Дело № 2-713 (2018)
Судья: Рахимов А. Х.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 октября 2018 года г. Арск
Арский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Рахимова А.Х., при секретаре Гиниятуллиной Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании результатов межевания недействительными, исключении сведений из ЕГРН, установлении границ земельного участка,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании результатов межевания недействительными, исключении сведений из ЕГРН, установлении границ земельного участка, указав, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки), общая площадь: 1 227 кв. м., адрес: <адрес>, кадастровый №, о чем 20.12.2011 г. в ЕГРН внесена запись регистрации № (далее – Земельный участок 1). В связи с тем, что в настоящее время Земельный участок 1 имеет статус «ранее учтенный», а границы Земельного участка 1 не была установлена, по заказу Истца на основании Договора на выполнение кадастровых работ № от 15.12.2017 г., заключенного с ООО «ЦИИК «Основа», в период с 15.12.2017 г. по 23.01.2018 г., кадастровым инженером ФИО2, являющегося членом СРО КИ Ассоциация саморегулируемая организация «Ассоциация кадастровых инженеров Поволжья» (уникальный реестровый номер кадастрового инженера в реестре членов СРО КИ №), аттестат № от 28.06.2016 г. (далее – Кадастровый инженер), были проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади Земельного участка 1 на местности, по результатам которых 23.01.2018 г. был подготовлен межевой план (далее – Межевой план). Уточненная площадь Земельного участка 1 по результатам проведенных кадастровых работ составила 1350 кв. м. При этом размер уточненной площади Земельного участка 1 не превышает максимальное допустимое значение, установленное п. 32 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». При проведении кадастровых работ Кадастровым инженером было установлено, что граница Земельного участка 1 имеет пересечение с земельным участком, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, общая площадь: 26 797 кв. м., адрес: <адрес>, кадастровый № (далее – Земельный участок 2) в точках 1-7 в соответствии с л. 8 Межевого плана, которые имеют следующие координаты:
Обозначение характерных точек | Координаты X | Координаты Y |
1 | 506999.39 | 1347935.63 |
2 | 506995.07 | 1347938.32 |
3 | 506990.36 | 1347940.95 |
4 | 506985.48 | 1347943.80 |
5 | 506980.18 | 1347946.81 |
6 | 506973.63 | 1347950.63 |
7 | 506954.14 | 1347958.69 |
По данным содержащимся в ЕГРН, Земельный участок 2 принадлежит на праве собственности Республике Татарстан, о чем в ЕГРН 29.01.2014 г. внесена запись регистрации №.
В соответствии с п. п. 3.3.4, 4.1.2. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.08.2007 г. № 407 «Вопросы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан» Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан осуществляет от имени Республики Татарстан в установленном порядке управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Республики Татарстан, в том числе земельными участками, а также выступает в судах в качестве истца или ответчика от имени Республики Татарстан.
В соответствии с заключением Кадастрового инженера, содержащегося на л. 10 Межевого плана, пересечение границ Земельного участка 1 и Земельного участка 2 возникло в результате реестровой ошибки. Так в соответствии с заключением Кадастрового инженера при сравнении данных ГКН в отношении Земельного участка 2 с результатом контрольных измерений, полученных по данным контроля определения координат характерных точек границ земельного участка, выявлено, что при определении координат характерных точек границ земельного участка была допущена ошибка. В результате допущенной ошибки, содержащиеся в ГКН сведений о границах земельного участка не соответствуют границам земельного участка, полученным по данным контроля определения координат характерных точек границ земельного участка на местности, что так же подтверждается Государственным актом, выданном на основании постановления Качелинского Совета местного самоуправления №4 от 21.03.1992 г.
