Дело № 2-714/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 ноября 2019 года п.Каменоломни
Октябрьский районный суд Ростовской области в составе судьи: Мамоновой Е.А., при помощнике: ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к ООО "Спектр", 3-лицо ООО "СТРОЙСЕРВИС ПЛЮС" о неправомерности действий управляющей компании,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО3, обратился в суд с иском к ООО "Спектр", 3-лицо ООО "СТРОЙСЕРВИС ПЛЮС" о неправомерности действий управляющей компании, и просил суд: Признать незаконным действие управляющей компании ООО «Спектр» по проведению проверки, в отношении абонента ФИО3, обязать ООО «Спектр» отменить тариф повышенного коэффициента нормы потребления, отменить доначисление по холодной воде в сумме 20866,34 руб., по водоотведению - 8160,79 рублей, произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги, за расчетный период, равный за последний год, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В обосновании заявленных требований истец ссылается на то, что 03.07.2018 года по месту жительства ФИО3: <адрес>, без какого либо надлежащего уведомления (информирования), и в его отсутствие, пришли сотрудники управляющей компании ООО «Спектр» с намерениями провести проверку водяного счетчика. На момент проверки в домовладении ФИО3 находилась его дочь. После проведения проверки был выдан Акт обследования от 09.07.2018г., согласно которому установлено, что на водомере истек срок поверки, и пломба завода изготовителя не заводская. С данным актом истец не согласен, поскольку: 1)ФИО3 при проведении поверки не присутствовал, однако в данном акте указан именно он; 2) для определения пропуска срока поверки, необходимо определить заводскую дату изготовления прибора учета воды, однако из этого акта не понятно, какого года выпуска водомерный счетчик и каким образом сотрудники управляющей компании определили срок пропуска поверки; 3) каким образом специалисты данной управляющей компании, составляя акт проведения поверки 09.07.2018г. определили, что истек срок поверки, а пломба завода изготовителя не заводская с 01.04.2017г.. Спустя несколько дней, сотрудники управляющей компании провели работы по замене счетчика воды и составили акт о принятии в эксплуатацию нового водомера. Данный Акт был составлен 03.07.2018г., согласно которому нижеподписавшиеся от ООО «Спектр» ФИО1, пломба на в/м 0303059, счетчик № и с другой стороны ФИО3, с данного числа составили Акт о том, что водомер СГВ 15 № с датой выпуска 04.06.2018г., межповерочный интервал 6 лет, дата замены в 04.06.2024г., начальное пол. 00001,86М3. ФИО3 не предложили провести соответствующие мероприятия по определению наличия пригодности данного водяного счетчика, а предложили его незамедлительную замену. В домовладении ФИО3 был установлен водяной счетчик СГВ 15 «Бетар», 2011 года выпуска (18312765), который был надлежащим образом опломбирован. Нареканий в его работе не возникало. С боковой части данного прибора имеется наклейка синего цвета, которая является ничем иным как антимагнитная пломба, с имеющимися на ней данными: «Аспломб» 0099541; дата производства 03.2014г.; «анти магнит»; опломбировано; при попытке вскрыть, появляется надпись OPEN. Согласно руководству эксплуатации счетчика холодной воды ООО ПКФ «БЕТАР» СГВ15, ПДЕК. 407223.002 РЭ, п.7.1.3.1 Межповерочныйинтервал -6 лет, для этих устройств. Первый межповерочный интервал исчисляется с даты проведения первичной поверки при выпуске из производства, указанной в п.17 настоящего руководства (п. 7.1.3.2 руководства эксплуатации). Однако Акта о несанкционированном вмешательстве составлено не было, поскольку считаю, что полных и достоверных фактов, такого вмешательства не было. Целостность стекла имелась, повреждения корпуса отсутствовало, магнитная пломба в наличии имелась без каких либо повреждений, основная свинцовая пломба с наличием оттисков на ней, также имелась. Дополнительная контрольная пломба якобы была с признаками нарушений, но свидетельствовать об этом ни ФИО3, ни его дочь не могли в силу того, что в момент осмотра данного прибора сотрудниками управляющей компании, нами этого факта засвидетельствовано не было а значит, признать данный прибор учета потребления воды, не работоспособным, либо (или) работающим с нарушением, нельзя. Кроме того, ФИО3 не понятен порядок начисления, перерасчёт повышенной нормы потребления, и за какой период это начисление было установлено. Исходя из изложенных обстоятельств, ФИО3 оценивает причиненный ему ответчиком моральный вред, в виде нравственных страданий и моральных переживаний в размере 50000 рублей.
