникновения права на переход в категорию «инвалиды», то есть в список по категории «инвалиды» она была поставлена последнейпо порядку очереди на основании заявления. Ежегодно, в установленном порядке, она проходила перерегистрацию документов для подтверждения своего права и очередности: а именно предоставляла весь перечень необходимых документов, предусмотренных законом (справки об инвалидности, о составе семьи, заявление и т.д.) на подтверждение своего права на получение выплаты по категории «инвалиды». Претензий со стороны жилищной комиссии ответчика никогда ни по пакету представленных документов, ни по другим основаниям не было, что подтверждается и справкой № 99 от 02.10.2012, выданной жилищной комиссией администрации, согласно которой, по состоянию на указанную дату, номер ее очередности в сводном списке по Кош-Агачскому району - 110, в списках «инвалиды» - 72. По состоянию на 01.01.2015 номер ее очередности в сводном списке по Кош-Агачскому району - 56, в списках «инвалиды» - 26. Постановлением Администрации от 29.12.2015 №181 установлено: «в сводный список внести изменения и дополнения в отношении граждан, где произошла смена заявителя на членов семьи, имеющих инвалидность». То есть, принято решение о внесении изменений в список касаемо ее очередности в связи со сменой заявителя. В уведомлении администрации от 14.01.2016 №5 указано, что очередность на ее имя переоформлена «без законных оснований» и ее исключили из списка, ссылаясь на п.п.4 ст.1 Федерального закона №212-ФЗ, которым установлено, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии», право на ее получение сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи. Полагает, что действия администрации по исключению ее из списка граждан, состоящих на учете на получение социальных выплат, являются незаконными и грубейшим образом нарушают ее права и законные интересы, так решение жилищной комиссии администрации не основано на нормах законодательства, более того, ссылка на данный пункт Федерального закона №212-ФЗ некорректна и необоснованна, поскольку обстоятельства, указанные в этом пункте не наступили(смерть гражданина, стоящего на учете). Кроме того, она включена в очередь на законных основаниях, так как: она является инвалидом II группы, что было подтверждено справкой об инвалидности МСЭ2004 №6096769, поданной вместе с заявлением 31.05.2011. Право на получение жилищной субсидии инвалидами I и II групп и первичная очередность предоставления жилищной субсидии инвалидам I и II групп установлены абз. первым ст.1 и абз. вторым ст.2 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», действовавшего на тот момент. Абз. шестым ст.2 вышеназванного Федерального закона установлено, что очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан). Так, очередность предоставления выплаты была определена с момента возникновения права на переход в категорию «инвалиды», то есть в список по категории «инвалиды» она была включена последнейпо порядку очереди на основании поданного ею заявления. Таким образом, она полагает, что на законном основании отстояла свою очередь по категории «инвалиды», не нарушив права других граждан, стоявших в очереди. Смена очередности из одной категорию в другую была инициирована работниками жилищной комиссии администрации, при этом, разъяснений о возможности постановки в очередь обоих членов семьи в разных категориях не было. Кроме того, ст.21 постановления Правительства РФ от 10.12.2002 №879 установлен ограниченный перечень случаев снятия с учета граждан, имеющих право на получение выплат. Полагает, что исключение ее из списка граждан на получение выплат является незаконным, так как прямо противоречит установленной норме, ввиду того, что ни один из случаев не наступил. Ни в постановлении администрации от 29.12.2015 №181, ни в уведомлении администрации от 14.01.2016 №5 обоснованной ссылки на указанную статью нет. Истица просит признать незаконными действия жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» по исключению ее из списка граждан, состоящих на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по льготной категории «инвалиды»: обязать жилищную комиссию администрации МО «Кош-Агачский район» восстановить ее в очереди №26 по категории «инвалиды» в сводном списке по Кош-Агачскому району граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Впоследствии представитель истца Белоусова Е.В. предоставила уточненное исковое заявление, в котором просила признать незаконными действия жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» по исключению Балабаевой Д.О. из списка граждан, состоящих на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по льготной категории «инвалиды»; обязать жилищную комиссию администрации МО «Кош-Агачский район» восстановить Балабаеву Д.О. по категории «инвалиды» в сводном списке по Кош-Агачскому району граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по дате первоначальной постановки на учет с 31.05.2011.

В судебном заседании истица Балабаева Д.О. настаивала на удовлетоврении заявленных исковых требований.

