Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-713/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мелеуз 15 июля 2011 года
Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Хакимова А.Р.,
при секретаре Резновой А.В.,
с участием представителя истца - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ Ковалева С.В.
представителя ответчика - ООО «Управляющая компания жилищного хозяйства» г. Мелеуз (ООО «УКЖХ») Антиповой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ в г.Кумертау, Мелеуз и Кугарчинском, Куюргазинском, Мелеузовском, Фёдоровском районах в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания жилищного хозяйства» (ООО «УКЖХ») о признании действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц на том основании, что в ходе проведенной проверки установлено, что ООО «УКЖХ», является организацией, осуществляющей поставку потребителям - собственникам жилых помещений проживающих по адресу: г.Мелеуз, 32 микрорайон, дома №№ 8, 20, 21 коммунальных услуг на основании договоров управления многоквартирных жилых домов, ответчик занимается приёмом оплаты за эти услуги путём выставления потребителям платёжных документов. Потребителям (собственникам жилых помещений), у которых имеются в жилом помещении индивидуальные приборы учёта коммунальных услуг (холодное водоснабжение) могут быть предъявлены исполнителем (ответчиком) дополнительные обязательства по оплате этой услуге, если по показаниям общедомового прибора учёта потребления коммунальных услуг за какой-то месяц имеется перерасход этих услуг.
В ходе проверки выявлено, что действия ответчика, связанные с начислением нарушали права потребителей на получение полной и достоверной информации об оказываемой услуге (холодное водоснабжение) и об объёмах этой услуги.
Так, в нарушение статей 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.39 Постановления Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 года «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» ответчик в журнале учёта коммунальных услуг (ГВС, ХВС) за период с 26 декабря 2010 года по 25 января 2011 года по многоквартирным жилым домам, расположенных по адресу: г.Мелеуз, не указал следующие сведения:
нет данных о количестве квартир в этих домах,
нет общей площади жилых помещений,
нет даты и времени снятия показаний коллективных приборов учёта,
не указано давление на вводе в многоквартирные дома или жилой дом,
нет количества этажей для расчёта холодной и горячей воды.
Кроме этого единица измерения коммунальной услуги (холодное водоснабжение) была указана в тоннах, что является нарушением п. 7 Постановления Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 года «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», который предписывает, что все измерения по холодной воде должны указываться в куб.м. на человека.
По результатам проведённой проверки ответчику вручено предписание №81 от 23 марта 2011 года, согласно которому ООО «УКЖХ» обязано привести в соответствие действующим нормативным правовым актам журналы учёта потребления коммунальных услуг.
Однако ответчик полученное им предписание не выполнил, так как в журнале учёта потребления коммунальных услуг за период с 26 марта 2011 года по 25 апреля 2011 года им не указывается следующая обязательная информация:
- не указано давление на вводе в многоквартирные дома или жилой дом - при определении расхода холодной и горячей воды;
- не указывается количество квартир и этажей по жилому дому, расположенного по адресу:
- нет даты и времени снятия показаний коллективного прибора учета;
- не указывается температура и давление газа перед счётчиком, фактическое барометрическое давление - при определении расхода газа.
Кроме этого в соответствии с п.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» при выборе единицы измерения используются следующие показатели:
а) отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения - куб. метр на человека;
б) в отношении электроснабжения - кВт.ч на человека;
в) в отношении отопления - Гкал на 1 кв. метр общей площади жилых помещений;
г) в отношении газоснабжения:
для приготовления пищи и (или) подогрева воды - куб. метр на 1 человека;
для отопления - куб. метр на 1 кв. метр общей площади жилых помещений.
В упомянутом выше журнале учёта потребления коммунальных услуг в нарушение 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» неправильно указывается единица измерения по отоплению, по горячему и холодному водоснабжению.