Также в соответствии с Межевым планом смежным по отношению к Земельному участку 1 является земельный участок, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь: 896 кв. м., адрес: <адрес>, кадастровый №, принадлежащий на праве собственности ФИО3, о чем в ЕГРН 30.10.2014 г. внесена запись регистрации №. В результате уточнения границ и площади Земельного участка 1, уникальные характеристики земельного участка (местоположения границ, площадь), принадлежащего на праве собственности ФИО3, не изменяются.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном указанным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 ст. 39 указанного Федерального закона, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от подписания акта согласования местоположения границ Земельного участка 1 отказалось, представило письменные возражения, что подтверждается Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес кадастрового инженера ФИО2 в электронной форме, согласно которому отказ вызван нецелесообразностью согласования межевого плана, в связи с тем, что площадь Земельного участка 2 станет меньше площади, сведения о которой содержаться в ГКН.
ФИО3 акт согласования местоположения границ Земельного участка 1 подписала, возражений не представила, что подтверждается л. 15 Межевого плана.
Возникновение указанной реестровой ошибки было обусловлено следующими обстоятельствами:
1. Постановка на кадастровый учет Земельного участка 2 была осуществлена с нарушениями положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в части подготовки межевого плана без проведения надлежащего согласования местоположения Земельного участка 2 со смежными землепользователями.
Постановка на кадастровый учет Земельного участка 1, в соответствии с данными, содержащимися в ЕГРН, была произведена 04.06.2004 г.
Постановка на кадастровый учет Земельного участка 2, в соответствии с данными, содержащимися в ЕГРН, была произведена 23.12.2011 г.
На момент постановки на кадастровый учет Земельного участка 2 Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» действовал в редакции № 17 от 08.12.2011 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в редакции № 17 от 08.12.2011 г. кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в редакции № 17 от 08.12.2011 г. в состав необходимых для кадастрового учета документов входит межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка.
В соответствии с ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в редакции № 17 от 08.12.2011 г. если в соответствии со статьей 39 указанного Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с п. п. 1, 3 ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в редакции № 17 от 08.12.2011 г. согласование местоположения границ проводится в обязательном порядке с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности или постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с данными, содержащимися в ЕГРН, на момент осуществления кадастрового учета в отношении Земельного участка 2, Земельный участок 1 принадлежал Истцу на праве собственности. При этом следует учитывать, что до момента регистрации права собственности в отношении Земельного участка 1, указанный земельный участок принадлежал Истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании соответствующего Государственного акта, который был выдан на основании Постановления Качелинского Совета местного самоуправления от 21.03.1992 г. № 4.
В соответствии с ч. 7 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в редакции № 17 от 08.12.2011 г. согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
В соответствии с ч. 8 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в редакции № 17 от 08.12.2011 г. в случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из разъяснений, полученных Истцом в ходе устной беседы с представителями Межмуниципального отдела по Арскому и Атнинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, согласование местоположения границ Земельного участка 2 по отношению к границам Земельного участка 1 было осуществлено кадастровым инженером в порядке опубликования извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ, без направления указанного извещения по почтовому адресу Истца.
Как на момент осуществления кадастрового учета в отношении Земельного участка 2, так и в настоящее время Истец проживает по адресу: <адрес>, более того, сведения об указанном почтовом адресе на момент проведения кадастрового учета в отношении Земельного участка 2 были отражены в государственном кадастре недвижимости и едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации прав Истца в отношении Земельного участка 1 от 20.12.2011 г. (раздел субъект (субъекты) права). Более того согласно копии Кадастровой выписки из ГКН, в отношении Земельного участка 1 от 15.05.2009 г., Земельный участок 1 имел почтовый адрес: <адрес>. При этом извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ Земельного участка 2 по отношению к границам Земельного участка 1 в адрес Истца, как по фактическому адресу проживания, так и по почтовому адресу Земельного участка 1 не направлялось.
В связи с тем, что Истец не был надлежащим образом извещен о проведении собрания о согласовании местоположения границ Земельного участка 2 по отношению к границам Земельного участка 1, Истец фактически был лишен возможности выразить возражения относительно местоположения границ Земельного участка 2 в порядке, установленном ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в редакции № 17 от 08.12.2011 г.
