ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7151/2015 от 26.10.2015 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-7151/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2015 года Центральный районный суд города Читы в составе председательствующего судьи Филипповой И.Н., при секретаре Туймятовой Н.А., с участием помощника прокурора Центрального района г. Читы Таушкановой Е.Д., представителя материального истца по письменному ходатайству - Быкова Н.Н., представителя ответчика Конюковой М.В., действующей на основании доверенности от 12.01.2015, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску заместителя прокурора Центрального района г.Читы, действующего в интересах Слышкина Ф.Н. к публичному акционерному обществу «ТГК-14» о признании действий не законными

у с т а н о в и л:

заместитель прокурора Центрального района г.Читы обратился в суд с иском в интересах Слышкина Ф.Н., ссылаясь на следующие обстоятельства. В доме, где проживает материальный истец, ответчиком установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. Ссылаясь на то, что фактически прибор учета тепловой энергии, установленный ОАО «ТГК-14», учитывает потребление тепловой энергии в 48 жилых помещениях и не учитывает потребленную тепловую энергию в нежилом помещении, что по мнению процессуального истца подтверждается актом проверки № 690 от 27.03.2015, а также письмом ОАО «ТГК-14» от 03.04.2015 № ВГ-1439, то приходят к выводу о том, что установленный прибор учета не является средством измерения, используемого для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом, и не может рассматриваться в качестве общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии, указывают, что прибор учета установлен не в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности (на вводе в дом), а также при вводе его в эксплуатацию в состав комиссии не включен представитель потребителя. Просят суд признать действия ПАО «ТГК-14» по предъявлению оплаты расходов на установку прибора учета тепловой энергии собственнику квартиры № 8 в многоквартирном <адрес>Слышкину Ф.Н. незаконными.

Материальный истец в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, каких либо ходатайств от него не поступило, в связи с чем рассмотрение дела возможно по правилам ч.3 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель процессуального истца в судебном заседании требования, изложенные в иске поддержала.

Представитель материального истца в судебном заседании также поддержал требования, изложенные в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании полагала требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворение, по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, выслушав лиц, участвующих деле, исследовав его материалы, приходит к выводу от отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Слышкин Ф.Н. является собственником квартиры № 8 в многоквартирном <адрес>.

Как следует из материалов дела, между ООО «Базис Групп» (лизингодатель) и ОАО «ТГК-14» (лизингополучатель) заключен договор лизинга от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность и передать по цене приобретения лизингополучателю в лизинг (финансовую аренду) комплектные общедомовые узлы учета тепловой энергии в количестве 99 штук для жилых домов в г. Чита, в том числе для <адрес>, а лизингополучатель обязуется оплатить лизинговые платежи в соответствии с условиями договора.

Между ЗАО «НВТ-Автоматика», ООО «Базис Групп» и ОАО «ТГК-14» заключен договор поставки от 01.07.2013, в соответствии с которым продавец обязуется передать в собственность покупателю комплектные общедомовые узлы учета тепловой энергии в количестве 99 штук для жилых домов г. Читы и документацию к нему, выполнить работы по проектированию, монтажу, наладке и вводу оборудования в эксплуатацию, а покупатель принять и оплатить указанное оборудование и работы. Наименование, количество и стоимость оборудования определены в спецификации (приложении к Договору поставки). Согласно спецификации цена 1 комплектного общедомового узла учета тепловой энергии составляет <данные изъяты>, стоимость 99 комплектных общедомовых узлов учета тепловой энергии - <данные изъяты> Согласно п. 2.1 Договора поставки и спецификации общая стоимость оборудования составляет <данные изъяты> В данную стоимость входят стоимость оборудования, его доставки до склада лизингополучателя, работ продавца по проектированию, монтажу, наладке и вводу оборудования в эксплуатацию.

В соответствии с актом первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии по дому 8 по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, прибор учета допущен в эксплуатацию.

