Ленинский районный суд г. Владикавказ,Республика Северная Осетия – Алания Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Владикавказ,Республика Северная Осетия – Алания — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-714/10г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Владикавказ 28 июля 2010 года
Ленинский районный суд г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Панаиотиди И.В.,
при секретаре Хубецовой А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Республики Северная Осетия-Алания и Республики Северная Осетия-Алания о признании членом семьи, признании участником подпрограммы «Жилье», признании права на получение государственного жилищного сертификата и возложении обязанности по предоставлению государственного жилищного сертификата,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Республики Северная Осетия-Алания и Республики Северная Осетия-Алания о признании членом семьи, признании участником подпрограммы «Жилье», признании права на получение государственного жилищного сертификата и возложении обязанности по предоставлению государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании представитель истицы ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, полностью поддержала заявленные требования и пояснила, что отец истицы - ФИО3, являлся ветераном Великой Отечественной Войны. Воевал с 1942 по 1945 годы. Получил ранение, был контужен. После окончания войны служил в Воздушно-десантных войсках СССР. В 1968 году уволился в запас. Квартиру, которую занимал с семьей в сдал. Затем семья Т-вых стала проживать в у родственников, после их смерти отец произвел обмен квартиры в Баку на квартиру в . Однако, эту квартиру пришлось покинуть еще в период первого осетино-грузинского конфликта. В 1994 года семья Т-вых вынужден была переселиться во Владикавказ к родственникам. В 2001 году ФИО3 был принят на учет по месту жительства в Северо-Западной префектуре в льготный список на получение жилой площади как офицер в отставке. В 2006 году его документы были переданы в Минстрой, но в план на получение сертификата он попадал только в 2008 году. Однако и в 2008 году Государственный жилищный сертификат на приобретение жилья он не получил, а в июне 2009 года умер.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на заседаниях рабочей группы при Правительстве РСО-А по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы» рассматривался вопрос о выделении ГЖС. При обсуждении было учтено, что поскольку ФИО3 умер необходимо рассматривать вопрос о предоставлении ГЖС на одного человека - истицу, поскольку она была включена в его заявление на получение государственного жилищного сертификата. Однако в предоставлении сертификата было отказано на том основании, что отец якобы все время до получения гражданства РФ проживал в в приватизированной им квартире по адресу . Кроме того, основанием к отказу послужило то, что не были представлены сведения о том, что ФИО1 находилась на иждивении отца. Считает, что своими действиями ответчики допускают ошибку в применении норм права.
Таким образом, отказ аргументированный наличием у отца квартиры в , считает необоснованным и несоответствующим закону.
В связи с изложенным, просила суд признать ФИО1 членом семьи ее отца ФИО3, признать ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»; признать за ней право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом и обязать Республики Северная Осетия-Алания предоставить истице социальную выплату за счет средств федерального бюджета, удостоверяемую государственным жилищным сертификатом, в размере стоимости 33 кв.м. общей площади жилого помещения, в соответствии с очередностью согласно сводным спискам граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденным Республики Северная Осетия-Алания на текущий 2010 год.
Представитель Республики Северная Осетия-Алания ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признал и пояснил, что доказательств того, что ФИО1 являлась членом семьи своего умершего отца ФИО3, который являлся участником подпрограммы, истицей не было представлено. ФИО3 имел собственное жилое помещение для постоянного проживания в г и не мог считаться участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Его постановку на жилищный учет в префектуре Северо-Западного муниципального округа г.Владикавказа следует считать на сегодняшний день неправомерной. Доводы истицы о том, что наличие жилья у ФИО3 на территории государства - участника СНГ не является правовым препятствием для получения им жилья на территории Российской Федерации являются ошибочными, поскольку ни Грузия, ни Южная Осетия не ратифицировали соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Более того, Правилами, а также действующим гражданским и жилищным законодательством РФ не предусмотрена форма письменного отказа от льготы и передача льготы члену семьи, что представила ФИО5, согласно которого она передает право на получение льготы своей дочери ФИО1 В связи с вышеизложенным, просил суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать за их необоснованностью и незаконностью.
Представитель Республики Северная Осетия-Алания ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебном заседании исковые требования также не признал и возражал против их удовлетворения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО7, действующая в судебном заседании на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Согласно статьи 6 раздела 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (части 2 и 3 статьи 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18). Все равны перед законом и судом (статья 19). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
ФИО1 воспользовалась в полной мере предоставленным ей конституционным правом на защиту своих прав и интересов.
Из представленных в суд материалов установлено, что отец ФИО1 – ФИО3 являлся полковником российской армии, офицером запаса, ветераном Воздушно-десантных войск СССР, четырежды орденоносцем: три ордена «Красной звезды» и один орден «Великой Отечественной войны II степени», имеет четыре благодарности от Верховного Главнокомандующего Советского Союза ФИО8 и около двадцати различных медалей. Общая продолжительность военной службы составила 26 лет 5 месяцев.
Статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до ДД.ММ.ГГГГ принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К тому же, офицеры в воинских званиях полковник имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.
В силу п. 22 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» улучшение жилищных условий военнослужащих, а также пользование жилыми помещениями должно производиться на общих основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. По установленным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО3 постановлением главы г.Владикавказа № признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ в Северо-Западной префектуре г.Владикавказа. Какого-либо жилья для постоянного проживания ни у него, ни у членов его семьи не имелось, что подтверждается соответствующими справками из регистрирующих органов.
