ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-714/2021 от 20.10.2021 Павловского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-714/2021

УИД 22RS0037-01-2021-001299-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2021 года с. Павловск

Павловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Полуниной О.Г.

при секретаре Капыриной О.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

представителя третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Павловского района Алтайского края о признании незаконным отказа в признании участником государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», возложении обязанности признать участником указанной программы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Павловского района Алтайского края о признании незаконным отказа в признании участником государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», возложении обязанности признать участником указанной программы. В заявлении указала, что с апреля 2019 г. работает в Шаховской средней школе Павловского района Алтайского края учителем. С этого же времени проживает с малолетним сыном в <адрес> в доме своей матери, где зарегистрирована с рождения. Вселялась в жилой дом она не в качестве члена семьи матери, они не ведут общее совместное хозяйство, имеют раздельный бюджет. Фактически между ними заключен устный договор найма жилого помещения. Постановлением администрации Шаховского сельсовета Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер> ее семья в составе двух человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако решением комиссии администрации Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в признании ее участником мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим на сельских территориях, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в рамках реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, и государственной программы Алтайского края «Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края», утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, в связи с тем, что она является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена жилой площадью больше учетной нормы, равной 11 кв.м. Просила признать факт того, что не является членом семьи ФИО4, а вселена по устному договору найма в жилое помещение <адрес>П.<адрес>, признать решение комиссии администрации Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер> незаконным, обязать включить ее в программу «Комплексное развитие сельских территорий».

Определением П. районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ дело передано на рассмотрение в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Истец ФИО1 в судебном заседании пояснила, что требование о признании факта того, что она не является членом семьи матери ФИО4, а вселена по устному договору найма жилого помещения, фактически не является самостоятельным требованием, а является обоснованием иска, на остальных требованиях настаивала. Суду пояснила, что в жилом доме по адресу: <адрес> зарегистрирована с рождения. Собственником дома является ее мать ФИО4, а также 1/10 доли в доме принадлежит ФИО5 Окончив 9 классов, она уехала учиться в педагогический колледж в <адрес>, потом работала в гимназии <номер> до 2014 года. Затем сменила педагогическую деятельность, в 2014-2015 годах работала в разных организациях, снимала жилье в <адрес>. В 2015 году уехала работать и жить в <адрес>. В декабре 2015 года вернулась в <адрес>, продолжала снимать жилье. В 2016 году родила ребенка, в декретном отпуске по уходу за ребенком находилась до 3-х лет. В 2019 году была принята библиотекарем в МБОУ «Шаховская СОШ», с января 2020 года переведена учителем. Некоторое время проживала в гражданском браке. С апреля 2021 года живет в доме матери. Своего жилья у нее нет. У нее с матерью заключен устный договор найма жилого помещения. Они проживают в отдельных комнатах, в доме имеются разные входы, но есть места общего пользования. Общего хозяйства они с матерью не ведут, денежные средства у каждого свои. Оплату коммунальных услуг она производит самостоятельно. В 2021 году она была поставлена на учет в ФИО6 сельсовета как нуждающаяся в жилье. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Павловского района с заявлением о включении в программу «Комплексное развитие сельских территорий», предоставила необходимые документы, но ей было отказано решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, о чем она была уведомлена письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Данный отказ считает незаконным.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснил, что постановлением ФИО6 сельсовета Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер>ФИО1 была поставлена на учет в качестве нуждающейся по программе «Молодая семья», а не в качестве нуждающейся по программе «Комплексное развитие сельских территорий». После рассмотрения заявления ФИО1 и предоставленных документов было установлено, что истец проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом имеет общую площадь 69,3 кв.м. и принадлежит на праве общей долевой собственности матери истца ФИО4 (9/10 доли) и ФИО7 (1/10 доля). Так как истец приходится дочерью ФИО4, то она является полноправным членом ее семьи и обеспечена жилой площадью на одного человека выше учетной нормы в размере 11 кв.м.

