ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-714/2021 от 01.06.2021 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

УИД 70RS0002-01-2021-000977-48

Дело № 2-714/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2021 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Моисеевой Г.Ю.,

при секретаре Попкове Р.К.,

помощник судьи Зорина Д.А.,

с участием представителя истца Ивановой Ю.С., ответчика Вишняк А.К., представителя ответчиков Акимовой О.М., старшего помощника прокурора Ленинского района г. Томска Думлер Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Администрации Ленинского района г. Томска к Вишняк А.К., Коровину В.К. о понуждении заключить соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Ленинского района г. Томска обратилась в суд с иском к Вишняк А.К., Коровину В.К., указав, что Ленинским районным судом г. Томска было рассмотрено гражданское дело № 2-1233/2019 по исковому заявлению муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска к Вишняк А.К., Коровину В.К. о прекращении права собственности на жилое помещение путем выкупа, установлении денежной компенсации, встречный иск Вишняк А.К., Коровина В.К. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения и прекращении права собственности. Решением Ленинского районного суда г. Томска от 02.12.2019 исковые требования муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска к Вишняк А.К., Коровину В.К. оставлены без удовлетворения, встречные требования Вишняк А.К., Коровина В.К. удовлетворены. На муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска возложена обязанность предоставить в общую совместную собственность Вишняк А.К., Коровину В.К. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 25,3 кв.м., в пределах муниципального образования «Город Томск» взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, признанного аварийным и подлежащим сносу. Во исполнение решения Ленинского районного суда г. Томска от 02.12.2019, муниципальным образованием «Город Томск» в лице администрации г. Томска Вишняк А.К., Коровину В.К. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 34,7 кв.м., взамен квартиры по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 25,3 кв.м., находящейся в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. На основании решения Ленинского районного суда г. Томска от 02.12.2019 судебным приставом-исполнителем УФССП по Томской области МОСП по ИОВИП возбуждено исполнительное производство № 3545/20/70024-ИП от 21.01.2020. В связи с тем, что администрацией района требования исполнительного документа до сегодняшнего дня не исполнены, судебным приставом-исполнителем ежемесячно составляются протоколы об административном правонарушении в отношении муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска. Администрацией Ленинского района г. Томска 26.01.2021 подготовлено соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд. 26.01.2021 на личном приеме в отделе по учету и распределению жилой площади администрации района Вишняк А.К. были даны разъяснения о том, что в целях исполнения решения Ленинского районного суда г. Томска от 02.12.2019, приобретено жилое помещение для предоставления вне очереди Вишняк А.К., Коровину В.К., расположенное по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 34,7 кв.м., отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам. В целях заключения соглашения об изъятии недвижимого имущества администрацией Ленинского района г. Томска организована работа по установлению рыночной стоимости квартиры по адресу: <адрес обезличен>, и квартиры по адресу: <адрес обезличен> Как следует из отчета о рыночной стоимости квартиры <адрес обезличен>, общей площадью 25,3 кв.м., рыночная стоимость данного жилого помещения составляет 1596500,00 рублей. Рыночная стоимость квартиры по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 34,7 кв.м., составляет 2619000,00 рублей. От подписи соглашения Вишняк А.К. отказалась, о чем составлен акт от 26.01.2021.

На основании вышеизложенного, истец просит обязать Вишняк А.К., Коровина В.К. заключить с Администрацией Ленинского района г. Томска соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд.

В судебном заседании 04 мая 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора было привлечено муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска.

Представитель истца Администрации Ленинского района г. Томска Иванова Ю.С., действующая на основании доверенности № 2 от 11.01.2021, сроком действия по 31.12.2021, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Настаивая на удовлетворения исковых требований указала, что ответчики самостоятельно выбрали такой способ компенсации за изъятие аварийного жилого помещения. Решение Ленинского районного суда от 02.12.2019 обязует предоставить ответчикам жилое помещение взамен аварийного, и в исполнение указанного решения администрацией г. Томска приобретено жилье, стоимость которого превышает стоимость изымаемого у Вишняк А.К. и Коровина В.К. жилья, разница в стоимости подлежит взысканию с ответчиков в соответствии с действующим законодательством.

Ответчик Вишняк А.К. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме. Просила предоставить ей жилое помещение в порядке исполнения решения суда.

Ответчик Коровин В.К., о времени и месте судебного заседания уведомленный надлежащим образом, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании также исковые требования не признал, указав, что подлежит исполнению решение Ленинского районного суда г. Томска от 02.12.2019, где не предусмотрено каких-либо доплат.

