ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-715/19 от 26.11.2019 Сергачского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2-715/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сергач 26 ноября 2019г.

Сергачский районный суд Нижегородской области в составе:

Председательствующего судьи Гусева С.А.,

При ведении протокола пом. судьи Киселевой Н.Г.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

ФИО1 в судебное заседание не явилась. Уведомлена надлежащим образом.

Представитель ФИО1 – ФИО2 поддержала основания и требования, изложенные в исковом заявлении и пояснила, что в соответствии с договором найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №*** от 22 августа 2014 года наймодателем- сектором жилищной политики администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области ФИО1 (нанимателю) передано жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: *** для временного проживания.

Наймодателю принадлежит вышеуказанное жилое помещение на основании свидетельства о государственной регистрации права от 08 июля 2014 г. № ****.

Предоставляемое жилое помещение отнесено к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании распоряжения администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области № 1136-р от 07.08.2014.

Срок действия Договора составляет 5 лет с 22.08.2014 г. по 22.08.2019 г.

Срок действия договора истек, а обстоятельства, указанные в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», для заключения договора на новый пятилетний срок- отсутствуют.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, ФИО1 имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Однако, до настоящего времени ответчиком, в нарушении пункта 3 части 2 ст.57 ЖК РФ, ФИО1 не предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социально найма, по установленной норме предоставления.

В судебном заседании представитель истца дополнила доводы искового заявления, пояснив, что при принятии решения о заключении с ФИО1 нового договора социального найма специализированного жилищного фонда в отношении выделенной ей для проживания квартиры, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, были нарушены требования Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.08.2017г. №628.

Как следует из п.3 указанного Порядка, для принятия решения орган местного самоуправления не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, письменно запрашивает у лица, из числа детей-сирот справку о наличии (отсутствии) алкогольной или наркотической зависимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях запрашивает:

справку органов внутренних дел о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в отношении лица из числа детей-сирот в течение 5 лет со дня заключения договора найма специализированного жилого помещения;

копию финансового лицевого счета с места жительства лица из числа детей-сирот, содержащего сведения о наличии (отсутствии) задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги;

акт обследования жилищно-бытовых условий, составленный государственным казенным учреждением Нижегородской области «Управление социальной защиты населения», с указанием среднедушевого дохода семьи либо одиноко проживающего гражданина, являющегося лицом из числа детей-сирот;

акт проверки (обследования) государственной жилищной инспекции Нижегородской области в отношении жилого помещения специализированного жилищного фонда, занимаемого лицом из числа детей-сирот.

Информация о наличии (отсутствии) судебного решения о лишении родительских прав либо об ограничении в родительских правах в отношении своих детей родителя, являющегося лицом из числа детей-сирот, представляется органами опеки и попечительства соответствующего муниципального района (городского округа).

О проведении 10.06.2019 обследования выделенного ФИО1 жилого помещения, ФИО1 письменно не уведомлялась и не могла представить каких-либо доказательств, подтверждающие ее материальное положение, что противоречит п.3.1 Порядка.

С выпиской из лицевого счета о наличии задолженности за коммунальные услуги по выделенному ФИО1 жилого помещения, в размере *** руб. ФИО1 не согласна, хотя и не обжаловала данную выписку.

09.09.2019 ФИО1 обратилась в администрацию Сергачского района с заявлением о предоставлении выделенной ей квартиры по договору социального найма в бессрочное пользование, т.к. никаких оснований для заключения срочного договора социального найма специализированного жилищного фонда не имелось.

16.09.2019 администрация Сергачского района отказала ФИО1 в удовлетворении заявления и ФИО1 было предложено обратиться в сектор жилищной политики ОКСа администрации Сергачского района для заключения очередного срочного договора социального найма специализированного жилищного фонда. После этого, ФИО1 вынуждена была обратиться в суд за защитой жилищных прав.

