ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7157/2021 от 24.03.2022 Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

решение в окончательной форме изготовлено 24.03.2022

дело № 2-978/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 17 марта 2022 года

Чкаловский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Тарасюк Ю.В.,

при секретаре Латкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Департаменту образования Администрации г. Екатеринбурга, МАОУ – Средняя общеобразовательная школа № 156 о возложении обязанности,

установил:

прокурор обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просил:

Обязать Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование следующих работ в здании МАОУ – Средняя общеобразовательная школа № 156 по адресу: <адрес>:

-оборудование окон первого этажа и запасных выходов системой охранной сигнализации с выводом в помещение охраны,

-установка дополнительного освещения территории (спортивной площадки и по периметру ограждения),

-оборудование объекта (территории) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения /возникновении чрезвычайной ситуации,

-заключение договора на обслуживание СКУД и видеонаблюдения,

-оборудование помещения охраны на первом этаже с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной и тревожной сигнализацией,

-оснащение въезда на объект воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении,

-оборудование ограждения территории охранной периметральной сигнализацией с выводом на пост (помещение) охраны (не менее 2,5 м),

-оборудование ограждения территории высотой не менее 2,5 метра,

2) Обязать МАОУ СОШ № 156 в течение трех месяцев с момента поступления финансирования устранить нарушения требований антитеррористической защищенности на объекте по адресу: <адрес>, путем выполнения всех вышеуказанных работ.

В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения образовательными организациями района требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей. По результатам проверки объекта МАОУ СОШ № 156 по адресу: <адрес>, установлен ряд нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272. Таким образом, ответчик МАОУ СОШ № 156 обязан устранить допущенные нарушения, а Департамент образования Администрации города Екатеринбурга как учредитель и собственник имущества школы обязан профинансировать выполнение всех требуемых работ.

В судебном заседании истец – прокурор иск поддержал.

Представитель ответчика МАОУ СОШ № 156 в судебном заседании иск признал в части. Представитель ответчика Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга иск не признал.

Представитель третьего лица ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» в судебном заседании полагал иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав и оценив письменные доказательства по делу в совокупности, суд приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что МАОУ СОШ № 156 является некоммерческим образовательным учреждением, осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>. Учредителем является Департамент образования администрации г. Екатеринбурга.

Из паспорта безопасности МАОУ СОШ № 156 следует, что данное образовательное учреждение имеет вторую категорию опасности объекта.

Согласно положениям ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, а также создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1, 3, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечении и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Согласно подпунктам «а, в» п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

В июле 2021 года сотрудником ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» с участием представителя МАОУ СОШ № 156 проведено обследование инженерно – технической укрепленности здания школы и прилегающей к ней территории по адресу: <адрес>.

По результатам обследования составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, где зафиксированы следующие недостатки: окна первого этажа и запасных выходов не оборудованы системой охранной сигнализации с выводом в помещение охраны, недостаточное освещение спортивной площадки и периметра школы, объект (территория) не оборудованы системами экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения /возникновении чрезвычайной ситуации, не заключены договоры на обслуживание СКУД и видеонаблюдения, не оборудовано помещение охраны на первом этаже с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной и тревожной сигнализацией, въезд на объект не оснащен воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, ограждение территории школы не оборудовано охранной периметральной сигнализацией с выводом на пост (помещение) охраны (не менее 2,5 м), территория школы не оборудована ограждением высотой не менее 2,5 метра. В этом же акте ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» даны рекомендации по устранению выявленных нарушений, установлены сроки их устранения.

Письмом заместителя прокурора Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ прокурорам предписано принять дополнительные меры в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений в связи с произошедшими 20.09.2021 трагическими событиями в Пермском крае, повлекшими гибель студентов Пермского государственного национального исследовательского института.

По делу установлено, что на момент рассмотрения дела установленные в ходе обследования нарушения, заключающиеся в отсутствии оборудования окон первого этажа и запасных выходов системой охранной сигнализации с выводом в помещение охраны, в отсутствии дополнительного освещения территории спортивной площадки и периметра территории школы, в отсутствии оборудования здания школы и прилегающей к ней территории в местах постоянного или временного пребывания людей системами экстренного оповещения граждан о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, в отсутствии оснащенности въезда на территорию школы воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, не устранены, что создает угрозу жизни и здоровья посещающих школу людей. Данные факты ответчиками не оспаривались.

Таким образом, при осуществлении образовательной деятельности по адресу: <адрес>, ответчик МАОУ СОШ № 156 нарушил требования п.п. 41, 42, подпункта «а» п. 43, п. 46 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», а также пункт 31 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006.