В связи с тем, что постановка на кадастровый учет Земельного участка 2 была произведена с грубым нарушением положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в части подготовки межевого плана без проведения надлежащего согласования местоположения Земельного участка 2 со смежными землепользователями, Истец в настоящее время фактически лишен права распоряжения частью Земельного участка 1 в границах пересечения Земельного участка 2, что нарушает его законные права и интересы как собственника земельного участка.
2. При проведении кадастровых работ по установлению местоположения границ Земельного участка 2 на местности, кадастровым инженером не были учтены данные содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, правилах землепользования и застройки Качелинского сельского поселения, а также данные о характерных точках границ Земельного участка 1, в виде долговременных межевых знаков, существующих и закрепленных на местности более 15 лет.
Земельный участок 1 был поставлен на кадастровый учет в качестве ранее учтенного земельного участка.
В соответствии с ч. 4 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ранее учтенными объектами недвижимого имущества признаются такие объекты, технический или государственный учет которых был осуществлен до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
В соответствии с кадастровой выпиской от 15.05.2009 г. Земельный участок 1 имел ориентировочные границы, в следующих координатах:
№ точки | Координаты X | Координаты Y |
1 | 506957.43 | 1347957.28 |
2 | 506978.43 | 1347981.29 |
3 | 506980.43 | 1347983.79 |
4 | 507004.94 | 1347960.28 |
5 | 506984.43 | 1347932.28 |
Закрепление местоположения границ и характерных точек Земельного участка 1 на местности было осуществлено Истцом, путем установления долговременного межевых знаков по ориентировочным границам, на основании данных содержащихся в государственном кадастре недвижимости, а также Государственном акте, выданном на основании постановления Качелинского Совета местного самоуправления №4 от 21.03.1992 г. Указанные долговременные межевые знаки, существуют и закреплены на местности более 15 лет.
Следует также учитывать, что границы Земельного участка 1, в соответствии с его характерными точками, так же были отображены и в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «Качелинское сельское поселение» утвержденных Решением №66 от 29.11.2012 г., что подтверждается соответствующей выкопировкой, приложенной на л. 13 Межевого плана.
Земельный участок 2 является вновь образованным, информация о расположении земельного участка из которого он был образован, в соответствии с данными, содержащимися в ЕГРН отсутствует.
При этом стоит обратить внимание, что ранее Земельный участок 2 принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве Транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан», о чем 28.12.2013 г. в ЕГРН была внесена запись регистрации № (право прекращено 06.07.2018 г. о чем в ЕГРН внесена запись регистрации №).
На момент постановки Земельного участка 2 на кадастровый учет, Земельный кодекс РФ действовал в редакции № 60 от 12.12.2011 г.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ в редакции № 60 от 12.12.2011 г. было установлено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
С учетом положений, установленных п. п. 1 – 3 ст. 30 Земельного кодекса РФ в редакции № 60 от 12.12.2011 г., предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, могло осуществляться только при условии предварительного согласования мест размещения объектов строительства.
В соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ в редакции № 60 от 12.12.2011 г. предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось при условии согласования в порядке статьи 31 Земельного кодекса выбора земельного участка и выполнения в отношении такого земельного участка кадастровых работ и осуществления его государственного кадастрового учета.
Соответственно можно сделать вывод, что образование Земельного участка 2 и его постановка на кадастровый учет были обусловлены его последующим предоставлением в постоянное (бессрочное) пользование ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве Транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан».
В соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ в редакции № 60 от 12.12.2011 г. результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Так же абз. 3 п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ в редакции № 60 от 12.12.2011 г. было предусмотрено, что в случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. В адрес Истца соответствующее требование о выкупе части Земельного участка 1 и расчете убытков не поступало.