Согласно статье 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за теплоснабжение (часть 4 ст. 154 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На момент возникновения спорных правоотношений действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307. Абзац 2 пункта 7 Правил содержал специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объема тепловой энергии. Пункт 22 названных Правил предусматривал, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Подпунктом "с" пункта 31 действующих Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, предусмотрена обязанность лица, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5).

С 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9).

До 01.07.2013 в отношении объектов, предусмотренных частью 5 данной статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 данной статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частью 5 рассматриваемой статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (часть 12).

Из указанного следует, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное согласие собственников помещений многоквартирного дома на установку общедомовых приборов учета электрической энергии, работы по установке и введению в эксплуатацию общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию общего имущества дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Исполнитель коммунальных услуг независимо от решений собственников многоквартирного дома обязан принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, в том числе, обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов, а следовательно доводы стороны истца о неправомерности не согласования с собственниками помещений установки прибора учета и введения его в эксплуатацию, в отсутствие представителя потребителя - значения для рассмотрения настоящего дела - не имеют.

Доводы стороны истца о том, что прибор учета установлен не в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности (на вводе в дом), а также о том, что фактически прибор учета тепловой энергии, установленный ОАО «ТГК-14», учитывает потребление тепловой энергии в 48 жилых помещениях и не учитывает потребленную тепловую энергию в нежилом помещении являются надуманными и ничем не подтверждены, что является нарушением положений ст. 56 ГПК РФ.

Так, указание процессуального истца на то, что данные обстоятельства подтверждены актом проверки № 690 от 27.03.2015, а также письмом ОАО «ТГК-14» от 03.04.2015 № ВГ-1439 являются не состоятельными, поскольку при изучении указанных документов, судом установлено, что ни в акте ГЖИ 690 от 27.03.2015 ни в письме от 03.04.2015 № ВГ-1439 - не имеется сведений о том, что прибор учета по дому по <адрес> в <адрес>, установлен не в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности (на вводе в дом), и что он фактически учитывает потребление тепловой энергии в 48 жилых помещениях и не учитывает потребленную тепловую энергию в нежилом помещении.

Из данных, представленных ответчиком и не оспоренных истцом, следует, что, расходы по установке ОДПУ жилого дома по адресу: <адрес>, были предъявлены собственникам жилых помещений указанного дома в соответствии с п. 9 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетический эффективности». В последующем, ДД.ММ.ГГГГ с собственником нежилого помещения ИП Шестаковым В.В., доля которого не была учтена при распределении расходов между собственниками помещений, был заключен договор о возмещении расходов по установке прибора учета, в связи с чем, собственникам жилых помещений был произведен перерасчет стоимости общедомового прибора учета, что подтверждается ведомостью от ДД.ММ.ГГГГ, причем собственником нежилого помещения в указанном доме данные расходы оплачены в предъявленном размере полностью.

Таким образом, установлено, что на момент рассмотрения дела при предъявлении расходов по установке общедомового прибора учета, ответчиком учтены доли всех собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, данное обстоятельство не опровергнуто, доказательств обратного не представлено.

Представителем истца Быковым Н.Н в ходе рассмотрения дела пояснено, что фактически ими оспариваются действия ответчика в части не правомерного предъявления истцу к оплате расходов по установке общедомового прибора учета, без учета размера площади нежилого помещения, вместе с тем в силу части 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Согласно статье 131 ГПК РФ требования истца должны быть изложены в исковом заявлении. Поскольку каких либо заявлений об изменении исковых требований стороной истца подавалось, то требования стороны истца о признании действий ПАО «ТГК-14» по предъявлению оплаты расходов на установку прибора учета тепловой энергии собственнику квартиры № 8 в многоквартирном <адрес>Слышкину Ф.Н. незаконными» - не могут быть удовлетворены.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении требований заместителя прокурора Центрального района г.Читы, действующего в интересах Слышкина Ф.Н. к публичному акционерному обществу «ТГК-14» о признании действий не законными – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Мотивированный текст решения изготовлен 02.11.2015.

Судья И.Н. Филиппова