УИД: 31RS0001-01-2022-001432-18 Дело №2-712/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Алексеевский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Чуприна Н.П.,
при секретаре Малина И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алексеевского городского округа, Управлению образования администрации Алексеевского городского округа, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №6» Алексеевского городского округа о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Алексеевский межрайонный прокурор Белгородской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) обратился в суд с указанным иском, в котором просит суд обязать МБОУ «ООШ №6» Алексеевского городского округа, Управление образования администрации Алексеевского городского округа, администрацию Алексеевского городского округа оборудовать школу системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также охранной сигнализацией в срок до 01.01.2023 года.
В обоснование заявленных требований указал на то, что Алексеевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка антитеррористической защищенности образовательных учреждений Алексеевского городского округа, в том числе в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа №6» (сокращенное наименование – МБОУ «ООШ №6»), имеющего третью категорию опасности, в ходе которой было установлено, что в школе отсутствует оборудование системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также охранная сигнализация. Выявленные нарушения противоречат положениям Федерального закона РФ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
В судебное заседание представитель истца – Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом электронной почтой 23.08.2022 года; в заявлении заместитель прокурора просил рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика – Управления образования Алексеевского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом электронной почтой 23.08.2022 года; в ходатайстве от 08.09.2022 года просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что в связи с изменением класса опасности объекта – МБОУ «ООШ №6» Алексеевского городского округа с класса опасности 3 на класс опасности 4, исковые требования признает частично. Установку охранной системы сигнализации не признает, так как в объектах четвертого класса опасности эта система законодательно не предусмотрена.
Представитель ответчика – МБОУ «ООШ №6» Алексеевского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом электронной почтой 23.08.2022 года; в ходатайстве от 08.09.2022 года просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с изменением класса опасности объекта – МБОУ «ООШ №6» с класса опасности 3 на класс опасности 4, исковые требования признает частично. Установку охранной системы сигнализации не признает, так как в объектах четвертого класса опасности эта система законодательно не предусмотрена.
Представитель ответчика – администрации Алексеевского городского округа Белгородской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом электронной почтой 23.08.2022 года, ходатайств не заявил.
Суд считает возможным в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.2Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст.2Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 названного закона одним из принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. 4 ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Из содержания п. 8 ч. 1 ст.41Федерального закона РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст.28Федерального Закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из положений п. 2 и п. 15 ч. 3 ст. 28 указанного Закона, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В целях обеспечения безопасности в учреждениях для детей и в силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в них должны быть устроены системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Образовательные учреждения - общеобразовательные школы являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних (детей), то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Судом установлено, следует из материалов дела, что Алексеевской межрайонной прокуратурой Белгородской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере образования и противодействия терроризму в дошкольных образовательных учреждениях Алексеевского городского округа.
В ходе проверки установлено, что на территории Алексеевского городского округа расположены 32 общеобразовательных учреждения, из которых 2 объекта 2-й категории опасности, 23 объекта 3-й категории опасности (из них 2 объекта на капитальном ремонте), 7 объектов 4-й категории опасности. «ООШ №6», отнесенная к 3-й категории опасности, не оборудована охранной сигнализацией, также в учреждении отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Как следует из представленных ответчиками документов, приказом Управления образования администрации Алексеевского городского округа № 578 от 13.07.2022 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 289 от 05.03.2022 года «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» создана комиссия для проведения обследования и категорирования объектов.
По результатам обследования МБОУ «ООШ №6» присвоена четвертая категория опасности, что подтверждается актом обследования и категорирования от 22.07.2022 года.
Согласно п.п. «д» п. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия, в том числе, оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Для объектов (территорий) третьей категории опасности - мероприятия, предусмотренные п. п. 24 и 25 Требований, в том числе оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.
Поскольку в настоящее время МБОУ «ООШ №6» присвоена четвертая категория опасности, оснований для возложения на ответчиков обязанности по оборудованию охранной сигнализацией не имеется.
Отсутствие в образовательном учреждении системы оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации отрицательно сказывается на обеспечении комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта.
С учетом того, что нарушения антитеррористической защищенности ответчиками не устранены, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению в судебном порядке (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 206 ГПК РФ).
Выполнение возложенных судом на ответчиков обязанностей направлено на пресечение действий, нарушающих права воспитанников и работников образовательных учреждений на антитеррористическую безопасность, а также иных лиц, посещающих данное образовательное учреждение, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период нахождения в общеобразовательном учреждении.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алексеевского городского округа, Управлению образования администрации Алексеевского городского округа, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №6» Алексеевского городского округа о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №6» администрации Алексеевского городского округа, Управление образования администрации Алексеевского городского округа, администрацию Алексеевского городского округа оборудовать школу системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в срок до 01.01.2023 года.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления через Алексеевский районный суд Белгородской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.П. Чуприна
Мотивированное решение изготовлено 16.09.2022 года.
Решение19.09.2022