Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 марта 2011 Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,
при секретаре Андриановой Е.А.,
с участием прокурора Жаровской И.А., истца Козловского А.В., представителя ответчика Афанасьева Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловского А.В. к Администрации города Дзержинска о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
Установил:
Истец обратился с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что согласно трудовому договору между истцом и Администрацией города Дзержинска от 11.04.2006 года № в соответствии со статьями 58 и 59 Трудового кодекса РФ, заключенному на неопределенный срок, истец замещал высшую муниципальную должность муниципальной службы - <данные изъяты>. Распоряжением Мэра города Дзержинска ФИО1 от 30.12.2010 года № «Об освобождении от занимаемой должности муниципального служащего Козловского А.В.» истец уволен с указанной должности. Основанием к увольнению указаны: статья 42 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», часть 1 статьи 60 и часть 2 статьи 52 Устава городского округа город Дзержинск, часть 2 статьи 77 Трудового кодекса РФ. Часть 2 статьи 77 и пункт 14 части 1 статьи 81 ТК РФ предусматривают возможность установления дополнительных, по отношению к регламентированным Трудовым Кодексом РФ, оснований прекращения трудовых договоров - трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами. В соответствии со статьей 42 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а так же принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. В статье 19 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25 -ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и в статье 18 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 года № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области», помимо оснований для прекращения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, предусмотрены основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя (работодателя). Представитель нанимателя (работодателя) городского округа города Дзержинска - Мэр города, не воспользовался указанными основаниями при издании распоряжения №. Часть 3 статьи 6 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 года № 99-З «О муниципальной службе Нижегородской области» предусматривает заключение срочного трудового договора с муниципальным служащим, замещающим должность муниципальной службы, учрежденной в органах местного самоуправления и предусмотренной в реестре должностей муниципальной службы в Нижегородской области для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, на срок его полномочий. В указанной части статья 6 Закона № 99-З, часть 1 статьи 60 и часть 7 статьи 52 Устава городского округа город Дзержинск могут соответствовать действующему законодательству, если получат последующую нормативно-правовую поддержку: по определению перечня должностей муниципальной службы, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий лица, замещающего муниципальную должность; по определению порядка заключения и прекращения трудового договора с указанными муниципальными служащими и т.д. Таким образом, считает, что распоряжение Мэра города Дзержинска № от 30.12.2010 года имеет нарушение части 5 статьи 84.1 ТК РФ - запись в трудовую книжку об обосновании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующую статью, часть статьи, пункт статьи настоящего кодекса или иного федерального закона. Кроме того, увольнение с указанной должности произведено по основанию, не предусмотренному действующим законодательством и нарушает ТК РФ. Просит признать увольнение с занимаемой должности <данные изъяты> 30.12.2010 года незаконным и восстановить в прежней должности, оплатить время вынужденного прогула с 31.12.2010 года в размере 178227,66 рублей.
В ходе рассмотрения дела истец исковые требования дополнил, мотивируя его тем, что 11.04.2006 года истцом был заключен трудовой договор №, в соответствии с которым истец был принят на должность муниципального служащего <данные изъяты> с 17.04.2006 года на неопределенный срок. 18.04.2006 года Мэром города Дзержинска издано распоряжение № о приеме на работу и назначении на муниципальную должность истца временно до согласования с Городской Думой города Дзержинска. 24.05.2006 года Городской Думой города Дзержинска принято решение № о согласовании назначения истца на муниципальную должность <данные изъяты>. 05.07.2006 года распоряжением Мэра города Дзержинска № истец был назначен постоянно на должность <данные изъяты>. 30.12.2010 года Мэром города Дзержинска принято оспариваемое распоряжение об освобождении истца от занимаемой должности, которое считает незаконным. Частью 2 статьи 3 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» установлено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим федеральным законом. Вместе с тем, ч. 3 и ч. 4 ст. 5 ТК РФ говорит о том, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс. Ранее действующее законодательство позволяло органам местного самоуправления принимать акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции, однако с принятием Федерального закона от 30.06.2006 года № 90-ФЗ, статья 7 ТК РФ «Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, утратила силу. Кроме того, согласно статьям 72 и 73 Конституции РФ вопросы трудового законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по принятию правовых актов, регулирующих трудовые отношения. Поэтому ссылки в распоряжении об увольнении истца на Устав городского округа город Дзержинск являются незаконными и не соответствующими действующему законодательству. С истцом был заключен трудовой договор на неопределенный срок, что согласуется с положениями п. 1 ст. 2 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», в соответствии с которой муниципальной службой признается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора. Данный факт подтверждается так же тем, что должность <данные изъяты> направлена на обеспечение исполнения полномочий не главы местной администрации, а местной администрации как органа местного самоуправления. А сложение полномочий перед вновь избранным Мэром относится в соответствии с статьей 59 ТК РФ (срочный трудовой договор) к лицам, заключившим трудовой договор при поступлении на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти или органах местного самоуправления. Часть 2 статьи 77 ТК РФ, на которую имеется ссылка, статья 19 Федерального Закона «О муниципальной службе в РФ» и статья 18 Закона Нижегородской области «О муниципальной службе в Нижегородской области» не предусматривают в качестве основания для расторжения трудового договора - сложение полномочий перед вновь избранным Мэром города. Просит признать незаконным и отменить распоряжение Мэра города Дзержинска № от 30.12.2010 года «Об освобождении от занимаемой должности муниципального служащего Козловского А.В.», признать незаконным увольнение истца с должности муниципального служащего <данные изъяты>, восстановить истца на работе в должности <данные изъяты>, взыскать с Администрации города Дзержинска в качестве возмещения морального вреда 10000 рублей, долг по заработной плате за время вынужденного прогула с 31.12.2010 года до вынесения решения суда.
