ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-713/2022 от 01.07.2022 Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область)

Решение

Именем Российской Федерации

01 июля 2022 г. г. Тверь

Пролетарский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Комаровой Е.С.,

при помощнике судьи Жуковой Л.В.,

с участием представителя истца Земцева Р.В.,

представителя ответчика Зубцова И.А.,

представителя третьего лица Администрации Пролетарского района в г. Твери Ястребовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Твери к Обществу с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери» о понуждении к исполнению требований Правил благоустройства территории города Твери, взыскании судебной неустойки,

установил:

Администрация города Твери обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери» (далее – ООО «ГУК Пролетарского района города Твери») о понуждении к исполнению требований Правил благоустройства территории города Твери, взыскании судебной неустойки.

В обоснование исковых требований указано, что в соответствии с пунктом 2.11 Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, уполномоченные органы и структурные подразделения Администрации города Твери осуществляют контроль за выполнением работ по содержанию и благоустройству территории города, в том числе территорий общего пользования, в пределах установленных полномочий. В соответствии с пп. 51 п. 1 ст. 41 Устава города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 23.01.2019 № 2, Администрация города Твери организует благоустройство территории города Твери в соответствии с правилами благоустройства территории города Твери. ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» осуществляет функции управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Тверь, пр-т Ленина, д. 30, с 01.11.2014 по настоящее время. Со ссылками на п. 2.1, 5.1, 5.3, пп. 2, 3 п. 5.4, п. 5.5, 5.5.1, 5.5.3, 5.5.4, 5.7, 5.7.1, 5.7.4, 5.7.5, п. 5.6 Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, Приложение 1 к Правилам, указано, что 02.07.2021 в 15:23 час в ходе обследования городских территорий общего пользования в Пролетарском районе города Твери установлено, что главный, обращенный на пр-т Ленина в городе Твери, фасад здания многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тверь, пр-т Ленина, д. 30, имеет следующие видимые повреждения: выцветание и отслоение окрасочного слоя, трещины. 02.07.2021 администрацией Пролетарского района в городе Твери ответчику направлено письменное требование о приведении фасада в соответствие с Правилами в 7-дневный срок, общество предупреждено об административной ответственности. Данное требование получено ответчиком 10.07.2021. 20.07.2021 в 17:09 час. в ходе обследования городских территорий общего пользования установлено, что главный, обращенный на пр-т Ленина в г. Твери, фасад здания многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тверь, пр-т Ленина, д. 30, имеет видимые повреждения: выцветание и отслоение окрасочного слоя, трещины. В нормативное состояние фасад здания по вышеуказанному адресу не приведен. В связи с данными обстоятельствами постановлением административной комиссии города Твери от 07.09.2021 № 1664-АК/21, оставленным без изменения решением Арбитражного суда Тверской области от 14.12.2021 и постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 по делу № А66-13251/2021, ответчик привлечен к административной ответственности по статье 35 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», в редакции, действовавшей до 29.12.2021, предусматривавшей административную ответственность и наказание за нарушение утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области правил благоустройства, в том числе выразившееся в необеспечении лицами благоустройства принадлежащих им объектов благоустройства, в случае, если установление ответственности за такие действия (бездействие) не отнесено к ведению Российской Федерации, а также если административная ответственность за данные нарушения не установлена статьями 19.1, 19.2, 19.3, 22, 24, 24.1, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 30.1, 31, 32, 32.1, 32.2,33, 34.2, 35.1, 36, 38, 39, 40, 40.3 настоящего Закона. В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Со ссылками на ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ, абзацы второй и седьмой п. 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, п. 13, 13 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, приложение № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, п. 3, 3.1 Приложения 1 к Правилам благоустройства территории города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, указано, что несоблюдение ответчиком требований Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, приводит к преждевременному обветшанию основных несущих конструкций дома, а именно внешних стен фасадов и, кроме того, нарушает эстетическое восприятие здания многоквартирного дома, являющегося объектом благоустройства, в условиях городской застройки, на магистральной улице города Твери - проспекте Ленина. С учетом совокупности вышеуказанных обстоятельств Администрация города Твери полагает, что ответчик бесхозяйственно содержит вверенное ему собственниками квартир многоквартирного дома № 30 по пр-ту Ленина в городе Твери общее имущество дома, что сопряжено с неисполнением ответчиком публично-­правовых обязанностей, возложенных на него муниципальным правовым актом, Правилами благоустройства территории города Твери, утвержденными решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368. Неисполнение Ответчиком публично-правовой обязанности, возложенной на него муниципальным правовым актом, носит длительный, свыше 6 месяцев, и непрекращающийся характер. Ссылаясь на ст. 308.3 ГК РФ, п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», истец указал, что с учетом продолжительного характера противоправного бездействия ответчика Администрация города Твери полагает необходимым предъявить требование о взыскании с ответчика судебной неустойки.

На основании изложенного истец просил суд:

- признать незаконным бездействие ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» по неисполнению требований абзацев второго, третьего, пятого, шестого, восьмого пункта 5.3, пунктов 5.5, 5.5.1, 5.5.3, 5.5.4, 5.7, 5.7.1, 5.7.4, 5.7.5 Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, и пунктов 3, 3.1 Приложения 1 к Правилам благоустройства территории города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, при содержании объекта благоустройства, здания многоквартирного дома № 30 по пр-ту Ленина в г. Твери;

- обязать ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» к исполнению вышеуказанных требований Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, при содержании дома № 30 по пр-ту Ленина в г. Твери, а именно: в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, но не позднее 01 июня 2022 г. провести проверку технического состояния главного, боковых и дворового фасадов здания по адресу: г. Тверь пр-т Ленина, д. 30, разработать план восстановительных работ; в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, но не позднее 01 сентября 2022 г. произвести текущий ремонт главного, боковых и дворового фасадов здания по адресу: г. Тверь, пр-т Ленина, д. 30, устранить трещины и произвести окраску фасадов в соответствии с колеровочным паспортом;

- на случай неисполнения судебного акта в установленный судом срок взыскать с ответчика в пользу истца судебную неустойку в размере 10 000 руб. за каждый месяц просрочки исполнения решения суда, начиная с 02 сентября 2022 г.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные исковые требования, в окончательной редакции просил суд:

1. Признать незаконным бездействие ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» ОГРН 1146952014747, ИНН 6950185135 по неисполнению требований абзацев третьего и четвертого пункта 5.2, абзацев второго, третьего, пятого, шестого, восьмого пункта 5.3, пунктов 5.5, 5.5.1, 5.5.3, 5.5.4, 5.7, 5.7.1, 5.7.4, 5.7.5, 5.7.13, 5.15 Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, и пунктов 3, 3.1 Приложения 1 к Правилам благоустройства территории города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, при содержании объекта благоустройства, здания многоквартирного дома № 30 по пр-ту Ленина в г. Твери.

