Дело № 2-714/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2018г. г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе: председательствующего Ключиковой Ю.С.,
при секретаре Шапаревой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» недействительным, суд
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия ( переименованном Постановлением ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ от 29 декабря 2016 г. N 656 в Министерство социальной защиты Республики Хакасия) о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» недействительны и признании за ним права на присвоение данного звания.
Мотивировал исковые требования тем, что был награжден нагрудным знаком «Почетный донор России» 09.03.2007г. Имеет страховой стаж с 1971г. С 31.08.2016г. ему назначена страховая пенсия по старости. В сентябре 2016 обратился с заявлением к ответчику о присвоении ему звания «Ветеран труда», так как имел намерение воспользоваться льготами, но ему было отказано в присвоении данного звания. Считает, данный отказ незаконным. Полагает, что на него распространяется Положение о порядке и условиях присвоения звания «ветеран труда» утвержденное Постановлением Правительства РХ, действующее до 01.07.2016г., которое предусматривало право лиц, имеющих нагрудный знак «Почетный донор России» на присвоение звания «Ветеран труда», так как нагрудный знак ему был выдан до внесения изменений в Постановление Правительства РХ от 25.04.2006.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела надлежащим образом был извещен, об отложении слушания дела не просил, поскольку представитель ответчика настаивала на рассмотрении дела по существу, суд в силу ст. 167 ч. 3 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать. Суду пояснила, что в связи с принятием Федерального Закона № 388-ФЗ от 29.12.2015г. «О внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» с 01.07.2016 изменились условия присвоения звания «Ветеран труда». Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяется законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Правительством РХ 10.06.2016 было принято постановление № 278 «О внесении изменений в Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденное Постановлением Правительства РХ от 25.04.2006 № 111. На момент обращения истца о присвоении звания «Ветеран труда», действовала редакция Положения о порядке и условиях присвоения звания Ветеран труда утвержденного Постановлением Правительства РХ от 25.04.2006 № 111, с изменениями внесенными Постановлением Правительства РХ от 10.06.2016 № 278. В новой редакции Положение не предусматривает право лиц, имеющих нагрудный знак «Почетный донор России» на присвоение звания «Ветеран труда». Нагрудный знак «Почетный донор» не относится к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «ветеран труда». Закон РФ № 5142-1 от 09.06.1993 «О донорстве крови и ее компонентов» так же не предусматривает возможность присвоения звания «Ветеран труда» лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор». Данный знак не является орденом, медалью либо почетным званием СССР или РФ, и ведомственным знаком отличия в труде, и соответственно не может расцениваться, как основание для присвоения звания «Ветеран труда».
Выслушав представителя ответчика, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
09.03.2007г. истцу было выдано удостоверение о награждении почетным нагрудным знаком «Почетный донор России».
Согласно справки ГУ Управление пенсионного фонда в г. Черногорске истцу с 31.08.2016 установлена страховая пенсия по старости.
Как следует из ответа Министерства труда и социального развития Республики Хакасия от 15.12.2016 и решение ГКУ РХ УСПН г. Черногорска истец обратился с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» 19.09.2016 и ему было отказано, так как нагрудный знак «Почетный донор России» не является ведомственным знаком отличия за заслуги в труде.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", статьей 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.
Пунктом 1 статьи 7 приведенного Федерального закона установлено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу пункта 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Исходя из того, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия присвоения указанного звания.
Такое правовое регулирование, вместе с тем, не должно ограничивать права тех граждан, которые отнесены к указанной категории нормами федерального законодательства.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" к числу категорий граждан, отнесенных федеральным законодателем к лицам, имеющим право на присвоение звания "Ветеран труда", отнесены лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде.
Награждение нагрудным знаком "Почетный донор России" в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" предусмотрено для доноров, сдавших безвозмездно кровь и (или) ее компоненты (за исключением плазмы крови) сорок и более раз, либо кровь и (или) ее компоненты двадцать пять и более раз и плазму крови в общем количестве крови и (или) ее компонентов и плазмы крови сорок раз, либо кровь и (или) ее компоненты менее двадцати пяти раз и плазму крови в общем количестве крови и (или) ее компонентов и плазмы крови шестьдесят и более раз, либо плазму крови шестьдесят и более раз.
Из указанного следует, что нагрудный знак "Почетный донор России" присваивается не за заслуги и достижения в труде, а за иной вклад гражданина в социальной сфере - вклад в развитие добровольного и безвозмездного донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации, поэтому по своим сущностным признакам не относится к числу ведомственных знаков отличия, равно как и не относится почетным званиям Российской Федерации.
Перечень почетных званий Российской Федерации установлен Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 года N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации", в который нагрудный знак "Почетный донор России" не включен.
Таким образом, на федеральном уровне граждане, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России" к категории лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда", не отнесены.
Вместе с тем, предусмотрев Федеральным законом от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" для доноров собственный объем социальных гарантий, федеральный законодатель, тем самым, применил дифференцированный подход к определению характера и объема таких гарантий, предоставляемых той или иной категории граждан, с учетом конкретных социально значимых обстоятельств, что в полной мере соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13 мая 2014 года N 983-О".
Возможность расширения перечня ведомственных знаков отличия в труде и категорий лиц, дающих право на присвоение звания ветерана труда, определена федеральным законодательством, в соответствии с которым реализация государственной политики в отношении ветеранов на основании статьи 9 Федерального закона "О ветеранах" осуществляется и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, исходя из предоставленных полномочий определять порядок и условия присвоения этого звания, исходя из экономических, политических, социальных условий функционирования субъекта Российской Федерации.
Постановление ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ от 25 апреля 2006 г. N 111 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРИСВОЕНИЯ ЗВАНИЯ "ВЕТЕРАН ТРУДА", в редакции действовавшей до 10.06.2016, предусматривало право лиц награжденных нагрудным знаком "Почетный донор СССР" или нагрудным знаком "Почетный донор России", если награждение произведено: указанными в Постановлении органами и лицами: Правительством Российской Федерации; руководителями федеральных органов государственной власти, (министром (его заместителем).
Но Постановлением Правительства Республики Хакасия № 278 от 10.06.2016 в вышеуказанное постановление Правительства Республики Хакасия № 111 от 25.04.2006 внесены изменения. Согласно которым звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Следовательно на момент обращения истца с заявлением о присвоении Звания «Ветеран труда» действующее Федеральное законодательство и Законодательство Республики Хакасия не предусматривало право лиц имеющих нагрудный знак «Почетный донор России» на присвоение звания «Ветеран труда». Следовательно, истцу правомерно было отказано ответчиком в присвоении данного звания и исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.
Доводы истца о том, что до внесения изменений в Постановление Правительства Республики Хакасия № 111 от 10.06.2016 у него уже имелся необходимый трудовой стаж и звание «почетный донор России» и имелось право на присвоение звания «Ветеран труда» - не имеют правового значения, так как в период прежнего правового регулирования, истец статус "Ветеран труда" и соответствующие социальные гарантии не приобрел, в установленном законом порядке с заявлением не обращался, Постановление Правительства Республики Хакасии № 278 не предусматривает обратной силы и сохранения действия прежнего правого регулирования присвоения звания « Почетный донор России». Последующее изменение правового регулирования рассматриваемых отношений не может рассматриваться, как ухудшение положения истца и ограничение ранее существующих прав, так как он в установленном порядке не приобрел.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске ФИО1 к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия о признании недействительным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и признании права на присвоение данного звания - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.С. Ключикова
Справка : мотивированное решение изготовлено 25.05.2018