В судебном заседании истец Козловский А.В. исковые требования поддержал, подтвердив изложенные в иске обстоятельства, пояснил, что законодательство Российской Федерации при определении принципов организации местного самоуправления установила наличие трех органов: городская дума, мэр и администрация города, выполняющая исполнительно-распорядительную функцию. Исполнительно-распорядительная власть, реализуя свои полномочия, решает вопросы местного значения, приходи и уход мэра города не может влиять на работу администрации. <данные изъяты> не обеспечивают его деятельность, а работают в администрации. В 2010 году прокурор города вышел с требованием о внесении изменений в Устав города в той части, где было указано что <данные изъяты> и начальники управления слагают полномочия перед вновь избранным мэром, и по протесту прокурора городская дума внесла изменения в устав и эти изменения зарегистрированы. Считает свое увольнение незаконным, в силу чего ему причинен моральный вред, выразившийся в нравственных переживаниях, что привело к ухудшению здоровья, перенес <данные изъяты>. С распоряжением об увольнении был ознакомлен 30.12.2010 года, это последний рабочий день, 31.12.2010 года получил трудовую книжку. При увольнении ему была выплачена компенсация за все неиспользованные отпуска с 2008 года в соответствии с распоряжением мэра города Дзержинска № от 30.12.2006 года, поскольку за эти периоды отпуска он использовал не полностью. В случае восстановления его на работе данные денежные средства могут быть учтены при предоставлении очередного отпуска. Возражений по предоставленной ответчиком справке о его заработной плате не имеет.
Представитель ответчика по доверенности Афанасьев Д.И. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что 30.12.2010 года Мэром города Дзержинска было принято распоряжение № «Об освобождении от занимаемой должности муниципального служащего Козловского А.В.». Оспариваемое распоряжение принято в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. Правовыми основаниями для принятия распоряжения являются статья 77 ТК РФ, статья 42 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 60, ч. 7 ст. 52 Устава городского округа город Дзержинск. В соответствии с ч. 2 ст. 77 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Федеральным законом, который устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и определяет государственные гарантии его осуществления в соответствии с Конституцией РФ, является Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (специальный закон). Согласно статье 42 указанного Федерального закона правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а так же принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, а так же настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, иные муниципальные правовые акты. На основании ч. 7 ст. 52 Устава городского округа город Дзержинск <данные изъяты> слагают свои полномочия перед вновь избранным Мэром города. Указанная норма согласуется так же с ч. 1 ст. 60 Устава городского округа город Дзержинск, в соответствии с которой <данные изъяты> назначаются мэром города по согласованию с городской Думой на срок его полномочий и слагают свои полномочия перед вновь избранным Мэром города не позднее трех дней с момента вступления его в должность. Во исполнении ст. 84.1 ТК РФ Козловский А.В. был ознакомлен под роспись с распоряжением Мэра об увольнении, о чем имеется соответствующая отметка. В предоставленной уточненной справке о заработной плате истца указаны полученные истцом премии, которые предусмотрены Положением об оплате труда. 29 декабря 2010 года на заседании городской думы в Устав города были внесены изменения, в том числе в статьи 52, 60 Устава, однако изменения были зарегистрированы лишь 15.02.2011 года, и на момент увольнения истца соответствующие нормы Устава действовали. До настоящего времени изменения в Устав не опубликованы.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, а также принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего необходимым восстановить на работе истца, взыскать в его пользу заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда исходя из принципа разумности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 11 апреля 2006 года между Администрацией города Дзержинска и истцом Козловским А.В. был заключен трудовой договор №, по условиям которого истец был назначен на муниципальную должность <данные изъяты> с исполнением обязанностей по указанной муниципальной должности на неопределенный срок с испытательным сроком на три месяца, с обязательствами по исполнению трудового договора с 17.04.2006 года на неопределенный срок. Распоряжением Мэра города Дзержинска № от 18.04.2006 года истец Козловский А.В. был назначен на муниципальную должность <данные изъяты> (высшая муниципальная должность муниципальной службы) временно, с 17.04.2006 года до согласования с Городской Думой города Дзержинска. Решением Городской Думы города Дзержинска № от 25.05.2006 года было согласовано назначение истца на муниципальную должность <данные изъяты>. Распоряжением Мэра города Дзержинска № от 05.07.2006 года истец с 24.05.2006 года был постоянно назначен на <данные изъяты> (высшая муниципальная должность муниципальной службы).