2. Обязать ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» к исполнению вышеуказанных требований Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, при содержании дома № 30 по пр-ту Ленина в г. Твери, а именно:

- в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, но не позднее 01 июня 2022 г. провести проверку технического состояния главного, боковых и дворового фасадов здания по адресу: г. Тверь, пр-т Ленина, д. 30, разработать предусмотренный пунктом 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, план восстановительных работ;

- в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, но не позднее 01 сентября 2022 г. в соответствии с планом восстановительных работ произвести текущий ремонт главного, боковых и дворового фасадов здания по адресу: г. Тверь, пр-т Ленина, д. 30, в том числе, устранить трещины штукатурного слоя фасадов и балконных конструкций, восстановить водосточные трубы и воронки водостоков, а также произвести окраску фасадов в соответствии с существовавшим на момент выявления нарушения Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, и рассмотрения судом настоящего дела цветовым решением, а именно светло-голубого цвета:

главный фасад, начиная со второго и по четвертый этажи включительно, до уровня кровли;

боковой фасад, обращенный к дому № 28 по пр-ту Ленина в г. Твери и в направлении ул. Маршала Захарова - цокольную часть фасада, а также фасад на уровне первого, второго, третьего и четвертого этажей до уровня кровли;

боковой фасад со стороны ул. Маршала Буденного - начиная со второго и по четвертый этажи включительно, до уровня кровли;

дворовый фасад - цокольную часть фасада, а также фасад на уровне с первого по четвертый этажи включительно, до уровня кровли.

3. На случай неисполнения судебного акта в установленный судом срок взыскать с ответчика в пользу истца судебную неустойку в размере 10 000 руб. за каждый месяц просрочки исполнения решения суда, начиная с 02 сентября 2022 г.

В обоснование уточненных исковых требований дополнительно указано, что Постановлением Администрации города Твери от 31.03.2022 № 271 «О признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации города Твери» признаны утратившими силу постановление Администрации города Твери от 25.06.2015 № 903 «Об утверждении Порядка согласования и изменения паспорта цветового решения фасада здания, строения, сооружения на территории города Твери» и постановление Администрации города Твери от 07.10.2020 № 1096 «О внесении изменений в Постановление Администрации города Твери от 25.06.2015 № 903 «Об утверждении Порядка согласования и изменения паспорта цветового решения фасада здания, строения, сооружения на территории города Твери». Как установлено в ходе судебного разбирательства, ответчиком, осуществляющим функции управления многоквартирным домом с 01.11.2014, паспорт цветового решения не оформлялся и у него отсутствует, нормативный правовой акт уполномоченного органа местного самоуправления, устанавливавший порядок согласования и изменения паспорта цветового решения фасада здания, действовавший в период управления ответчиком многоквартирным домом по адресу: г. Тверь, пр-т Ленина, д. 30, вплоть до обращения Администрации города Твери в суд с настоящим иском, на момент рассмотрения настоящего дела по существу признан утратившим силу. Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что вдоль главного фасада здания многоквартирного дома, за исключением угловых частей, расположенных на границах боковых и главного фасадов отсутствуют воронки водостоков и колена водосточных труб на уровне четвертого этажа, со стороны дворового фасада на уровне кровли и четвертого этажа над входной группой подъезда № 2 отсутствует воронка водостока и колено водосточной трубы, над входной группой подъезда № 4 на границе с боковым фасадом имеется отклонение водосточной трубы от места сопряжения с кровлей. Дополнительно истец ссылается на п. 1 ст. 1, ст. 12 ГК РФ, абзацы третий и четвертый п. 5.2, 5.3, пп. 4, 5 и 8 п. 5.4, п. 5.5, 5.5.4, п. 5.7, 5.7.13, 5.15 Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368.

В судебном заседании представитель истца Земцев Р.В. поддержал заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям, подтвердил факт устранения отсутствия воронок водостоков и колен водосточных труб, просил учесть этот факт при вынесении решения. Указал, что без плана восстановительных работ нельзя произвести указанный ремонт, в плане должны быть указаны перечень повреждений, перечень работ. Полагал, что цвет, в который будет окрашен фасад здания, принципиального значения не имеет. Также представлено письменное ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению, в обоснование которого указано, что заявленные в иске ремонтные работы могут проводиться в теплый период года, до начала отопительного сезона и, соответственно, до проведения осеннего осмотра. С учетом установившейся теплой и сухой погоды, являющейся благоприятной для проведения ремонтных работ по восстановлению окрасочного и штукатурного слоев фасадов, принимая во внимание, что договор управления многоквартирным домом заключен на определенный срок, соответственно может быть прекращен до исполнения судебного акта по настоящему делу, что затруднит или сделает невозможным исполнение решения суда, полагал, что имеются исключительные обстоятельства, дающие основания для обращения решения суда к немедленному исполнению.

Представитель ответчика ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» Зубцов И.А. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, пояснил, что требования истца неконкретны, указанный истцом ремонт является капитальным ремонтом, истцом не доказано, что данные работы относятся к текущему ремонту. В данном доме под штукатуркой везде пустоты. В данном многоквартирном доме еще в 2019 году должен был производиться капитальный ремонт фасада.

