ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-715/16 от 24.02.2016 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

№2-715/2016 (№2-9204/2015)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2016 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Запаровой Я.Е.

при секретаре Бедаревой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ю.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Парус» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Ю.А. обратился в суд с иском к ООО «Парус» о защите прав потребителя.

В обоснование требований указал на то, что 25 июня 2015 года приобрел в туристической компании ООО «Парус» авиабилет для дочери А.Ю. по маршруту Торонто-Москва-Новосибирск-Москва-Торонто с датой вылета с 14 по 31 августа 2015 года стоимостью 66 398 руб. В связи с задержкой выдачи визы и невозможностью вылета дочери в указанные даты он (истец) уведомил ООО «Парус» о переводе билета «на открытые даты» с возможностью вылета до 14 января 2016 года. При обращении к ответчику для получения авиабилета на даты с 14 декабря 2015 года по 03 января 2016 года получил отказ в связи с прекращением деятельности авиакомпании. На письменное обращение 14 октября 2015 года к ответчику с претензией о расторжении договора и возврате суммы получил ответ от 21 октября 2015 года с указанием на то, что денежные средства перечислена за авиабилета перевозчику. Полагая отказ незаконным, ссылаясь на ст.ст.27,28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», ст.ст.309,310 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на то, что ООО «парус» является агентом ОАО «АК «Трансаэро» и вправе впоследствии возвратить денежные средства с авиаперевозчика, просил расторгнуть договор на оказание услуг от 25 июня 2015 года, взыскать с туристической компании ООО «Парус» стоимость авиабилета 66 398 руб.. неустойку 59 758 руб. 20 коп., компенсацию морального вреда 50 000 руб., штраф.

В уточненном исковом заявлении истец дополнительно указал на то, что порядок возврата за неиспользованные авиабилеты в связи с прекращением осуществления перевозки пассажиров ОАО «АК Трансаэро» определены авиаперевозчиком следующим образом: авиабилеты, приобретенные через представительства (филиалы), возвращаются в представительствах (филиалах) перевозчика; билеты, приобретенные через интернет-сайт перевозчика и оплаченные безналичным способом, возвращаются путем подачи заявления на сайт перевозчика; билеты, приобретенные в агентствах, туристических компаниях, билетных кассах, возвращаются через место приобретения авиабилетов. Также дополнительно сослался на пункты 231,237 Федеральных авиационных правил, согласно которым возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза пассажиру, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за перевозку, за исключением случая, предусмотренного пунктом 238 Правил. На основании этого заявление подлежало удовлетворению ответчиком в течение 10 дней, отказ в возврате стоимости перелета является основанием начисления неустойки и компенсации морального вреда, так как прекращение выполнения перевозчиком перевозки оказалось сильным потрясением, отказ в возврате суммы лишает возможности авиабилет у иного перевозчика.

Представитель ответчика Т.В. возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что Общество является ненадлежащим ответчиком. ООО «Парус» не оказывает услуги по перевозке пассажиров, а только осуществляет продажу авиабилетов компаний-перевозчиков на основании договора о продаже пассажирских перевозок от 25 августа 2014 года между ООО «ТАВИО» и ООО «Парус». Договор на оказание услуги по перевозке заключен между истцом и ОАО «АК «Трансаэро», которое и является надлежащим ответчиком. В целях возврата сумм ООО «Парус» обратилось 05 октября 2015 года в ОАО «АК «Трансаэро» за переоформлением билета, на что был получен отказ. Претензия истца была перенаправлена в ООО «ТАВИО», а последним – в ООО «ЦАВС Новосибирск», которые также сообщили о невозможносии обмена авиабилета. Свои обязательства ООО «Парус» выполнил надлежащим образом.

Представители третьих лиц ОАО «АК «Трансаэро», ООО «ТАВИО», ООО «Центральное агентство воздушных сообщения Новосибирск» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

От ООО «ЦАВС Новосибирск» поступил письменный отзыв, в котором Общество, ссылаясь на пункты 231,232 Федеральных авиационных правил, ст.116 Воздушного кодекса Российской Федерации, полагал надлежащим ответчиком перевозчика.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом, Ю.А. в июне 2015 года обратился в ООО «Парус» за приобретением авиабилета на имя 3 лица (дочери А.Ю.) для прилета из Торонто в Новосибирск.

