ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7130 от 22.12.2011 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Хабаровска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-7130/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 22 декабря 2011 года

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:

Председательствующего судьи

Савченко Е.А.

При секретаре судебного заседания

Лактионовой Н.А.

При участии в заседании:

С участием пом.прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска

Горшеневой К.В.

От Ответчика Администрации г.Хабаровска

Представитель по доверенности от 31.12.2010г. №1.1.21-315

Иванова Ю.В.

От 3-его лица военного комиссариата Кировского и Краснофлотского районов г.Хабаровска

представитель по доверенности от 01.12.2011г. б/н

Ильина В.П.

рассмотрев материалы гражданского дела по иску Прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Хабаровска об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора  обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации  об устранении нарушений Правил пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки. В обоснование иска указал, что проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверкой в здании, расположенном по адресу: , занимаемом Военным комиссариатом Кировского и , выявлены нарушения п.16, 40, 53 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России ДД.ММ.ГГГГ №. Указанные нарушения выразились в том, что в помещении, предназначенном для проведения выборов, на окнах установлены глухие металлические решетки, система оповещения людей в случае пожара смонтирована не в полном объеме, отсутствуют световые указатели «Выход», на путях эвакуации (эвакуационные выходы) применена горючая отделка. Кроме того, в зданиях и сооружениях, при единовременном нахождении на этаже более 10 человек, должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей. Надлежащих мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности собственником не предпринимается, в связи с чем, просит обязать Администрацию  устранить выявленные нарушения.

Определением Центрального районного суда  от ДД.ММ.ГГГГ от и.о. прокурора  принят отказ от исковых требований о понуждении Администрацию  разработать и вывесить на видных местах планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, разработать инструкции, определяющей действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, устранить на путях эвакуации (эвакуационного выхода) горючую отделку, смонтировать систему оповещения людей в случае пожара, установить световые указатели «выход», производство по делу в данной части прекращено.

В судебном заседании помощник прокурора  Горшенева К.В. исковые требования уточнила. Просит суд обязать Администрацию  демонтировать глухие металлические решетки на окнах здания военного комиссариата Кировского и ов , расположенное по адресу:  в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным выше.

Представитель ответчика Администрации  Иванова Ю.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав, что Администрация  действительно является собственником нежилого помещения – , занимаемом Военным комиссариатом Кировского и . Вышеуказанное жилое помещение находится в аренде у Военного комиссариата Кировского и ов , который согласно договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ обеспечивает сохранность переданного имущества, его надлежащую эксплуатацию, содержание и обслуживание, производит за свой счет капитальный и текущий ремонт, несет расходы, связанные с эксплуатацией данного здания.

Представитель третьего лица Военного комиссариата Кировского и ов  Ильина В.П. не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что нарушения пожарной безопасности в виде применения на путях эвакуации (эвакуационные выходы) горючей отделки, отсутствии на видных местах планов (схем) эвакуации людей в случае пожара, а также, инструкции, определяющей действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, монтирования системы оповещения людей в случае пожара, установки световых указателей «выход» устранены в добровольном порядке, что подтверждается представленными в судебное заседание Актом проверки противопожарного состояния и электробезопасности от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного начальником отдела военного  по Кировскому и м  Вайда С.С. Кроме того, для установки в здании военного комиссариата ОАО «Славянка» заказано изготовление и монтаж решеток распашных в количестве 49 штук, что подтверждается Счетом № от ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени денежные средства не выделены.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению в полном объеме на основании следующего.

Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Стороны дополнительных документов, кроме тех, которые были приложены к исковому заявлению, представить не могут. Сторонам ставились на обсуждение обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. Заявлений и ходатайств о затруднении в представлении доказательств и оказания содействия в их собирании, от сторон не поступало. Суд считает, что так как иных, кроме представленных документов нет, взять за основу при рассмотрении иска пояснения и документы, имеющиеся в деле.

Из материалов дела следует, что проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверкой прокуратурой  в здании, расположенном по адресу: , занимаемом Военным комиссариатом Кировского и , выявлены нарушения п.40 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 13).

Указанные нарушения выразились в том, что в помещении, предназначенном для проведения выборов, на окнах установлены глухие металлические решетки.

В силу ст.2 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя настоящий закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Так, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее Закон).