В соответствии с п. 10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в редакции № 17 от 08.12.2011 г. образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков, или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
К тому же в соответствии п. п.9.1., 9.2 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, при установлении на местности проектных границ объекта землеустройства дополнительно к сведениям государственного земельного кадастра о земельном участке (участках), документов, удостоверяющих права на землю (при их отсутствии - правоустанавливающих документов), каталогам (спискам) координат пунктов опорной межевой сети (ОМС) и иных исходных геодезических пунктов, адресов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, добавляется проект территориального землеустройства, а при упорядочении на местности границ объекта землеустройства добавляется землеустроительная и градостроительная документация, связанная с перераспределением земель в кадастровом квартале.
В соответствии с п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ в редакции № 60 от 12.12.2011 г. образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Соответственно отсутствие точных координат местоположения границ Земельного участка 1 на момент проведения кадастровых работ в отношении местоположения границ Земельного участка 2 не могло служить основанием для ущемления законных прав и интересов Истца как собственника Земельного участка 1 и не может свидетельствовать о законности формирования Земельного участка 2 в установленных границах.
Таким образом, при проведении кадастровых работ в отношении Земельного участка 2, кадастровым инженером были допущены ошибки, выраженные в искажении сведений о фактических границах Земельного участка 1, не смотря на имеющиеся общедоступные сведения, а также сведения о характерных точках границ Земельного участка 1, которые должны были быть использованы им как при установлении границ на местности, так и при сопоставлении данных, содержащихся в подготовленном им межевом плане, с данными содержащимися в государственном кадастре недвижимости и Правилах землепользования и застройки муниципального образования «Качелинское сельское поселение», действовавших на момент проведения кадастровых работ.
С учетом изложенных обстоятельств отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от согласования местоположения границ Земельного участка 1 является не состоятельным, возражения не мотивированными и противоречащими фактическим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В соответствии со сложившейся судебной практикой, с учетом ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, а также с учетом позиции Верховного суда РФ, выраженной им в абз. 20 п. 2.9. Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014, отсутствие согласия смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ является основанием для признания результатов межевания недействительными только в случае нарушения прав и законных интересов смежного землепользователя.
В соответствии с ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В силу ст. 12 ГК РФ и ч. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ защита гражданских прав, в том числе прав на землю граждан, осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения.
В результате допущенных кадастровым инженером нарушений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» при проведении кадастровых работ в отношении Земельного участка 1, Истец фактически лишен права распоряжения частью Земельного участка 1 в границах пересечения Земельного участка 2.
Более того, в соответствии с абз. 3 п. 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. установлено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от подписания акта согласования местоположения границ Земельного участка 1 так же препятствует восстановлению законных прав Истца.
В связи с чем, истец просит:
Признать недействительными результаты межевания земельного участка, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, общая площадь: 26 797 кв. м., адрес: <адрес>, кадастровый №;
Исключить из единого государственного реестра сведения о границах земельного участка, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, общая площадь: 26 797 кв. м., адрес: <адрес>, кадастровый №, принадлежащего на праве собственности Республике Татарстан в следующих координатах:
Обозначение характерных точек | Координаты X | Координаты Y |
1 | 506999.39 | 1347935.63 |
2 | 506995.07 | 1347938.32 |
3 | 506990.36 | 1347940.95 |
4 | 506985.48 | 1347943.80 |
5 | 506980.18 | 1347946.81 |
6 | 506973.63 | 1347950.63 |
7 | 506954.14 | 1347958.69 |
Установить границы местоположения земельного участка, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки), общая площадь: 1 350 кв. м., адрес: <адрес>, кадастровый №, согласно межевого плана от 23.01.2018 г., подготовленного на основании Договора на выполнение кадастровых работ №ф от 15.12.2017 г., заключенного с ООО «ЦИИК «Основа», в период с 15.12.2017 г. по 23.01.2018 г., кадастровым инженером ФИО2, являющегося членом СРО КИ Ассоциация саморегулируемая организация «Ассоциация кадастровых инженеров Поволжья» (уникальный реестровый номер кадастрового инженера в реестре членов СРО КИ №), аттестат № от 28.06.2016 г. в следующих координатах:
Обозначение характерных точек | Координаты X | Координаты Y |
н1 | 506987.46 | 1347930.48 |
н2 | 506995.16 | 1347938.26 |
н3 | 507009.01 | 1347952.24 |
н4 | 507001.88 | 1347959.90 |
н5 | 506984.01 | 1347979.35 |
н6 | 506984.38 | 1347979.72 |
н7 | 506981.27 | 1347982.84 |
н8 | 506978.67 | 1347980.22 |
н9 | 506977.84 | 1347980.95 |
н10 | 506966.30 | 1347968.83 |
н11 | 506958.01 | 1347958.0 |
н12 | 506959.69 | 1347956.39 |
н13 | 506979.46 | 1347937.38 |
Стороны и представитель третьего лица – Арского отдела Росреестра при надлежащем извещении в судебное заседание не явились.
