Дело № 2-714/2021
УИД: 29RS0019-01-2021-001150-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 16 декабря 2021 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.А.,
при секретаре судебного заседания Лихачевой Е.В.,
с участием истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО1 ..., Моргун ..., ФИО2 ... к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании задолженности по компенсации в связи с увольнением, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании денежных средств в размере 47 141 руб. 16 коп., в том числе: сумма дополнительной компенсации в размере денежного содержания при увольнении за 5 и 6 месяцы – 32 141 руб. 16 коп., сумма компенсации морального вреда – 15 000 руб.
ФИО3 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании денежных средств в размере 57 435 руб. 42 коп., в том числе: сумма дополнительной компенсации в размере денежного содержания при увольнении за 5 и 6 месяцы – 37 435 руб. 42 коп.; сумма компенсации морального вреда – 20 000 руб.
ФИО2 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании денежных средств в размере 71 403 руб. 40 коп., в том числе: сумма дополнительной компенсации в размере денежного содержания при увольнении за 5 и 6 месяцы – 51 403 руб. 40 коп., сумма компенсации морального вреда – 20 000 руб.
В обоснование исковых требований указали, что проходили государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Служебный контракт с истцами расторгнут с 15 апреля 2021 года по причине сокращения должностей (п. 8.2. ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). При расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности за 5 и 6 месяцы со дня увольнения в расчет среднего заработка не включены выплаченные за период с апреля 2020 года по март 2021 года средства материального и дополнительного стимулирования. Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, и принимая во внимание Письмо Минфина Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, действующее на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7», выплаченное им за периоды работы материальное и дополнительное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности. Сумма компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания была обжалована в Онежском городском суде Архангельской области, что подтверждается решением от 21 июня 2021 года по делу № 2-370/2021 (вступило в законную силу 27.07.2021), исковые требования удовлетворены.
Определением суда от 16 декабря 2021 года гражданские дела по искам ФИО1, ФИО2, ФИО3 объединены в одно производство.
В судебном заседании истцы просили удовлетворить исковые требования.
Ответчик - МИФНС России № 6 по АО и НАО своего представителя в судебное заседание не направил, представил отзывы на иски, в которых с требованиями истцов не согласился по тем основаниям, что расчет компенсаций был произведен налоговым органом в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 № 562. Дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности. Исходя из представленных документов видно, что суммы материального стимулирования, выплачиваемые истцам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не являются премиями, которые могут быть включены в расчет среднего заработка (денежного содержания) истицов ответчиком и обоснованно не были приняты работодателем во внимание для расчета компенсации, поскольку данные выплаты не предусмотрены системой оплаты труда и не являются гарантированной выплатой обязательного характера. Указанные выплаты не включены в фонд оплаты труда, не предусмотрены контрактом, локальными или законодательными актами, у работодателя отсутствовала обязанность их начислять и выплачивать, в связи с чем они не подлежат учету при определении размера средней заработной платы. Любые компенсации, выплачиваемые работникам, должны быть соразмерны тому фонду заработной платы, который имеется у организации. Заявляя требование о взыскании морального вреда, истцы не обосновали размер требования, не указали какие негативные последствия (вред) наступили в связи с действиями представителя нанимателя гражданского служащего при увольнении. Налоговая инспекция посмотрела представленные заявителями расчеты дополнительной компенсации. Замечаний по размеру начисленной дополнительной компенсации в случае признания позиции истцов по включению материального и дополнительного стимулирования в расчет среднего заработка у инспекции нет.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право, в том числе, на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно положениям ч. 1-2, 5 и 10 ст. 50 указанного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Согласно ч. 3.2 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданскому служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пунктами 8.2 и 8.3 части 1 настоящей статьи, помимо компенсации, указанной в части 3.1 настоящей статьи, дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 проходила в МИФНС России № 6 по Архангельской области и НАО государственную гражданскую службу с 18.09.2017 по 15.04.2021, на день увольнения замещала должность специалиста 1 разряда отдела работы с налогоплательщиками. Приказом ответчика от 05.04.2021 служебный контракт с ней расторгнут в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
ФИО3 проходила в МИФНС России № 6 по Архангельской области и НАО государственную гражданскую службу с 01.06.2004 по 15.04.2021, на день увольнения замещала должность специалиста 1 разряда отдела выездных проверок. Приказом ответчика от 05.04.2021 служебный контракт с ней расторгнут в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
ФИО2 проходила в МИФНС России №6 по Архангельской области и НАО государственную гражданскую службу с 01.06.2004 по 15.04.2021, на день увольнения замещала должность старшего государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками. Приказом ответчика от 05.04.2021 служебный контракт с ней расторгнут в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (п. 8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В связи с увольнением по данному основанию истцам выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания.
Вступившим в законную силу решением Онежского городского суда Архангельской области от 21 июня 2021 года удовлетворены иски ФИО1 ..., Моргун ..., ФИО2 ... к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании задолженности по выплатам, в том числе по сумме материального и дополнительного стимулирования к компенсации в размере черехмесячного денежного содержания при увольнении.
