Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2013 года город Ставрополь
Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Кочетковой С.А.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Ставрополя Чепурной Н.А.,
при секретаре Губановой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, в интересах неопределенного круга лиц – учащихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя школа № 11 г. Ставрополя, к Министерству образования СК, Управлению образования СК, МБОУ средняя школа № 11 г. Ставрополя (третьи лица Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства, Министерство финансов СК) о возложении обязанности обеспечить учащихся полными комплектами учебников,
У С Т А Н О В И Л :
И.о. прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, в интересах неопределенного круга лиц – учащихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя школа № 11 г. Ставрополя обратился в суд с иском к Министерству образования СК, Управлению образования СК, МБОУ средняя школа № 11 г. Ставрополя, о возложении на ответчиков обязанности в срок до 31.08.2013 г. в целях получения бесплатного и общедоступного образования обеспечить всех учащихся 1-11 классов МБОУ средняя школа № 11 г. Ставрополя полными комплектами учебников по потребности всоответствии с образовательными программами общего образования, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 5, 31, 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», которыми гарантируется бесплатность основного общего образования, в том числе и бесплатное обеспечение учащихся учебниками. Однако проверкой установлено, что на комплектование библиотек в 2012 году общеобразовательным учреждениям г. Ставрополя выделено 4927122 рублей, что составляет 3% от потребности.
В большинстве образовательных учреждений Октябрьского района г. Ставрополя учащиеся обеспечены учебными пособиями за счет бюджетных средств в среднем на 35 %, родители вынуждены приобретать учебники самостоятельно. Так, на 2012-2013 учебный год учащиеся общеобразовательных учреждений на 65 % обеспечены учебниками за счет родительских средств.
На момент проверки установлено, что учащиеся МБОУ СОШ № 11 г. Ставрополя обеспечены учебниками за счет бюджетных средств в среднем на 30 %. Полного обеспечения бесплатными комплектами учебников всех учеников за счет библиотечного фонда в образовательном учреждении не имеется.
Таким образом, в нарушение п. 2 ст. 4, ст. 50, ч. 7 ст. 7, п.п. 6.1 п. 6 ч. 1 ст. 29 «Закона РФ «Об образовании» ответчиками при реализации возложенных полномочий в рамках организации предоставления общедоступного и бесплатного образования учащимся 1-11 классов МБОУ СОШ № 11 г. Ставрополя действенных мер к обеспечению их полными комплектами учебников за счет средств бюджета не принято.
На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В данном случае количество лиц, права которых могут быть нарушены, не является постоянным и, в силу различных причин, меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Ставрополя заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Управления образования администрации г. Ставрополя требования не признал, просил оставить их без удовлетворения, пояснив, что в соответствии со ст. ст. 29, 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» обеспечение учебниками и пособиями учащихся общеобразовательных школ не входит в полномочия органа местного самоуправления и финансирование указанных нужд осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ и Федерального бюджета.
Управление образования не имеет законных полномочий по обеспечению учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений полными комплектами учебников по потребности в соответствии с образовательными программами общего образования за счет средств бюджета города Ставрополя
В судебном заседании представитель ответчика директор МБОУ средняя школа № 11 исковые требования признала частично и пояснила, что администрация образовательного учреждения ежегодно, в соответствии с Федеральным перечнем, утвержденным Министерством образования и науки РФ, делает заявку в Управление образования администрации г. Ставрополя, однако, Министерством образования СК и Управлением образования администрации г. Ставрополя учащиеся образовательного учреждения были обеспечены учебниками за счет бюджетных средств не более чем на 30 %. Поступившие учебники в полном объеме были предоставлены учащимся. Образовательное учреждение не располагает самостоятельными денежными средствами, в связи с чем, самостоятельно обеспечить учащихся полными комплектами учебников по потребности, в соответствии с общеобразовательными программами не имеет возможности.
В судебное заседание представитель ответчика Министерство образования СК не явился, извещенный о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по СК в судебном заседании просил вынести решение на усмотрение суда, пояснив, что Конституцией Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с Законом обязанность по финансовому обеспечению образовательного процесса, в том числе и в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия, возложено на субъекты Российской Федерации, и главным распорядителем средств бюджета Ставропольского края на приобретение учебников для общеобразовательных учреждений является Министерство образования Ставропольского края, следовательно, именно Министерство образования Ставропольского края является надлежащим ответчиком по данному делу.