Третье лицо ФИО3 в судебном заседании возражений по иску не имела.
Выслушав объяснения третьего лица ФИО3, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу части 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Как следует из части 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
При этом частями 1, 2, 4, 5 статьи 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции до 1 января 2017 г.) местоположение границ земельных участков подлежало в установленном этим законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами (статьи 39, 40 Закона о кадастре).
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 1 227 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, о чем 20.12.2011 г. в ЕГРН внесена запись регистрации № (далее – Земельный участок 1).
В связи с тем, что в настоящее время Земельный участок 1 имеет статус «ранее учтенный», а границы Земельного участка 1 не была установлена, по заказу Истца на основании Договора на выполнение кадастровых работ № от 15.12.2017 г., заключенного с ООО «ЦИИК «Основа», в период с 15.12.2017 г. по 23.01.2018 г., кадастровым инженером ФИО2 (далее – Кадастровый инженер), были проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади Земельного участка 1 на местности, по результатам которых 23.01.2018 г. был подготовлен межевой план. Уточненная площадь Земельного участка 1 по результатам проведенных кадастровых работ составила 1350 кв. м. При этом размер уточненной площади Земельного участка 1 не превышает максимальное допустимое значение, установленное п. 32 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно межевому плану, границы местоположения Земельного участка 1 расположены в следующих координатах:
Обозначение характерных точек | Координаты X | Координаты Y |
н1 | 506987.46 | 1347930.48 |
н2 | 506995.16 | 1347938.26 |
н3 | 507009.01 | 1347952.24 |
н4 | 507001.88 | 1347959.90 |
н5 | 506984.01 | 1347979.35 |
н6 | 506984.38 | 1347979.72 |
н7 | 506981.27 | 1347982.84 |
н8 | 506978.67 | 1347980.22 |
н9 | 506977.84 | 1347980.95 |
н10 | 506966.30 | 1347968.83 |
н11 | 506958.01 | 1347958.0 |
н12 | 506959.69 | 1347956.39 |
н13 | 506979.46 | 1347937.38 |
При проведении кадастровых работ Кадастровым инженером установлено, что граница Земельного участка 1 имеет пересечение с земельным участком, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, общая площадь: 26 797 кв. м., адрес: <адрес>, кадастровый № (далее – Земельный участок 2) в точках 1-7 в соответствии с л. 8 Межевого плана, которые имеют следующие координаты:
Обозначение характерных точек | Координаты X | Координаты Y |
1 | 506999.39 | 1347935.63 |
2 | 506995.07 | 1347938.32 |
3 | 506990.36 | 1347940.95 |
4 | 506985.48 | 1347943.80 |
5 | 506980.18 | 1347946.81 |
6 | 506973.63 | 1347950.63 |
7 | 506954.14 | 1347958.69 |
По данным содержащимся в ЕГРН, Земельный участок 2 принадлежит на праве собственности Республике Татарстан, о чем в ЕГРН 29.01.2014 г. внесена запись регистрации №.
