ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-713/12 от 18.12.2012 Славгородского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-713/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 декабря 2012 года

город Славгород

Славгородский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи И.Н. Шполтаковой

при секретаре Н.В. Семенковой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Огай Виктора Филипповича о признании действий МРЭО ГИБДД МО МВД России «Славгородский» по отказу в снятии с учета транспортного средства незаконными и обязании совершить регистрационные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Огай В.Ф. обратился в суд с заявлением о признании действий МРЭО ГИБДД МО МВД России «Славгородский» по отказу в снятии с учета транспортного средства незаконными и обязании совершить регистрационные действия, в обоснование заявленных требований указывая, что 08.02.2008г. приобрел автомобиль ГАЗ 3507 (самосвал) у Филимонова НА., который был поставлен на учет в органах ГИБДД г. Славгорода, выдан государственный регистрационный знак М 531 РА 22 и свидетельство о регистрации транспортного средства. При постановке на учет было установлено, что в паспорте транспортного средства в графе «Шасси (рама) №» имелась запись «860353», данный номер соответствовал цифрам, нанесенным краской белого цвета на шасси (раме) автомобиля. В сентябре месяце 2012 года обратившись в МРЭО ГИБДД МО МВД России «Славгородский» с заявлением о снятии указанного автомобиля с учета, Огай В.Ф. было отказано, поскольку при осмотре автомобиля сотрудником полиции Лавренюк А.В. было обнаружено отсутствие на раме автомобиля маркировки. Отказ МРЭО ГИБДД МО МВД России «Славгородский» об отказе в снятии с регистрационного учета транспортного средства, заявитель полагает необоснованным по следующим основаниям: принадлежность спорного автомобиля, в комплекте с рамой № 860353 подтверждается фактом регистрации автомобиля органами ГИБДД в 2008 году; подпунктом «з» п. 12 Положения о ГИБДД МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998г. № 711 Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах; утрата маркировки рам на автомобилях ГАЗ 3507 и аналогичных в процессе их нормальной эксплуатации это рядовое явление, обусловленное нанесением номера на заводе-изготовителе нестойким методом - а именно, краской. Под атмосферными воздействиями, от песка и пыли краска, которой нанесен номер, часто полностью стирается; с момента приобретения автомобиля и до настоящего момента заявитель раму автомобиля не ремонтировал и не менял; факт скрытия, подделки или изменения номера рамы упомянутого автомобиля МРЭО ГИБДД МО МВД России «Славгородский» установлен и доказан не был; сведения о нахождении в розыске рамы автомобиля ГАЗ 3507 (самосвал) № 860353 в органах ГИБДД так же отсутствуют; исследование рамы автомобиля на предмет скрытия, подделки или изменения номера рамы в порядке ст. 144 УПК РФ МРЭО ГИБДД МО МВД России «Славгородский» не проводилось. На основании изложенного, Огай В.Ф., считает, что снования для отказа в снятии автомобиля с учета, предусмотренные Положением о ГИБДД МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. № 711, отсутствуют и просит суд, признать действия (решение) МРЭО ГИБДД МО МВД России «Славгородский» по отказу в снятии с учета принадлежащего заявителю автомобиля ГАЗ 3507 (самосвал) государственный регистрационный знак М531РА22 в связи с отсутствием номера на раме автомобиля незаконными и обязать МРЭО ГИБДД МО МВД России «Славгородский» снять указанный автомобиль с учета.

В судебное заседание заявитель Огай В.Ф. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в суд обратился с ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании С.Я. Ремпель, в удовлетворении требований Огай В.Ф. просил отказать, указывая, что в своей деятельности руководствуются Приказом МВД РФ от 24.11.2008г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» и «Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ». Согласно п. 3 Правил, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенные на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных, именно данной нормой руководствовался инспектор при отказе заявителю в совершении регистрационных действий по снятию транспортного средства с регистрационного учета, маркировка на раме автомобиля отсутствует, чаще всего стирается в течении пяти лет эксплуатации автомобиля, металлическая табличка также отсутствует, сверку с документами произвести невозможно. В соответствии с Основными положениями по допуску ТС к эксплуатации, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки. Автомобиль Огай под указанные признаки не подпадает, в связи с чем запрета эксплуатации транспортного средства не было. В соответствии сно п. 16 вышеназванных Правил для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют: заявление, документ, удостоверяющий личность, регистрационный документ или ПТС, транспортное средство, а также документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат, к которым относятся, в том числе решения судов, в связи с чем Огай В.Ф. было рекомендовано установить право собственности на автомобиль в судебном порядке, поскольку данная практика имеет место.