Представитель третьего лица - администрации Шаховского сельсовета Павловского района Алтайского края ФИО3 полагал, что истцу было неправомерно отказано в признании участником программы «Комплексное развитие сельских территорий», так как ФИО1 признана нуждающейся в жилом помещении, ссылка в постановлении на программу «Обеспечение жильем молодых семей» взята из образца постановления, представленного А. района.

Заслушав доводы истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 696 утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий».

Приложением № 4 к указанной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, приживающих на сельских территориях с Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение жилья гражданам, проживающим на сельских территориях.

Указанное Положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве, гражданам Российской Федерации, проживающим и работающим на сельских территориях либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства на сельские территории и работать там.

В подпункте а пункта 5 раздела II Положения установлено, что право на получение социальной выплаты имеет гражданин, постоянно проживающий на сельских территориях (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства) и при этом: осуществляющий деятельность по трудовому договору или индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса, или социальной сфере, или в организациях (независимо от их организационно-правовой формы), осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы), и имеющий высшее или среднее ветеринарное образование, на сельских территориях (непрерывно в организациях одной сферы деятельности в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат, формируемые в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения); имеющий собственные и (или) заемные средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, а также средства, необходимые для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 20 настоящего Положения. Доля собственных и (или) заемных средств (в процентах) в расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления, а также высшим исполнительным органом государственной власти <адрес> или органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти <адрес> (далее - орган местного самоуправления), по месту их постоянного жительства (регистрация по месту жительства) на основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Аналогичные положения предусмотрены и региональным законодательством.

Постановлением Правительства Алтайского края от 20.12.2019 № 530 утверждена государственная программа Алтайского края «Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края» и Положение о предоставлении гражданам, проживающим на сельских территориях, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее – Положение).

Как усматривается из содержания акта, целью программы является повышения качества жизни сельского населения, создания благоприятных социально-экономических условий для комплексного и устойчивого развития сельской экономики.

Согласно пункту 2.2 Положения право на получение социальной выплаты имеет гражданин, постоянно проживающий на сельской территории (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства) и при этом осуществляющий деятельность по трудовому договору или индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса, или социальной сфере, или в организациях (независимо от их организационно-правовой формы), осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы), и имеющий высшее или среднее ветеринарное образование, на сельских территориях (непрерывно в организациях одной сферы деятельности в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат; имеющий собственные и (или) заемные средства в размере 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 2.12 настоящего Положения, а также средства, необходимые для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 2.18 настоящего Положения, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий. признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства (регистрация по месту жительства) на основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (в порядке, установленном законом <адрес> от 09.12.2005 № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»).

В соответствии с пунктом 2.20 Положения гражданин подает в администрацию муниципального района (городского поселения, муниципального округа, городского округа) по форме, установленной приказом Министерства, заявление о включении его в состав участников мероприятия, в котором указываются сведения о нем и всех членах его семьи, претендующих на получение социальной выплаты.

Согласно пункту 2.22 Положения Администрация муниципального района (городского поселения, муниципального округа, городского округа) организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений, а именно:

принимает от граждан заявления об их участии в мероприятии программы, с приложением документов, установленных пунктом 2.20 настоящего Положения;

в день подачи заявления проверяет комплектность документов, осуществляет регистрацию заявления и выдает заявителю расписку о его приеме;

в 10-дневный срок с даты представления гражданином заявления осуществляет проверку правильности оформления документов и достоверности сведений, содержащихся в них;

в случае приема заявления у гражданина, осуществляющего деятельность по трудовому договору либо индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса, проверяет обоснованность (в соответствии с абзацем вторым пункта 2.1 настоящего Положения) отнесения предприятия к агропромышленному комплексу на основании отчетности за предыдущий год о финансово-экономическом состоянии, представленной предприятием по запросу Администрации муниципального района (городского поселения, муниципального округа, городского округа) по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

при выявлении недостоверной информации, содержащейся в документах, указанных в пункте 2.20 настоящего Положения, в 3-дневный срок возвращает их заявителю с указанием причин возврата (после исправления недостатков заявитель имеет право подать их повторно);

ведет учет граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат;

формирует на очередной финансовый год и на плановый период список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, по муниципальному району (городскому поселению, муниципальному округу, городскому округу) и ежегодно в срок до 1 октября года, предшествующего году получения субсидии, утверждает их;

в течение 10 дней после утверждения списка доводит до граждан информацию о включении их в указанный список.