На основании ст.ст. 8, 10 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 57 ЖК РФ представитель просит суд обязать администрацию Сергачского муниципального района Нижегородской области заключить с ФИО1 бессрочный договор социального найма жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения - не менее 30 кв.м, находящегося в границах Сергачского района Нижегородской области, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Представитель ответчика администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился. Имеется ходатайство о рассмотрении заявления в их отсутствие. С исковыми требованиями не согласны.

Как следует из отзыва, 21 июня 2019г. состоялось заседание Межведомственной комиссии по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, в результате которой принято решение о заключении договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда на новый пятилетний срок в отношении предоставленного ФИО1 жилого помещения по адресу: ****. Данное решение принято на основании двух обстоятельств:

- ФИО1 не предоставлены сведения для расчета среднедушевого дохода семьи лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, или одиноко проживающего гражданина;

- ФИО1 нарушены условия договора найма специализированного жилого помещения - наличие задолженности по оплате жилищно- коммунальных услуг в размере *** руб. (л.д.26-27).

Заслушав представителя истца и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии с пунктом 6 статьи 8 указанного Закона, срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что 22.08.2014 ФИО1 и администрацией Сергачского муниципального района Нижегородкой области заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №35/14 (л.д.8-10).

Согласно пункта 1 договора, наймодатель передает нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 08.07.2014 №***, состоящее из квартиры общей площадью 34,4 кв.м, расположенное по адресу: ****, для временного проживания в нем.

Представляемое жилое помещение отнесено к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании распоряжения администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области №1136-р от 07.08.2014 (пункт 3 договора).

Срок действия договора составляет пять лет с 22.08.2014 по 22.08.2019 (пункт 5 договора).

По окончании срока настоящего договора при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен с нанимателем однократно на новый пятилетний срок (пункт 6 договора).

В соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 24 августа 2017г. №628 «Об утверждении порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации», к обстоятельствам, свидетельствующим о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, относятся:

1) среднедушевой доход семьи лица из числа детей-сирот или одиноко проживающего гражданина, являющегося лицом из числа детей-сирот, ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной Правительством Нижегородской области и действующей на дату принятия решения;

2) алкогольная или наркотическая зависимость лица из числа детей-сирот;

3) лишение лица из числа детей-сирот родительских прав либо ограничение в родительских правах;

4) привлечение к уголовной ответственности лица из числа детей-сирот или наличие в отношении него факта уголовного преследования в период действия договора найма специализированного жилого помещения;

5) нарушение условий договора найма специализированного жилого помещения (п.2 Порядка).

Согласно п.3 указанного Порядка, для принятия решения, орган местного самоуправления не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, письменно запрашивает у лица, из числа детей-сирот справку о наличии (отсутствии) алкогольной или наркотической зависимости;

в порядке межведомственного информационного взаимодействия в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях запрашивает:

справку органов внутренних дел о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в отношении лица из числа детей-сирот в течение 5 лет со дня заключения договора найма специализированного жилого помещения;

копию финансового лицевого счета с места жительства лица из числа детей-сирот, содержащего сведения о наличии (отсутствии) задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги;

акт обследования жилищно-бытовых условий, составленный государственным казенным учреждением Нижегородской области «Управление социальной защиты населения», с указанием среднедушевого дохода семьи либо одиноко проживающего гражданина, являющегося лицом из числа детей-сирот;

акт проверки (обследования) государственной жилищной инспекции Нижегородской области в отношении жилого помещения специализированного жилищного фонда, занимаемого лицом из числа детей-сирот.

Информация о наличии (отсутствии) судебного решения о лишении родительских прав либо об ограничении в родительских правах в отношении своих детей родителя, являющегося лицом из числа детей-сирот, представляется органами опеки и попечительства соответствующего муниципального района (городского округа).

Согласно выписке из лицевого счета №*** ФИО1 зарегистрирована по адресу: **** (л.д.31).

