ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-714/2021 от 17.11.2021 Кормиловского районного суда (Омская область)

55RS0016-01-2021-001197-88

Дело № 2-714/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Кормиловка 17 ноября 2021 года

Кормиловский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бочаровой У.В.,

с участием помощника прокурора Кормиловского района Неделько Е.В.

при помощнике судьи Чепилко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кормиловского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к МДОУ «Кормиловский детский сад № 5 «Сказка»» о возложении обязанности разработать план мероприятий (дорожную карту) по повышению показателей доступности для инвалидов объектов и услуг,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кормиловского района Омской области Сухоносов А.А. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к МДОУ «Кормиловский детский сад «Сказка»» о возложении обязанности разработать план мероприятий (дорожную карту) по повышению показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО1, заявленные требования поддержала по доводам изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика заведующая МДОУ «Кормиловский детский сад «Сказка»» ФИО4 в судебном заседании исковые требования признала, указала, что в настоящий момент план мероприятий (дорожная карта) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг находится в процессе разработки.

Представитель третьего лица Комитета по образованию Кормиловского муниципального района в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, причины неявки не известны.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти. Органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно п.п. 7, 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Как следует из частей 1, 3, 5 стать 5 Федерального закона № 273-ФЗВ Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Как следует из части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В целях реализации мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги в сфере образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Так, в соответствии с пунктом 7 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).В соответствии с письмом Министерства образования и науки России от ДД.ММ.ГГГГ № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования (далее – Письмо Министерства образования и науки России) организациям, подведомственным Министерству образования и науки России (соответственно, Министерству просвещения Российской Федерации), необходимо провести обследование на предмет доступности для инвалидов всех объектов организации, по результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг комиссией должен быть оформлен Паспорт доступности.

В соответствии с пунктом 16 Порядка организации, предоставляющие услуги в сфере образования, с использованием показателей, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящего Порядка, а также на основании представленных Паспортов доступности разрабатывают и утверждают планы мероприятий (далее - "дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 599.

Кроме того, согласно вышеуказанному письму Министерства образования и науки России и приказу следует, что должно быть на объекте, чтобы считать его доступным для самостоятельного передвижения инвалида, какие услуги должны быть предоставлены инвалиду организацией. В случае если часть условий отсутствует, то соответствующее мероприятие должно быть включено в «дорожную карту» с указанием срока, когда эти условия будут созданы.

Целью "дорожной карты" является поэтапное повышение уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования с учетом финансовых возможностей. Если по какой-то причине невозможно полностью обеспечить доступность зданий, то нужно организовать предоставление необходимых услуг инвалидам в дистанционном режиме, а когда это возможно - по месту жительства инвалида.

Все действия организации по обеспечению доступности должны быть включены в "дорожную карту", предусматривающую наименования показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с требованиями приказа N 1309; значения показателей по годам (начиная с 2016 г. и до момента обеспечения полной доступности объектов и услуг); список и контакты ответственных лиц за мониторинг и достижение запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг; перечень мероприятий, которые необходимо выполнить для обеспечения доступности объектов и услуг.

В пояснительной записке к "дорожной карте" необходимо указать те объекты, которые не нуждаются в создании условий доступности (котельные, электроподстанции и др.).

В судебном заседании установлено и ответчиком не оспаривается, что в МДОУ «Кормиловский детский сад «Сказка»» имеется паспорт доступности, вместе с тем план мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг не разработан и не утвержден.

В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ председателю Комитета по образованию Кормиловского муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Согласно ответу на представление работа по разработке и утверждению плана мероприятий («дорожной карты») планируется в 4 квартале 2021 года при наличии технической и финансовой возможности.

Таким образом, МДОУ «Кормиловский детский сад «Сказка»» нарушены требования законодательства образовании и социальной защите инвалидов.

Положения ч. 4 ст. 27, ч.ч. 3, 4 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» регламентируют право прокурора обращаться в суд с заявлением, если этого требует защита интересов государства, неопределенного круга лиц в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд считает, что предъявление настоящего заявления обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних, поскольку непринятие МДОУ «Кормиловский детский сад «Сказка»» плана мероприятий (дорожной карты), препятствует повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования.

В связи с указанным, суд признает обращение прокурора <адрес> в суд с указанным заявлением основанным на законе, а требования прокурора подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить обязанность на МДОУ «Кормиловский детский сад «Сказка»» разработать план мероприятий (дорожную карту) по повышению показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение одного месяца с момента его принятия путём подачи апелляционной жалобы через Кормиловский районный суд.

Судья У.В. Бочарова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья У.В. Бочарова