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ пожарной безопасности" (далее - Закон N69-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Во исполнение вышеуказанного федерального закона приняты нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденные приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее НПБ 110-03), которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматически установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации.

Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, согласно ст.38 указанного закона, несут как собственники имущества, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители предприятий и учреждений, лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно Выписке из реестра муниципального имущества  от ДД.ММ.ГГГГ, помещение  в  является муниципальной собственностью на основании решения 6 сессии 21 созыва вого совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, в дальнейшем - на основании распоряжении Мэра  №-р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12).

Как следует из Договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, департаментом муниципальной собственности Администрации  в лице директора (заместителя Мэра города) ФИО7 военному комиссариату Кировского и ов  в лице военного комиссара ФИО8 в безвозмездное пользование сроком до ДД.ММ.ГГГГ передано муниципальное имущество -  в  (л.д.8-9).

Согласно п.40 НПБ 110-03, в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.

В судебном заседании установлено и не оспаривается представителями третьего лица и ответчика, что, в нарушение требований п.40 ППБ 01-03 в здании, расположенном по адресу: , занимаемом Военным комиссариатом Кировского и , установлены глухие металлические решетки на окнах.

Факт того, что на окнах имеются глухие решетки, ответчик не отрицает, ссылается на отсутствие вины в нарушении им пункта 40 ППБ 01-03 ввиду того, что заявителем не осуществляется эксплуатация помещения.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник.

Таким образом, законодатель не исключает возможности возложения обязанности по содержанию имущества, в том числе и на собственника данного имущества, а не только на иное лицо, если это предусмотрено законом или договором

Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.

В соответствии с пунктом 38 этих же ППБ 01-03 при аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий.

Проанализировав условия аренды в связи с положениями соответствующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации и ППБ 01-03, суд приходит к выводу, что обеспечение своевременного выполнения требований пожарной безопасности входит в обязанности, как арендодателя, так и арендатора, следовательно, требование об устранении нарушений в области пожарной безопасности законно предъявлено к Администрации , как собственнику помещения.

Следовательно, Администрация , будучи собственником имущества, должно было принять меры по соблюдению действующего законодательства о пожарной безопасности и демонтировать глухие решетки на окнах независимо от того, кем они были установлены и кем эксплуатируются в настоящее время.

Представленный в судебное заседание представителем третьего лица Счет № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Славянка» о заказе изготовления и монтажа распашных решеток в количестве 49 штук не свидетельствует об устранении нарушений правил пожарной безопасности в здании военного комиссариата.

Данные нарушения, в случае возникновения пожара в здании военного комиссариата, могут повлечь негативные последствия, в том числе, в виде причинения вреда здоровью граждан, а также уничтожению их имущества. Кроме того, принимая во внимание, что указанное здание используется в качестве избирательного участка на очередных и внеочередных выборах, учитывая количество людей, посещающих избирательный участок во время выборов и предполагаемый ущерб в случае возникновения пожара, суд приходит к выводу, что не соблюдение вышеуказанных требований влекут нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В связи с вышеуказанным, суд находит требования прокурора бесспорными, поскольку не только не оспариваются самим ответчиком по делу, но и подтверждаются материалами дела, которые свидетельствуют о наличии у ответчика обязанности по выполнению данного вида работ, которые у суда не вызывают сомнений.

Таким образом, требования прокурора к Администрации  о понуждении производства работ по демонтажу глухих металлических решеток на окнах являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Срок для производства работ по выполнения данного вида работ определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера выполняемых работ, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности. При определении срока выполнения работ, суд учитывает, и то, что могут пострадать не только работники военного комиссариата, но и иные граждане, которые посещают здание в служебных и личных целях, а также, избиратели, суд считает возможным установить срок выполнения работ 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В связи с указанным, суд считает требования прокурора обоснованными и полагает необходимым их в соответствии со ст.196 ч.3 Гражданского процессуального кодекса РФ удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора  в интересах неопределенного круга лиц к Администрации  об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать Администрацию  демонтировать глухие металлические решетки на окнах здания военного комиссариата Кировского и ов , расположенное по адресу:  в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в вой суд через Центральный районный суд  в течение 10 дней со дня составления ДД.ММ.ГГГГ мотивированного решения через суд, его вынесший.

Судья Е.А.Савченко