Из письма начальника отдела по учету и распределению жилой площади г.Владикавказа ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 был заверен в том, что до ДД.ММ.ГГГГ он будет включен в сводный список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 год и утвержденный список городской администрацией будет направлен в Республики Северная Осетия-Алания для последующего решения вопроса о предоставлении жилья.
Однако данного письма ФИО3 не дождался, как и не дошла до него очередь на получение жилой площади по причине его смерти, что подтверждается свидетельством о смерти I-ИО №, из которого следует, что он умер ДД.ММ.ГГГГ, запись акта о смерти №.
У покойного ФИО3 после смерти остались его супруга ФИО5 и дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как было установлено судом, ФИО5 длительное время проживает за пределами республики. С момента переезда семьи Т-вых в г.Владикавказ ФИО3 постоянно проживал со своей дочерью ФИО1 у своих близких родственников. Указанное подтверждается записями в домовой книге на квартиру, принадлежащую племяннику ФИО3 – ФИО10, и справках о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, из которых видно, что и ФИО3, и его дочь ФИО11 зарегистрированы в квартире ФИО10 Из подготовленного инспектором по жилищным вопросам городской администрации акта проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в принадлежащей ФИО10 квартире, расположенной по , проживают ФИО10 со своей семьей и ФИО3 со своей дочерью ФИО1 В акте указано, что ФИО3 заслуживает улучшения своих жилищных условий, поскольку находится в преклонном возрасте, имеет боевые ранения и ему требуется покой.
Более того, факт совместного проживания отца и дочери одной семьей, а также осуществления ею заботы об отце подтвердили допрошенные судом в ходе разбирательства по делу в качестве свидетелей хозяин квартиры ФИО10, сосед по дому ФИО14 и ведущий специалист по распределению жилья г.Владикавказа ФИО12, которая, в частности показала, что ФИО3 как офицер запаса состоял в очереди на получение жилья как участник подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Проживал ФИО3 вместе со своей дочерью ФИО1 у своего племянника в квартире, своего жилья у них не было. ФИО1 проявляла заботу о своем отце, ухаживала за ним. Жилье семья Т-вых так и не получила. После смерти ФИО3 администрацией местного самоуправления г.Владикавказа было принято решение о включении ФИО1 в очередь на получение жилья.
Действительно, как усматривается из постановления администрации местного самоуправления г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменениях в списках граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» было определено, что в связи со смертью офицера запаса ФИО3 очередность на получение жилой площади была переведена на его дочь ФИО1 Данное постановление имеет юридическую силу, никем не отменено и не обжаловано.
Более того, из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что ни у ФИО5, ни у ФИО1 каких-либо объектов недвижимого имущества на праве собственности не имеется. Своим заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным начальнику отдела по учету и распределению жилой площади городской администрации, ФИО5, вдова ФИО3, отказывается от получения государственного жилищного сертификата в пользу своей дочери ФИО1, которая проживала с отцом у родственников в с 2001 года. Из запрошенной судом в Отделе ЗАГСа информации следует, что отсутствуют сведения о заключении брака гр.ФИО1
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
видно, что ФИО3 на праве собственности принадлежала квартира, расположенная в .
В силу положений решения Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ВКПИ01-23 правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем на территории Российской Федерации могут являться только право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории Российской Федерации и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав.
Жилые помещения, расположенные за пределами Российской Федерации, подпадают под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся.
Следовательно, учитывая сведения об отсутствии у ФИО3 на территории России объектов недвижимого имущества, суд приходит к выводу о правомерности притязаний ФИО3, а теперь уже после его смерти – дочери ФИО1 на предоставление жилой площади.
Исходя из изложенного, суд считает, что принятые на заседаниях рабочей группы при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ решения о снятии с рассмотрения вопроса о выделении жилищного сертификата ФИО1 в связи с имеющимися замечаниями являются неправомерными.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами , относятся:
супруга (супруг);
несовершеннолетние дети;
дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В силу ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Ч. 1 ст. 69 ЖК РФ определено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Более того, нормой жилищного законодательства, действовавшего на момент признания ФИО3 нуждающимся в предоставлении жилой площади и постановки его в соответствующую очередь для предоставления жилья, в частности ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР, а также п. 10 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. При этом, члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения.
Кроме того, в соответствии со ст. 2 Семейного кодекса России членами семьи являются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Согласно п.п. «а» п. 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним дети гражданина - участника подпрограммы. При этом, п. 16 Правил предусмотрен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, который для одиноко проживающего гражданина составляет 33 кв.м.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО1 о признании членом семьи ее отца ФИО3, признании ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», а также о признании за ней право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, являются обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Республики Северная Осетия-Алания и Республики Северная Осетия-Алания о признании членом семьи, признании участником подпрограммы «Жилье», признании права на получение государственного жилищного сертификата и возложении обязанности по предоставлению государственного жилищного сертификата удовлетворить в полном объеме.
Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, членом семьи ее отца ФИО3.
Признать ФИО1 участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Признать за ФИО1 право на улучшение ее жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Обязать Республики Северная Осетия-Алания предоставить ФИО1 социальную выплату за счет средств федерального бюджета, удостоверяемую государственным жилищным сертификатом, в размере стоимости 33 кв.м. общей площади жилого помещения, в соответствии с очередностью согласно сводным спискам граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденным Правительством Республики Северная Осетия-Алания на текущий 2010 год.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Северная Осетия-Алания в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме.
Судья И.В.Панаиотиди