Доказательства полного устранения вышеуказанных нарушений на момент рассмотрения дела ответчик МАОУ СОШ № 156 не представил. Возражения данного ответчика об отсутствии источника финансирования, аварийном состоянии здания школы, электросетей и невозможности монтажа (крепления) дополнительных устройств в целях обеспечения оповещения и сигнализации, представленный ответчиком технический отчет ООО «Уралстройсертификация» 78/08-17-ОБ о значительном износе конструктивных элементов здания школы и расположенных в ней коммуникаций, правового значения не имеют, поскольку утвержденные Постановлениями Правительства от 02.08.2019 № 1006 и от 25.03.2015 № 272 Требования обязательны для исполнения. Доказательств невозможности устранения выявленных недостатков антитеррористической защищенности при существующем состоянии школы ответчик не представил. Кроме того, как пояснил суду директор МАОУ СОШ № 156, капитальный ремонт здания школы запланирован на следующий год, обучение учащихся в здании школы по адресу: <адрес>, продолжится в учебный сезон 2022-2023 года, следовательно, нуждаемость данного образовательного учреждения в оснащении средствами антитеррористической защиты сохраняется.

При таком положении суд удовлетворяет исковые требования прокурора к МАОУ СОШ № 156 о возложении обязанности выполнить на объекте по адресу: <адрес>, следующие работы: 1) оборудовать окна первого этажа и запасных выходов системой охранной сигнализации с выводом в помещение охраны, 2) установить дополнительное освещение спортивной площадки и периметра прилегающей к школе территории, 3) оборудовать здание школы и прилегающей к ней территории в местах постоянного или временного пребывания людей системами экстренного оповещения граждан о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, 4) оснастить въезд на территорию школы воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

Согласно п. 1 Положения «О Департаменте образования администрации города Екатеринбурга», утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 24.06.2014 № 20/18 Департамент образования администрации города Екатеринбурга является отраслевым органом администрации города Екатеринбурга, обеспечивающим осуществление полномочий администрации города Екатеринбурга в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пп. 8 п. 11 названного Положения в целях исполнения возложенных на него полномочий Департамент образования выполняет функции по обеспечению выполнения муниципальными образовательными и подведомственными организациями мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; принятию ими мер по профилактике терроризма, созданию безопасных условий и соблюдению требований охраны труда. Согласно подпункту 26 названного пункта Положения, Департамент осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств, главного администратора и администратора доходов бюджета муниципального образования г. Екатеринбурга, а в соответствии с пп. 1 этого же пункта, от имени администрации города Екатеринбурга создает (учреждает), реорганизует и ликвидирует муниципальные образовательные и подведомственные организации, утверждает их уставы, изменения (дополнения) в уставы, новые редакции уставов, осуществляет иные функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных и подведомственных организаций.

Таким образом, Департамент образования администрации города Екатеринбурга, являясь главным распорядителем бюджетных средств в части расходов в сфере образования, и уполномоченным органом местного самоуправления, на который федеральным законодательством возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, обязан обеспечить финансирование работ, выполнение которых возложено настоящим решением суда на МАОУ СОШ № 156, по заявленному иску является надлежащим ответчиком.

По приведенным мотивам суд удовлетворяет исковые требования прокурора к ответчику Департаменту образования администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности обеспечить финансирование следующих работ в здании МАОУ – Средняя общеобразовательная школа № 156 по адресу: <адрес>: 1) по оборудованию окон первого этажа и запасных выходов системой охранной сигнализации с выводом в помещение охраны, 2) по установке дополнительного освещения территории (спортивной площадки и по периметру ограждения), 3) по оборудованию здания школы и прилегающей к ней территории в местах постоянного или временного пребывания людей системами экстренного оповещения граждан о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, 4) по оснащению въезда на территорию школы воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

По требованию прокурора суд устанавливает ответчикам срок для выполнения наложенных судом обязанностей – три месяца со дня вступления решения суда в законную силу и не находит оснований для установления более продолжительного срока, поскольку длительное непринятие мер к обеспечению антитеррористической защиты учебного заведения создает угрозу жизни и здоровья посетителей. Ссылка на недостаточность финансовых средств и короткий период времени для исполнения указанной обязанности относятся к вопросам, разрешаемым в ходе исполнения судебного акта, что может быть преодолено путем обращения с заявлением об изменения порядка и способа его исполнения либо с заявлением о рассрочке, отсрочке его исполнения.

Судом установлено, что установленный по результатам обследования недостаток в виде необорудования помещения охраны на первом этаже с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной и тревожной сигнализацией на момент рассмотрения дела ответчиком МАОУ СОШ № 156 устранен. Ответчик представил в дело фотографии, на которых зафиксировано помещение охраны школы на первом этаже с установленными системой видеонаблюдения и сигнализации, а также работающие мониторы.

Согласно объяснениям директора МАОУ СОШ № 156, в данном учреждении работает инженер по информационным технологиям, в обязанности которого входит полное обслуживание системы контроля доступа в школу и системы видеонаблюдения школы, в связи с чем привлечение для этих целей сторонних организаций путем заключения договора повлечет дополнительные расходы для образовательного учреждения.