Ее представитель Белоусова Е.В. также просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Махметова Д.А. возражала против удовлетворения исковых требований. В представленном письменном отзыве просит отказать в удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям: постановлением от 31.05.2011 №342 администрация МО «Кош-Агачский район» исключила из списка участников программы Балабаева А.К., и переоформила очередь на жену Балабаеву Д.О., с 21.05.2001 по категории «инвалиды». Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» не предусмотрено переоформление очереди с гражданина на гражданина. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.12.2002, №879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», переоформление очереди с гражданина на гражданина предусмотрено только в связи со смертью гражданина, состоящего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии,право на её получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи, в этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи).

Представитель третьего лица Николаева М.Н. просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, представила письменные возражения, где указала, что законодательство не предусматривает возможности перевода очереди с одного гражданина на другого, право на получение субсидии неразрывно связано с личностью гражданина, подавшего заявление для постановки на учет в орган местного самоуправления и перевод очереди возможен только в случае изменения оснований у этого гражданина, поставленного на учет. Согласно п.20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета. Указанная правовая норма регламентирует возможность установления очередности по дате подачи первоначального заявления только при изменении оснований постановки на учет данного гражданина (то есть в случае возникновения иного основания получения социальной выплаты), при этом перевода права одного гражданина на другого не предусматривает. Как следует из искового заявления Балабаевой Д.О. 21.05.2001 ее супруг Балабаев А.К. встал на учет по данной категории в администрации МО «Кош-Агачский район». 31.05.2011 на основании его заявления постановлением администрации №342 очередь с Балабаева А.К. была переведена на истицу Балабаеву Д.О., при отсутствии на то правовых оснований. Постановлением от 29.12.2015 №181 в части IV п.2 были устранены допущенные нарушения законодательства. Балабаева Д.О. получив статус инвалида 2 группы, 13.09.2005 имела право подать заявление для постановки на учет по льготной категории «инвалиды 1,2 группы». Постановка на учет носит заявительный характер, при этом с учета ее супруг был бы снят и включен в состав семьи истицы.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, установлены Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ).

Категории граждан, которые имеют право на получение жилищных субсидий, установлены статьей 1 указанного Федерального закона.

Согласно ст.3 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что на основании заявления от 21.05.2001 Балабаев А.К. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с федеральным законом №125 от 25.10.2000 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории граждан выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с 21.05.2001.

На основании Постановления №342 от 31.05.2011 по личному заявлению Балабаева А.К. с 21.05.2001 очередь переоформлена на его жену Балабаеву Д.О. по категории «инвалиды».

Согласно п.п.21, 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153 органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

Постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» от 29.12.2015 №181 «О переоформлении очереди» в сводный список внесены изменения и дополнения в отношении граждан, где произошла смена заявителя на членов семьи, имеющих группу инвалидности, с Балабаевой Д.О. на Балабаева А.К. (раздел IV, номер 2).

Согласно ч.5 ст.5 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.

Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлен Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879, которым утверждено соответствующее Положение.

В силу п. 20 указанного Положения очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной ст.2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).

Данная правовая норма не предусматривают возможности перевода очереди на получение социальных выплат для получения жилья с одного гражданина на другого, возможность получения жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с изменившимися условиями связывается только с изменением оснований постановки на учет именно данного гражданина, поскольку право на указанный вид субсидирования неразрывно связано с личностью гражданина, обратившегося за его получением.

Суд считает, что перевод очереди возможен только в случае изменения оснований у гражданина, первоначально поставленного на учет. В рассматриваемом деле у Балабаева А.К. отсутствовали указанные основания.

Следовательно, доводы Балабаевой Д.О. и ее представителя о признании незаконными действий жилищной комиссии по исключению истицы из списка граждан, состоящих на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по льготной категории «инвалиды» не состоятельны, так как включение Балабаевой Д.О. в указанный список произведено с нарушением действующего законодательства.

При таких обстоятельствах заявленные истицей требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований Балабаевой Д.О. , предъявленных к администрации МО «Кош-Агачский район», о признании незаконными действий жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» по исключению из списка граждан, состоящих на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по льготной категории «инвалиды»; возложении обязанности восстановить в очереди №26 по категории «инвалиды» в сводном списке по Кош-Агачскому району граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по дате первоначальной постановки на учет с 31.05.2011.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья В.А. Алеховиков

Мотивированное решение изготовлено 18.07.2016