Распоряжением Мэра города Дзержинска Нижегородской области № от 27.04.2007 года было утверждено распределение обязанностей между <данные изъяты>, по которому общими обязанностями первого и других <данные изъяты> являются, в том числе, организация и контролирование деятельности подчиненных структурных подразделений администрации города по осуществлению ими исполнительно-распорядительных полномочий в соответствии с полномочиями администрации города, отнесенными к ее компетенции действующим законодательством и Уставом городского округа город Дзержинск.
Распоряжением Мэра города Дзержинска № от 30.12.2010 года истец в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 53 Устава городского округа город Дзержинск был освобожден от занимаемой должности <данные изъяты> и уволен с указанной должности 30.12.2010 года в связи с прекращением полномочий согласно статье 42 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 60 и части 7 статьи 52 Устава городского округа город Дзержинск - часть 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
По части 2 статьи 77 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статьей 42 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Частью 7 статьи 52 Устава городского округа город Дзержинск установлено, что Мэр города возглавляет Администрацию города и руководит ее работой. <данные изъяты> и руководители самостоятельных структурных подразделений Администрации города слагают полномочия перед вновь избранным Мэром города.
Частью 1 статьи 60 Устава городского округа город Дзержинск установлено, что <данные изъяты> назначаются Мэром города по согласованию с Городской Думой на срок его полномочий и слагают свои полномочия перед вновь избранным Мэром города не позднее трех дней с момента вступления его в должность.
Рассматривая вопрос о правомерности увольнения истца со ссылкой на вышеизложенные нормы, суд приходит к выводу о нарушении со стороны ответчика требований действующего законодательства.
Как следует из содержания статьи 42 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовое регулирование муниципальной службы, включая условия и порядок ее прохождения, осуществляется федеральным законом. Правовое регулирование муниципальной службы осуществляется так же законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами, которые должны приниматься в соответствии с федеральным законом.
Основы правового регулирования отношений, связанных с поступлением граждан Российской Федерации на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а так же с определением правового положения муниципальных служащих установлены Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Согласно статье 2 указанного Закона, муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В силу статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (пункт 1).
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (пункт 2).
По статье 19 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:
1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
2) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона;
4) применения административного наказания в виде дисквалификации.
Ни трудовым законодательством, ни Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не предусмотрены такие основания прекращения трудового договора с муниципальным служащим как сложение полномочий перед вновь избранным Мэром города. При этом следует иметь в виду, что трудовой договор с истцом был заключен не на срок полномочий Мэра города, а на неопределенный срок. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» допускает возможность заключения срочных трудовых договоров только на срок полномочий выборного должностного лица и только с гражданами, непосредственно обеспечивающими исполнение полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность (статья 7). То есть с муниципальными служащими, не занимающимися непосредственно обеспечением исполнения полномочий выборного должностного лица заключение трудового договора только на срок полномочий этого выборного лица - противоречит федеральному законодательству.
Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих: в том числе, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, из статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, во взаимосвязи с ее статьями 19 и 32 (части 2 и 4) вытекает право граждан на равный доступ к муниципальной службе, прохождение которой является одновременно и осуществлением трудовых прав. Эти права, согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут быть ограничены только федеральным законом соразмерно конституционно значимым целям.
Регулирование прав и свобод человека и гражданина, в том числе связанное с их ограничениями, находится в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт «в», Конституции Российской Федерации) и осуществляется путем издания федеральных законов, имеющих прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 76, часть 1 Конституции Российской Федерации).
