ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-714/2021 от 07.04.2021 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-714/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 апреля 2021 года г. Челябинск

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

Председательствующего судьи А.В. Ус

при секретаре Э.Д. Белобородовой,

с участием представителя истца ФИО1

представителя ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Союз собственников земельных участков «Петровский 2» к ФКУ УПДОР «Южный Урал», ООО «Дороги Приволжья» об устранении нарушений и возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Союз собственников земельных участков «Петровский 2» обратился в суд с требованиями к ФКУ УПРДОР «Южный Урал», об обязании включить в проект организации дорожного движения на 22 км автодороги Р-254 «Иртыш» Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск» обустройство пешеходного перехода в разных уровнях-пешеходного моста через автодорогу Р-254 «Иртыш» Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск» к микрорайону «Петровский-2» пос. Петровский Озерского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области в соответствии с схемой транспортной инфраструктуры действующего Генерального плана пос. Петровский Озерского сельского поселения Красноармейского муниципального района.

Так же просил обязать ООО «Дороги Приволжья», ФКУ УПДОР «Южный Урал» включить в проектную документацию по объекту «Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск» на участке 12+950- км 37+000 Челябинская область» обустройство пешеходного перехода в разных уровнях пешеходного моста к микрорайону «Петровский-2» пос. Петровский Озерского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области через автомобильную дорогу Р-254 «Иртыш» на 22 км автодороги в соответствии со схемой транспортной инфраструктуры действующего Генерального плана пос. Петровский Озерского сельского поселения Красноармейского муниципального района.

В обоснование своих требований истец указал на то, что ООО «Дороги Приволжья» по заданию ФКУ УПДОР «Южный Урал» разрабатывает проектную документацию по объекту «Капитальный ремонт автодороги Р-254 «Иртыш» Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск» на участке 12+950- км 37+000 Челябинская область». В зону проектирования попадает часть дороги, проходящая через п. Петровский-2 Озерского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области. Согласно схемы транспортной инфраструктуры действующего Генерального плана п. Петровский на 22 км. автодороги напротив мкр. Петровский-2 на автомобильной дороге Р-254 запроектирован пешеходный мост (пешеходный переход в разных уровнях). Организация пешеходных переходов при капитальном ремонте дороги входит в обязанность и компетенцию организации осуществляющей капитальный ремонт. Указанный пешеходный переход является частью дорожно-транспортной инфраструктуры, предназначенной для перехода через дорогу Р-254 к микрорайону «Петровский-2». Союз «Петровский-2» неоднократно обращался по поводу организации пешеходного перехода (моста) с целью включения его в работы при очередном капитальном ремонте, однако ему было отказано поскольку пешеходный мост не предусмотрен проектом. Отсутствие указанного моста существенно нарушает законодательство, права, законные интересов членов НО ССЗУ «Петровский-2».

Представитель ответчика ФКУ УПДОР «Южный Урал» в судебном заседании с иском не согласилась, указала на то, что проектная документация по объекту «Капитальный ремонт автодороги Р-254 «Иртыш» Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск» на участке 12+950- км 37+000 Челябинская область» разрабатывается на основании госконтракта № 89 от 20.09.2019 г. заключенного с ООО «Дороги Приволжья». Проектная документация разрабатывается в соответствии с Заданием. В связи с расположением на 22 км на участке застройки только с левой стороны дороги, а также незначительным количеством застроенных участков надземного пешеходного перехода не предусмотрено. Разрабатываемой проектной документацией предусмотрены надземные пешеходные переходы на участках км 17+400, км 19+150. Изменения в проектную документацию могут быть внесены органом власти (организацией) утвердившем ПОДД, на основании изменившейся дорожной ситуации, а так же требований или предписания органов ГИБДД. Данный капитальный объект является объектом федерального значения. Схема территориального планирования РФ в области федерального транспорта и автомобильных дорог федерального значения утверждена постановлением Правительства от 19.03.2013 года № 384-р. Генплан Озерного сельского поселения, в том числе, карта планируемого размещения объектов (схема транспортной инфраструктуры) размещен на сайте ФГИСТП. В указанных документах не предусмотрено строительство мостового пешеходного сооружения на 22 км автодороги Р-254. В связи с чем, требования истца являются незаконными.