Следовательно, ответчик своим бездействием, связанным с отсутствием в журнале учёта потребления коммунальных услуг полной и достоверной информации об этих коммунальных услугах, об объёме, количестве нарушает права потребителей на полную и достоверную информацию о количестве, объёме потреблённых ими коммунальных услуг за период с марта 2011 года по май 2011 года, которые им гарантированы статей 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.49 Постановления Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 года «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам».
Кроме этого в ходе проверки были выявлены другие нарушения прав потребителей, допущенные ответчиком. Ответчик на основании договоров управления многоквартирными жилыми домами осуществляет комплекс работ и услуг по управлению данными домами, в том числе выполнение работ по содержанию общего имущества, предоставление коммунальных услуг потребителям - жителям г.Мелеуз. Соответственно ответчик, будучи исполнителем, обязан соблюдать права потребителей в силу требований Закона РФ №2300-1 от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей».
Так, условия договоров управления многоквартирными жилыми домами: №8/31 от 19 декабря 2008 года, без номера от 1 января 2011 года, без номера от 1 сентября 2009 года ущемляют права потребителей.
Пункт 3.1.5 договоров содержит условие, что «ответчик обязан рассматривать предложения, заявления, жалобы от Собственника и лиц, пользующихся его помещением в многоквартирном доме, вести их учёт, принимать меры, необходимые для устранения указанных недостатков в установленные сроки, вести учёт устранения указанных недостатков. Не позднее 30 календарных дней со дня получения письменного заявления информировать заявителя о решении, принятом по заявленному вопросу». Условие, содержащее в этом пункте договора противоречит ст.39 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.49 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N307 «О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ», которыми предписано, что исполнитель (ответчик) обязан в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о её приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа. Следовательно, ответчик, включая в договоры управления данное условие, ущемляет права потребителей - уменьшает срок устранения недостатков.
Пункт 3.1.6 договоров управления предусматривает, что «ответчик обязан информировать собственника и пользующихся его помещением в многоквартирном доме лиц о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее, чем за 3 рабочих дней до начала перерыва» Упомянутое условие противоречит подпункту м) пункта 49 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307 «О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ», который гласит, что «ответчик обязан информировать потребителя о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала перерыва». Следовательно, ответчик, включая в договоры управления многоквартирными домами вышеназванное условие, ущемляет права потребителей (уменьшает время) на получение необходимой информации о начале планового ремонта в жилом доме.
Условия, содержащиеся в п. 3.3.4 договоров управления многоквартирными домами, а именно: «потребитель обязан предоставлять ответчику в течение 3-х рабочих дней сведения об изменении количества граждан, проживающих в жилом помещении, и о наличии у постоянно проживающих в жилом помещении лиц льгот по оплате коммунальных услуг с предъявлением, подтверждающих документов, также об изменении объёмов потребления ресурсов в нежилых помещениях с указанием мощности и планируемых режимах работы, установленных в нежилом помещении потребляющих устройств...» противоречат п.52 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307 «О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ», согласно которому «потребитель обязан информировать исполнителя (ответчика) об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений». Следовательно, ответчик, включая в договоры управления многоквартирными домами вышеназванное условие, ущемляет права потребителей (уменьшает время) на предоставление необходимой информации об изменениях пользования коммунальными услугами в жилом помещении.
Пункт 5.2 договоров управления многоквартирными жилыми домами от 1 января 2011 года и от 1 сентября 2009 года содержат следующее условие, что: «в случае оказания коммунальных услуг и иных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность ответчик обязан уплатить потребителю неустойку в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на момент оплаты, от стоимости не предоставленных или некачественно предоставленных услуг за каждый день нарушения». Данное условие противоречит ст.ст.28-29 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.77 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ», согласно которым «потребитель вправе потребовать от ответчика неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей из расчёта 3 % цены выполнения работы (оказания услуги) за каждый день просрочки или неподачи коммунальных услуг». Следовательно, ответчик, включая в договоры управления многоквартирными домами вышеназванное условие, ущемляет права потребителей на получение законной неустойки за невыполнение ответчиком своих обязательств по подаче качественных коммунальных услуг.