Представитель ответчиков Акимова О.М., действующая на основании ордера № 006085 от 02.04.2021, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что истцом заявлены неисполнимые требования и даже если будет вынесено решение об удовлетворении заявленных требований, оно будет неисполнимым, поскольку семья ответчика признана малоимущей, они являются получателями пенсий, размер которых минимальный. Какого-либо иного имущества они не имеют, и доплатить миллион рублей по соглашению, которое принуждает подписать истец, материальной возможности не имеют. Также указала, что истец преодолевает обязанность исполнения решения суда от 02.12.2019, которое не предусматривает каких-либо доплат, требования не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

Представитель третьего лица муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска, о времени и месте судебного заседания уведомленный надлежащим образом, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Заслушав представителя истца, ответчика Вишняк А.К., представителя ответчиков, заключение старшего помощника прокурора Ленинского района г. Томска, полагавшей заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

Согласно частям 1 - 4, 6, 7, 9, 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Частями 2 - 4 указанной статьи предусмотрена обязательная процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 данной статьи по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. Такие разъяснения даны Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п.20 постановления от 2 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".

Согласно части 10 данной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Согласно ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: 1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); 2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); 3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239); 3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1); 3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2); 4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных; 5) реквизиция (статья 242); 6) конфискация (статья 243); 7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса; 8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы; 9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения. По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.

Нормы, содержащиеся в ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

Решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Как разъяснено в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, чч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 25,3 кв.м., принадлежит на праве общей совместной собственности Коровину В.К. и Вишняк А.К., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 12.04.2020.

Постановлением администрации г. Томска № 1091 от 22.10.2014, многоквартирный дом по адресу: <адрес обезличен>, признан аварийным и подлежащим сносу.

05.02.2018 администрацией г. Томска вынесено постановление № 81 об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу по адресу: <адрес обезличен>.

Решением Ленинского районного суда г. Томска от 02 декабря 2019 года по гражданскому делу № 2-1233/2019 в удовлетворении исковых требований муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска к Вишняк А.К., Коровину В.К. о прекращении права собственности на жилое помещение путем выкупа, установлении денежной компенсации отказано. Встречные исковые заявления Вишняк А.К., Коровина В.К. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении жилого помещения удовлетворены. Постановлено обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить в общую совместную собственность Вишняк А.К., Коровина В.К. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 25,3 кв.м., в пределах муниципального образования «Город Томск», взамен жилого помещения, расположенного <адрес обезличен>, признанного аварийным и подлежащим сносу. Прекратить право общей совместной собственности Вишняк А.К., Коровина В.К. на жилое помещение <номер обезличен><адрес обезличен>, общей площадью 25,3 кв.м. Указано, что решение суда является основанием для внесения записи в Единый г6осударственный реестр недвижимости о прекращении права общей совместной собственности Вишняк А.К., Коровина В.К. на жилое помещение <номер обезличен><адрес обезличен>, общей площадью 25,3 кв.м.

Согласно сведениям электронной картотеки (ПИ «Судебное делопроизводство и статистика») решение суда по гражданскому делу № 2-1233/2019 вступило в законную силу 10.01.2020.

Согласно исковому заявлению и пояснениям представителя истца во исполнение решения Ленинского районного суда г. Томска от 02.12.2019, муниципальным образованием «Город Томск» в лице администрации г. Томска Вишняк А.К., Коровину В.К. приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 34,7 кв.м., для передаче ответчикам взамен квартиры по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 25,3 кв.м., находящейся в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

Как следует из отчета о рыночной стоимости квартиры <адрес обезличен>, общей площадью 25,3 кв.м., выполненного ИП Доценко Ю.Г. от 25.12.2020, рыночная стоимость жилого помещения составляет 1596500,00 рублей. Рыночная стоимость квартиры <адрес обезличен>, общей площадью 34,7 кв.м., составляет 2619000,00 рублей.

26 января 2021 года Администрацией Ленинского района г. Томска было подготовлено соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, заключаемое между муниципальным образованием «Город Томск», от имени и в интересах которого действует Администрация Ленинского района г. Томска (сторона-1), с одной стороны, и Вишняк А.К., Коровин В.К. (сторона-2) с другой стороны, согласно п. 1.1 которого предметом соглашения является выкуп стороной-1 у стороны-2 жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, с учетом размера возмещения арендатору земельного участка, переданного в аренду на 49 лет, с одновременным предоставлением стороной-1 в собственность стороне-2 иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. Из п. 1.2 следует, что изымаемое жилое помещение расположено в многоквартирном доме по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 25,3 кв.м., с кадастровым номером <номер обезличен>, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу. Предоставляемое жилое помещение (однокомнатная квартира, общей площадью 34,7 кв.м.) расположено по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен>, находится в 17-ти этажном панельном доме (п. 1.5). Согласно п. 2.1 рыночная стоимость изымаемого жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 25,3 кв.м., определена на основании отчета ИП Доценко Ю.Г. от 25.12.2020 и составляет 1596500,00 рублей. (включает в себя рыночную стоимость жилого помещения с учетом размера возмещения арендатору земельного участка, переданного в аренду на 49 лет, величину компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием в соответствии с п. 7 ст. 32 ЖК РФ. Рыночная стоимость предоставляемого жилого помещения определена на основании отчета ИП Доценко Ю.Г. от 25.12.2020 и составляет 2619000,00 рублей. Пунктом 2.3 данного соглашения предусмотрено, что сторона-2 обязуется уплатить стороне-1 в бюджет муниципального образования «Город Томск» разницу между стоимостью изымаемого и предоставляемого жилого помещения в зачет выкупной цены, которая составляет 1022500,00 рублей.