Представитель Федерального дорожного агентства, представитель третьего лица ООО «Дороги Привожья», Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.

На основании ст.167 ГПК РФ судом решен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав мнение лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 7 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу п.1, 20 ст. 14 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), и т.д.

В силу п. 18 ст. 1 ГрК РФ к объектам федерального значения относятся объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса областях, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации.

В силу п. 20 ст. 1 ГрК РФ объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено судом и подтверждается материалами дела, что Союз собственников земельных участков «Петровский-2» (далее ССЗУ «Петровский-2») является основанный на членстве кооперативной некоммерческой организацией, созданной гражданами-собственниками земельных участков, расположенных по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, п. Петровский, мкр. «Петровский-2». Предметом деятельности Собза является деятельность в области садоводства, огородничества и дачного хозяйства, развития инженерно-технической и социально-бытовой инфраструктуры территории, планируемой к застройке.

20.09.2019 года между ФКУ УПРДОР «Южный Урал» и ООО «Дороги Приволжья» заключен государственный контракт на объект «Капитальный ремонт автодороги Р-254 «Иртыш» Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск» на участке 12+950- км 37+000 Челябинская область». Срок действия контракта по 11.01.2021 года.

Согласно Заданию на разработку проектной документации на объект «Капитальный ремонт автодороги Р-254 «Иртыш» Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск» на участке 12+950- км 37+000 Челябинская область» основной задачей является разработка и обоснование проектных решений, обеспечивающих комплекс по замене или восстановлению конструктивных элементов дорожных сооружений и(или) их частей (п.1.2). Согласно п.5.1 источником финансирования является Федеральный бюджет за счет средств Федерального дорожного фонда (п.5.1). В том числе, исходные данные для проектирования учитывают статистические данные о ДТП, данные по интенсивности и составу движения (п.13.5-13.6).

В соответствии со Схемой территориального планирования РФ в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2013 г. № 384-р автодорога М-51 (Р-254 "Иртыш") - от Челябинска через Курган, Омск до Новосибирска является объектом федерального значения.

В соответствии со ст. 23 ГрК РФ Генеральный план должен содержать положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Генеральным планом п. Петровский (схема транспортной инфраструктуры) предусмотрено размещение объекта в границах земельного участка с кадастровым , находящегося в государственной собственности, закрепленном за ФКУ УПРДОР «Южный Урал» на праве постоянного бессрочного пользования, на котором размещается объект федерального значения Р-254 «Иртыш» Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск (кадастровый номер сооружения ).

В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно п. 6 ст. 9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Генеральный план Озерного сельского поселения, в том числе карта планируемого размещения объектов (схема транспортной инфраструктуры) не предусматривает строительство мостового пешеходного сооружения на 22 км автодороги Р-254 «Иртыш» Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск на участке 12-950-км 37+000.

Какие-либо доказательства тому, что отсутствие пешеходного перехода (моста) на 22 км автодороги Р-254 нарушает установленные требования в части обеспечения безопасности дорожного движения и не соответствует требованиям законодательства о градостроительной деятельности суду не представлено.

Таким образом, требования истца о включении надземного пешеходного перехода (моста) при проектировании и строительстве вышеуказанного капитального объекта, по которому планируется капитальный ремонт за счет средств федерального бюджета, а также включение в ПОДД в месте, установленном Генеральным планом п. Петровский Красноармейского района Челябинской области являются незаконными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 12, 98, 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Союзу собственников земельных участков «Петровский 2» к ФКУ УПДОР «Южный Урал», об обязании включить в проект организации дорожного движения на 22 км автодороги Р-254 обустройство пешеходного перехода и обязании ООО «Дороги Приволжья», ФКУ УПДОР «Южный Урал» включить в проектную документацию по объекту «Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск» на участке 12+950- км 37+000 Челябинская область» обустройство пешеходного перехода к микрорайону «Петровский-2» через автомобильную дорогу Р-254 «Иртыш» на 22 км автодороги –отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: п/п А.В. Ус

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья: А.В. Ус

Секретарь: Э.Д. Белобородова

Мотивированное решение составлено 15 апреля 2021 года.