Пункт 5.4 договоров содержит условия ущемляющие права потребителей. Так, в этом пункте указано, что «потребитель обязан уплатить ответчику штраф в размере 10 % от размера платы за соответствующую коммунальную услугу в случае несанкционированного подключения им к внутридомовой инженерной системе, минуя индивидуальные и общие квартирные приборы учёта. Также потребитель обязан уплатить ответчику штраф в размере 20% от размера платы за соответствующую коммунальную услугу в случаях, если потребление данных коммунальных услуг осуществляется им с нарушением установленного договором порядка учёта коммунальных ресурсов, либо с вмешательством в работу соответствующего общего (квартирного) или индивидуального прибора учёта, а также распределителей, а также, если потребитель своевременно не известит ответчика о неисправности (утере) приборов учёта, за которые отвечает потребитель». Данное условие, содержащееся в упомянутых пунктах договоров противоречит действующему законодательству, регулирующего отношения в сфере защиты прав потребителей и порядок предоставления коммунальных услуг. В Законе РФ «О защите прав потребителей» и в Постановлении Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ» не предусмотрены штрафы за те нарушения, о которых идёт речь в пунктах 5.4-5.5 договоров управления многоквартирными жилыми домами. Следовательно, ответчик, включая в договоры управления многоквартирными домами вышеназванные условия, ущемляет права потребителей (необоснованно возлагает на них материальную ответственность).
Истец просит:
признать действия ответчика, выражающиеся в ведении и оформлении журнала учёта потребления коммунальных услуг без полной и достоверной информации об этих коммунальных услугах, поставляемых неопределённому кругу потребителей, как противоправные и прекратить данные действия ответчика.
признать действия ответчика, выражающиеся во включении в пункты 3.1.5, 3.1.6, 3.3.4, 5.2, 5.4, 5.5 договоров управления многоквартирными жилыми домами условий, ущемляющих права потребителей, как противоправные, и прекратить эти действия ответчика, т.е. исключить данные пункты из договоров управления многоквартирными жилыми домами.
обязать ответчика привести журналы учёта потребления коммунальных услуг и договоры управления многоквартирными жилыми домами в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, а также довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей данное решение суда.
В судебном заседании представитель Истца поддержал исковые требования.
ООО «УКЖХ» просит отказать в иске, поскольку указанные в исковом заявлении недостатки устранены.
ООО «УКЖХ» не признает исковые требования в части возложения на нее обязанности указывать в журнале учета показания давления и температуры газа, поскольку они коммунальную услугу по газоснабжению не оказывают.
ООО «УКЖХ» также не признает исковые требования в части признания недействительными условий, содержащихся в п. 5.2 и п. 5.4 договоров, поскольку ООО «УКЖХ» само возложило на себя обязанность уплаты неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования. Включение в договор штрафных санкций решило общее собрание собственников помещений, чтобы защитить добросовестных потребителей.
Суд, выслушав стороны, изучив представленные материалы, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 39Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в журнале учета потребления коммунальных услуг населением многоквартирного дома или жилого дома (далее - журнал учета) указываются:
а) показания коллективных приборов учета по каждому виду коммунальных услуг;
б) адрес многоквартирного дома или жилого дома;
в) число фактически проживающих жителей;
г) количество квартир;
д) общая площадь жилых помещений;
е) дата и время снятия показаний коллективного прибора учета;
ж) давление на вводе в многоквартирный дом или жилой дом и количество этажей - при определении расхода холодной и горячей воды;
з) температура и давление газа перед счетчиком, фактическое барометрическое давление - при определении расхода газа.
Из представленного ответчиком журнала показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, ГВС и ХВС видно, что указанные в п. 39 Постановления N 306 от 23.05.2006 года показатели имеются в журнале ООО «УКЖХ».
Таким образом, оснований для признания действий ответчика в ведении и оформлении журнала учета потребления коммунальных услуг без полной и достоверной информации не имеется.
