Дело № 2-7130/2018
РЕШЕНИЕ †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 12 октября 2018 г.
Ленинский районный суд г. Тюмени
в составе:
председательствующего судьи Прокопьевой В.И.,
при секретаре Лозынской С.В.,
с участием представителя истца – ФИО1, представителя ответчика – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ПАО СК «Росгосстрах» об обязании предоставить истцу заверенные, читаемые копии акта осмотра транспортного средства и заключения о стоимости ремонта транспортного средства, предоставить суду заверенную, читаемую копию заключения о стоимости ремонта транспортного средства, взыскании неустойки в размере 100 000 рублей, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей,
установил:
22.08.2018 истец в лице представителя ФИО1 обратилась в суд к ответчику, с исковым заявлением об обязании предоставить истцу заверенные, читаемые копии акта осмотра транспортного средства и заключения о стоимости ремонта транспортного средства, предоставить суду заверенную, читаемую копию заключения о стоимости ремонта транспортного средства, взыскании неустойки в размере 100 000 рублей, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
Иск мотивирован тем, что 28 октября 2017 года в г. Тюмень, напротив дома № 76а, по ул. 50 лет Октября произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого было повреждено транспортное средство <данные изъяты>, регистрационный знак №, принадлежащее истцу на праве собственности. Гражданская ответственность истца на момент ДТП была застрахована в ООО НСГ «Росэнерго» по договору №, гражданская ответственность виновника ФИО4 была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах» по договору №, что подтверждается страховым актом, имеется вред здоровью.
Истец, считая себя потерпевшим, обратился 27 февраля 2018 года к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения. Ответчик принял заявление и необходимые документы у истца, осмотрел транспортное средство истца и выплатил истцу страховое возмещение в размере 29 400 рублей по убытку 0016310904.
В дальнейшем представитель истца подал 19 апреля 2018 года ответчику заявление о направлении в его адрес заверенных актов осмотра транспортного средства <данные изъяты>, регистрационный знак № и заключение о стоимости ремонта транспортного средства <данные изъяты>, регистрационный знак №.
Ответчик письмом от 19 апреля 2018 года уведомил представителя истца об отказе в выдаче документов.
Считает отказ ответчика в выдаче акта осмотра и заключения о стоимости ремонта транспортного средства истца противоправным. Страховщик в своих действиях обязан руководствоваться «Законом об организации страхового дела в РФ», ФЗ «Об ОСАГО», Правилами «Об ОСАГО» и Положением 431 - П Банка России от 19 сентября 2014 года.
Согласно п. 4.22 и 4.23 Правил ОСАГО страховщик обязан в течение 20 календарных дней составить документ, подтверждающий решение страховщика о выплате страхового возмещения, фиксирующий причины и обстоятельства ДТП, являющегося страховым случаем, его последствия, характер и размер понесенного ущерба, в данном случае - страховой акт.
Копия акта о страховом случае передается страховщиком потерпевшему по его письменному требованию не позднее трех дней, за исключением нерабочих праздничных дней.
Из анализа названных Правил следует, что страховщик обязан передать потерпевшему акт о страховом случае, неотъемлемыми частями которого являются заключение эксперта - техника, включающее в себя и акт осмотра поврежденного ТС, фототаблицы, расчет стоимости восстановительного ремонта.
Вышеуказанные пункты Правил не содержат прямого запрета страховщику на выдачу требуемых документов.
Отказ в предоставлении копий актов осмотра транспортного средства и заключения о стоимости ремонта транспортного средства влечет невозможность истца обратиться к ответчику с претензией о недостаточности выплаченного страхового возмещения. Реализовать свое право на получение страхового возмещения в полном объеме иным путем истец самостоятельно не имеет.
Поскольку данные правоотношения регулируются, в том числе и Законом «О защите прав потребителей в РФ», с ответчика надлежит взыскать компенсацию морального вреда и штраф за нарушение прав потребителей.
Потребителю (страхователю, потерпевшему) нет необходимости доказывать факт причинения морального вреда, при этом размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда, и осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Истец считает, что имеет право на компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Поскольку ответчик нарушил сроки выдачи запрашиваемых документов, на него возлагается обязанность по уплате неустойки. Расчет неустойки. 400 000 рублей (страховая сумма по договору) х 1 % (неустойка по закону) х 62 дн. (период с 23 апреля 2018 года по 23 июня 2018 года) = 248 000 рублей.
В связи с тем, что истец не обладает специальными познаниями в области права и не смог бы защитить самостоятельно свои интересы как истца в судебном заседании, истец обратился к индивидуальному предпринимателю ФИО1, между ними был заключен договор об оказании юридических услуг, в соответствии с которым истец оплатил услуги исполнителя в размере 3 000 рублей, а исполнитель в свою очередь обязался истребовать в ГИБДД Тюменской области административный материал, запросить и получить у ответчика документы для суда, составить исковое заявление и предъявить его в суд, представлять интересы истца в судебном заседании, получить решение суда, а также выполнять иные действия, непосредственно связанные с выполнением условий договора. Размер понесенных истцом издержек, связанных с рассмотрением дела адекватен категории сложности дела, затраченному времени на подготовку и составление искового заявления, предъявления его в суд, работы представителя в судебном заседании, качества оказанных услуг и отражает реальную обстановку, сложившуюся на рынке юридических услуг и подлежат взысканию с ответчика в полном объеме.