Согласно акту обследования материально-бытового положения жителей Сергачского района от 10.06.2019 № **, ФИО1 зарегистрирована одна в однокомнатной благоустроенной квартире. На момент посещения, ФИО1 в квартире не было. По информации соседей, в квартире проживает бабушка, которая дверь никому не открывает. С ФИО1 специалист неоднократно связывалась посредством мобильной связи. Н.Ю. сообщила, что в настоящее время они с мужем проживают в г. Нижнем Новгороде, работают. Специалистом были запрошены справка о составе семьи и сведения о доходах ее и мужа за последние 3 месяца, необходимые для составления акта материально - бытового обследования. На дату составления акта документы не предоставлены. По информации бухгалтера ООО «Свой дом» у ФИО1 имеется задолженность по оплате ЖКУ. Сумма задолженности на 01.06.2019 г. составляет *** рублей (л.д.32).

Согласно п.4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.08.2017г. №628, не менее чем за 45 рабочих дней до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения межведомственная комиссия, созданная органом местного самоуправления (далее - Комиссия), рассматривает документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, и принимает решение о наличии (отсутствии) обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

В состав Комиссии по согласованию включаются представители органа опеки и попечительства, учреждений социальной защиты населения, органов внутренних дел, государственной жилищной инспекции Нижегородской области.

Согласно п.5 Порядка, наличие хотя бы одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящего Порядка и подтвержденных представленными документами, является основанием для заключения с лицом из числа детей-сирот договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.

21 июня 2019, т.е. в установленный законом срок, состоялось заседание Межведомственной комиссии по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Комиссией принято решение о заключении договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда на новый пятилетний срок в отношении предоставленного ФИО1 жилого помещения, в связи с отсутствием сведений о доходах и нарушения условий договора найма специализированного жилого помещения(л.д.29-30).

09.09.2019 ФИО1 обратилась в администрацию Сергачского района с заявлением о предоставлении выделенной ей квартиры по договору социального найма в бессрочное пользование, т.к. никаких оснований для заключения срочного договора социального найма специализированного жилищного фонда не имелось (л.д.11-12). При этом, ФИО1 не представила никаких доказательств, подтверждающих отсутствие оснований для заключения срочного договора социального найма специализированного жилищного фонда.

16.09.2019 администрация Сергачского муниципального района отказала ФИО1 в удовлетворении указанного заявления и ей было предложено обратиться в сектор жилищной политики ОКСа администрации Сергачского района для заключения очередного срочного договора социального найма специализированного жилищного фонда (л.д.45).

Данный отказ суд считает законным, т.к. никаких доказательств, подтверждающих отсутствие нуждаемости в помощи государства в преодолении трудной жизненной ситуации, ФИО1 представлено не было.

Такие доказательства не представлены и суду.

Кроме этого, ФИО3 заявлены требования: обязать администрацию Сергачского муниципального района Нижегородской области заключить бессрочный договор социального найма жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения - не менее 30 кв.м, находящегося в границах Сергачского района Нижегородской области, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Однако, основания иска указаны иные, не относящиеся к предмету иска. ФИО1 может претендовать на заключение договора социального найма в отношении выделенной ей квартиры, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, а не на какое-то иное помещение, как это следует из исковых требований.

Оценивая доводы представителя истца о том, что о проведении 10.06.2019 обследования выделенного ФИО1 жилого помещения, ФИО1 письменно не уведомлялась и не могла представить каких-либо доказательств, подтверждающих ее материальное положение, что противоречит п.3.1 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, суд находит их несостоятельными, т.к. п.3.1 указанного Порядка, введен в действие постановлением Правительства Нижегородской области от 14.10.2019 N 758, т.е. после вынесения решения Межведомственной комиссии в отношении ФИО1

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1- отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца, с момента изготовления в окончательной форме, в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Сергачский районный суд.

Судья: Гусев С.А.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 ноября 2019г.

Судья: Гусев С.А.