ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-714/2021 от 19.04.2021 Ковровского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2-714/2021

УИД 33RS0011-01-2021-000949-95

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес> 19 апреля 2021 года

Ковровский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Мочаловой Е.Ю.,

при секретаре Алфимовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове дело по исковому заявлению Управления Россельхознадзора по <адрес> к ФИО1 о возложении обязанности провести работы по очистке земельного участка и взыскании вреда, причиненного участкам сельскохозяйственного назначения,

УСТАНОВИЛ:

Управление Россельхознадзора по <адрес> обратилось в суд с иском, в котором просит обязать ФИО1 за счет собственных средств провести работы по очистке земельного участка с кадастровыми номерами <№> от отходов производства и потребления в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также взыскать вред, причиненный указанным участкам сельскохозяйственного назначения, в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления в сумме 4047950 р.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что <дата> Управлением Россельхознадзора проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельных участках, расположенных по адресу: <адрес>, МО Клязьминское (сельское поселение), с кадастровыми номерами <№> площадью <данные изъяты> кв.м, <№> площадью <данные изъяты> кв.м, <№> площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Проверяемые земельные участки принадлежат ФИО1 на праве собственности, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 19-24).

В ходе проведения проверки установлено, что предписание от <дата><№> об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства не выполнено ФИО1 в установленный срок до <дата>, а именно: земельный участок категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером <№> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> принадлежащий на праве собственности ФИО1, не приведен в состояние, пригодное для сельхозпроизводства, не введен в сельхозоборот. На момент осмотра <дата> установлено, что северная часть участка на площади ориентировочно <данные изъяты> кв.м огорожена забором из профлиста. Поверхность земельного участка на огороженной территории, а также за его пределами на площади ориентировочно <данные изъяты> кв.м. покрыта отходами производства и потребления высотой от 0,1 до 2 м, а именно: строительным мусором (ломаный кирпич, старый гипсокартон, старые доски, двери, оконные рамы, строительный мусор, перемешанный с песком, грунтом и др.), бытовым мусором (полиэтилен, пластиковые канистры, пластиковые бутылки, картон, стеклянные бутылки и др.), а также автомобильными шинами, ветками деревьев и др. Кроме того, на площади <данные изъяты> кв.м наблюдается зарастание сорной травой (цикорий, пижма, вейник и др.), древесно-кустарниковой растительностью (сосны, ивы, американский клен высотой до 1,5 м и выше). Центральная часть участка на площади ориентировочно <данные изъяты> кв.м перекрыта асфальтным полотном (автомобильная дорога). Южная часть участка заросла сорной и древесно-кустарниковой растительностью (пырей, полынь, вейник, василек фиолетовый и др., береза, сосна, американский клен до 2 м выше), присутствует подушка из сухих сорных трав, сформированная травостоем прошлых лет.

В ходе проверки также установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <№>, площадью <данные изъяты> кв.м, поверхность покрыта отходами производства и потребления (высотой от 0,1 до 0,4 м), а именно: строительным мусором (бетонные плиты, щебень, асфальтная крошка, обломки кирпича и др., перемешанные с песком и грунтом), бытовым мусором (полиэтилен, пластиковые бутылки, стеклянные бутылки и др., перемешанные с песком и грунтом). Кроме того, наблюдается зарастание сорной (цикорий, пижма, пырей и др.) и древесно-кустарниковой (ивы, американский клен высотой до 1 м) растительностью.

Земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью <данные изъяты> кв.м, по всей территории огорожен забором из профлиста, имеются ворота для въезда. На момент проведения проверки на участке стоят автомобили марок «Газель» в количестве двух штук, «Камаз». Поверхность данного земельного участка покрыта отходами производства и потребления (высотой от 0,1 до 2 м), а именно: строительным мусором (ломаный кирпич, щебень, асфальтная крошка, старый гипсокартон, старые доски, двери, оконные рамы, строительный мусор, перемешанный с песком, грунтом и др.), бытовым мусором (полиэтилен, пластиковые канистры, пластиковые бутылки, картон, стеклянные бутылки и др.), а также автомобильными шинами, ветками деревьев и др. Кроме того, на земельном участке наблюдается зарастание сорной растительностью (золотарник, лебеда, пырей и др.)

Постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес> от <дата> ответчик была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа в сумме 20000 р.

В судебном заседании представитель истца - Управления Россельхознадзора по <адрес> на основании доверенности ФИО2, требования иска поддержал, подтвердив вышеизложенные обстоятельства.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась, направила представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности - ФИО3, в судебном заседании с требованиями иска согласился частично, полагая, что сумма причиненного вреда значительно меньше. Так, площадь захламления земельного участка с кадастровым номером <№> менее указанной в представленных истцом расчетах, поскольку хлам на представленных фотографиях виден только внутри забора примерно на площади 864 кв. м. Площади захламления двух других земельных участков с кадастровыми номерами <№> ответчиком не оспариваются, но плотность отходов должна быть взята 0,06 т/куб.м, в соответствии со справочником ФИО4, что значительно меньше применяемой в расчетах истцом плотности 0,19 т/куб.м.