В соответствии со статьёй 158 Бюджетного кодекса РФ (в редакции от 06.04.2011 г.) главный распорядитель бюджетных средств обладает такими бюджетными полномочиями как: планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями.
Также распорядитель бюджетных средств обладает такими бюджетными полномочиями как осуществление планирования соответствующих расходов бюджета.
Представитель третьего лица Министерство финансов СК в судебном заседании просила рассмотреть дело в соответствии с Законодательством РФ и пояснила, что пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.
Подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 29 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования отнесено, в том числе, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Данные положения корреспондируют норме, закрепленной в подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Согласно пункту 2 статьи 41 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.
Закон Ставропольского края от 30 июня 2004 года № 54-кз «О нормативах расходов на реализацию федерального государственного образовательного стандарта в муниципальных общеобразовательных учреждениях на территории Ставропольского края» устанавливает порядок определения значения нормативов расходов на реализацию федерального государственного образовательного стандарта в муниципальных общеобразовательных учреждениях на территории Ставропольского края, используемых для расчета субвенций, выделяемых на эти цели из бюджета Ставропольского края, и утверждает нормативы расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях на территории Ставропольского края.
Значение нормативов расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях на последующие финансовые годы ежегодно определяется Правительством Ставропольского края при формировании проекта краевого бюджета на соответствующий финансовый год и включается в приложение к проекту закона Ставропольского края о краевом бюджете на очередной финансовый год о распределении субвенций на реализацию государственного стандарта общего образования между муниципальными образованиями Ставропольского края. В соответствии с нормативом бюджетного финансирования с Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2012 год» городу Ставрополю из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2012 году на реализацию Закона Ставропольского края «О нормативах расходов на реализацию федерального государственного образовательного стандарта в муниципальных общеобразовательных учреждениях на территории Ставропольского края» были предоставлены субвенции в размере 887775,79 тыс.руб. При этом значение нормативов расходов на реализацию на реализацию федерального государственного образовательного стандарта в расчете на одного обучающегося в общеобразовательных учреждениях на территории Ставропольского края составляет 23817,00 тыс. руб. В 2013 году в соответствии с Законом Ставропольского края от 14.12.2012 № 114-кз «О бюджете Ставропольского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» городу Ставрополю из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2013 году на реализацию Закона Ставропольского края «О нормативах расходов на реализацию федерального государственного образовательного стандарта в муниципальных общеобразовательных учреждениях на территории Ставропольского края» предусмотрены субвенции в размере 1021664,48 тыс. руб. При этом значение нормативов расходов на реализацию федерального государственного образовательного стандарта в расчете на одного обучающегося в общеобразовательных учреждениях на территории Ставропольского края составляет 28333,00 тыс. руб.
Кроме того, средства бюджета Ставропольского края в 2012 году на приобретение учебников и учебной литературы для образовательных учреждений Ставропольского края предусмотрены в мероприятиях краевой целевой программы «Развития образования в Ставропольском крае на 2010- 2013 годы» в размере 13496310 руб. Ответственным исполнителем по осуществлению данных мероприятий является министерство образования Ставропольского края.
Таким образом, министерство финансов Ставропольского края выполнило свои обязательства по предоставлению субвенции из бюджета Ставропольского края.
Кроме того, согласно статьи 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В соответствии с пунктом 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» в перечень требований к учебно-методическому обеспечению учебного процесса входят наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания и укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).
С учетом требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, закрепленных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать доступ в школьную библиотеку к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (п. 24 Приказа), а также учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой (п. 26 Приказа).
В соответствии с пунктом 24 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», пунктом 25 Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» образовательное учреждение самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должно обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования, начального общего образования. Данная позиция отражена и в судебной практике (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.08.2012 г. № 33-11611).
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Судом установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Ставрополя проведена проверка соблюдения требований ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 5, 31, 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», которыми гарантируется бесплатность основного общего образования.
Частью 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс ж учения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 78-ФЗ от 29.12.1994 «О библиотечном деле» пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Согласно ст. 51 Закона РФ «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
В соответствии с п. 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», в перечень требований к учебно-методическому обеспечению учебного процесса входят наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания и укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всемучебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).
С учетом требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать доступ в школьную библиотеку к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-методическое и проектной деятельности учащихся, а также учебно- медодическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.
В соответствии с п. 24 Приказа Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» образовательные учреждения самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования.
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного основного общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающегося основной образовательной программы в пределах федерального государственного образовательного стандарта.