23.08.2018 судом в порядке ст.43 ГПК РФ по делу привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: ООО НСГ «Росэнерго», ФИО5, ФИО6; на стороне ответчика – ФИО7.
В судебное заседание истец, третьи лица не явились, извещены. Истец просил дело рассмотреть в его отсутствие, уважительных причин неявки третьих лиц суду не представлено.
В судебном заседании представитель истца иск поддержал по тем же мотивам.
Представитель ответчика иск не признала по основаниям, которые изложены в письменных возражениях на исковое заявление представителя ответчика ФИО8, где указано, что обязанности страховщика выдать потерпевшему лицу иные документы, связанные с выплатой страхового возмещения ни Закон об ОСАГО, ни Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России 19.09.2014 № 431-П, ни иной нормативно-правовой акт не предусматривают.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм, при наступлении страхового случая по письменному требованию страхователя страховщик обязан передать клиенту только акт о страховом случае или мотивированный отказ и акт осмотра поврежденного транспортного средства.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом из материалов дела установлено, что 28 октября 2017 года в г. Тюмень, напротив дома № 76а, по ул. 50 лет Октября произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого было повреждено транспортное средство <данные изъяты>, регистрационный знак №, принадлежащее истцу на праве собственности. Гражданская ответственность истца на момент ДТП была застрахована в ООО НСГ «Росэнерго» по договору №, гражданская ответственность виновника ФИО4 была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах» по договору №, что подтверждается страховым актом, имеется вред здоровью.
Истец обратился 27 февраля 2018 года к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения. Ответчик принял заявление и необходимые документы у истца, осмотрел транспортное средство истца и выплатил истцу страховое возмещение в размере 29 400 рублей по убытку 0016310904.
В дальнейшем представитель истца подал 19 апреля 2018 года ответчику заявление о направлении в его адрес заверенных актов осмотра транспортного средства <данные изъяты>, регистрационный знак № и заключение о стоимости ремонта транспортного средства <данные изъяты>, регистрационный знак №.
Ответчик письмом от 19 апреля 2018 года уведомил представителя истца об отказе в выдаче документов.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.
В силу ч. ч. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России) в правилах обязательного страхования, в которые, в том числе, включают положения о перечне действий лиц при осуществлении обязательного страхования, в том числе при наступлении страхового случая (п. «в» ч.2).
В силу п. 11 ст. 12 Федерального закона РФ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «б обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» после подачи потерпевшим заявления о страховой выплате страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления потерпевшим поврежденного имущества для осмотра и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.
Согласно абз. 2 п. 4.22 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России 19.09.2014 № 431-П в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты их получения страховщик обязан составить документ, подтверждающий решение страховщика об осуществлении страховой выплаты или прямого возмещения убытков, фиксирующий причины и обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, являющегося страховым случаем, его последствия, характер и размер понесенного ущерба, размер подлежащей выплате страховой суммы (далее - акт о страховом случае), и произвести страховую выплату, а в случае получения в соответствии с настоящими Правилами заявления о страховой выплате, содержащего указание о возмещении вреда в натуре, выдать потерпевшему направление на ремонт (в последнем случае акт о страховом случае не составляется страховщиком) либо направить в письменном виде извещение об отказе в страховой выплате или отказе в выдаче направления на ремонт с указанием причин отказа.
Пунктом 4.23 Правил предусмотрено, что в акте о страховом случае на основании имеющихся документов производится расчет страховой выплаты и указывается ее размер. Копия акта о страховом случае передается страховщиком потерпевшему (выгодоприобретателю) по его письменному требованию не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты получения страховщиком такого требования (при получении требования после составления акта о страховом случае) или не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты составления акта о страховом случае (при получении требования до составления акта о страховом случае).
Таким образом, из положений, регламентирующих действия страховщика в части определения размера и порядка осуществления страховой выплаты, следует, что на него возложены следующие обязанности, касающиеся оспариваемых по данному делу действий ответчика: ознакомить потерпевшего с результатами осмотра транспортного средства и независимой технической экспертизы, и передать потерпевшему копию акта о страховом случае по письменному требованию последнего.
Доказательств того, что такие обязанности не были выполнены ответчиком, истцом суду не представлено, и при рассмотрении дела установлено, что представителю истца вместе с ответом от 19.04.2018 ответчик направил копию акта о страховом случае № в установленные сроки.