По заказу Ю.А. ООО «Парус» приобрело авиабилет компании ОАО АК «Трансаэро» на имя А.Ю. по маршруту Торонто – Москва-Новосибирск-Москва-Торонто с датами вылета-прилета с 14 по 31 августа 2015 года.

За авиабилет и услугу по его бронированию Ю.А. оплачено 66 398 руб., из которых ООО «Парус» перечислило в пользу ООО «ТАВИО» (контрагенту по договору о приобретении пассажирских перевозок) 64 457 руб.

В указанные в авиабилете даты перевозка не состоялась по причинам, зависящим от пассажира (как пояснил истец – в связи с задержкой визы).

Приказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) от 20 октября 2015 года №663 сертификат эксплуатанта №51 ОАО «АК «Трансаэро» аннулирован с 26 октября 2015 года.

При обращении Ю.А. в октябре 2015 года по вопросу переноса перевозки на иные даты (14 декабря 2015 года-03 января 2016 года) получил отказ в связи с прекращением деятельности авиакомпании ОАО АК «Трансэаро».

Адресованная истцом ООО «Парус» претензия о возврате суммы оставлена без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском, полагая ответственным за возврат стоимости авиабилета лицо ООО «Парус».

В соответствии со ст.780 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно ст.103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.

Таким образом, предметом договора между Ю.А. и ООО «Парус» являлась услуга по приобретению авиабилета.

Лицом, ответственным за перевозку пассажира, являлось ОАО «АК «Трансаэро».

Перевозка не состоялась по причинам, связанным с деятельностью авиаперевозчика, сертификат которого на перевозку пассажиров аннулирован до даты предполагаемого вылета пассажира. Именно в связи с неоказанием данной услуги (по перевозке) связаны основания иска Ю.А.

В соответствии с п.1 ст.116 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Согласно п.6 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утв. Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года №102, Перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах, лицу, осуществляющему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов на основании предусмотренного законодательством Российской Федерации сертификата соответствия) или другому лицу, в том числе перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

Согласно п.231 Федеральных авиационных правил возврат провозной платы, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика.

Возврат провозной платы в связи с прекращением операционной деятельности перевозчика, приостановлением действия сертификата эксплуатанта, аннулированием сертификата эксплуатанта, приостановлением действия лицензий, аннулированием лицензии, прекращением действия лицензии осуществляется перевозчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ООО «Парус» лицом, ответственным перед Ю.А. лицом за возврат стоимости авиабилета, в связи с прекращением деятельности авиакомпании не является.

Доводы стороны истца о размещении на сайте информации о возврате стоимости авиабилетов в пунктах их приобретения не являются достаточным основанием для удовлетворения требований, поскольку само по себе не означает возврат стоимости за счет туристической компании, тогда как основания иска связаны с отказом ООО «Парус» как агента возвратить денежные средства.

ООО «Парус» действует на основании договора о продаже пассажирских авиаперевозок, заключенного с ООО «ТАВИО», по условиям которого ОООО «Парус» является заказчиком услуг по бронированию и оформлению авиационных билетов.

На запрос суда ПАО «Аэрофлот» (осуществлявшее перевозки ОАО «АК Трансаэро» до 15 декабря 2015 года) сообщило об информационном характере данной статьи на интернет-сайте и обязанности перевозчика возвратить денежные средства на основании действующего законодательства.

Именно ОАО «АК «Трансаэро» в электронном письме сообщило о готовности возвратить истцу часть оплаченных средств за авиабилет в сумме 2 383 руб.

На основании изложенного предъявленные к ООО «Парус» исковые требования Ю.А. о возврате стоимости авиабилета и вытекающие из него требования о взыскании неустойки, компенсации морального вреда в связи с отказом в возврате суммы, штрафа удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Ю.А. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Я.Е. Запарова

.

.

.