Ранее представителем ответчика представлены письменные возражения суть которых сводится к следующему. Привести фасад указанного многоквартирного дома в соответствие с требованиями Правил в рамках текущего ремонта не представляется возможным, поскольку ремонту подлежит 100% площади фасада многоквартирного дома по адресу г. Тверь, пр-т Ленина, д.30, что является работами по капитальному ремонту. Со ссылками на ч. 2 ст. 162, ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 166 ЖК РФ, п. 18, 21, 22 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», пп. «г» п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, указано, что ответчиком представлены объективные и достоверные доказательства необходимости проведения именно капитального ремонта фасада многоквартирного дома по адресу г. Тверь, пр-т Ленина, д. 30. Такая необходимость отражена в частности в акте весенне-осеннего осмотра составленном сотрудниками управляющей компании с участием собственников помещений. Кроме того, в 2019 году сотрудниками ООО «Эксперт-Сервис» было составлено техническое заключение №30/08/19/-ТО, согласно которого конструктивные элементы фасада требуют проведения комплексного капитального ремонта, устранение выявленных недостатков при текущей эксплуатации здания невозможно и нецелесообразно. Для обеспечения нормальных условий эксплуатации жилого дома и приведения фасада в работоспособное техническое состояние необходимо выполнить капитальный ремонт фасада. Собственниками помещений многоквартирного дома по адресу г. Тверь, пр-т Ленина, д. 30 выбран способ формирования фонда капитального ремонта - на счете регионального оператора, в соответствии с положениями раздела IX ЖК РФ в таком случае сбор денежных средств в качестве взносов на капитальный ремонт общего имущества, организация и проведение капитального ремонта является обязанностью регионального оператора - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области. Действующее законодательство не предусматривает обязанности управляющей компании проводить капитальный ремонт общего имущества. Обязанности предусмотренные п. 6 Правил оказания услуг и п. 22 Правил содержания в части установления необходимости проведения капитального ремонта фасада многоквартирного дома и доведения данной информации до собственников помещений ответчиком выполнены. Постановлением Правительства Тверской области № 379-пп от 28.08.2020 внесены изменения в Постановление Правительства Тверской области № 690-пп от 24.12.2013 «Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043». В частности Приложение к программе «Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества» изложено в новой редакции. Согласно указанного приложения в многоквартирном доме по адресу г. Тверь, пр-т Ленина, д.30 в период с 2017 по 2019 годы планировалось проведение капитального ремонта фасада (п. 1.987 Приложения), однако до настоящего времени соответствующие работы Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области не проведены. Кроме того, постановления Арбитражных судов по делу № А66-13251/2021 не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела. Дело № А66-13251/2021 рассматривалось в порядке упрощенного производства. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд не принял позицию управляющей компании, посчитав недоказанным необходимость в проведении капитального ремонта МКДв связи с отсутствием заключения именно судебной экспертизы. Вопрос о необходимости назначения строительно-технической экспертизы Арбитражными судами в ходе рассмотрения дела № А66-13251/2021 не рассматривался. Согласно постановления № 1664, при привлечении управляющей компании к административной ответственности рассматривался вопрос о несоответствии нормативным требованиям только главного фасада вышеуказанного многоквартирного дома, при рассмотрении жалоб управляющей компании на Постановление № 1664 Арбитражными судами изучались доводы только в отношении части фасада МКД, со стороны проезжей части, нормативное состояние и возможные способы устранения недостатков дворового и боковых фасадов многоквартирного дома по адресу г. Тверь, пр-т Ленина, д. 30, Арбитражными судами при рассмотрении жалоб ответчика не оценивались. Управляющая компания, в соответствии с требованиями действующего законодательства, дважды в год проводит сезонные осмотры общего имущества МКД. По результатам таких осмотров ежегодно составляются общие акты весеннего и осеннего осмотров зданий, согласно которых фасад МКД нуждается в капитальном ремонте. Таким образом план восстановительных работ фасада МКД, по мнению управляющей компании, предусматривает капитальный ремонт, какой еще план и на каком основании требует истец от ответчика непонятно. Истец не указывает, где именно на фасаде и в каком объеме необходимо устранить трещины, в каком объеме произвести окраску фасада, необходимо ли проводить ремонт цоколя и выступающих элементов фасада (балконных плит, козырьков и т.д.). Кроме того, в управляющей компании нет и никогда не было колеровочного паспорта МКД. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность управляющей компании по формированию таких паспортов.

Представитель третьего лица Администрации Пролетарского района в г. Твери Ястребова А.В. поддержала заявленные исковые требования.

Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ранее представлен отзыв, в котором просил удовлетворить заявленные исковые требования.

Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, отзывов не представили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что многоквартирный дом № 30 по проспекту Ленина в г. Твери находится в управлении ООО «ГУК Пролетарского района города Твери».

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Постановлением Административной комиссии г. Твери № 1664-АК/21 от 07 сентября 2021 г. ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 35 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 55 000 руб.

Согласно указанному постановлению установлено, что ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» осуществляет функции управления многоквартирным домом № 30 по пр-ту Ленина г. Твери. 02.07.2021 в ходе обследования городской территории общего пользования в Пролетарском районе города Твери установлено, что главный фасад дома № 30 по пр-ту Ленина в городе Твери имеет следующие видимые повреждения: выцветание и отслоение окрасочного слоя, трещины. 02.07.2021 администрацией Пролетарского района в городе Твери обществу направлено требование о приведении фасада МКД в нормативное состояние в семидневный срок. 20.07.2021 в ходе обследования городской территории общего пользования установлено, что фасад дома № 30 по пр-ту Ленина в городе Твери имеет те же видимые повреждения, в нормативное состояние фасад здания не приведен. Таким образом, ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» допустило нарушение утвержденных органом местного самоуправления муниципального образования Тверской области - города Твери Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 35 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях».

Решением Арбитражного суда Тверской области от 14 декабря 2021 г. отказано в удовлетворении ходатайства ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» о переходе к рассмотрению заявления по правилам административного судопроизводства, в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии города Твери № 1664-АК/21 от 07 сентября 2021 г. отказано.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2022 г. решение Арбитражного суда Тверской области от 14 декабря 2021 г. по делу № А66-13251/2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» - без удовлетворения.