Требования истца о включении в вышеуказанный журнал показаний температура и давление газа суд находит необоснованными, поскольку коммунальную услугу по газоснабжению Ответчик не оказывает, что подтверждается представленными договорами и Истцом не оспаривается.
В обосновании исковых требований об исключении условий договоров управления многоквартирными жилыми домами Истцом представлены три договора управления многоквартирными жилыми домами с собственниками квартир:
ФИО4 по адресу: от 19.12.2008 года,
ФИО5 по адресу: от 01.09.2009 года,
ФИО6 по адресу: от 01.01.2011 года.
Из представленных Ответчиком договоров с ФИО4, ФИО5, ФИО6, заключенных 30 июня, 1 и 4 июля 2011 года, видно, что отмеченные в исковом заявлении недостатки Ответчиком устранены.
В настоящее время данные договоры (п.п. 3.1.5, 3.1.6, 3.3.4) не содержат условий, нарушающие права граждан ФИО4, ФИО5, ФИО6.
Таким образом, оснований для признания противоправными действий ООО «УКЖХ» во включении в п.п. 3.1.5, 3.1.6, 3.3.4 договоров условий, ущемляющих права потребителей, не имеется.
Требование Истца об исключении данных пунктов из договоров не может быть удовлетворено, поскольку исключение данных пунктов из договоров нарушит права потребителей.
Исковые требования в части признания недействительным условия, содержащегося в п. 5.2 договоров, о возложении ООО «УКЖХ» на себя обязанности по уплаты неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования, удовлетворению не подлежат, поскольку из содержания Закона РФ «О защите прав потребителей», пункта 51 п.п. «е» и пункта 77 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 требовать уплаты исполнителем неустоек (штрафов, пеней) при непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами и договором, является правом потребителя.
Исковые требования в части признания недействительными условий, содержащихся в п. 5.4 и п. 5.5 договоров о включении в договор штрафов за несанкционированное подключение, за потребление коммунальных услуг с нарушением порядка учета коммунальных ресурсов, либо с вмешательством в работу прибора учета, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Договоры управления многоквартирным домом (п.3.3.3) предусматривают для потребителей соблюдать следующие требования: не производить работ на инженерных сетях без согласования с УКЖХ, не нарушать имеющиеся схемы учета предоставления коммунальных услуг, не устанавливать приборы и машины с превышающей мощностью внутридомовой сети, дополнительные секции приборов отопления.
Из протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: г. Мелеуз, следует, что собственники помещений данных домов утвердили условия договоров управления многоквартирным домом, в том числе условие о штрафах.
Оспариваемая Истцом неустойка (штрафы) предусмотрена гражданским законодательством, договорами, протоколами общих собраний собственников помещений.
При таких обстоятельствах исковые требования Истца не подлежат удовлетворению, поскольку журналы учета потребления коммунальных услуг и оспариваемые договоры управления многоквартирными домами приведены Ответчиком на день вынесения решения суда в соответствие с требованиями действующих нормативно-правовых актов, а предусмотренная договорами неустойка не противоречит гражданскому законодательству.
Требования Истца обязать ООО «УКЖХ» довести через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда удовлетворению не подлежит, поскольку действующее законодательство не предусматривает обязанность ответчика доводить через средства массовой информации решение суда.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Башкортостан к ООО «Управляющая компания жилищного хозяйства» г. Мелеуз Республики Башкортостан о признании противоправными действия ответчика, выражающихся в ведении и оформлении журнала учёта потребления коммунальных услуг без полной и достоверной информации об этих коммунальных услугах, поставляемых неопределённому кругу потребителей; во включении в пункты 3.1.5, 3.1.6, 3.3.4, 5.2, 5.4, 5.5 договоров управления многоквартирными жилыми домами условий, ущемляющих права потребителей, и исключении данных пунктов из договоров управления многоквартирными жилыми домами, об обязании ответчика привести журналы учёта потребления коммунальных услуг и договоры управления многоквартирными жилыми домами в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, и довести через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей данное решение суда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.Р.Хакимов