Постановлено: «взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу ФИО1 ... задолженность по выплатам в размере 128 063 руб. 51 коп., в пользу Моргун ... задолженность по выплатам в размере 177 103 руб. 52 коп., в пользу ФИО2 ... задолженность по выплатам в размере 212 218 руб. 91 коп.».
На основании решений ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» от 15 сентября и 15 октября 2021 года истцам в соответствии с ч. 3.2 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ выплачена дополнительная компенсация в связи с увольнением по сокращению численности штата 5 и 6 месяцы со дня увольнения.
Вместе с тем дополнительная компенсация при сокращении за 5 и 6 месяцы со дня увольнения истцам ответчиком выплачена без учета материального и дополнительного стимулирования, с чем истцы и не согласны и обратились в суд с исками.
В период службы истцам как федеральным государственным гражданским служащим территориального органа ФНС России выплачивалось материальное и дополнительное стимулирования, что следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных выше Правил.
Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подп. «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» п. 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз. 1 п. 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а» - «г» п. 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» п. 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу п. 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 Указа Президента Российской Федерации, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Решением Онежского городского суда Архангельской области от 21 июня 2021 года установлено, и это не подлежит в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ дальнейшему доказыванию, что дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих производилось ответчиком для чего ФНС России был разработан и утвержден механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное и дополнительное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченные истцам в соответствии с приказами ответчика в период службы средства материального стимулирования должны учитываться при расчете их среднего заработка для оплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме федерального органа исполнительной власти, на который возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности – Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила), дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением 238-7.
Учитывая изложенное, вопреки доводам ответчика, материальное стимулирование истцов за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем должно учитывается при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности за 5 и 6 месяцы со дня увольнения.
Вместе с тем из материалов дела следует, что в соответствии с частью 3.2 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», истцам, как гражданским служащим, уволенным из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, по основаниям, предусмотренным пунктом 8.2 части 1 статьи 37 указанного Закона, и в установлений законом срок вставшим на учет в службу занятости в качестве ищущих работу, дополнительно выплачены компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, на основании решений Отделения занятости населения по Онежскому району ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения»:
- истцу ФИО4: 30.09.2021 года – 29 479 руб. 33 коп. (за 5 месяц), 21.10.2021 года – 29 479 руб. 33 коп. (за 6 месяц);
- истцу ФИО2: 30.09.2021 года – 42 676 руб. 09 коп. (за 5 месяц), 21.10.2021 года – 42 676 руб. 09 коп. (за 6 месяц);
- истцу ФИО1: 30.09.2021 года – 27 984 руб. 54 коп. (за 5 месяц), 21.10.2021 года – 27 984 руб. 54 коп. (за 6 месяц).
Вместе с тем, как и при расчете суммы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания ответчиком при исчислении и выплате сумм дополнительных компенсаций за пятый и шестой месяцы со дня увольнения не было учтено материальное и дополнительное стимулирование, выплачиваемое ранее истцам систематически в качестве вознаграждения за труд, что не соответствует приведенным выше нормативным положениям.
Вопреки доводам ответчика, из приведенных выше нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, к которым относится и материальное стимулирование гражданских служащих.
Оснований не согласиться с представленными истцами расчетами дополнительной компенсации в размере денежного содержания при увольнении за 5 и 6 месяцы, суд не усматривает, находит их верными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона. Кроме того, как следует из отзывов ответчика, расчеты ответчиком проверены и признаются правильными.
При таких обстоятельствах, проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов и взыскании с ответчика задолженности по дополнительной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, в пользу истца ФИО1 в сумме 32 141 руб. 16 коп., в пользу ФИО3 – 37 435 руб. 42 коп., в пользу ФИО2 – 51 403 руб. 40 коп.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку факт нарушения ответчиком трудовых прав истцов, выразившегося в неполной выплате сумм, причитающихся в связи с увольнением, установлен в ходе судебного разбирательства, неправомерные действия ответчика, безусловно причинили истцам нравственные страдания, суд, учитывая характер допущенных нарушений и их последствия, длительность невыплаты, фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, приходит к выводу, что требования истцов о взыскании с ответчика компенсации морального вреда подлежат удовлетворению путем взыскания в пользу каждого истца компенсации морального вреда в размере по 5000 рублей, считая указанную сумму разумной и справедливой степени моральных страданий истцов. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в размере по 20 000 рублей в пользу истцов ФИО2 и ФИО3, и в размере 15 000 рублей в пользу ФИО1, суд с учетом изложенного выше не находит, доказательств в подтверждение заявленных размером компенсации морального вреда истцами не представлено.
Специального решения об отказе в удовлетворении иска в оставшейся части суд не принимает, поскольку требование о компенсации морального вреда удовлетворено, а его размер определяется исключительно судом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иски ФИО1 ..., Моргун ..., ФИО2 ... к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании задолженности по компенсации в связи с увольнением, компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу:
- в пользу ФИО1 ... сумму задолженности по дополнительной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, в размере 32 141 рубль 16 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей;
- в пользу Моргун ... сумму задолженности по дополнительной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, в размере 37 435 рублей 42 копейки, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей;
- в пользу ФИО2 ... сумму задолженности по дополнительной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, в размере 51 403 рубля 40 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд Архангельской области.
Председательствующий подпись А.А. Кузнецов
...
...