Право требовать выдачи заверенных копий иных документов, которыми располагает страховщик, потерпевшему нормами специального законодательства об ОСАГО не предоставлено. Отсутствуют такие законоположения и в статьях 8-10 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Обязанности по предоставлению потерпевшему (выгодоприобретателю) копии акта осмотра транспортного средства ни Гражданским кодексом РФ, ни иными законами не предусмотрено.
Нормами Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах).
Вместе с тем, заявленные требования не связаны с вопросом о получении потребителем соответствующей информации при заключении договора страхования, которая бы обеспечивала возможность правильного выбора страховой услуги.
Согласно Положению о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утв. Банком России 19.09.2014 N 432-П, установление наличия и характера повреждений, в отношении которых определяются расходы на восстановительный ремонт, производится во время осмотра транспортного средства. Результаты осмотра транспортного средства фиксируются актом осмотра.
Осуществление экспертами расчетов, связанных с восстановительным ремонтом, на основании актов осмотра транспортного средства, составленными другими экспертами (экспертными организациями) Единой методикой не предусмотрено. В пункте 1.3. Единой методики указано, что установление повреждений может быть проведено без осмотра транспортного средства - на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фото- или видеоматериалов) лишь в исключительных случаях, когда осмотр транспортного средства невозможен (например, если транспортное средство находится в отдаленном или труднодоступном месте, утилизировано, реализовано) и при наличии письменного согласия потерпевшего и страховщика.
Поэтому требование о выдаче заверенной копим акта осмотра, транспортного средства не является способом защиты имущественного права истца.
При этом сам по себе акт осмотра, заключение эксперта, не являются правоустанавливающими документами, не влекут возникновения у потребителя каких-либо прав и обязанностей, его отсутствие не создает для истца препятствий в реализации его прав по получению страхового возмещения в полном объеме.
Таким образом, доводы истца, что отказ в предоставлении копий актов осмотра транспортного средства и заключение о стоимости ремонта транспортного средства влечет невозможность истца обратиться к ответчику с претензией о недостаточности выплаченного страхового возмещения, что реализовать свое право на получение страхового возмещения в полном объёме истец самостоятельно не имеет, являются надуманными.
Обязанности страховщика выдать потерпевшему лицу иные документы, связанные с выплатой страхового возмещения ни Закон об ОСАГО, ни вышеуказанные Правила, ни иной нормативно-правовой акт не предусматривают.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм, при наступлении страхового случая по письменному требованию страхователя страховщик обязан передать потерпевшему только акт о страховом случае или мотивированный отказ и акт осмотра поврежденного транспортного средства.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований об обязании предоставить истцу заверенные, читаемые копии акта осмотра транспортного средства и заключения о стоимости ремонта транспортного средства, предоставить суду заверенную, читаемую копию заключения о стоимости ремонта транспортного средства, взыскании неустойки в размере 100 000 рублей отсутствуют, как в части возложения на ответчика обязанности предоставить вышеуказанные документы, так и в части взыскания неустойки.
В соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» и п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.
Учитывая исполнение ответчиком обязательств по договору в полном объеме, права истца ответчиком нарушены не были, таким образом, в действиях ПАО СК «Росгосстрах» отсутствует вина в причинении нравственных или физических страданий истцу, в связи с чем, исковые требования о возмещении морального вреда не подлежат удовлетворению.
В соответствии со п.3 ст. 16.1 Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (редакции от 28.03.2017) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при удовлетворении судом требований потерпевшего - физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.
Поскольку истец не просит взыскать страховое возмещение, то взыскание штрафа с ответчика необоснованно и противоречит действующему законодательству. Кроме того, истцу в компенсации морального вреда по Закону «О защите прав потребителей» отказано. Таким образом, штраф не подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В силу положений ст. ст. 94, 98, 100 ГПК РФ при отказе в иске расходы истца по оплате услуг представителя в размере 3 000 рублей удовлетворению не подлежат.
В порядке ст. 103 ГПК РФ, при отказе в иске истцу, освобожденному от уплаты госпошлины, расходы по госпошлине не подлежат возмещению ни с истца, ни с ответчика.
Руководствуясь ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ч. ч. 1 и 2 ст. 5, ст.16.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ, ст. ст. 13, 15, 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. ст. 6, 9, 10 - 12, 29, 39, 43, 53, 55 - 57, 59, 60, 67, 68, 71, 72, 88, 103, 113, 155, 167, 181, 192 - 199, 320, 321 ГПК РФ, ст. ст. 333.19, 333.20, 333.36 НК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО3 к ПАО СК «Росгосстрах» об обязании предоставить истцу заверенные, читаемые копии акта осмотра транспортного средства и заключения о стоимости ремонта транспортного средства, предоставить суду заверенную, читаемую копию заключения о стоимости ремонта транспортного средства, взыскании неустойки в размере 100 000 рублей, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей и взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 3 000 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в облсуд через райсуд, путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 16 октября 2018 года.
Председательствующий (подпись).