Согласно акту осмотра объекта благоустройства, здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу г. Тверь, пр-т Ленина, д. 30, от 25 апреля 2022 г., составленному начальником отдела обеспечения деятельности административной комиссии правового управления Администрации города Твери Земцевым Р.В., в ходе осмотра установлено следующее:

- главный фасадздания на уровне первого этажа окрашен неоднородно красителями светло-зеленого и светло-желтого цветов в границах нежилых помещений, также в границах нежилого помещения первого этажа частично отделан плиткой в направлении от центра фасада до бокового фасада 1.

На уровне со второго по четвертый этажи главного фасада имеются визуально наблюдаемые выцветание, шелушение и отслоение окрасочного слоя светло-голубого цвета, под отслоившимся окрасочным слоем просматривается ранее нанесенный окрасочный слой светло-желтого цвета, имеются трещины штукатурного слоя, отслоения штукатурного и окрасочного слоев балконных плит. Вдоль фасада, за исключением угловых частей на границах боковых и главного фасадов отсутствуют воронки водостоков и колена водосточных труб на уровне четвертого этажа;

- боковой фасад 1 на уровне со второго по четвертый этажи имеет визуально наблюдаемые выцветание, шелушение и отслоение окрасочного слоя светло-голубого цвета, под отслоившимся окрасочным слоем просматривается ранее нанесенный окрасочный слой светло-желтого цвета. В границах нежилых помещений первого этажа окрашен неоднородно красителем, отличающимся от цветового решения бокового фасада 1 в целом;

- боковой фасад 2 имеет визуально-наблюдаемые выцветание, шелушение и отслоение окрасочного слоя светло-голубого цвета, под отслоившимся окрасочным слоем просматривается ранее нанесенный окрасочный слой светло-желтого цвета, следы неоднородного закрашивания красителями разных цветов (белого и голубого, более темного оттенка), не совпадающих с общим цветовым решением фасада, графические изображения;

- дворовый фасадздания имеет визуально наблюдаемые выцветание, шелушение и отслоение окрасочного слоя светло-голубого цвета, под отслоившимся окрасочным слоем просматривается ранее нанесенный окрасочный слой светло- желтого цвета, имеются трещины штукатурного слоя, отслоения штукатурного и окрасочного слоев на уровне кровли до обнажения кирпичной кладки, а также отслоения штукатурного и окрасочного слоев балконных плит, в угловой части фасада имеются следы местного оштукатуривания на уровне кровли и четвертого этажа без восстановления окрасочного слоя, отсутствует воронка водостока и колено водосточной трубы на уровне четвертого этажа у подъезда № 4 на границе с боковым фасадом 2 имеется отклонение водосточной трубы от места сопряжения с кровлей.

Следов разрушения, выпадения кирпичной кладки, визуально наблюдаемых отклонений наружных стен от вертикали в ходе осмотра фасадов здания по адресу: город Тверь, проспект Ленина, дом 30 не обнаружено.

Изложенное в указанном акте подтверждается фото таблицей к нему.

Аналогичные повреждения фасадов отражены в акте обследования территории (объекта) от 30 мая 2022 г., составленном специалистами администрации Пролетарского района в городе Твери и фото таблицей к нему.

Согласно письменным объяснениям представителя администрации города Твери Земцева Р.В., 30 июня 2022 г. им был осуществлен осмотр здания по адресу г. Тверь, пр-т Ленина, д. 30, объектами осмотра являлись: главный фасад здания, ориентированный на проспект Ленина (далее - главный фасад); боковой фасад здания, обращенный в сторону относительно ориентира улицы Маршала Буденного (боковой фасад 1); боковой фасад здания, обращенный в сторону относительно ориентира дома 28 по пр-ту Ленина в направлении улицы Маршала Захарова (боковой фасад 2); дворовый фасад здания (далее - дворовый фасад). В ходе осмотра установлены фактически те же повреждения фасадов, что отражены в акте от 25 апреля 2022 г., при этом указано, что выявленные 25 апреля 2022 г. отсутствие воронок водостоков и колен водосточных труб на уровне четвертого этажа главного фасада, отсутствие воронок водостока и колена водосточной трубы на уровне четвертого этажа подъезда № 2 и отклонение водосточной трубы от места сопряжения с кровлей у подъезда № 4 на границе с боковым фасадом 2, устранены. По всему периметру здания имеются повреждения окрасочного и штукатурного слоев цокольной части фундамента. Изложенное в объяснениях подтверждается приложенной к нему фото таблицей.

Факт наличия перечисленных повреждений фасадов здания ответчиком не оспаривался.

