ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-714/202004 от 04.02.2020 Фрунзенского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-714/2020 04 февраля 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Гомзяковой В.В.,

при секретаре Алюшеве Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Фрунзенского района Санкт – Петербурга об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Фрунзенского района Санкт-Петербурга, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, в котором просит обязать ответчика в срок 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории района несанкционированную свалку на земельном участке по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований истец указывал на то, что прокуратурой Фрунзенского района на основании поступившей из Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга информации проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В ходе проверки установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес>., расположена несанкционированная свалка отходов, включающая отработанные покрышки, отвалы строительных отходов от разборки зданий и сооружений, строительный мусор. Сведений о наличии зарегистрированных прав на указанный объект недвижимости, не установлено. Выявленные нарушения подтверждаются справкой № 001-2019/Спр-267 от 30.05.2019.

Помощник прокурора Носкова В.А. в судебном заседании требования поддержала.

Представитель ответчика администрации Фрунзенского района Санкт – Петербурга в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, направил в адрес суда ранее письменные возражения на исковое заявление.

Представитель третьего лица Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие

Исходя из положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом того, что, доказательств уважительности причин отсутствия ответчик в материалы дела не представил, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд, выслушав помощника прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

На основании ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Администрация района Санкт-Петербурга в соответствии с п. 1.1 Положения «Об администрациях района Санкт-Петербурга», утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098 (далее - Положение), является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.

В соответствии с п. 2.1 Положения задачами администрации района являются проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сферах: санитарно-эпидемиологического благополучия населения; благоустройства и обращения с отходами; охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Для реализации данных задач п. 3.10.4 Положения администрации районов наделены полномочиями по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией.

Требования к ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Санкт-Петербурга установлены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 «О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга».

Так, согласно п. 7.1 названного постановления мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок отходов включают мероприятия по выявлению несанкционированной свалки отходов, проведение мероприятий по пресечению дальнейшего образования несанкционированных свалок отходов, определение ее площади, определение имущественно-правового статуса земельного участка, на котором размещена несанкционированная свалка отходов, разработку проекта ликвидации свалки, включение несанкционированной свалки отходов в адресную программу, непосредственно ликвидацию несанкционированной свалки отходов в соответствии с проектом ликвидации, фото(видео)фиксацию территории после выполнения работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов, а в случае выявления лиц, осуществляющих сбор отходов, - организацию несанкционированных свалок отходов, направление информации о таких лицах в уполномоченный на составление протокола об административном правонарушении орган.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Фрунзенского района Санкт – Петербурга на основании поступившей из Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга информации проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В ходе проверки установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, находится несанкционированная свалка отходов, включающая отработанные покрышки, отвалы строительных отходов от разборки зданий и сооружений, строительный мусор. Сведений о наличии зарегистрированных прав на указанный объект недвижимости не установлено. Отходы сброшены на почву на территории общего пользования. Выявленные нарушения подтверждаются справкой № 001-2019/Спр-267 от 30.05.2019 (л.д. 6-11).

Возражая относительно заявленных требований, ответчик указал, что ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора относится к компетенции органов местного самоуправления.

Суд полагает вышеуказанный довод ответчика несостоятельным, поскольку согласно в соответствии с п. 2.1 Положения задачами администрации района являются проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сферах: санитарно-эпидемиологического благополучия населения; благоустройства и обращения с отходами; охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Для реализации данных задач п. 3.10.4 Положения администрации районов наделены полномочиями по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией.

Положениями подп. 13 п. 1 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» установлено, что к вопросам местного значения муниципальных образований относится в частности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда, т.е. органы местного самоуправления не возлагаются обязанности по проведению работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления.

Справкой № 001-2019-Спр-267 от 30 мая 2019 года, составленной главным специалистом отдела оперативного экологического надзора Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>., находится несанкционированная свалка отходов, а именно отработанные покрышки, отвалы строительных отходов от разборки зданий и сооружений, строительный мусор (л.д. 6-11).

С учетом места расположения свалки и характера находящихся на ней отходов (строительные отходы), суд приходит к выводу, что именно на администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга возложена обязанность по организации работ по ликвидации свалки, так как категория вышеуказанных отходов не является бытовым мусором, уборка которого должна осуществляться органами местного самоуправления, а также не являются промышленными отходами, относящимися к 1, 2, 3 классам опасности, сбор, вывоз, переработка и утилизация которых организуется Комитетом по природопользованию.

Довод ответчика о том, что в исковых требованиях не указано местонахождение свалки, ее границы, объем, опровергаются материалами дела, а определение класса опасности отходов возложено на орган, обеспечивающий уборку свалочных масс в рамках проведения проектно-изыскательных работ.

Наличие свалки, которая не включена в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории Фрунзенского района Санкт-Петербурга, установлена материалами дела, работы по устранению указанной свалки надлежит совершить ответчику в силу норм действующего законодательства, в связи с чем имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 67, 167, 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Фрунзенского района Санкт – Петербурга об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.

Обязать администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории района, несанкционированную свалку на земельном участке по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд

Судья

В окончательной форме решение изготовлено 04.03.2020.