В соответствии с п.п. 6.1 п. 6 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся в том числе, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что на комплектование библиотек в 2012 году общеобразовательным учреждениям г. Ставрополя выделено 4927122 рублей, что составляет 3 % от потребности.
В большинстве образовательных учреждений Октябрьского района г. Ставрополя учащиеся обеспечены учебными пособиями за счет бюджетных средств в среднем на 35 %, родители вынуждены приобретать учебники самостоятельно. Так, на 2012-2013 учебный год учащиеся общеобразовательных учреждений на 65 % обеспечены учебниками за счет родительских средств.
На момент прокурорской проверки было установлено, что учащиеся МБОУ СОШ № 11 г. Ставрополя обеспечены учебниками за счет бюджетных средств в среднем на 30 %. Полного обеспечения бесплатными комплектами учебников всех учеников за счет библиотечного фонда в образовательном учреждении не имеется.
Таким образом, судом установлено, что в силу требований указанных выше Законов, а так же п.п. 2.3. ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, обязанность по финансовому обеспечению образовательного процесса, в том числе и в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия, возложено на субъекты Российской Федерации, и главным распорядителем средств бюджета Ставропольского края на приобретение учебников для общеобразовательных учреждений является Министерство образования Ставропольского края.
В соответствии с административным Регламентом Министерства образования СК по исполнению государственной функции «Организация обеспечения учебниками, в соответствии с Федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе, в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенных к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях Ставропольского края», утвержденным приказом Министерства образования Ставропольского края № 739-п от 15.11.2010 г. средства на приобретение учебников на очередной финансовый год планируются в бюджете Ставропольского края и расходуются Министерством в соответствии с заявками (заказами) образовательных учреждений.
Заказ оформляется двумя способами: с использованием автоматизированной программы и в бумажном варианте. Бумажный вариант заказа должен быть заверен печатью и подписью руководителя (на уровне школы - директором, на уровне управления - начальником).
На основе сводных заявок (заказов), поступивших от органов управления образованием, краевых государственных образовательных учреждений формируется краевой заказ, который утверждается приказом министра.
Закупка учебников за счет средств бюджета Ставропольского края осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на основании заказов образовательных учреждений и с учетом объема финансирования, предусмотренного в законе Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края» на соответствующий финансовый год.
Процедуры приема, хранения и передачи учебников органам управления образованием осуществляются в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 № 148н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету».
Распределение и перераспределение учебников между образовательными учреждениями осуществляется органами управления образованием, осуществляющих управление в сфере образования в соответствии с принятым порядком обеспечения образовательных учреждений учебной литературой.
Таким образом, судом установлено, что на основании указанного Регламента, а так же Устава образовательного учреждения, в процессе обеспечения учащихся образовательных учреждений общего образования учебниками в соответствии с образовательными программами участвуют как Министерство образования СК, так и Управление образования СК, а так же образовательное учреждение, на которые возложена обязанность по формированию заказа учебников, а так же их распределению и перераспределению между образовательными учреждениями и учащимися, в связи с чем, суд считает, что подлежат удовлетворению исковые требования, заявленные как к Министерству образования Ставропольского края, так и другим ответчикам.
Доводы представителя Управления образования администрации г. Ставрополя и представителя образовательного учреждения о том, что в их действиях не содержится бездействия по обеспечению учащихся учебниками, не состоятельны, поскольку, судом не рассматриваются требования о признании незаконными бездействий Управления образования администрации г. Ставрополя либо образовательного учреждения, а удовлетворяются требования о возложении обязанности обеспечения учащихся полными комплектами учебников в пределах полномочий каждого из ответчиков на 2013-2014 учебный год.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования и.о. прокурора Октябрьского района г. Ставрополя, в интересах неопределенного круга лиц – учащихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя школа № 11 г. Ставрополя, - удовлетворить.
Возложить на Министерство образования Ставропольского края, Управление образования администрации г. Ставрополя, администрацию МБОУ средняя школа № 11 г. Ставрополя обязанность в срок до 31.08.2013 г. в целях получения бесплатного и общедоступного образования обеспечить всех учащихся 1-11 классов МБОУ средняя школа № 11 г. Ставрополя полными комплектами учебников по потребности всоответствии с образовательными программами общего образования за счет средств Федерального бюджета РФ и бюджета Ставропольского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 29 марта 2013 года.
Решение в законную силу не вступило.
Судья Кочеткова С.А.
Копия верна.
Судья Кочеткова С.А.