Ответчиком представлен акт комиссионного обследования фасада 4-х этажного многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Тверь, пр-кт Ленина, д. 30 от 27 июня 2022 г., в котором указано следующее. Визуально окрасочный слой по периметру всего фасада многоквартирного дома, за исключением первого этажа (нежилые помещения, расположенные на первом этаже), выходящего на проспект Ленина и улицу Маршала Буденного, имеет высолы с полным разрушением на площади 2 191,35 кв.м. (фасад выходящий на проспект Ленина и улицу Маршала Буденного со второго по четвертый этаж; два торцевых фасада и дворовой фасад с первого этажа по четвертый). Штукатурный слой фасада имеет многочисленные трещины в районе квартирных окон в направлении от углов вверх и вниз в отношении каждого оконного заполнения. При выборочном простукивании штукатурного слоя фасада первого этажа отчетливо прослеживается наличие пустот между штукатурным слоем и кирпичной кладкой несущих стен. Определить исчерпывающий объем пустот при настоящем осмотре не представляется возможным по причине отсутствия высотного оборудования. На дворовом фасаде дома в районе карнизного свеса кровли 3 подъезда имеется локальное разрушение штукатурного слоя с оголением кирпичной кладки на площади ориентировочно 2 кв.м. Основными причинами повреждения штукатурного и окрасочного слоев фасада многоквартирного дама являются общий физический и моральный износ, низкое качество материалов, использованных при изготовлении штукатурного слоя, отсутствие своевременно проведенного капитального ремонта фасада. На момент проведения осмотра водосточная система дома в исправном состоянии, целостная. Не закрепленные либо отсутствующие элементы водосточной системы отсутствуют. По результатам проведенного комиссионного обследования комиссия пришла к выводу, что для приведения фасада в нормативное состояние необходимо провести следующие виды работ: простукивание штукатурного слоя фасада на предмет выявления пустот на площади 2547,05 кв.м.; расшивка выявленных мест с пустотами в штукатурном слое фасада с последующим оштукатуриванием указанных мест; расшивка трещин штукатурного слоя фасада с последующим оштукатуриванием указанных мест; расчистка старой краски на площади 2 547,05 кв.м.; огрунтовка штукатурного слоя фасада (перед нанесением шпатлевки) на площади 2 547,05 кв.м.; шпатлевка штукатурного слоя фасада на площади 2 547,05 кв.м.; огрунтовка штукатурного слоя фасада (перед нанесением краски) на площади 2 547,05 кв.м.; окраска фасадными красками за 2 раза на площади 2 547,05 кв.м. Исходя из объемов необходимых работ, их характера и необходимой методики выполнения комиссия приходит к выводу о необходимости проведения на фасаде многоквартирного дома именно капитального ремонта всего фасада.

Ответчиком также представлены общие акты весеннего и осеннего осмотров зданий за 2019, 2020, 2021, 2022 годы в которых отражено, что имеется потребность в капитальном ремонте фасада.

Решением Тверской городской Думы от 16 октября 2014 г. № 368 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Твери» утверждены Правила благоустройства территории города Твери, которые действуют на всей территории города Твери и обязательны для исполнения всеми физическими лицами и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (пункт 1.2 Правил).

В соответствии с пунктом 2.1 Правил благоустройству подлежит вся территория г. Твери, все расположенные на ней здания (включая жилые дома), строения, сооружения и земельные участки, на которых они расположены.

В соответствии с пунктом 5.1 Правил благоустройства территории города Твери содержание зданий, строений, сооружений осуществляют их собственники или иные правообладатели самостоятельно либо за счет собственных средств посредством привлечения специализированных организаций.

Абзацами третьим и четвертым пункта 5.2 указанных Правил предусмотрены следующие общие требования к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений: цветовое решение должно соответствовать характеристикам и стилевому решению фасада, функциональному назначению объекта, окружающей среде; торцы зданий, строений, сооружений (боковые фасады), просматриваемые с улицы, стены и перекрытия арочных проездов полностью окрашиваются в цвета главного фасада, если иное не предусмотрено проектной документацией.

Абзацами вторым, третьим, пятым, шестым, восьмым пункта 5.3 Правил благоустройства территории города Твери определено, что содержание фасадов зданий, строений, сооружений включает: своевременный поддерживающий ремонт и восстановление конструктивных элементов и отделки фасадов, в том числе входных дверей и козырьков, ограждений балконов и лоджий, карнизов, крылец, входных площадок и отдельных ступеней, ограждений спусков и лестниц, пандусов и приямков, витрин, декоративных деталей и иных конструктивных элементов, и их окраску; обеспечение наличия и содержания в исправном состоянии водостоков, водосточных труб и сливов; герметизацию, заделку и расшивку швов, трещин и выбоин; восстановление, ремонт и своевременную очистку входных групп, отмосток, приямков цокольных окон и входов в подвалы; своевременную очистку и промывку поверхностей фасадов, в том числе элементов фасадов, в зависимости от их состояния и условий эксплуатации.

В силу подпунктов 5.5.1, 5.5.3, 5.5.4, 5.5.5 пункта 5.5 Правил собственники, иные правообладатели зданий, строений, сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны по мере необходимости очищать фасады; производить ремонт элементов здания, строения, сооружения, в том числе кровли, стыков, отмостки, окраску фасада; производить поддерживающий ремонт отдельных элементов фасада (цоколей, крылец, ступеней, пандусов, перил, приямков, входных дверей, ворот, цокольных окон, балконов и лоджий, водосточных труб, подоконных отливов, линейных открытий и иных конструктивных элементов). Ремонт должен проводиться не реже одного раза в три года. Конструктивные элементы и отделка фасадов подлежат восстановлению по мере их нормального износа или при возникновении обстоятельств их внезапного повреждения (аварии, стихийные бедствия, пожар и т.д.) в течение двух месяцев со дня прекращения действия данных обстоятельств.

Согласно подпунктам 5.7.1, 5.7.4, 5.7.5, 5.7.13 пункта 5.7 Правил благоустройства территории города Твери при эксплуатации фасадов не допускается: повреждение (загрязнение) поверхности стен фасадов зданий, строений, сооружений: подтеки, шелушение окраски, наличие трещин, отслоившейся штукатурки, облицовки, повреждение кирпичной кладки, отслоение защитного слоя железобетонных конструкций и т.п.; повреждение (отслоение, загрязнение) штукатурки, облицовки, окрасочного слоя цокольной части фасадов зданий, строений, сооружений, в том числе неисправность конструкции оконных, входных приямков; повреждение (загрязнение) выступающих элементов фасадов зданий, строений, сооружений: балконов, лоджий, эркеров, тамбуров, карнизов, козырьков и т.п.; частичная окраска фасадов (исключение составляет полная окраска первых этажей зданий, строений, сооружений.

В силу пункта 5.15 Правил благоустройства территории города Твери крыши зданий, строений, сооружений должны иметь водоотвод, не допускающий прямое попадание стекающей воды на пешеходов и пешеходные зоны. Желоба, воронки, водостоки должны быть неразрывны и рассчитаны на пропуск собирающихся объемов воды. Водостоки, выходящие на стороны зданий с пешеходными зонами, должны отводиться за пределы пешеходных дорожек.