Истец ФИО3 извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель истца адвокат Матрохин Е.Г. заявленные требования ФИО3 поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Спектр» по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца и пояснила, что 29.06.2018г. представителями управляющей организации был обследован прибор учета холодной воды в квартире истца. Было установлено, что межповерочный срок истек в первом квартале 2017 года (перевод на норму, с 01.04.2017г.), что отражено в акте, второй экземпляр которого был вручен пользователю квартиры - дочери ФИО3 Дата изготовления водомера указывается на самом водомере, в том числе, что позволило достоверно определить периоды следующей поверки. Согласно п.34(е) Постановления правительства от 06.05.2011г. №354 «О предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила) потребитель обязан допускать представителей управляющей компании, представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое ими жилое или нежилое помещение для осмотра общедомового имущества, проверки исправности индивидуальных приборов учета, контроля за показаниями приборов учета. Согласие такого потребителя ООО «Спектр» получили, а проверка законности нахождения в его квартире дочери не входит в компетенцию управляющей организации. Обследование проводилось в присутствии пользователя, наличие при этом еще свидетелей не установлено нормами законодательства. В соответствии с п.80 Правил №354 учет объема (количества) коммунальных услуг, представленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Согласно п.81 Правил №354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатация, их надлежащая техническая эксплуатация и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. На основании Постановления правительства от 19.09.2013г. №824 «О внесении изменений в правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения приборов учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. Согласно п.59 Правил №354 в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев. ООО «СПЕКТР» и произвело доначисление по среднему, а далее согласно п.60 Правил №354 по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5 на 4 человека (составлен акт о фактическом проживании граждан в связи с предоставлением пользователем недостоверной информации). Доначисление по холодной воде составило 20866,34 рублей, по водоотведению - 8160,79 рублей. Доначисление произведено с учетом оплаты собственника. В соответствии с п.81 Правил №354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверке осуществляется в порядке, предусмотренном п.п.81-81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителем, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом. 03.07.2018г. истцом был установлен новый прибор учета холодной воды, принят исполнителем в эксплуатацию, опломбирован. С этого момента начисления производятся согласно переданным показаниям прибора учета холодной воды.
Выслушав пояснения сторон, исследуя материалы дела, представленные доказательства, суд не нашел оснований для удовлетворения исковых требований ФИО3, по следующим основаниям:
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО3 является собственником домовладения №, расположенного по адресу: <адрес>, и потребителем коммунальных услуг, предоставляемых ООО «Спектр».
29.06.2018г. представителями управляющей организации был обследован прибор учета холодной воды в квартире истца. Было установлено, что межповерочный срок истек в первом квартале 2017 года (перевод на норму, с 01.04.2017г.), что отражено в акте, второй экземпляр которого был вручен пользователю квартиры - дочери ФИО3.
Дата изготовления водомера было указано на самом водомере, что позволило достоверно определить периоды следующей поверки.
На обращение истца с досудебной претензией о разъяснении оснований снятия прибора учета холодной воды в квартире истца, ООО «Спектр» направлено письмо от 25.02.2019 №60/1, согласно которому было разъяснено, что 29.06.2018г. представителями управляющей организации был обследован прибор учета холодной воды в квартире истца. Было установлено, что межповерочный срок истек в первом квартале 2017 года (перевод на норму, с 01.04.2017г.), что отражено в акте, второй экземпляр которого был вручен пользователю квартиры - дочери ФИО3 Дата изготовления водомера указывается на самом водомере, в том числе, что позволило достоверно определить периоды следующей поверки. Согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений - потребитель обязан допускать представителей управляющей компании, в занимаемое ими жилое или нежилое помещение для осмотра общедомового имущества, проверки исправности индивидуальных приборов учета, контроля за показаниями приборов учета. Согласие такого потребителя ООО «Спектр» получили, а проверка законности нахождения в его квартире дочери не входит в компетенцию управляющей организации. Обследование проводилось в присутствии пользователя, наличие при этом еще свидетелей не установлено нормами законодательства. Согласно п.59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев. ООО «СПЕКТР» и произвело доначисление по среднему, а далее согласно п. 60 Правил 354 по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5 на 4 человека (составлен акт о фактическом проживании граждан в связи с предоставлением пользователем недостоверной информации). Доначисление по холодной воде составило 20866,34 руб., по водоотведению - 8160,79 руб. Доначисление произведено с учетом оплаты собственника. В соответствии с п. 81 Правил 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверке осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителем, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом. 03.07.2018г. истцом был установлен новый прибор учета холодной воды, принят исполнителем в эксплуатацию, опломбирован. С этого момента начисления производятся согласно переданным показаниям прибора учета холодной воды.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Следовательно, стороны по делу вправе предоставлять любые доказательства, достоверные и относимые доказательства, которые обосновывают их позицию в суде.
В процессе рассмотрения дела по существу, по ходатайству представителя истца была назначена товароведческая экспертиза производство которой было поручено ООО «Экспертно-правовой центр» <адрес> На решение эксперта был поставлен вопрос: Имеются ли следы воздействия на счетный механизм прибора учета воды (вмешательства в счетный механизм) СГВ-15 «Бетар» №?
