ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-713/20 от 01.02.2019 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело 2-713/2020 (2-7705/2019;)

УИД 75RS0001-02-2019-009958-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2020 года г. Чита

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Марковой О.А.,

при секретаре судебного заседания Верховод Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа «Город Чита», Комитету городского хозяйства администрации городского округа "город Чита", Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю о признании права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Истец постоянно проживает и зарегистрирована в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, попавшем в зону подтопления в связи с паводком, вызванном прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории Забайкальского края сильными дождями. Заключением межведомственной комиссии, назначенной распоряжением администрации городского округа «<адрес>» выявлены основания для признания помещения подлежащим капитальному ремонту.

Администрацией городского округа «Город Чита» истец была включена в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной (полной) утратой имущества первой необходимости, причитающиеся единовременные выплаты получила. Вместе с тем социальную выплату на капитальный ремонт не получила, полагает, что имеет право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт дома, так как она представляет собой меру государственной поддержки, оказываемому гражданам в счет возмещения материального вреда, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, имея своей целью восстановление утраченных эксплуатационных характеристик жилого помещения, которое для гражданина является местом постоянного жительства.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Министерство территориального развития Забайкальского края, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю.

Истец ФИО1 иск поддержала.

Ответчики Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, в судебное заседание своих представителей не направили, в судебное заседание поступили соответствующие письменные отзывы.

Представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю, просила дело рассмотреть в их отсутствие. В письменном отзыве по существу заявленных требований истца возражала, полагая, об отсутствии оснований для их удовлетворения, полагая, что истица не наделена правом на возмещение ущерба, причиненного жилому дому, так как соответствующий нормативный акт, регулирующий отношения по возмещению ущерба жилым помещениям, причиненным в результате паводка летом 2018 года не принимался.

Письменный отзыв приобщен к материалам гражданского дела.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, просила рассмотреть дело в их отсутствие. В письменном отзыве представили возражения по факту привлечения их к участию в деле в качестве ответчика, полагают что являются ненадлежащими ответчиками, так как рассмотрение вопросов и принятие решений о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, установление утраты имущества, установление факта постоянного проживания, определение границ зон действия режима чрезвычайной ситуации, признание права на получение жилищного Государственного жилищного сертификата, включение в список на получение жилищного сертификата, предоставление жилых помещений на условиях социального найма, а также подготовка необходимых документов не относится к полномочиям Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края.

Представитель ответчика, администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита», ФИО2 просил дело рассмотреть в их отсутствие. В письменном отзыве по существу заявленных требований истца возражал, полагая, об отсутствии оснований для их удовлетворения, указав, что согласно заключению межведомственной комиссии от 28.02.2019 года №21 выявлены основания для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, однако не признано непригодным для проживания. Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований просит отказать. Письменный отзыв приобщен к материалам гражданского дела. Представитель Администрации городского округа «Город Чита» ФИО3 заявленные исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Ответчики, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, надлежаще извещенные о дате и месте слушания дела, в настоящее судебное заседание не явились, причин не явки суду не сообщили.

В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти данные могут устанавливаться объяснениями сторон, показаниями свидетелей, письменными доказательствами, заключением эксперта.

В соответствии с абзацем первым статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Статьей 18 вышеуказанного федерального закона предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Подпункт «г, д» пункта 2 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

Судом установлено, что постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 г. № 45 в связи с выпадением большого количества осадков, приведшим к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, с 9 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.

Из материалов дела следует, что истцу ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство по закону <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит жилой дом по указанному выше адресу (свидетельство о государственной регистрации ).

В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что земельный участок по вышеназванному адресу и расположенный на нем дом попали в зону подтопления в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории <адрес>.

В соответствии с Правилами 06.08.2018 года истцу выплачена единовременная материальная помощь в размере 10 тысяч рублей и единовременная финансовая помощь в связи с частичной утратой ею имущества первой необходимости в размере 50 тысяч рублей. Рассматривая доводы истца о наличии у нее права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, пострадавшего в результате наводнения летом 2018 года, суд полагает их основанными на неверном толковании норм права.

Из анализа действующего законодательства, следует, что целью оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего на территории Забайкальского края в 2018 году за утраченное имущество первой необходимости, является государственная поддержка тем гражданам, которые потеряли основное свое имущество в результате наводнения.

Истец обоснованно была включена Администрацией в соответствующие списки нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи, и соответствующие денежные средства ей были выплачены.

Иные выплаты указанные акты не предусматривают. На территории Забайкальского края отсутствует утверждённый нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения летом 2018 года на цели капитального ремонта повреждённого жилья. Ссылка истицы на Правила предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, не может быть принята во внимание, поскольку указанные Правила устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившимся жилых помещений в результате природных пожаров, чрезвычайной ситуации, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, не предусматривают предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате паводка летом 2018 года.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Как разъяснено в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Администрацией городского округа «Город Чита» представлены акт обследования помещения и Заключение межведомственной комиссии от 28.02.2019 года №21, которыми выявлены основания для признания помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных характеристик жилого помещения, однако непригодным для проживания не признано. Указанное заключение истец не обжаловал.

Поскольку решения по вопросу о соответствии занимаемых истцами помещений установленным требованиям не принималось, действия (бездействие) органов местного самоуправления при разрешении постановленного вопроса не обжалованы и незаконными не признаны, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации городского округа «Город Чита», Комитету городского хозяйства администрации городского округа "город Чита", Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю о признании права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.А.Маркова