В соответствии с пунктом 5.6 Правил благоустройства территории города Твери виды отдельных работ по содержанию жилых зданий, их периодичность определены приложением 1 к настоящим Правилам.

Пунктами 3, 3,1 Приложения 1 к Правилам благоустройства территории города Твери предусмотрено, что проверка технического состояния фасадов (в т.ч. на предмет наличия следов протечек стыков панелей, наличия коррозии, деформаций, трещин, повреждений в кладке, выветривания, наличия нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, конструкций, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках) проводится при проведении плановых осмотров два раза в год. При выявлении неисправностей, угрожающих здоровью людей, предусмотрено немедленное устранение (с ограждением опасной зоны), в остальных случаях срок устранения неисправностей составляет 7 суток.

В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ).

Выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков, а при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (пункт 9 Минимального перечня).

В соответствии с п. 2, 7 Приложения № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, в перечень работ по текущему ремонту стен и фасадов входят герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов; в перечень работ по текущему ремонту лестниц, балконов, крылец (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей входят восстановление или замена отдельных участков и элементов.

Осведомленность о техническом состоянии фасадов, отраженном в вышеуказанных актах, ответчиком не отрицалась, подтверждается в том числе составленными ответчиком общими актами весеннего и осеннего осмотров данного здания. При этом ответчику было известно о несоответствии главного фасада здания требованиям Правил благоустройства территории города Твери в связи с привлечением его к административной ответственности вышеуказанным постановлением административной комиссии города Твери.

Несоблюдение ответчиком требований Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16 октября 2014г. № 368, приводит к преждевременному обветшанию основных несущих конструкций дома, а именно: внешних стен фасадов, к разрушению защитных (штукатурного и окрасочного) слоев фасадов, и, кроме того, нарушает эстетическое восприятие здания многоквартирного дома, являющегося объектом благоустройства, в условиях городской застройки.

Таким образом, судом установлено, что обязанности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» надлежащим образом не выполнялись, что привело к возникновению вышеуказанных повреждений общего имущества многоквартирного дома, чем нарушены обязательные требования по использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, Правила благоустройства территории города Твери. Бездействие общества в области надлежащего содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома привело к возникновению вышеуказанных и приведенных в актах осмотра нарушений, устранения которых истец требует в судебном порядке.

Возражения представителя ответчика о том, что фасады дома требуют капитального ремонта, дом включен в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утвержденную Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 г. № 690-пп, суд отвергает, учитывая, что содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя не только капитальный, но и текущий ремонт жилого дома.

При этом действующее законодательство не ставит обязанность по содержанию жилищного фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от принятия или непринятия собственниками имущества в многоквартирном доме решения о проведении тех или иных ремонтных работ, поэтому непринятие решения не является препятствием для проведения неотложных, текущих работ, направленных на исполнение обязательных требований по обеспечению нормативно установленного уровня содержания общего имущества многоквартирного дома, которые должны быть исполнены независимо от решения общего собрания.

ООО «ГУК Пролетарского района города Твери», как организация, управляющая многоквартирным домом и обслуживающая общее имущество вышеуказанного многоквартирного жилого дома, несет ответственность за текущее содержание многоквартирного дома в надлежащем состоянии в силу закона.

Кроме того, п. 10 Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утвержденной Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 г. № 690-пп, предусмотрено, что в целях конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Тверской области и органы местного самоуправления утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта в порядке, установленном Правительством Тверской области.

Вместе с тем, дом 30 по пр-ту Ленина г. Твери в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, в краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержденные постановлениями Правительства Тверской области от 10 марта 2017 г. № 62-пп и от 14 августа 2020 г. № 360-пп на 2017-2019 и 2020-2022 годы, не включен.

Ответчиком также представлено техническое заключение по обследованию фасада жилого дома по адресу г. Тверь, пр-т Ленина, д. 30 от 10 марта 2019 г., составленное ООО «Эксперт-Сервис», из которого следует, что требуется капитальный ремонт фасада спорного многоквартирного дома.

Вместе с тем, данное заключение уже являлось предметом оценки арбитражного суда, также как и доводы ответчика о том, что фасад дома требует капитального ремонта, так согласно решению Арбитражного суда Тверской области от 14 декабря 2021 г., суд не усмотрел оснований для назначения судебной экспертизы. В постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2022 г. указано, что вышеуказанное заключение не соответствует требованиям законодательства об экспертной деятельности и содержащиеся в нем выводы представляют собой лишь частное мнение специалистов, профессиональная подготовка и квалификация которых документально не подтверждена. Четырнадцатым арбитражным апелляционным судом также указано, что в любом случае существование обстоятельств, связанных с необходимостью проведения в отношении многоквартирного дома капитального ремонта, не освобождает общество от исполнения обязанностей по текущему ремонту общего имущества спорного многоквартирного дома, к которому относится фасад дома.

Кроме того, пунктом 2.3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, предусмотрено, что в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования).

В соответствии с п. 2.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит, в том числе: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.

Таким образом, даже при необходимости проведения капитального ремонта фасадов, ответчик не может быть освобожден от обязанности надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства по содержанию и проведению текущего ремонта общедомового имущества до проведения ремонтных работ капитального характера.

Доводы представителя ответчика о том, что указанные в иске работы ввиду их объема относятся к капитальному ремонту, суд отвергает, как противоречащие вышеприведенным нормам действующего законодательства.

Ответчиком было заявлено ходатайство о назначении судебной строительно-технической экспертизы, в удовлетворении которого судом было отказано, в том числе с учетом наличия вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов, которыми установлены обстоятельства, не подлежащие оспариванию при рассмотрении данного дела.

Доказательств невозможности устранения выявленных нарушений требований к содержанию фасадов вышеуказанного многоквартирного дома посредством проведения работ по текущему ремонту, в материалах дела не имеется.

При этом суд также учитывает, что доказательств того, что спорный многоквартирный дом намечен к производству капитального ремонта фасадов в течение ближайших пяти лет, не представлено, в краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области данный многоквартирный дом не включен, конкретные сроки выполнения капитального ремонта фасадов данного дома не установлены, соответственно ответчик обязан выполнять текущий ремонт фасадов, в том числе при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период устранять выявленные неисправности до проведения ремонтных работ капитального характера.