Из заключения ООО «Экспертно-правового центра» экспертом был сделан вывод, о том, что следов на счетный механизм прибора учета расхода воды СГВ-15 «Бетар» № года выпуска не установлено.
Представитель ответчика, в судебном заседании пояснила, что с выводами вышеуказанной экспертизы, они не согласны, поскольку на фото №6 указана пломба, опломбировка которой была произведена в 2018 году. Водомер у истца 2011 года выпуска. Во время опломбировки отпечатывается год на пломбе. Для подтверждения прикладываем копии паспортов водомеров приборов «Бетар» 2010, 2012, 2014, 2015 г.г., где указан фрагмент пломбы. Он должен быть квадратным, на бумажной основе. Данные на пломбе должны соответствовать году выпуска водомера. У истца пломба изготовлена из свинца и оттиск на ней 2018г. Представителями управляющей организации 29.06.2018г. был обследован прибор учета холодной воды в квартире истца. Было установлено, что межповерочный срок истек в первом квартале 2017 года (перевод на норму, с 01.04.2017г.), что отражено в акте, второй экземпляр которого был вручен пользователю квартиры - дочери ФИО3 Дата изготовления водомера указывается на самом водомере, в том числе, что позволило достоверно определить периоды следующей поверки. Согласно п. 81.12 п.п. д. Правил №824 «О внесении изменений в правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения приборов учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. ООО «СПЕКТР» произвело доначисление по среднему, а далее согласно 824 Постановлению по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5 на 4 человека (составлен акт о фактическом проживании граждан в связи с предоставлением пользователем недостоверной информации - п.56-57 Правил 354 - фактическое проживание 5 и более дней). Доначисление по холодной воде составило 20866,34 руб., по водоотведению - 8160,79 руб. Доначисление произведено с учетом оплаты собственника. За нарушение пломбы на водомерном узле наказание не было применено (коэффициент 10). П. 32 (г(1)) Постановление Правительства 1498 от 01.01.2017г..
Проанализировав содержание данного экспертного заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям ст.86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в его распоряжении документов, основывается на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе.
Однако, что касается требований истца о признании незаконным действий управляющей компании ООО «Спектр» по проведению проверки, в отношении абонента ФИО3, обязании отменить тариф повышенного коэффициента нормы потребления, отменить доначисление по холодной воде в сумме 20866,34 руб., по водоотведению - 8160,79 рублей, суд не нашел оснований для их удовлетворения по следующим основаниям:
Согласно ч.1 ст. 153 Жилищного Кодекса РФ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 157 ЖК РФ).
В соответствии с пп. "г" п. 34 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и прошедшие проверку.
В соответствии с пп. "д" п. 34 Правил потребитель обязан обеспечивать проведение проверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его проверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его проверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета.
Согласно абз. 2 п. 42 Правил, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N2 к настоящим Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В соответствии с пп. "а" п. 59 указанных Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев (если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев), в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной проверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то, начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3-х расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2-х расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
В п. 60 Правил установлено, что по истечении указанного в пп. "а" п.59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с п.42 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством РФ Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно п. 80 Правил, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета.
Согласно пп. "д" п. 81.12 Правил, прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала проверки приборов учета.
Таким образом, Правила прямо устанавливают обязанность потребителя коммунальных услуг использовать приборы учета, прошедшие проверку, обеспечивать проведение проверок этих приборов учета в сроки, установленные технической документацией, своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные платежи.
Истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе - в связи с непроведением в установленный срок его проверки, является основанием для начисления платы не по показаниям прибора учета, а исходя из среднемесячного объема потребления, а по истечении этого срока - по установленным нормативам потребления.
При этом проведение проверок приборов учета в соответствии с технической документацией является собственной обязанностью потребителя, в связи с неисполнением которой предусмотрен специальный механизм начисления платы за потребленные коммунальные ресурсы.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что оплата за водопотребление выставлена правомерно и оснований для признания ее отсутствующей не имеется, поскольку по истечении установленного изготовителем срока проверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
По указанным основаниям подлежат отклонению доводы ФИО3 о том, что действия управляющей компании ООО «Спектр» по проведению проверки, в отношении абонента ФИО3 и начисления повышенного коэффициента нормы потребления не законны, так как не нашли своего подтверждения.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, то есть относимость, допустимость, достоверность, достаточность и взаимную связь доказательств, суд отразил результаты своей оценки в решении. Эти выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к ООО "Спектр", 3-лицо ООО "СТРОЙСЕРВИС ПЛЮС" о неправомерности действий управляющей компании - отказать.
Взыскать с ФИО3 в пользу ООО «Экспертно-правовой центр» расходы, связанные с производством экспертизы в размере 30000 рублей.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате 07.11.2019г..
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд Ростовской области в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, с 18.11.2019 года.
Судья Е.А.Мамонова