26 января 2021 года на личном приеме в отделе по учету и распределению жилой площади администрации района Вишняк А.К. были даны разъяснения о том, что в целях исполнения решения Ленинского районного суда г. Томска от 02.12.2019, приобретено жилое помещение для предоставления вне очереди Вишняк А.К., Коровину В.К., расположенное по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 34,7 кв.м., отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск». В целях заключения соглашения об изъятии недвижимого имущества администрацией Ленинского района г. Томска организована работа по установлению рыночной стоимости <адрес обезличен>, и <адрес обезличен>. В рамках муниципального контракта № 40 от 25.12.2020, заключенного между администрацией Ленинского района г. Томска и ИП Доценко Ю.Г. подготовлены отчеты об оценке рыночной стоимости имущества, подготовлено соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд. От подписи соглашения об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества от 26.01.2021, Вишняк А.К. отказалась, что подтверждается актом от 26.01.2021, составленным заместителем начальника отдела по учету и распределению жилой площади администрации Ленинского района г. Томска и главным специалистом отдела по учету и распределению жилой площади администрации Ленинского района г. Томска.

Обращаясь в суд с исковым заявлением представитель истца ссылается на положения п. 9 Регламента подготовки решения об изъятии земельных участков, жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, для муниципальных нужд, утвержденного распоряжением администрации г. Томска от 14.12.2009 № р1525, согласно которому на администрацию района возложена обязанность по определению в установленном порядке размера возмещения и других условий изъятия для муниципальных нужд земельных участков, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, а также оценка недвижимого имущества (в срок не более 30 дней с даты поступления заявления от собственника с требованием уплаты возмещения за принадлежащее ему недвижимое имущество или 60 дней с момента наступления года, в котором в соответствии с региональной или муниципальной программой по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными, планируется расселение помещений) и п. 9 ст. 32 ЖК РФ, согласно которому если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со ст. 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

В соответствии с положением п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ), поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащее ответчикам жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, последними избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, требования администрации о выплате собственниками разницы между изымаемым и предоставленным за счет муниципальной казны жилыми помещениями являются незаконными. Указанная позиция согласуется с Определением Верховного судаот 11 июня 2019 г. N 1-КГ19-9.

Кроме того, решение Ленинского районного суда г. Томска от 02.12.2019 в настоящее время не исполнено. При этом, ввиду превышения стоимости нового жилого помещения над выкупной ценой изымаемой квартиры, администрация г. Томска представила Вишняк А.К. и Коровину В.К. соглашение, где включено условие о выплате ответчиками денежной суммы в счет имеющейся разницы, с чем они не согласились. Указанные обстоятельства свидетельствуют, как о попытке изменить решение суда в части взыскания доплаты, так и о не достижении органом местной власти и ответчиками соглашения относительно условий изъятия у них жилого помещения и предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого.

Так, разделом 4 адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025 годы, утвержденной распоряжением Администрации Томской области от 10.04.2019 № 233-ра, предусмотрено, что гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со ст. 32 ЖК РФ на получение возмещения за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению, заключенному органом местного самоуправления с собственниками, им предоставляются жилые помещения.

Раздел 5 адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025 годы, утвержденной распоряжением Администрации Томской области от 10.04.2019 № 233-ра, предусматривает, что в целях софинансирования расходного обязательства муниципального образования "Город Томск" (далее - Муниципальное образование), возникающего при приобретении жилых помещений у застройщиков в домах, введенных в эксплуатацию, по муниципальным контрактам по итогам состоявшихся аукционов, в части оплаты разницы между стоимостью общей площади жилого помещения, приобретенного Муниципальным образованием по итогам состоявшегося аукциона, исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, сформировавшейся по итогам состоявшегося аукциона, и стоимостью общей площади жилого помещения многоквартирного дома, включенного в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, являющийся приложением N 1 к Программе, исходя из предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной приложением N 5 к Программе, в 2020 году из областного бюджета предоставляется субсидия.

Жилой дом по адресу: <адрес обезличен>, включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года.

Таким образом, ни федеральным законодательством, ни адресной программой Томской области не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, в связи с чем, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Администрации Ленинского района г. Томска к Вишняк А.К., Коровину В.К. о понуждении заключить соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Администрации Ленинского района г. Томска к Вишняк А.К., Коровину В.К. о понуждении заключить соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения.

Председательствующий Моисеева Г.Ю.

Мотивированный текст решения изготовлен 08 июня 2021 года.