Невыполнение управляющей компанией текущих работ по устранению неисправностей фасадов, при том, что конкретный срок выполнения капитального ремонта многоквартирного дома не установлен, с учетом отраженного в актах состояния фасадов дома, создает угрозу повреждения общего имущества многоквартирного дома и причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Доводы представителя ответчика о том, что требования истца не конкретны, суд отвергает, поскольку в исковом заявлении и представленных актах указаны конкретные недостатки подлежащие устранению, при этом ответчик как организация, на которую возложена обязанность по содержанию общего имущества дома, имеет возможность самостоятельно установить объем выявленных недостатков, а также объем работ, необходимых для их устранения.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что неисполнение ответчиком возложенных на него обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома нарушает права и законные интересы граждан, ответчик не обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также содержание общего имущества собственников дома.

Изложенные истцом обстоятельства ответчиком не опровергнуты. Достоверных и достаточных доказательств, указывающих на устранение к моменту рассмотрения дела всех выявленных нарушений, суду также не представлено.

Вместе с тем, судом установлено и подтверждено представителем истца, что выявленное 25 апреля 2022 г. отсутствие воронок водостоков и колен водосточных труб на уровне четвертого этажа главного фасада, отсутствие воронок водостока и колена водосточной трубы на уровне четвертого этажа подъезда № 2 и отклонение водосточной трубы от места сопряжения с кровлей у подъезда № 4 на границе с боковым фасадом 2, ответчиком устранены.

В связи с изложенным у суда не имеется оснований для признания незаконным бездействия по неисполнению требований абзаца третьего пункта 5.3, пункта 5.15 Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, а также для возложения на ответчика обязанности восстановить водосточные трубы и воронки водостоков. Соответственно в данной части исковых требований суд отказывает.

С учетом изложенного требования истца о признании незаконным бездействия ответчика по неисполнению требований абзацев третьего и четвертого пункта 5.2, абзацев второго, пятого, шестого, восьмого пункта 5.3, подпунктов 5.5.1, 5.5.3, 5.5.4 пункта 5.5, подпунктов 5.7.1, 5.7.4, 5.7.5, 5.7.13 пункта 5.7 Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, и пунктов 3, 3.1 Приложения № 1 к Правилам благоустройства территории города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, при содержании объекта благоустройства – здания многоквартирного дома № 30 по проспекту Ленина в городе Твери, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Требования истца о возложении обязанности в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее 01 июня 2022 г. провести проверку технического состояния главного, боковых и дворового фасадов здания по адресу г. Тверь, проспект Ленина, д. 30, разработать предусмотренный пунктом 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, план восстановительных работ, и произвести текущий ремонт главного, боковых и дворового фасадов многоквартирного дома в соответствии с этим планом восстановительных работ, суд полагает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Ответчиком дважды в год проводятся осмотры общего имущества спорного многоквартирного дома, что подтверждается общими актами весеннего и осеннего осмотров зданий.

Пунктом 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, предусмотрен перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, в который входит при выявлении повреждений и нарушений разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

Проведение проверки технического состояния фасадов помимо уже проведенных сезонных осмотров здания, действующими нормативными актами не предусмотрено, необходимость такой проверки истцом не обоснована.

Вышеуказанным Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, разработка плана восстановительных работ предусмотрена при необходимости, соответственно наличие такой необходимости устанавливается самой управляющей компанией. Учитывая, что объем повреждений фасадов уже определен в представленных истцом актах и может быть уточнен ответчиком при выполнении ремонтных работ, требования истца о выполнении текущего ремонта фасадов сформулированы достаточно конкретно, суд не усматривает необходимости в разработке плана восстановительных работ. При этом суд также учитывает возникшие в ходе рассмотрения дела разногласия представителя истца и представителя ответчика относительно содержания такого плана и отсутствие законодательно установленных требований к наличию и содержанию плана восстановительных работ.

Соответственно в указанной части требований суд отказывает.

Требования истца в части возложения обязанности произвести окраску фасадов в соответствии с существовавшим на момент выявления нарушения Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, и рассмотрения настоящего дела цветовым решением, а именно светло-голубого цвета, суд полагает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как указано истцом, Постановлением Администрации города Твери от 31.03.2022 № 271 «О признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации города Твери» признаны утратившими силу постановление Администрации города Твери от 25.06.2015 № 903 «Об утверждении Порядка согласования и изменения паспорта цветового решения фасада здания, строения, сооружения на территории города Твери» и постановление Администрации города Твери от 07.10.2020 № 1096 «О внесении изменений в Постановление Администрации города Твери от 25.06.2015 № 903 «Об утверждении Порядка согласования и изменения паспорта цветового решения фасада здания, строения, сооружения на территории города Твери».

Вопросы порядка согласования и изменения паспорта цветового решения фасада здания в настоящее время на территории города Твери не урегулированы.

Судом установлено, что паспорт цветового решения в отношении спорного многоквартирного дома не оформлялся и у ответчика отсутствует. Как указано представителем истца в ходе рассмотрения дела, цвет, в который будут окрашены фасады спорного многоквартирного дома, принципиального значения не имеет.

Из представленных актов осмотра следует, что фасад спорного многоквартирного дома окрашен в светло-голубой цвет, под отслоившимся окрасочным слоем просматривается ранее нанесенный окрасочный слой светло-желтого цвета, имеются следы неоднородного закрашивания красителями разных цветов (белого и голубого, более темного оттенка), не совпадающих с общим цветовым решением фасада.

При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности по окрашиваю фасадов в конкретный цвет, в том числе в светло-голубой, как просит истец.

Соответственно в данной части требований суд отказывает.