В подтверждение своих доводов представитель ответчика - директор МАОУ СОШ № 156 представил должностную инструкцию инженера по информационным технологиям. В данной инструкции указаны требования к образованию - высшее профессиональное (техническое), предмет обязанностей - содержание системы контроля доступа в школу и системы видеонаблюдения школы, предусмотрена ответственность за неисполнение инструкции, а также содержится подпись ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ об ознакомлении с инструкцией и получении ее второго экземпляра.

Учитывая наличие в штате МАОУ СОШ № 156 сотрудника, ответственного за надлежащее состояние системы контроля доступа в школу и системы видеонаблюдения школы, суд находит обоснованными доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для понуждения к заключению договора на обслуживание СКУД и видеонаблюдения, поскольку данное действие повлечет возложение на школу дополнительных материальных издержек, имеется другой способ выполнения требований закона об обеспечении надлежащей работы систем контроля и видеонаблюдения.

По приведенным мотивам суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований к ответчику МАОУ СОШ № 156 о возложении обязанности заключение договора на обслуживание СКУД и видеонаблюдения, оборудовать помещение охраны на первом этаже с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной и тревожной сигнализацией.

Ввиду отказа судом в понуждении ответчика МАОУ СОШ № 156 к выполнению вышеперечисленных обязанностей правовых оснований для удовлетворения исковых требований к Департаменту образования администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по заключению договора на обслуживание СКУД и видеонаблюдения, оборудованию помещения охраны на первом этаже с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной и тревожной сигнализацией, суд не находит.

В заявленных требованиях истец просил обязать ответчика Департамент образования администрации города Екатеринбурга обеспечить финансирование, а МАОУ СОШ № 156 - выполнить такие работы как оборудование ограждения территории охранной периметральной сигнализацией с выводом на пост (помещение) охраны (не менее 2,5 м), оборудование ограждения территории высотой не менее 2,5 метра. Между тем, такое требование законодательством на образовательные учреждения второй категории опасности не возложено.

По приведенным мотивам исковые требования истца к ответчику МАОУ СОШ № 156 об обязании выполнить такие работы как оборудование ограждения территории охранной периметральной сигнализацией с выводом на пост (помещение) охраны (не менее 2,5 м), оборудование ограждения территории высотой не менее 2,5 метра, удовлетворению не подлежат. Ввиду отказа судом в понуждении ответчика МАОУ СОШ № 156 к выполнению вышеперечисленных обязанностей правовых оснований для удовлетворения исковых требований к Департаменту образования администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по заключению договора на обслуживание СКУД и видеонаблюдения, оборудованию помещения охраны на первом этаже с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной и тревожной сигнализацией, суд не находит.

В ходе судебного разбирательства ответчик МАОУ СОШ № 156 исковые требования признал, ссылался лишь на отсутствие финансирования для выполнения указанных прокурором мероприятий, то есть на невыполнение требований закона по объективной причине, не зависящей от волеизъявления ответчика. Департамент как отраслевой орган Администрации г. Екатеринбурга в силу закона от уплаты государственной пошлины освобожден независимо от процессуального статуса по делу.

При таком положении правовых оснований для взыскания с кого –либо из ответчиков государственной пошлины в местный бюджет суд не находит.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Департаменту образования Администрации г. Екатеринбурга, МАОУ – Средняя общеобразовательная школа № 156 о возложении обязанности, удовлетворить частично.

Обязать Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование следующих работ в здании МАОУ – Средняя общеобразовательная школа № 156 по адресу: <адрес>:

-по оборудованию окон первого этажа и запасных выходов системой охранной сигнализации с выводом в помещение охраны,

-по установке дополнительного освещения территории (спортивной площадки и по периметру ограждения),

-по оборудованию здания школы и прилегающей к ней территории в местах постоянного или временного пребывания людей системами экстренного оповещения граждан о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации,

-по оснащению въезда на территорию школы воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

Обязать МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 156 в течение трех месяцев с момента поступления финансирования выполнить на объекте по адресу: <адрес>, следующие работы:

-оборудовать окна первого этажа и запасных выходов системой охранной сигнализации с выводом в помещение охраны,

-установить дополнительное освещение спортивной площадки и периметра прилегающей к школе территории,

-оборудовать здание школы и прилегающей к ней территории в местах постоянного или временного пребывания людей системами экстренного оповещения граждан о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации,

-оснастить въезд на территорию школы воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

В удовлетворении остальной части исковых требований Чкаловского района г. Екатеринбурга, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Департаменту образования Администрации г. Екатеринбурга, МАОУ – Средняя общеобразовательная школа № 156 о возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Решение изготовлено в совещательной комнате в печатном виде.

Председательствующий Ю.В. Тарасюк