Прекращение трудовых отношений не по воле самого работника связано с ограничением его прав, гарантированных статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации, и, следовательно, требует единого регулирования на территории Российской Федерации в соответствии со статьями 55 (часть 3) и 71 (пункт «в») Конституции Российской Федерации, то есть может осуществляться только федеральным законодателем (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2003 г. №19-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Ивановской области «О муниципальной службе Ивановской области» в связи с запросом Законодательного Собрания Ивановской области»).
Закрепление в федеральном законе единого для Российской Федерации перечня оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя является одной из существенных гарантий права на труд. Этот перечень не может быть расширен актами субъектов Российской Федерации или уставами муниципальных образований, то есть у органа местного самоуправления города Дзержинска отсутствовали полномочия на установление оснований для прекращения трудового договора в отношении <данные изъяты>. В связи с указанным, положения Устава города Дзержинска в данной части применяться не могут. Следует отметить, что Постановлением Городской Думы города Дзержинска от 29 декабря 2010 года № внесены изменения в Устав городского округа город Дзержинск, в том числе, исключены положения о сложении полномочий <данные изъяты> перед вновь избранным Мэром (в настоящее время изменения в Устав не опубликованы).
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает необходимым признать незаконным и отменить распоряжение Мэра города Дзержинска № от 30.12.2010 года «Об освобождении от занимаемой должности муниципального служащего Козловского А.В.», признать незаконным увольнение истца от занимаемой должности и восстановить Козловского А.В. на работе в должности <данные изъяты>.
В силу статьи 234 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного увольнения.
В связи с незаконным увольнением истца, ответчик обязан возместить истцу заработную плату за время вынужденного прогула, а именно с 31 декабря 2010 года по день вынесения решения суда.
Согласно статье 139 Трудового Кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок исчисления средней заработной платы установлен Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 922 от 24.12.2007 года.
По пункту 4 Положения, расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
В соответствии с нормой статьи 139 ТК РФ расчетным периодом при любом режиме работы являются 12 календарных месяцев, предшествующих периоду увольнения истца. То есть расчетным периодом для подсчета заработной платы за время вынужденного прогула при увольнении истца 30.12.2010 года является период декабрь 2009 года - ноябрь 2010 года. Согласно справке Администрации города Дзержинска истцом за расчетный период было фактически отработано 167 дней, что подтверждается табелями учета рабочего времени, фактически начисленная заработная плата истца составила 1089391,27 рублей. Средний дневной заработок истца составил 1089391,27 руб./167=6523,30 рублей. За один рабочий день в декабре 2010 года заработная плата за время вынужденного прогула истца составит 6523,30 рублей, за 15 рабочих дней в январе 2011 года заработная плата за время вынужденного прогула истца составит 97849,50 рублей, за 19 рабочих дней февраля 2011 года заработная плата за время вынужденного прогула истца составит 123942,70 рублей, за 5 рабочих дней марта 2011 года заработная плата за время вынужденного прогула истца составит 32616,50 рублей. Итого с ответчика в пользу истца подлежит взысканию заработная плата за время вынужденного прогула с 31.12.2010 года по 08.03.2011 года в размере 260932 рублей.
В соответствии со статьей 237 Трудового Кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая, что ответчиком в отношении истца совершены неправомерные действия в виде незаконного увольнения, в связи с чем, по мнению суда, истец испытывал нравственные страдания, в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда. Ее размер определяется судом с учетом степени вины ответчика, характера и степени нравственных страданий истца, в частности суд принимает во внимание, что истец вынужден отстаивать свои права и законные интересы в судебном порядке, в условиях нервных и временных затрат, исходя из принципа разумности и справедливости, и полагает возможным взыскать в пользу истца с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Таким образом, требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Согласно статье 211 ГПК РФ решении суда в части восстановления истца на работе подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 194-198, 211 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Козловского А.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить Распоряжение Мэра города Дзержинска № от 30.12.2010 года «Об освобождении от занимаемой должности муниципального служащего Козловского А.В.», признать незаконным увольнение Козловского А.В. с должности муниципального служащего <данные изъяты>.
Восстановить Козловского А.В. на работе в должности <данные изъяты>.
Взыскать с Администрации города Дзержинска в пользу Козловского А.В. заработную плату за время вынужденного прогула за период с 31.12.2010 года по 08.03.2011 года в сумме 260932 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей.
В остальной части исковых требований о компенсации морального вреда отказать.
Решение суда в части восстановления на работе обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней с момента его принятия в окончательной форме через Дзержинский городской суд.
Судья п.п. Н.А.Воробьева
Копия верна:
Судья Н.А.Воробьева
Секретарь: Е.А.Андрианова