ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7149/18 от 06.09.2018 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-7149/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Машкалевой О.А.

при секретаре Ухановой М.С.,

с участием:

истца ФИО1, его представителя ФИО2,

представителя ответчика УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

06 сентября 2018 года гражданское дело по иску ФИО1 к УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное), ОПФР по Республике Коми о признании решения незаконным, обязании назначить пенсию,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное), ОПФР по Республике Коми о признании незаконными решений № ... от ** ** ** и № ... от ** ** **, обязании назначить досрочную пенсию по старости с 27.10.2017. В обоснование требований указал, что решением УПФР в г.Сыктывкаре ему отказано в назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы. ОПФР по РК оставило без изменение решения УПФР в г.Сыктывкаре. Однако при решении вопроса назначения пенсии ответчиками не были засчитаны в стаж с тяжелыми условиями труда периоды работы с 20.10.1986 по 16.06.1987 в качестве ... и в стаж работы на должностях ... периоды работы с 15.11.1991 по 12.05.1995 ....

В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали.

Представитель ответчика с требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель соответчика отсутствует, просит дела рассмотреть без его участия, представив письменный отзыв, в котором указано, что ОПФР по Республике Коми является ненадлежащим ответчиком по делу.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец 27.10.2017 обратился в УПФР в г. Сыктывкаре с заявлением о назначении пенсии по старости.

Решением УПФР в г. Сыктывкаре № ... от ** ** ** истцу установлен: страховой стаж – ** ** **, стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - ** ** **, в назначении пенсии по старости отказано ввиду отсутствия требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера.

Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного ст. 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно записям трудовой книжки истец в период с 20.10.1986 по 16.06.1987 работал ...

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение пенсии имеют мужчины по достижении возраста 50 лет при наличии страхового стажа не менее 25 лет, стажа работы с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а за периоды работы до 01.01.1992 и Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173.

В разделе 29 «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» Списка № 2 от 22.08.1956 указаны «...».

В соответствии с разделом 27 Списка № 2 от 26.01.1991 право на досрочное назначение пенсии имеют ... строительных и монтажных работ, производители работ на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов.

В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N 29 работа в особых условиях труда подлежит включению в специальный стаж при условии, постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 N 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Из приведенных нормативных положений следует, что характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Документов, подтверждающих занятость полный рабочий день на работах по строительству зданий и сооружений, истцом не представлено.

В связи с чем, доводы истца о необходимости включения в стаж с тяжелыми условиями труда периода работы с 20.10.1986 по 16.06.1987 необоснованны.

В период с 15.11.1991 по 30.07.1992 истец работал ..., с 31.07.1992 по 12.05.1995 ....

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437.

Согласно Списку должностей работников Государственной противопожарной службы, право на досрочное назначение пенсии имеет ... автомобиля (...), ...).

Так как должность ... предусмотрена Списками, то доводы истца о включении в стаж работы на должностях Государственной противопожарной службы периода работы с 15.11.1991 по 30.07.1992 обоснованны.

Приказом № 15 от 31.07.1992 ФИО1 назначен .... Приказом № 20 от 01.06.1994 введена в действие штатная расстановка, согласно которой водитель ФИО1 вошел в состав .... Приказом № 13 от 12.05.1995 ФИО1, ..., уволен с 12.05.1995 по личному желанию.

Согласно представленным штатам в ... должность ... была предусмотрена в группе ..., в ... должность ... предусмотрена в штате ....

В соответствии с Уставом пожарной службы, утвержденный приказом МВД РФ N 257 от 05.07.1995, основными задачами караульной службы являются обеспечение постоянной готовности караулов к ведению боевых действий при тушении пожаров в период дежурства.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об обоснованности доводов истца о включении периода работы с 31.07.1992 по 12.05.1995 в стаж работы на должностях Государственной противопожарной.

В связи с этим, требование истца о признании незаконным решения № ... от ** ** ** в части отказа в зачете в стаж работы на должностях ... работы с 15.11.1991 по 12.05.1995 подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

При зачете периода работы с 15.11.1991 по 12.05.1995 в стаж работы на должностях Государственной противопожарной с учетом суммирования работы в районах Крайнего Севера стаж работы истца в районах Крайнего Севера составит 14 лет 2 месяца 23 дня, что не достаточно для права на пенсию с 27.10.2017. С учетом данного стажа истец имеет право на пенсию по достижении возраста 55 лет 4 месяцев.

Учитывая нормы пункта 43 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 884н "Об утверждении правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе, работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", суд приходит к выводу об обязании УПФР в г.Сыктывкаре назначить истцу пенсию с 01.03.2018.

Письмо ОПФР по РК № ... от ** ** ** по сути является ответом на обращение истца, которое подтвердило обоснованность вынесенного УПФР в г.Сыктывкаре решения об отказе в назначении пенсии, не является решением об отказе в назначении пенсии и никаких правовых последствий для истца не несет.

С учетом норм п. 1 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях", ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 884н решение о назначении или отказе в назначении пенсии принимают территориальные органы ПФР, в данном случае – УПФР в г.Сыктывкаре.

В связи с этим, требование истца о признании решения ОПФР по РК № ЕШ-Ш-777-14-12/6444 от 04.07.2018 не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) № ... от ** ** ** в части отказа в зачете в стаж ФИО1 работы на должностях ... периода работы с 15.11.1991 по 12.05.1995.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 01.03.2018.

Требования ФИО1 о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) № ... от ** ** ** в части отказа в зачете в стаж работы с тяжелыми условиями труда периода работы с 20.10.1986 по 16.06.1987, признании незаконным решения Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми № ... от ** ** **, обязании назначить страховую пенсию по старости с 27.10.2017 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья О.А. Машкалева