С момента утверждения администрациями муниципальных районов (городских поселений, муниципальных округов, городских округов) соответствующих списков граждане становятся претендентами на участие в мероприятии программы.

Как установлено судом и следует из представленных документов, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Павловского района Алтайского края с заявлением о включении в состав участников мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим на сельских территориях, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и государственной программы Алтайского края «Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края», приложив необходимые документы: копию паспорта, свидетельства о рождении ребенка, домовой книги, трудовой книжки, постановление администрации Шаховского сельсовета Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер> о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Комиссией Администрации Павловского района Алтайского края по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и признанию граждан участниками целевых программ ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено заявление ФИО1 и принято решение об отказе в признании ее участником программы «Комплексное развитие сельских территорий», ввиду несоблюдения одного из условий участия в программе, а именно быть признанным нуждающимся в жилых помещениях.

Письмом Администрации Павловского района Алтайского края от 28.07.2021<номер>/пог/215 сообщено ФИО1 об отказе в признании ее участником мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим на сельских территориях, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья и указано, что при рассмотрении представленных документов комиссией было установлено, что она проживает и зарегистрирована в жилом доме по адресу: <адрес>. 9/10 доли жилого дома, площадью 62,37 кв.м., принадлежат на праве собственности ее матери ФИО4, так как заявитель приходится дочерью ФИО4, она является полноправным членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена площадью на одного человека выше учетной нормы, установленной постановлением Администрации Павловского района в размере 11 кв.м.

Между тем, данный отказ является незаконным и необоснованным.

Как установлено судом, ФИО1 постоянно проживает и состоит на регистрационном учете в сельской местности – в селе Шахи Павловского района Алтайского края, работает в социальной сфере - по трудовому договору в МБОУ «Шаховская СОШ» в должности учителя с ДД.ММ.ГГГГ, признана нуждающейся в жилом помещении на основании постановления администрации Шаховского сельсовета Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер>.

Таким образом, ФИО1 соответствует всем условиям, предусмотренным пунктом 2.2 вышеуказанного Положения, и имеет право на получение социальной выплаты.

Постановка ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий произведена в соответствии с нормами жилищного законодательства органом местного самоуправления - администрацией Шаховского сельсовета Павловского района Алтайского края в рамках предоставленных полномочий на основании заключенного с Администрацией Павловского района Алтайского края соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях в случае, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являются нанимателями жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членам семьи собственника жилого помещения и обеспеченны общей площадью помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно статье 1 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС) учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских поселений и городских округов (далее - органы местного самоуправления).

В соответствии со статьей 4 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных ими по месту своего жительства в орган местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Алтайского края от 09.12.2005 №115-ЗС орган местного самоуправления принимает решение о принятии или об отказе в принятии на учет по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов, содержащих сведения, указанные в частях 2, 3 статьи 4 настоящего Закона, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась с заявлением в администрацию Шаховского сельсовета Павловского района Алтайского края о принятии на учет ее и члена ее семьи – сына ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в качестве нуждающихся в жилых помещениях, для участия в программе «Комплексное развитие сельских территорий».

При этом в заявлении указала, что проживает по адресу: <адрес>, занимает помещение площадью 20 кв.м., на основании устного соглашения с собственником.

Администрацией Шаховского сельсовета Павловского района Алтайского края вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, согласно которому семья ФИО1 признана нуждающейся в жилом помещении в целях участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в Павловского районе» в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<номер> «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Между тем, ссылка в вышеуказанном постановлении на муниципальную программу «Обеспечение жильем молодых семей в Павловского районе» не является основанием для отказа ФИО1 в признании участником государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», поскольку при постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях указание цели участия гражданина в какой-либо государственной программе не предусмотрено.

По информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре недвижимости сведения о наличии в собственности у ФИО1, ФИО8 объектов недвижимого имущества отсутствуют.

Согласно справке и выписки из домовой книги Администрации Шаховского сельсовета Павловского района Алтайского края следует, что ФИО1 имеет состав семьи 2 человека, зарегистрирована по адресу: <адрес> с рождения - ДД.ММ.ГГГГ, ее сын ФИО8 зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный жилой дом имеет общую площадь 69,3 кв.м. и принадлежит на праве общей долевой собственности матери истца ФИО4 (9/10 доли) и ФИО7 (1/10 доля).

Справками администрации Шаховского сельсовета Павловского района Алтайского края <номер>, 218, 2020 подтверждается отсутствие у ФИО1 личного подсобного подворья, скота, земельного участка.

Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» для признания членом семьи собственника проживающих совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также детей и родителей собственника, вселенных собственником в жилое помещение, достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в названном постановлении также подчеркнул, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с п. 2 ст. 61 Семейного кодекса РФ родительские права, предусмотренные главой 12 СК РФ, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

В отношении совершеннолетних граждан действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений признания их бывшими членами семьи собственника жилого помещения, в том числе их родителя, при фактическом прекращении между ними семейных отношений, которое в силу норм жилищного законодательства связывается с прекращением совместного проживания и ведения общего хозяйства.

Из пояснений истца и материалов дела следует, что ФИО1 проживала в жилом доме с детства, после окончания школы выехала в <адрес>, где жила и работала с 2012 года по 2016 год, в 2016 году родила сына и вернулась в <адрес>, в настоящее между нею и ФИО4 заключен устный договор найма жилого помещения, общее хозяйство ими не ведется, единого бюджета нет, истец проживает с сыном в помещении с отдельным входом, оплату коммунальных услуг производит самостоятельно.

Свидетель <...> суду показала, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, доля в доме также принадлежит внучке ФИО5 Дом достался ей по наследству. Ее дочери Е. и Людмила зарегистрированы в данном жилом доме с рождения. Дочь ФИО1 с сыном проживает в доме с мая 2021 года. У нее своя семья, отдельное жилое помещение с отдельным входом, денежные средства у каждого свои, совместное хозяйство не ведется, дочь сама оплачивает коммунальные услуги. Она вселила дочь, пока та не решит жилищный вопрос.

Свидетель <...> суду показала, что ФИО1 является ее коллегой, постоянно в <адрес> она не проживала, жила в <адрес>, потом уезжала в <адрес>, вернувшись в село, некоторое время проживала с сожителем, сейчас вместе с сыном живет в доме своей матери ФИО4, у них разные комнаты с отдельными входами в дом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с несовершеннолетним сыном ФИО8 являются отдельной семьей, и в мае 2021 года не были вселены в жилое помещение собственником дома ФИО4 в качестве членов ее семьи.

При таких обстоятельствах ФИО1 обоснованно признана нуждающейся в жилых помещениях на основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным суд признает незаконным решение районной комиссии Администрации Павловского района Алтайского края по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанию граждан участниками целевых программ от ДД.ММ.ГГГГ<номер> и основанный на этом решении отказ ФИО1 в признании участником государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», возлагает на Администрацию Павловского района Алтайского края обязанность признать ФИО1 участником мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим на сельских территориях, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, и государственной программы Алтайского края «Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края», утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер>.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным решение районной комиссии Администрации Павловского района Алтайского края по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанию граждан участниками целевых программ от ДД.ММ.ГГГГ<номер> и основанный на этом решении отказ ФИО1 в признании участником государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».

Возложить на Администрацию Павловского района Алтайского края обязанность признать ФИО1 участником мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим на сельских территориях, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, и государственной программы Алтайского края «Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края», утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ<номер>.

Взыскать с Администрации Павловского района Алтайского края в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Павловский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.Г.Полунина

Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2021 года.