В соответствии с п. п. 3.3.4, 4.1.2. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.08.2007 г. № 407 «Вопросы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан» Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан осуществляет от имени Республики Татарстан в установленном порядке управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Республики Татарстан, в том числе земельными участками, а также выступает в судах в качестве истца или ответчика от имени Республики Татарстан.
В соответствии с заключением Кадастрового инженера, содержащегося на л. 10 Межевого плана, пересечение границ Земельного участка 1 и Земельного участка 2 возникло в результате реестровой ошибки. Так в соответствии с заключением Кадастрового инженера при сравнении данных ГКН в отношении Земельного участка 2 с результатом контрольных измерений, полученных по данным контроля определения координат характерных точек границ земельного участка, выявлено, что при определении координат характерных точек границ земельного участка была допущена ошибка. В результате допущенной ошибки, содержащиеся в ГКН сведений о границах земельного участка не соответствуют границам земельного участка, полученным по данным контроля определения координат характерных точек границ земельного участка на местности, что так же подтверждается Государственным актом, выданном на основании постановления Качелинского Совета местного самоуправления №4 от 21.03.1992 г.
Также в соответствии с Межевым планом смежным по отношению к Земельному участку 1 является земельный участок, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь: 896 кв. м., адрес: <адрес>, кадастровый №, принадлежащий на праве собственности ФИО3, о чем в ЕГРН 30.10.2014 г. внесена запись регистрации №. В результате уточнения границ и площади Земельного участка 1, уникальные характеристики земельного участка (местоположения границ, площадь), принадлежащего на праве собственности ФИО3, не изменяются.
Постановка на кадастровый учет Земельного участка 1, в соответствии с данными, содержащимися в ЕГРН, была произведена 04.06.2004 г.
Постановка на кадастровый учет Земельного участка 2, в соответствии с данными, содержащимися в ЕГРН, была произведена 23.12.2011 г.
Согласование границ земельного участка 2 с истцом не проводилось, между истцом и ответчиком имеется спор о границах, который не был разрешен в установленном законом порядке до внесения сведений о местоположении границ земельного участка 2 в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, общая площадь: 26 797 кв. м., адрес: <адрес>, кадастровый №.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, общая площадь: 26 797 кв. м., адрес: <адрес>, кадастровый №, принадлежащего на праве собственности <адрес> в следующих координатах:
Обозначение характерных точек
Координаты X | Координаты Y | |
1 | 506999.39 | 1347935.63 |
2 | 506995.07 | 1347938.32 |
3 | 506990.36 | 1347940.95 |
4 | 506985.48 | 1347943.80 |
5 | 506980.18 | 1347946.81 |
6 | 506973.63 | 1347950.63 |
7 | 506954.14 | 1347958.69 |
Установить границы местоположения земельного участка, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки), общая площадь: 1 350 кв. м., адрес: <адрес>, кадастровый №, согласно межевому плану от 23.01.2018 г., подготовленному кадастровым инженером ФИО2, в следующих координатах:
Обозначение характерных точек | Координаты X | Координаты Y |
н1 | 506987.46 | 1347930.48 |
н2 | 506995.16 | 1347938.26 |
н3 | 507009.01 | 1347952.24 |
н4 | 507001.88 | 1347959.90 |
н5 | 506984.01 | 1347979.35 |
н6 | 506984.38 | 1347979.72 |
н7 | 506981.27 | 1347982.84 |
н8 | 506978.67 | 1347980.22 |
н9 | 506977.84 | 1347980.95 |
н10 | 506966.30 | 1347968.83 |
н11 | 506958.01 | 1347958.0 |
н12 | 506959.69 | 1347956.39 |
н13 | 506979.46 | 1347937.38 |
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца после вынесения решения через Арский районный суд Республики Татарстан.
Судья: ______________________ Рахимов А.Х.