Кроме того, с учетом материального положения ответчика представитель просит снизить взыскиваемую с ФИО1 сумму причиненного вреда до 1000000 р.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, а также не допускать деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Статьей 8 ФЗ от <дата> № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиораторских, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Из материалов дела следует, что собственником земельных участков с кадастровыми номерами: <№> категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, является ФИО1, что подтверждается выписками из ЕГРН от <дата> (л.д. 19-24).

<дата> Управлением Россельхознадзора по <адрес> ответчику было дано предписание <№> о необходимости привести указанные земельные участки сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для сельхозпроизводства, ввести их в сельхозоборот в срок до <дата> (л.д. 15-16).

Приказом Управления Россельхознадзора от <дата><№> назначено проведение внеплановой выездной проверки с целью контроля за выполнением указанного предписания (л.д. 10-11).

Актом проверки от <дата> установлено, что предписание от <дата><№> об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства не выполнено ФИО1 в установленный срок, а именно: земельные участки категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, с кадастровыми номерами <№>, площадью <данные изъяты> кв.м, <№>, площадью <данные изъяты> кв.м, <№>, площадью <данные изъяты> кв.м, не приведены в состояние, пригодное для сельхозпроизводства, в сельхозоборот не введены. На момент осмотра земельные участки захламлены, покрыты отходами производства и потребления: строительным мусором (ломаный кирпич, старый гипсокартон, старые доски, двери, оконные рамы и другое), бытовым мусором (полиэтилен, пластиковые канистры, пластиковые бутылки, картон, стеклянные бутылки и другое), а также автомобильными шинами, ветками деревьев и др. Кроме того, наблюдается зарастание земельных участков сорной и древесно-кустарниковой растительностью (л.д. 25-26).

Постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес><№> от <дата>ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, - невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, ответчику назначено наказание в виде штрафа в сумме 20000 р. (л.д. 57-59).

В ч. 2 ст. 74 Земельного кодекса Российской Федерации прямо установлена обязанность лиц, виновных в совершении земельных правонарушений и привлеченных к административной ответственности, устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

На основании п. 1 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 77 Федерального закона от <дата> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Управлением Россельхознадзора по <адрес> по факту ущерба, нанесенного земельным участкам сельскохозяйственного назначения в результате захламления ТКО, с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды РФ от <дата><№>, рассчитан ущерб, нанесенный земельным участкам как объектам окружающей природной среды. Общий размер вреда, причиненный почве, как объекту охраны окружающей среды, в результате действий ответчика, составил 4047950 р., из которых: за земельный участок с кадастровым номером <№> 1655850 р., за земельный участок с кадастровым номером <№> - 2279050 р. и за земельный участок с кадастровым номером <№> 113050 р.

Суд находит представленные истцом расчеты верными, поскольку площадь захламления земельных участков определялась специалистами с применением специальных приборов. О выезде сотрудников Управления Россельхознадзора по <адрес>ФИО1 извещалась надлежащим образом (л.д. 13) и имела реальную возможность присутствовать при осмотре принадлежащих ей земельных участков. При этом из площади земельного участка с кадастровым номером <№> исключена площадь автомобильной дороги.

Применение при расчете суммы причиненного вреда плотности отходов в размере минимального значения - 0,19 т/куб.м, определенной на основании справочника «Твердые бытовые отходы» под редакцией ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 суд считает правомерным При этом предлагаемое противной стороной значение плотности ТБО от 0,06 т/куб.м до 0,12 т/куб.м, указанное в справочнике ФИО4, установлено для мусоросортировочных предприятий.

Одновременно, учитывая, что ответчик является <данные изъяты>, размер <данные изъяты>, суд находит возможным снизить сумму подлежащего взысканию вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате складирования на поверхности отходов производства и потребления, до 2023975 р.

Согласно ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Россельхознадзора по <адрес> удовлетворить частично.

Обязать ФИО1, <дата> года рождения, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств провести работы по очистке земельных участков с кадастровыми номерами <№> от отходов производства и потребления.

Взыскать с ФИО1, <дата> года рождения, в доход бюджета МО Клязьминское сельское поселение <адрес> вред, причиненный участкам сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами <№> в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления в сумме 2023975 р. (два миллиона двадцать три тысячи девятьсот семьдесят пять рублей).

В остальной части исковые требования Управления Россельхознадзора по <адрес> к ФИО1 оставить без удовлетворения.

Взыскать с ФИО1, <дата> года рождения, в бюджет МО <адрес> государственную пошлину в размере 18619,88 р. (восемнадцать тысяч шестьсот девятнадцать рублей 88 коп.).

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.Ю. Мочалова

СПРАВКА: Мотивированное решение составлено 26.04.2021.