Свидетель Лавренюк А.В. в судебном заседании пояснил, что в его должностные обязанности входит осуществление регистрации транспортных средств, номер автомобиля – это его идентификационные данные, которые дублируются на автомобиле в двух местах – на шасси, в районе заднего колеса и на металлической табличке, прикрепленной клипсами к кабине автомобиля, видной при открывании дверцы. Номер, указанный на шасси, написан краской, поэтому долго не хранится и стирается в течение нескольких лет эксплуатации автомобиля. После визуального осмотра автомобиля, представленного Огай В.Ф., было обнаружено, что отсутствуют и номер на шасси, и металлическая табличка, в связи с чем было рекомендовано установить право собственности на указанный автомобиль в судебном порядке, при наличии решения суда, заявитель сможет поставить или снять транспортное средство с учета. Визуальный осмотр производится в соответствии с п. 35.4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов госинспектором или иным уполномоченным должностным лицом, в процессе осмотра осуществляется визуальная идентификация транспортного средства на предмет его соответствия данным паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа, а также при необходимости регистрационным и информационным учетам, с целью подтверждения и (или) установления в том числе соответствия маркировки транспортного средства (содержание, способ нанесения, конфигурация, взаиморасположение), поскольку при визуальном осмотре не было выявлено следов самостоятельного удаления номеров, следовательно назначение экспертизы нецелесообразно. Пунктом п. 35.6 Правил, при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями - изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся.

Выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, свидетеля, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены его права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, спариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и бездействия (действие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Как следует из представленных материалов, заявителю о нарушении его прав стало известно 29.09.2012г., что следует из заключения госавтоинспектора (л.д. 7), срок установленный законом, Огай В.Ф. пропущен не был.

В силу статей 1, 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из основных задач по охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов.

Согласно ч.3 ст.15 Закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Вопросы регистрации автомобилей на территории Российской Федерации регулируются Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним утвержденными Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств".

Настоящие Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.

В соответствии с п. 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами; при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 51 Правил не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.

Правила регистрации транспортных средств не регулируют отношения по возникновению прав собственности и имеют целью упорядочение контроля по пользованию транспортными средствами. Контроль такого вида необходим, в соответствии с требованиями ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которому регистрация транспортного средства введена в качестве механизма доступа технически исправного транспортного средства для участия в дорожном движении.

В судебном заседании установлено, что автомобиль ГАЗ 3507 (самосвал), год выпуска 1985, цвет голубой, поставлен на учет в органах ГИБДД г. Славгорода, выдан государственный регистрационный знак М 531 РА 22, выдано свидетельство о регистрации указанного транспортного средства (л.д. 5, 6).

Сроки и последовательность действий должностных лиц Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации при осуществлении полномочий по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним установлены Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним утвержденный Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001.

Согласно пункту 35.4 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, приложения № к приказу МВД РФ от 24.11.2008г. № 1001, в процессе осмотра транспортного средства осуществляется:

контроль за безопасностью конструкции регистрируемого транспортного средства в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими требования к безопасности конструкции транспортных средств;

контроль за соответствием транспортных средств оперативных и специальных служб требованиям государственных стандартов Российской Федерации, а также за обоснованностью и правильностью установки на транспортных средствах специальных световых сигналов, а также проблесковых маячков бело-лунного, желтого или оранжевого цвета в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России;

контроль за подлинностью номеров агрегатов и регистрационных знаков (выявление скрытых, поддельных или измененных каким-либо иным способом) и их соответствием данным, указанным в документах, удостоверяющих право собственности на транспортное средство, номерной агрегат, регистрационных документах и (или) паспорте транспортного средства.

Результат осмотра транспортного средства отмечается в заявлении и заверяется подписью госинспектора или иного уполномоченного должностного лица, проводившего осмотр, с указанием его фамилии, даты и времени (раздел: "СЛУЖЕБНЫЕ ОТМЕТКИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ").

При соответствии сведений о транспортном средстве данным, указанным в заявлении, и отсутствии признаков изменения маркировочных обозначений эти данные указываются в заявлении. Несоответствия и (или) признаки изменения маркировочных обозначений описываются в заявлении.

При обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями- изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся. Инспектором по розыску или уполномоченным должностным лицом такие документы, регистрационные знаки задерживаются. С документов снимаются копии, а их оригиналы, а также регистрационные знаки вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления незамедлительно передаются в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Обращаясь в суд с заявлением Огай В.Ф. ссылается на то, что нарушено его право на распоряжение автомобилем, а именно из-за отказа в производстве регистрационных действий по снятию транспортного средства с регистрационного учета, Огай В.Ф. не может реализовать свое право по отчуждению спорного движимого имущества.

Принимая во внимание отсутствие ходатайств со стороны заявителя, кроме рассмотрения дела в его отсутствие, суд разрешает заявленные требования по имеющимся в деле доказательствам.

Разрешая спор по имеющимся доказательствам, суд учитывает положения ч. 1 ст. 249 ГПК РФ согласно которой обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие); положение ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а также положения ч.1 ст.56 и ч.1 ст.57 ГПК РФ, в соответствии с которыми каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, а доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в связи с чем в силу принципа диспозитивности активность суда в собирании доказательств ограничена.

Так, в обоснование заявленных требований, заявителем представлены в суд ксерокопии следующих документов паспорт транспортного средства (л.д. 5), свидетельство о регистрации транспортного средства (л.д. 6), заключение госинспектора (л.д. 7), паспорт, выданный на имя Огай В.Ф. (л.д. 8).

В судебном заседании, представителем заинтересованного лица С.Я. Ремпель, не оспаривался и не опровергался факт предоставления в ГИБДД спорного транспортного срдства и факт отказа заявителю в производстве регистрационных действий по причине отсутствия маркировки, в связи с чем, суд руководствуясь ст. 68 ГПК РФ, считает данные факты установленными и доказыванию, в дальнейшем, не подлежащими.

Как следует из материалов гражданского дела и пояснений свидетеля, номер автомобиля – это его идентификационные данные, которые дублируются на автомобиле в двух местах – на шасси, в районе заднего колеса и на металлической табличке, прикрепленной клипсами к кабине автомобиля, видной при открывании дверцы, при этом, номер, указанный на шасси, написан краской, поэтому долго не хранится и стирается в течение нескольких лет эксплуатации автомобиля. После визуального осмотра автомобиля, представленного Огай В.Ф., было обнаружено отсутствие номера на шасси, и на металлической табличке, что лишило возможности сличить спорное транспортное средство с документами, представленными заявителем.

В соответствии с п. п. 35.4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов госинспектором или иным уполномоченным должностным лицом, в процессе осмотра осуществляется визуальная идентификация транспортного средства на предмет его соответствия данным паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа, а также при необходимости регистрационным и информационным учетам, с целью подтверждения и (или) установления в том числе соответствия маркировки транспортного средства.

Согласно п. 35.6 Правил, при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями - изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся.

Таким образом, судом установлено, что отсутствие маркировки на транспортном средстве было установлено при визуальном осмотре инспектором автомобиля, следов самостоятельного удаления номеров, инспектором выявлено не было.

При указанных обстоятельствах, доводы изложенные Огай В.Ф. в заявлении о признании незаконным действий сотрудников ГИБДД, выраженных в решении об отказе в регистрационных действиях в отношении спорного автомобиля, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, не нашли, более того, представленные в суд в качестве доказательств ксерокопии перечисленных ранее документов, нельзя признать допустимыми, поскольку указанные документы не соответствуют ч. 2 ст. 71 ГПК РФ, предусматривающей, что письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии, чего заявителем выполнено не было, в связи с чем, указанные документы были судом исследованы, но в основу решения суда положены только те документы, которые представителем заинтересованного лица, не опровергались (заключение госинспектора л.д. 7).

Таким образом, суд приходит к выводу о законности действий (решений) МРЭО ГИБДД МО МВД России «Славгородский», поскольку они не противоречат нормам действующего законодательства, нарушений требований закона в действиях органа, действия которого обжалуются, не установлено.

Доводы заявителя о нарушении действиями органа его прав собственника по эксплуатации и распоряжению автомобилем являются несостоятельными.

На основании изложенного, суд руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, не усматривает оснований для удовлетворения требований Огай В.Ф., изложенных в заявлении.

Руководствуясь ст.ст. 254, 194-196 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Огай Виктору Филипповичу о признании действий МРЭО ГИБДД МО МВД России «Славгородский» по отказу в снятии с учета транспортного средства незаконным и обязании совершить регистрационные действия, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2012 года.

Председательствующий И.Н. Шполтакова