ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-713/2016 от 18.11.2016 Ногликского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2-713/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2016 года пгт. Ноглики Сахалинской области

Ногликский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Кучук Н.Ю.,

при секретаре Ещенко К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ногликского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад №2 «Ромашка» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности представить в областное казенное учреждение «Ногликский центр занятости населения» сведения о применении процедур о несостоятельности (банкротстве), информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Ногликского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад №2 «Ромашка» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности представить в областное казенное учреждение «Ногликский центр занятости населения» сведения о применении процедур о несостоятельности (банкротстве), информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Ответчиком представлены документы, подтверждающие добровольное исполнение требований прокурора путем предоставления в областное казенное учреждение «Ногликский центр занятости населения» сведений, предусмотренных частью 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения).

Помощник прокурора Ногликского района Переверзева Е.С. в судебном заседании требование о признании бездействия ответчика, выразившегося в непредставлении в областное казенное учреждение «Ногликский центр занятости населения» информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, незаконным поддержала, представила заявление прокурора Ногликского района об отказе от требований в остальной части ввиду их добровольного удовлетворения ответчиком. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в указанной части прекращено.

Представитель ответчика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 «Ромашка» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, областного казенного учреждения «Ногликский центр занятости населения» ФИО1 в судебном заседании поддержала требования прокурора Ногликского района, полагая их законными и обоснованными.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

Как закреплено частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Закон о занятости населения определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии со статьей 5 Закона о занятости населения государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в том числе, на: развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые); предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 7.1-1 Закона о занятости населения к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится, в том числе, оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации и иных.

В силу части 1 статьи 15 Закона о занятости населения государственная служба занятости населения включает, в том числе, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; государственные учреждения службы занятости населения.

В соответствии с частью 2 указанной статьи деятельность государственной службы занятости населения направлена на оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда, информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; организацию мероприятий активной политики занятости населения.

Частью 3 статьи 25 Закона о занятости населения предусмотрена обязанность работодателей ежемесячно представлять органам службы занятости, в том числе, информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

При этом работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой в системе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, к информации, предоставление которой является обязательным для любых работодателей, независимо от численности работников, относятся сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. Под свободным рабочим местом (вакантной должностью) понимается рабочее место (должность), в том числе полная ставка или ее часть, которое не замещается работником на любом основании (работа по основному месту работы или по совместительству, в том числе по срочному трудовому договору, совмещение профессий (должностей) и т.п.).

Поскольку предоставление работодателями в установленный срок в органы государственной службы занятости населения информации о вакантных рабочих местах (должностях) связано с осуществлением органами государственной службы занятости населения деятельности, направленной на создание устойчивой системы эффективного трудоустройства граждан, достижение оптимальной занятости населения, а данные функции осуществляются на основании сведений о потребности в работниках, предоставляемых работодателями, при отсутствии в отчетном периоде вакантных рабочих мест работодатель должен также уведомить орган государственной службы занятости населения, что будет способствовать анализу ситуации на рынке труда. В случае непредставления таких сведений у органа службы занятости населения отсутствует возможность проконтролировать, имелись ли у работодателя вакансии в отчетном периоде.

Исходя из смысла положений статьи 25 Закона о занятости населения во взаимосвязи с иными положения названного закона, несмотря на отсутствие прямого указания, работодатели обязаны представлять в органы государственной службы занятости сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях, независимо от их наличия или отсутствия.

Как установлено судом, в течение ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и на момент обращения прокурора Ногликского района с настоящим заявлением в суд, информация о наличии (отсутствии) свободных рабочих мест и вакантных должностей ответчиком в областное казенное учреждение «Ногликский центр занятости населения» не предоставлялась.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором Ногликского района требований и наличии установленных законом оснований для признания бездействия ответчика, выразившегося в непредставлении указанной информации в областное казенное учреждение «Ногликский центр занятости населения», незаконным, поскольку это противоречит государственной политике в области содействия занятости населения, а также нарушает право неопределенного круга лиц на поиск и выбор места работы путем бесплатного посредничества органов службы занятости.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Ногликского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 «Ромашка», выразившееся в непредставлении в областное казенное учреждение «Ногликский центр занятости населения» информации о свободных рабочих местах и вакантных должностях.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение принято в окончательной форме 23 ноября 2016 года.

Председательствующий Н.Ю. Кучук

Копия верна: судья Кучук Н.Ю.