На основании изложенного суд полагает необходимым обязать ответчика исполнить вышеуказанные требования Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, при содержании многоквартирного дома № 30 по проспекту Ленина в городе Твери, а именно произвести текущий ремонт главного, боковых и дворового фасадов многоквартирного дома по адресу г. Тверь, проспект Ленина, д. 30, в том числе, устранить трещины штукатурного слоя фасадов и балконных конструкций, произвести окраску фасадов: главный фасад, начиная со второго и по четвертый этажи включительно до уровня кровли; боковой фасад, обращенный к дому № 28 по проспекту Ленина в г. Твери и в направлении ул. Маршала Захарова – цокольную часть фасада, а также фасад на уровне первого, второго, третьего и четвертого этажей до уровня кровли; боковой фасад со стороны ул. Маршала Буденного – начиная со второго по четвертый этаж включительно до уровня кровли; дворовый фасад – цокольную часть фасада, а также фасад на уровне с первого по четвертый этажи включительно до уровня кровли.

На основании статьи 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить для исполнения решения суда срок до 01 октября 2022 г., который является разумным и достаточным. При этом суд исходит из того, что данные виды работ подлежат выполнению в теплый период года, до начала отопительного сезона.

Суд не соглашается с предложенным истцом сроком выполнения текущего ремонта фасадов в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее 01 сентября 2022 г., полагая его недостаточным, учитывая дату принятия решения суда.

Истец также просил суд на случай неисполнения судебного акта в установленный судом срок взыскать с ответчика в пользу истца судебную неустойку в размере 10 000 руб. за каждый месяц просрочки исполнения решения суда.

В соответствии со ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).

Защита кредитором своих прав в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не освобождает должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (глава 25).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 28, 31, 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).

Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 ГК РФ).

Суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.

Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (часть 4 статьи 1 ГПК РФ, части 1 и 2.1 статьи 324 АПК РФ).

Удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения.

Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение.

При определении размера судебной неустойки суд исходит из принципа разумности и справедливости, недопустимости извлечения выгоды из недобросовестного поведения, учитывает необходимость соблюдения баланса интересов участвующих в деле лиц, и считает, что заявленный размер неустойки и порядок ее исчисления является разумным и соразмерным последствиям нарушения обязательства, не нарушает баланс интересов сторон, и полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца судебную неустойку на случай неисполнения решения суда в размере 10000 руб. за каждый месяц просрочки исполнения решения суда, начиная с 02 октября 2022 г. по день фактического исполнения решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

С учетом обстоятельств дела, оснований для обращения решения к немедленному исполнению в соответствии с положениями ст. 212 ГПК РФ, суд не усматривает, поскольку особых обстоятельств, вследствие которых замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным, судом не установлено.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с удовлетворением иска, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета государственную пошлину, от уплаты которой истец при подаче искового заявления освобожден в силу указаний закона, в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Администрации города Твери (ИНН 6901000920, ОГРН 1066950062717) удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери» (ИНН 6950185135, ОГРН 1146952014747) по неисполнению требований абзацев третьего и четвертого пункта 5.2, абзацев второго, пятого, шестого, восьмого пункта 5.3, подпунктов 5.5.1, 5.5.3, 5.5.4 пункта 5.5, подпунктов 5.7.1, 5.7.4, 5.7.5, 5.7.13 пункта 5.7 Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, и пунктов 3, 3.1 Приложения № 1 к Правилам благоустройства территории города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, при содержании объекта благоустройства – здания многоквартирного дома № 30 по проспекту Ленина в городе Твери.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери» (ИНН 6950185135, ОГРН 1146952014747) исполнить вышеуказанные требования Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, при содержании многоквартирного дома № 30 по проспекту Ленина в городе Твери, а именно в срок до 01 октября 2022 г. произвести текущий ремонт главного, боковых и дворового фасадов многоквартирного дома по адресу г. Тверь, проспект Ленина, д. 30, в том числе, устранить трещины штукатурного слоя фасадов и балконных конструкций, произвести окраску фасадов:

- главный фасад, начиная со второго и по четвертый этажи включительно до уровня кровли;

- боковой фасад, обращенный к дому № 28 по проспекту Ленина в г. Твери и в направлении ул. Маршала Захарова – цокольную часть фасада, а также фасад на уровне первого, второго, третьего и четвертого этажей до уровня кровли;

- боковой фасад со стороны ул. Маршала Буденного – начиная со второго по четвертый этаж включительно до уровня кровли;

- дворовый фасад – цокольную часть фасада, а также фасад на уровне с первого по четвертый этажи включительно до уровня кровли.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери» (ИНН 6950185135, ОГРН 1146952014747) в пользу Администрации города Твери (ИНН 6901000920, ОГРН 1066950062717) судебную неустойку на случай неисполнения решения суда в размере 10000 (десять тысяч) рублей за каждый месяц просрочки исполнения решения суда, начиная с 02 октября 2022 г. по день фактического исполнения решения суда.

В удовлетворении остальной части исковых требований администрации города Твери к Обществу с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери» о признании незаконным бездействия по неисполнению требований абзаца третьего пункта 5.3, пункта 5.15 Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, возложении обязанности в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее 01 июня 2022 г. провести проверку технического состояния главного, боковых и дворового фасадов здания по адресу г. Тверь, проспект Ленина, д. 30, разработать предусмотренный пунктом 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, план восстановительных работ, произвести текущий ремонт главного, боковых и дворового фасадов многоквартирного дома в соответствии с планом восстановительных работ, произвести окраску фасадов в соответствии с существовавшим на момент выявления нарушения Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, и рассмотрения настоящего дела цветовым решением, а именно светло-голубого цвета, установлении срока выполнения текущего ремонта фасадов в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее 01 сентября 2022 г., отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери» (ИНН 6950185135, ОГРН 1146952014747) государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Тверской области – городской округ город Тверь в размере 300 (триста) рублей.

В удовлетворении ходатайства Администрации города Твери об обращении решения суда к немедленному исполнению отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.С. Комарова

Решение в окончательной форме принято 08 июля 2022 г.

Судья Е.С. Комарова

1версия для печатиДело № 2-713/2022 ~ М-442/2022 (Решение)